ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 20.10.2022
УМК: «Школа России»
Класс: 3А
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: Сложные слова
Цель урока:
Содержательная: знакомство с понятием «сложные слова».
Деятельностная: формирование у учащихся умения отличать сложные слова от других слов, выделять в них корень
Задачи урока:
Образовательные:
1. Формировать умение находить сложные слова, отличать их от других слов
2. Формировать умение правильно оформлять предложение в письменной речи.
3. Развивать умение объяснять смысл пословицы.
4. Развивать умение объяснять лексическое значение слова.
Развивающие:
1. Развивать умение с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.
2. Развивать умение выбирать источник получения информации.
3. Развивать умение согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
4. Формировать умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
5. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
6. Формировать умение ответственно выполнять свою часть работы.
7. Формировать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
8. Формировать умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать личностные качества детей: трудолюбие, самостоятельность.
2. Воспитывать положительное отношение к языковой деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение находить сложные слова, отличать их от других слов
2. Умение правильно оформлять предложение в письменной речи.
3. Умение объяснять смысл пословицы.
4. Умение объяснять лексическое значение слова.
Личностные:
1. Проявление личностных качеств детей: самостоятельность, трудолюбие.
2. Положительное отношение к языковой деятельности.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Умение выбирать источник получения информации.
2. Умение согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
3. Умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Регулятивные:
1. Умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
2. Умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Коммуникативные:
1. Умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
2. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
3. Умение ответственно выполнять свою часть работы.
Оборудование: презентация.
Образовательный ресурс: Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – (Школа России). – С. 77-78
План урока:
1.Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Этический заряд. Работа с пословицей.
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Игра «Лови ошибку»
2.2. Самоопределение к деятельности
3. Этап выявления места и причины затруднение
3.1. Введение нового понятия
3.2. Постановка проблемы урока
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Планирование деятельности
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Наблюдение над сложными словами.
5.2. Самостоятельное формулирование правила.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1. Работа с учебником (стр. 77 упр.138).
6.2. Работа со стихотворением.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
7.1. Выполнение упражнения (с.78 упр. 139)
7.2. Самостоятельное списывание текста.
7.3. Устное объяснение орфограмм.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
8.1. Самостоятельное образование сложных слов.
8.2. Подведение итога урока.
9. Этап рефлексии учебной деятельности
Ход урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Полина Александровна, и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Садитесь. 1.2. Проверка готовности к уроку - Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку: на столах у вас должен лежать учебник, тетрадь и пенал -Вижу, все готовы, давайте начнём. 1.3. Этический заряд. Работа с пословицей. -Ребята, посмотрите на слайд. Прочтите пословицу про себя: Труд человека кормит, а лень портит. - Прочти вслух. - Как вы понимаете смысл пословицы? -Я вам желаю сегодня на уроке быть наблюдательными, внимательными и трудолюбивыми |
Дети настраиваются на работу, объясняют смысл пословицы: У человека, который трудится, будет всё, что он захочет, а ленивый человек ничего не делает, лень его только портит | Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная Индивидуальная
| Л1 ПР3 К1 К2
|
2. Этап актуализации пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений индивидуальной деятельности каждого учащегося
| 2.1. Игра «Лови ошибку» - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Лови ошибку». Если то, что я говорю верно, то вы хлопаете, если вы заметили ошибку, то поднимаете руку и исправляете. 1..Корень – это главная часть предложения (-) 2. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+) 3. Берёза, осина, дуб - это однокоренные слова.(-) 4. Окончание – это изменяемая часть слова.(+) 5. Суффикс помогает образовывать новые слова (+) 6. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (-) - Молодцы, ребята, вы поймали все ошбки 2.2. Самоопределение к деятельности - Рассказать секреты слова, Я для вас всегда готова, На уроке будь готов, сам раскрыть секреты слов. В стране родного языка не всё известно нам пока, Но мы исследовать начнём и сами до всего дойдём. Вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. - Итак, начинаем. |
| Фронтальная
Фронтальная
| П3 П2 К1 Л1
|
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организа-ция анализа уча-щимися возник-шей ситуации и на этой основе выя-вить места и при-чины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний,умений или способностей. | 3.1. Введение нового понятия - Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа. - Запишите слова. Каждое слово на новой строчке. Школа (Это учебное заведение) школьник, школьный Альбом (книга, тетрадь в переплёте для стихов, рисунков, коллекций)альбомный, альбомчик Книголюб (Любитель книг, книги любит) книга, книжный, книжечка, любовь, любимая 1.Объясните лексическое значение этих слов. 2.Подберите однокоренные слова 2.Выделите в этих словах корень. - Что такое школа? - Подберите однокоренные слова к слову школа. Запишите их в тетрадь - Выделите корень в этих словах. В словах: школа, школьник, школьный – корень школ,. - Что такое альбом? - Подберите однокоренные слова к слову альбом. Запишите их в тетрадь. - Выделите корень в этих словах. В словах альбом, альбомный, альбомчик – корень альбом. - Кто такой книголюб? - Подберите однокоренные слова к слову книголюб. Запишите их в тетрадь. - Сколько корней в слове книголюб?
- Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование. - Нужно подобрать однокоренные родственные слова: книга, книжный, книжечка. Во всех этих словах общая часть – корень -книг- (г//ж). Нужно подобрать родственные слова: любит, любимая, любовь, любимый. Во всех этих словах общая часть – корень -люб-.) - В слове книголюб два корня. - Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? (Потому что слова образовались от сложения корней.)
3.2. Постановка проблемы урока - Мы знаем, что есть сложные слова. - Чего мы не знаем?
|
Сложные
Как их определить, как выделять в них корень, как их отличить от других слов | Фронтальная Индивидуальная
Фронтальная
| ПР4 П2 К2 Л1
Л2 |
4. Этап построе-ния проекта выхода из затруднения Задача: постанов-ка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока - Кто догадался, какова же тема нашего урока? СЛАЙД 4.2. Формулирование цели урока - Какова же будет цель нашего урока?
4.3. Планирование деятельности -Что мы для этого должны сделать?
- Да, ребята, сегодня мы с вами научимся отличать сложные слова от других слов, научимся выделять корень в сложных словах. | - Сложные слова
Научиться отличать сложные слова от других слов. Учиться выделять корень в сложных словах.
Выполнять упр., высказывать своё мнение, выделять корни в словах, внимательно слушать | Фронтальная | Р1 Р2 К1
Р! К2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися ново-го способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Наблюдение над сложными словами. - А сейчас проведём наблюдение над сложными словами, которое поможет сформулировать правило. - Отгадайте загадки и запишите отгадки, объясните лексическое значение слова и выделите в словах корень. (Один учащийся работает у доски)
Вот стальная птица, В небеса стремится, А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолет) - Почему его так назвали? - Выделите корень в слове.
Он жужжит, урчит, свистит. Щётка — шланг на нём висит. С пола все собрал пылинки, И бумажки, и соринки. Кто чистюля? Вот вопрос! Ну конечно… (Пылесос) - Почему у него такое название? - Выделите корень в слове. Здесь кончается река Что течёт издалека И срываясь с высоты Тонны падают воды Завораживает взгляд Ниагарский ... (Водопад) - Почему его так назвали? - Выделите корень в слове. Печь по рельсам быстро мчит Громыхает и стучит. За собою тащит воз, То не печь, а … . (Паровоз) - Почему у него такое название? - Выделите корень в слове. Сам по морю, он идет, Колет носом толстый лед. За собой сквозь льды провел Кораблей сто... (Ледокол) - Почему он так называется? - Выделите корень в слове.
- Сколько корней в словах? - Что добавили, чтобы соединить корни слов? - Как можно назвать эти гласные? Почему?
- Какова их роль? - Да, это наши буквы-помощницы. Они помогают слову, соединяя два корня 5.2. Самостоятельное формулирование правила. - А сейчас всё обобщим и попробуем сформулировать правило, которого нет в учебнике. - Работать будем в парах. Возьмите карточку на парте, прочитайте, обсудите, впишите пропущенные слова Слова, у которых _____ корня, соединённые гласными __________, называются _______________ словами. |
- Кто прочитает, что у вас получилось. - Кто согласен с …? - Прочитайте ещё раз это правило про себя. - А теперь расскажите его друг другу в парах.
- Почему же такие слова называют сложными?
Если в слове корня 2 – это сложные слова ФИЗМИНУТКА Встанем, дети, (Встали.) Скажем тихо: Раз, два, три, четыре, пять. -(Шагаем.) Приподнялись,(Поднялись на носочках.) Чуть присели (Приседаем.) И соседа не задели,(Садимся.) А теперь придется встать, (Встали, потянулись.) Тихо сесть, (Ровно сели.) И продолжать |
Он сам летает
Он собирает пыль
Вода падает
Пар и возит
Колет лёд
Два корня Гласные «о» и «е» Соединительные, они соединяют два корня Соединить корни слов
Они образовались от сложения двух корней |
Фронтальная Индивидуальная
Фронтальная Парная
| Л1 ПР1 ПР4 ПР3 К1 К2
К3 ПР1 ПР4 ПР2 П3
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
| 6.1. Работа с учебником (стр. 77 упр.138). - А теперь мы будем тренироваться в написании сложных слов. - Откройте учебник на стр. 77 упр. 138. - Задание будем выполнять по вариантам. - 1 вариант – первый столбик, 2 вариант – второй столбик. - Прочитаем слова в первом столбике. - Прочитаем второй столбик слов. - Вам нужно записать эти слова к себе в тетрадь и выделить в них корень. СЛАЙД - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. Сверьтесь со слайдом. - У кого нет ни одной ошибки? Поднимите руку. - У кого 2-3 ошибки? - У кого больше 3 ошибок? - Почему эти слова сложные?
6.2. Работа со стихотворением. - Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте, так как потом вам нужно будет назвать сложные слова. Пролетает самолёт С ним собрался я в полет. Проплывает пароход Пусть меня с собой возьмёт. Проезжает паровоз, Вот бы он меня подвёз. Вот идёт пешеход, На дороге гололёд. Осторожней, пешеход! - Сколько было сложных слов? Какие? Назовите их - Молодцы, вы были внимательны |
В них два корня
6 | Фронтальная Индивидуальная Взаимопроверка
Фронтальная Индивидуальная Самостоятельная работа | П1 ПР1 ПР2 ПР4 Л1 Л2
ПР1 ПР4 П1 К1 К2 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнитель-ская рефлексия (коллективная и индивидуаль-ная) достижения цели пробного учебного дейст-вия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1. Выполнение упражнения (с.78 упр. 139) - А сейчас мы с вами попробуем сами составлять сложные слова. Но для начала посмотрим, как это сделал писатель Юрий Коваль. - Откройте учебник на стр. 78 упр. 139. - Прочитайте отрывок текста. - Какое сложное слово придумал автор, чтобы назвать то, что наблюдал? - Удачно ли выбрано слово? Что оно означает? 7.2. Самостоятельное списывание текста. - Самостоятельно спишите текст к себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы 7.3. Устное объяснение орфограмм. - Давайте проверим написание орфограмм в словах. Начнём с … . Прочитай первое слово с пропущенной буквой. - Какая буква пропущена в слове? - В какой части слова пропущена буква? Как проверим написание? - Какое проверочное слово? - Второе слово прочитай … . |
Снегодождь
Выглянул Буква я |
Фронтальная индивидуальная
Самостоятельная работа
Индивидуальная Фронтальная | ПР1 ПР4 П1 К1
ПР2 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изу-ченных ранее знаний, повто-рение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1. Самостоятельное образование сложных слов. - У вас на карточках записаны словосочетания. Вам нужно заменить словосочетания сложным словом, выделить в нём корень и подчеркнуть соединительную гласную.
Рыбу ловит - _____________________ Снег падает - _____________________ Сам катится - _____________________ Ходит по Луне - ___________________ Ловит птиц - ______________________ Пешком ходит - ____________________ Разводит пчёл - ____________________ - Давайте проверим выполнение. Посмотрите на слайд. Проверьте свои работы. СЛАЙД - У кого нет ошибок? - У кого 1-2 ошибки? - У кого 3 и больше? 8.2. Подведение итога урока. - Какие же слова называются сложными? - Ребята, а три ученика ответили на вопрос так. СЛАЙД - Все непонятные слова называются сложными.
- Все длинные слова – это сложные.
- Слова, в которых 2 корня, называются сложными.
- Кто из ребят прав? - Кто может повторить правило? - Какую роль играют сложные слова в нашей речи? |
Их используют для краткости речи, вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание. | Индивидуальная Самостоятельная работа
Фронтальная
| ПР1 ПР4 К2 Л1 Л2
К1 Р1 Р2
|
9. Этап рефлек-сии учебной деятельности Задача:самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Какова была цель нашего урока?
- Поднимите руку, если вы считаете, что мы достигли цели? - Поднимите руку, если вы активно работали на уроке, у вас всё получалась, вам было всё понятно. -Поднимите руку те, у кого были трудности, было что-то не понятно, было скучно. - Кто бы поставил себе за урок ? Поднимите руку - За что бы вы себя похвалили на уроке? - Какое задание вам было интересно выполнять? Почему? - Нужна ли была вам помощь товарищей или учителя? -Спасибо за работу! До свидания. | Научиться отличать сложные слова от других слов. Учиться выделять корень в сложных словах.
|
Самооценка | Р3 П2 К1 К2 |