Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Страна ГЛАГОЛИЯ»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4»
г. Рославля Смоленской области
Урок по русскому языку
для учащихся 3 - х классов
«Страна ГЛАГОЛИЯ»
Василюженкова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов
2021 год
Цель урока: продолжить формировать знания о глаголе как части речи
Задачи урока:
∙ Выявить уровень знаний детей по данной теме.
∙ Развивать устную и письменную речь учащихся, выразительность, творческие способности, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.
∙ Формировать навыки самостоятельной работы.
∙ Воспитывать интерес к уроку русского языка, активность, самостоятельность, умение работать в паре.
Ход урока
І. Психологический настрой:
Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем.
Добрый день и добрый час!
На уроке второй класс.
Пожелаем всем удачи
И пятерок нам в придачу.
За работу, нам пора,
Ну, ни пуха, ни пера!
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
-Пусть урок принесёт вам радость общения. Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Желаю вам интересных открытий, а я с удовольствием буду вам помогать, когда это будет необходимо.
Сегодня я желаю вам достичь маленькую, но важную вершину на пути к грамотности.
1. «Мозговой штурм»
— Закройте глаза и скажите слово «журнал» …
— Какие ассоциации возникают у вас? (события, мир, обложка, кроссворды, анекдоты, )
— Названия каких журналов вы знаете, читали дома?
(показ журналов)
2. Сообщение темы урока
— Сегодня у нас необычный урок. К нам обратились сотрудники одной редакции с просьбой собрать необходимый материал для нового журнала. Каждому из вас предстоит стать сотрудником этого журнала. А в конце урока мы с вами посмотрим. Какой журнал у нас получился.
(на протяжении всего урока на доску вывешиваются страницы журнала(по одной) без рисунков)
А для этого вы должны пройти собеседование, ведь люди, работающие в журнале должны быть грамотными, сообразительными, много знать и уметь.
ІІІ. Работа по теме
Первая страница «Это нужно знать на пять» (вывесить станицу журнала)
1. Ответственный момент Приём на работу — редакция возложила на меня.
Сообщение темы, постановка целей урока. Введение в игровой сюжет
- Я буду называть слова, а вы попробуйте догадаться, о чём я говорю?
- Спинки, ручки, парты, улыбку.
-Ребята я вижу вам трудно меня понять?
А если я скажу: Выпрямили спинки, приготовили ручки, сядьте ровно за партами, подарите мне улыбку.
Слова, которые вам помогли меня понять, что называют?
(предмет, признак предмета или действие предмета?)
Слова какой части речи называют – действие предмета ? (глагол)
- Кто догадался, какую часть речи мы будем закреплять на уроке? (Глагол.)
- Кто назовет тему сегодняшнего урока?
- Вы правильно догадались, что сегодня будет в центре нашего внимания часть речи – ГЛАГОЛ.
- И наш журнал называется «Страна Глаголия» (выставить титульник на доску «Наши проекты»)
2. Работа в тетради
Все вы приняты на работу. Наш класс на целый урок превратится в редакцию, а в любой редакции люди работают по группам, в отделах.
Откроем наши тетради и запишем. Когда мы были приняты на работу: число и месяц. А работа, какая у нас будет? (классная, отличная)
Вторая страница «Наука и глагол»
Отдел науки. Мы сейчас поработаем в отделе науки. Серьёзный отдел.
Возьмите на парте желтый конверт (он один на двоих) достаньте всё из него и соберите солнышко с лучиками из слов, которые относятся к части речи - глагол.
И тогда, вы узнаете, какие умения нам понадобятся на уроке. А лишние слова – (слова которые не являются глаголами) отложите.
( РАССУЖДАТЬ, ДУМАТЬ, НАБЛЮДАТЬ, СЛУШАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ)
(С..бака. В..р..бей. В..рона. С..рока. К..рова. В..сна ) – лишние слова
Кто готов? поднимите руку.
Проверка: РАССУЖДАТЬ, ДУМАТЬ, НАБЛЮДАТЬ, СЛУШАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ.
Верно!!! Такие умения пригодятся нам на уроке.
- А сейчас давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе?
(составляется кластер)
ГЛАГОЛ изменяется по числам
часть речи
Отвечает на вопросы
действие
- Применим свои научные знания о глаголе в работе.
(вывесить станицу журнала)
Третья страничка «Юный сыщик»
Отдел расследований
Нам поручили расследовать важное дело: вернуть на место буквы, которые сбежали из слов.
Помните вы отложили лучики с лишними словами ( прочитайте их)
- Догадались, какой вид работы мы сейчас будем выполнять?
(Работа со словарными словами)
С..бака. В..р..бей. В..рона. С..рока. К..рова. В..сна
— Скажите, все ли слова мы будем записывать. Какое слово лишнее ?(весна)
- Почему?( оно не словарное)
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (безударная гласная проверяемая ударением)
— Какое проверочное слово?
- Давайте вспомним правило проверки безударных гласных.
(Если буква гласная вызвала сомнение.
Ты её немедленно ставь под ударение)
–Запишите слова в тетради, вставляя пропущенную букву зелёной ручкой.
- Кто записал, поднимите руку!
- Обменяйтесь с соседом по парте своими тетрадями и проверьте, правильно ли вы записали словарные слова.
- Поднимите вверх зелёный кружок если ваши товарищи написали словарные слова правильно, если они допустили одну ошибку поднимите жёлтый кружок, а если 3 и более поднимите красный кружок.
— Давайте не будем обижать весну. Составим чистоговорки.
Работа в парах. Составление чистоговорок.
На, на, на – наступила солнечная весна.
Ну, ну, ну – мы встречаем весну.
Не, не, не – не будем плохо говорить о весне.
— Ребята, назовите, пожалуйста, весенние месяцы.
- А какие ассоциации у вас возникают со словом весна.
Ассоциации «Весна»
(тепло, солнце, листья, первые цветы…)
— Какие первые цветы появляются весной? Правильно, подснежники.
— Подснежники называют «разведчиками весны». Почему?
Прием «Эмпатия» (звучит тихая музыка)
Представим себя цветком. Чтобы вы сказали человеку, который хочет сорвать этот цветок?
— Давайте и мы не будем срывать цветы.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать
— Покажите свои добрые лица. Добрый человек не сделает больно цветку, который радуется жизни. Как хорошо ему на лугу среди друзей. Давайте сохраним эту красоту.
Сделаем так, чтобы и у нас в классе расцвели подснежники.
(Каждой паре дается подснежник, на обратной стороне задание)
Работа в парах.
Весна (что сделала?)…, ручьи (что делают?)…., солнце
(что делает?)…., трава (что делает?), птицы (что делают?) …, подснежники (что сделали?)….
- Запишите в тетради сочетания слов, которые у вас получились, вопросы тоже пишите в скобках. Если у кого то не получается, то на помощь может прийти сосед по парте.
- Посмотрите внимательно на глаголы, которые вы записали. На какие две группы их можно разделить?
(единственное число, множественное число)
(вывесить станицу журнала)
Физминутка
Как живешь? - Вот так !
Как идешь!
Как бежишь?
Как шалишь?
Как даёшь?
А берёшь?
Как грозишь?
Как ты спишь?
А сидишь? Сели за парты.
Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ
Спина? – ПРЯМАЯ.
- Молодцы.
Четвертая страница «Новость дня»
Отдел новостей.
Какой же журнал без новостей? Давайте их узнаем. Я предлагаю вам поработать парами.
- Перед вами лежат листики с текстом. Я вам предлагаю поработать в группе.
(дети делятся на группы)
Посмотрите внимательно на текст и скажите, чего в нём не хватает?
(В тексте нет точек)
- Я вам предлагаю разбить текст на предложения и обозначить конец каждого предложения. Точки можете ставить на листочках.
Работа с деформированным текстом.
Ранняя весна
Наступила ранняя весна звонкая капель стучит по земле в лесу пахнет душистыми почками с берёзки течёт сладкий сок ожил лес.
ПРОВЕРКА
(Наступила ранняя весна. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет душистыми почками. С берёзки течёт сладкий сок. Ожил лес.)
- Сколько предложений вы насчитали в тексте? (5)
- Прочитайте их.
- Молодцы.
- Что нужно знать, чтобы правильно записать предложения?
(первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка)
- Молодцы.
- О какой новости идёт речь в тексте?
(Лес ожил)
- Как вы понимаете смысл этого предложения ЛЕС ОЖИЛ?
(Над головой слышится звонкая трель. За стволами деревьев мелькают стайки птиц. Весной много хлопот и забот у пернатого царства)
ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ.
- Спишите предложения и подчеркните глаголы. (можно по рядам)
ЕСЛИ МАЛО ВРЕМЕНИ
— Запишите второе предложение. Подчеркните глагол или разберите предложение, по членам предложения выписывая словосочетания.
(вывесить станицу журнала)
7. Выставление оценок
- 45 минут вы трудились над составлением журнала. Вы являлись сотрудниками редакции, поэтому я сейчас буду вам выплачивать зарплату (выставление оценок)
- Но перед тем, как я выставлю вам оценки, попрошу вас заполнить лист самооценки. Если вы согласны с высказываниями, записанными на листе, то в пустом прямоугольнике поставьте плюс, если не согласны, поставьте минус. Посмотрите в свои листы самооценки, посчитайте, сколько «+» вы заработали?
Встаньте, кто набрал 5 или больше «+»? Вы получаете отметку «5».
Встаньте, у кого 4 «+»?. Вы получаете отметку «4».
Посмотрите на свои листы самооценки, где не стоят «+»? Какие задания у вас вызвали затруднения? Какие знания и умения вам пригодились на уроке?
Лист самооценки
Я могу объяснить, какая часть речи называется глаголом |
|
Я понял, что глагол может изменяться по числам |
|
Я знаю словарные слова |
|
Я знал правило проверки безударных гласных |
|
Я без ошибок определил границу предложений |
|
В группе помогал выполнить задание |
|
Внимательно слушал учителя и одноклассников |
|
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы |
|
8. Планёрка
– А сейчас у нас планёрка.
На планерке собираются все сотрудники журнала и подводят итоги.
— Посмотрите (учитель обращает внимание детей на листы журнала ) интересным, познавательным получился у нас журнал«Страна Глаголия»?
— Понравится ли этот журнал второклассникам других школ?
- (Нет, не очень)
- Почему?
(На нём нет рисунков)
- Правильно, для того, чтобы журнал хотели читать надо его сделать красочным и тогда его захотят и прочитать, и посмотреть, и купить.
- Я вам предлагаю побыть в роли художников. Мы с вами разделимся на 5 групп (по количеству страниц журнала) и каждая группа придумает и нарисует иллюстрацию к своей странице.
9. Домашнее задание
Придумать и нарисовать иллюстрацию к своей странице.
Спасибо за урок!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русский язык 4 класс ПНШ Тема: «Спряжение глагола»
Конспект урока русский язык 4 класс ПНШТема: «Спряжение глагола»...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Число глаголов" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Число глаголов»Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам; формирование умения определять число глаголаПлан...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Времена глаголов" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Времена глаголов» Цели деятельности учителя: формирование представлений о временах глаголов.Планируемые результатыПредметные: - знать ...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Род глагола в прошедшем времени" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о глаголах в прошедшем времени с суффикс...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему: «Род глаголов в прошедшем времени»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя:ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по род...