АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Обучение русскому языку в 1–4 классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Бердска
Рассмотрено: на заседании педагогического совета № 1 от 31.08.2022 г. | Согласовано: заместитель директора по УВР Хаманова О.А __________________ «31» августа 2022 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»,
реализующая ФГОС НОО
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов
(индивидуальное обучение)
Автор-составитель:
учитель-дефектолог
Ломиворотова Н.В.
Бердск
2022 г
1.Пояснительная записка
Рабочая адаптированная образовательная программа по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) для 1-4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ,от 23.07.2013 №203-ФЗ);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014;
3.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучаюшихся с умственной отсталостью;
4.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30.12.2013г. №1015;
5.Устав МАОУ СОШ №4;
6.Локальные акты образовательного учреждения;
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под ред. В.В. Воронковой. - М: «Просвещение», 2013.
Цель: формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
- Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.
- Освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
- Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Социально адаптировать в плане общего развития, сформировать нравственные качества.
- Корректировать недостатки эмоционально-личностного и социального развития.
2.Общая характеристика учебного предмета
Обучение русскому языку в 1–4 классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Обучение грамоте
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В образовательном плане АООП МАОУ СОШ № 4 на изучение русского языка в первом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов (33 учебных недели); 2 -4 класс – по 68 часов (2часа в неделю,34 учебных недели).
4. Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ―введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
2. Патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения русского языка как науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовно-нравственного воспитания: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4. Эстетического воспитания: создания равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; популяризации российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
6. Трудового воспитания: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
7. Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
8. Ценностей научного познания: мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Предметные результаты изучения курса «русский язык» подразделяются на минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
-деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
-обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
-выделение из текста предложений на заданную тему;
-участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
-различение звуков и букв;
-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
-дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
-составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
-деление текста на предложения;
-выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
-самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
5. Содержание учебного предмета
1 класс– 66 часов.
Добукварный период 17 ч
«Слово»
Практическое знакомство со словом, условно - графическим изображением слова, соотнесение зафиксированных слов с конкретными предметами, «запись» слов условно графической схемой.
«Предложение» Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2, 3 слов по картинке. Деление предложений на слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений с обязательным выбором соответствующей картинки.
«Слог (часть слова)» Деление двусложных слов на части (слоги). Фиксация части слова с условно-графическим изображением.
«Звук» Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре. Дифференциация оппозиционных звуков: [м]- [н], [б] - [п], [д]- [т], [с]- [з], [с]- [ш] и т.д. развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком.
«Развитие зрительных и пространственных восприятий» Различие и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг. Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Исключение предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме или величине.
«Развитие моторных умений» Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок. Разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
«Графические навыки» Умение держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги. В альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий. Работа с трафаретом. Шаблоном, проведение линий по контуру. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради. Печатание букв А, У, М, О, Н, С по трафарету, по образцу.
Букварный период. 49 ч
1 этап. Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн,ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале сова (сильная позиция), подобрать слова. Начинающиеся с изучаемого звука. С опорой на картинки или задания учителя. Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов. Образование и чтение слогов. Состоящих из одной гласной. В словах (а-у. у-а), закрытых (ом, ум, ах.Ох) и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах:[м]-[н], [с]-[ш]4 ма—на, са-ша.
Чтение по слогам из двух усвоенных слогов с последующим повторением целым словом (ма-ма, му-ха, у-ха).соотнесение прочитанного слова с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трехбуквенного слога: мох, сом, сын.
Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке. Чтение предложений из 3 слов с последующим их воспроизведением.
Разучивание скороговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания. Выкладывание звуко-буквенной схемы слова. Запись под диктовку букв и слогов.
2 этап.Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Пп, Тт, Кк, Зз, Шш, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный, звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани0. Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах (са-за, ша-жа, коза –коса); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы-ми, лы-ли, ны-ни, мыл-мил), а также с и-й (мой-мои). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слогов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание слогов в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2-4 слов с последующим воспроизведением прочитанного. Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2-4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя. Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (их 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв.списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 22 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова. Обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3 этап
Повторение пройденных звуков и букв, изученных новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Практическое различие гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах:[ф]-[в], [с]-[ц], [ч]-[щ]; ма-мя, му- мю, су-цу, ша- ща; цвет-свет, плач-плащ.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1-3 слогов.
Чтение предложений из 2-5 слов. Их последующее воспроизведение с имитацией учителя или самостоятельно при выполнении задания.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений. Текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих ситуаций. Выборочное чтение слов. Предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв, слогов, слов и предложений и 3-4 слов.
Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
2 класс-68часов
Повторение. 7ч. Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы. 34ч. Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).
Слово – 12ч. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
- Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?; - нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
- подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),
- сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
- согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение – 6ч. Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Повторение – 7ч. Повторение пройденного за год.
Связная письменная речь (упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку). Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке. Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание (упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока)
3 класс – 68 часов.
Повторение – 7ч.
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме, заканчивание предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы – 27ч.
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных .
Слово – 21ч.
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Большая буква в именах собственных.
Предлоги В, НА, С, ИЗ, У, К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Разделительный ь.
Родственные слова.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне : умение пользоваться словарём, данным в учебнике.
Предложение – 8ч
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения.
Повторение – 5ч
Связная письменная речь
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Чёткое и графически правильное письмо строчных и прописных
букв:
1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А.
2 – я группа – О, С, З, Х, Ж, Е, Э,Я.
3 –я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
Устная речь
Правильное составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы.
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
4 класс – 68 часов.
Повторение (6 ч)
Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чем говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному).
Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.
Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение предложений в диалоге.
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков.
Постановка вопросов к словам.
Звуки и буквы (27 ч)
Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные.
Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием
в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова.
Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении.
Объяснение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь.
Разделительный ь перед гласными и, е, е, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь.
Правильный перенос таких слов.
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка.
Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Написание сочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Слово (20 ч)
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу, рисую (кому?) брату, рисую (чем?) карандашом, рисую (на чем?) на листе.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? Какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твердый).
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.
Отгадывание предмета по его признакам хитрая, рыжая …; голодный … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.
Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь-певец, красивый-красота.
Подбор слов, противоположных по значению.
Распростране6ние предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, сел, городов, деревень и т .д. Знание домашнего адреса.
Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. Предлоги до, за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.
Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шел.
Предложение (8 ч)
Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении.
Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов в предложении по вопросам.
Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника.
Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении.
Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.
Повторение (8ч)
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)
Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. Четкое и графически правильное письмо прописных букв:
1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа - О, С, З, Х, Ж, Е, Е, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.
Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.
Связная письменная речь (в связи с изучением всех разделов программы)
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста.
Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц-он, заяц-трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова.
Письменный пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологических и ограничительных мер, в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19), часть часов учебного курса, предмета, модуля, элективного курса, внеурочной деятельности ( по согласованию с родителями) может быть организована с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в соответствии с п.1.6. «Положения об организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий », утвержденного приказом МАОУ СОШ № 4 от 27.03.20 № 157
Тематическое планирование, 4 класс
Название тем содержания программы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1.Повторение. | 10 | Наблюдение (внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них). |
2.Звуки и буквы. | 50 | Работа с книгой (систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе). |
3.Слово. | 38 | Систематизация знаний (существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний). |
4.Предложение. | 21 | Решение познавательных задач (проблем) (комплексная разнообразная информация познавательного характера). |
5.Повторение. | 17 | Эксперимент (существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них). |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету русский язык
4 класс
№ | Кол-во ч в классе | Самост-но, дистанц-но | Тема урока | Основные направления воспитательной деятельности | ||
1 | 1 | День знаний | 3,6,8 | |||
2 | 1 | Выделение предложения из текста. | 3,6,8 | |||
3 | 1 | Предложение законченное и незаконченное. | 3,6,8 | |||
4 | 1 | Завершение начатого предложения. | 3,6,8 | |||
5 | 1 | Предложение и его схема. Распространение предложений. | 3,6,8 | |||
6 | 1 | Порядок слов в предложении. | 3,6,8 | |||
7 | 1 | Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. | 3,4,6,7 | |||
8 | 1 | Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. | 3,4,6,7 | |||
9 | 1 | Составление предложений по сюжетной картинке. | 3,4,6,7 | |||
10 | 1 | Составление предложений по предметной картинке. | 3,4,6,7 | |||
11 | 1 | Алфавит. Расположение слов по алфавиту. | 3,4,6,7 | |||
12 | 1 | Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове. | 6,7,8 | |||
13 | 1 | Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове. | 6,7,8 | |||
14 | 1 | Различение ударных и безударных гласных. | 6,7,8 | |||
15 16 | 1 | Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. | 6,7,8 | |||
17 18 | 1 | Проверка безударной гласной в слове. | 6,7,8 | |||
19 | 1 | Контрольный диктант. «В норе» | 6 | |||
20 | 1 | Проверка безударной гласной в слове. | 8 | |||
22 23 | 1 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. | 3,6,8 | |||
24 | 1 | Проверка безударной гласной в слове. Закрепление | 3,6,8 | |||
25 | 1 | Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. | 3,6,8 | |||
26 | 1 | Контрольное списывание. | 3,6,8 | |||
27 | 1 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я. | 1,6,8 | |||
28 29 | 1 | Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. | 3,4 | |||
30 | 1 | Письмо по памяти. | 1,6,8 | |||
31 | 1 | Различение твёрдых и мягких согласных. | 3,4 | |||
32 | 1 | Написание жи-ши, ча-ща,чу-щу в словах. | 3,4 | |||
33 | 1 | Картинный дмктант | 3,4 | |||
34 35 | 1 | Написание жи-ши, ча-ща,чу-щу в словах. | ||||
36 | 1 | Различение правил правописания в словах. | 1,6,8 | |||
37 | 1 | Знакомство с разделительным мягким знаком. | 3,4 | |||
38 | 1 | Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него. | 3,4 | |||
39 | 1 | Контрольное списывание. | 6 | |||
40 41 | 1 | Правило написания слов с разделительным мягким знаком. | 2,3,4,6 | |||
42 | 1 | Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него. | 2,3,4,6 | |||
43 | 1 | Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. | 2,3,4,6 | |||
44 | 1 | Картинный диктант. | ||||
45 | 1 | Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний. | 1,6,8 | |||
46 | 1 | Различение звонких и глухих согласных в словах. | 1,6,8 | |||
47 | 1 | Наблюдение за парными согласными на конце слова. | 2,3,4,6 | |||
48 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 2,3,4,6 | |||
49 50 | 1 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 1,6,8 | |||
51 52 | 1 | Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. | 1,6,8 | |||
53 | 1 | Картинный диктант. | ||||
54 55 | 1 | 1 | Правила правописания в слове. Закрепление знаний. | 3,4,6,7 | ||
56 | 1 | Письмо по памяти. | 3,4,6,7 | |||
57 | 1 | Правила правописания в слове. Закрепление знаний. | 3,4,6,7 | |||
58 | 1 | Картинный диктант. | ||||
59 | 1 | Правила правописания в слове. Закрепление знаний. | 3,4,6,7 | |||
60 | 1 | Контрольный диктант. | ||||
61 | 1 | Работа над ошибками Названия предметов, действий и признаков. | 3,6,8 | |||
62 | 1 | Различение названий предметов по вопросам кто? что?. | 3,6,8 | |||
63 | 1 | Различение названий предметов по вопросам кого? чего?. | 3,6,8 | |||
64 | 1 | Различение названий предметов по вопросам кому? чему?. | 3,6,8 | |||
65 | 1 | Различение названий предметов по вопросам кем? чем?. | 3,4,5,6 | |||
66 | 1 | Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём?. | 3,4,5,6 | |||
67 | 1 | Картинный диктант. | 3,4,5,6 | |||
68 | 1 | Выделение названий предметов в предложении. | 3,4,5,6 | |||
69 | 1 | Письмо по памяти. | 2,3,4,6 | |||
70 | 1 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных. | 2,3,4,6 | |||
71 72 | 1 | Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. | 2,3,4,6 | |||
73 | 1 | Контрольное списывание. | ||||
74 | 1 | Названия предметов. Закрепление знаний. | 3,4 | |||
75 | 1 | Письмо по памяти. | 3,4 | |||
76 | 1 | Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?. | 3,4 | |||
77 78 | 1 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 3,6,8 | |||
79 | 1 | Контрольное списывание. | ||||
80 | 1 | Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, вкус предмета. | 3,6,8 | |||
81 | 1 | Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. | 3,6,8 | |||
82 | 1 | Определение предмета по его признакам. | 3,6,8 | |||
83 | 1 | Картинный диктант. | ||||
84 | 1 | Различение названий предметов, действий, признаков. | 3,6,8 | |||
85 | 1 | Постановка вопросов к словам в предложении. | 3,6,8 | |||
86 | 1 | Контрольное списывание. | 4,8 | |||
87 | 1 | Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета. | 3,4,7 | |||
88 | 1 | Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам. | 3,4,7 | |||
89 | 1 | Предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА со словами. | 3,4,7 | |||
90 | 1 | Предлог ИЗ, ЗА, БЕЗ, ДО, ПРО со словами. | 3,4,7 | |||
91 | 1 | Контрольное списывание. | 1,3,6 | |||
92 | 1 | Предлоги. Закрепление знаний. | 3,4,7 | |||
93 | 1 | Письмо по памяти. | 1,3,6 | |||
94 | 1 | Выделение предложения из текста. Деление текста на предложения. | 1,3,6 | |||
95 | 1 | Контрольное списывание. | 1,8 | |||
96 | 1 | Завершение начатого предложения. Порядок слов в предложении. | 1,3,6 | |||
97 | 1 | Связь слов в предложении. Письмо по памяти. | 3,4,8 | |||
98 | 1 | Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. 3,4,8 | ||||
99 | 1 | Разные по интонации предложения. Картинный диктант. | 3,4,8 | |||
100 | 1 | Правописание гласных и согласных в слове. Названия предметов, действий, признаков. | 3,4,8 | |||
101 | 1 | Предложение. Письмо по памяти. | 3,4,8 | |||
102 | 1 | Учись объяснять. Повторение пройденного. | 1,2,3,8 | |||
Итого: 102 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью ( с интелллектуальными нарушениями) Вариант 1 по учебному предмету «Чтение» для 4 класса
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью( с интелллектуальными нарушениями)Вариант 1по учебному предм...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью ( с интелллектуальными нарушениями) Вариант 1 по учебному предмету «Чтение» для 3 класса
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью( с интелллектуальными нарушениями)Вариант 1по учебному предм...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовани...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математика», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 1-4 классов
Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойч...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Чтение», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов
В начальной школе чтение служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи ст...