«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
статья по теме
АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обученОбязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.ия с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 16»
Доклад
«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Доклад подготовила:
Учитель начальных классов
М.В. Цимбалюк
г. Николаевск-на-Амуре2015г.
АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
В реализации АООП участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
На основе Стандарта и с учетом примерной АООП нашей образовательной организацией была разработана АООП на 2014-2015 учебный год с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП. Вариант 2 обязательная часть 60%, а формируемая 40%.
АООП содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП представлены личностными и предметными результатами.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области.
Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 2 АООП.
Содержательный раздел
определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
программу формирования базовых учебных действий;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы
программу сотрудничества с семьёй ( предполагает вариант 2);
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел
определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП.
Организационный раздел включает:
учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность;
систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта.
Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения). АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебный план выстроен в соответствии с требованиями ФГОС и включает предметные области и обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая область".
Перед Вами представлен учебный план для 1класса 2014-2015 учебного года
Образовательные области | Учебные предметы | Класс Количество часов в неделю |
0 | ||
Обязательная часть | ||
1.Язык и речевая практика | 1.1. Русский язык 1.2. Чтение 1.3. Устная речь | 4 4 1 |
2.Математика | 2.1. Математика | 4 |
3.Естествознание | 3.1. Окружающий мир | 1 |
4.Искусство | 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство | 1 1 |
5.Физическая культура | 5.1. Физическая культура | 3 |
6.Технологии | 6.1. Трудовое обучение (Ручной труд) | 2 |
Итого | 21 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе) | 21 | |
Внеурочная деятельность: | 10 | |
коррекционно-развивающая работа: | 5 | |
индивидуальные и групповые логопедические занятия | 2 | |
ритмика | 1 | |
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия | 2 | |
другие направления внеурочной деятельности: | 5 | |
Спортивно-оздоровительное направление | 1 | |
Духовно-нравственное направление | 1 | |
Интеллектуально-познавательное направление | 1 | |
Социальное направление | 1 | |
Трудовое направление | 1 | |
Всего к финансированию | 31 |
Данные программы учебных предметов проработаны и подготовлены нашими педагогами в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Программы содержат:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;
5) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В АООП для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии со Стандартом нет программы по формированию универсальных учебных действий, а разработана программа формирования базовых учебных действий.
Программа по формированию базовых учебных действий, модернизирована нами в план-мониторинг сформированности компетенций, основных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных).
Исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта отражение результатов по организации учебно-воспитательного процесса, освоению программ включает их целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования:
- что должен знать и уметь обучающийся;
- что из полученных знаний и умений он может и должен применять;
- на сколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Изучив проект ФГОС по обучению детей с УО деятельность специалистов была направлена на максимальную реализацию в соответствии с требованиями ФГОС основной и составляющей части адаптированной основной образовательной программы (АООП). В связи с чем, была перестроена не только учебная, но и вся внеурочная деятельность обучающихся. Внеурочная деятельность в школе-интернате представлена программами по нравственному воспитанию «Культура поведения», «Патриот»; по экологическому «Я познаю мир»; Здоровьесберегающее «Здоровье», «За безопасность»; Дополнительное образование «Каникулы» и занятиями, которые реализуют основное назначение внеурочной деятельности в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся, организации их свободного времени. А также создает условия для творческой самореализации обучающихся в комфортной развивающей среде, позитивного отношения к окружающей действительности, социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности, что позволяет расширять социокультурное пространство воспитанников.
Еще одним направлением учебно-воспитательного процесса является реализация программ дополнительного образования, которые работают на формирование жизненных компетенций по направления:
а) приобщение к духовно-нравственным ценностям через общекультурное развитие;
б) развитие физических качеств через занятия спортивного клуба, спортивных секций;
в) развитие логического мышления на основе занятий шахматами, шашками, оригами;
г) развитие творческих способностей через занятия декоративно-прикладным искусством.
В условиях введения ФГОС обучающихся с УО возникла необходимость максимального упрочения и расширения сетевого взаимодействия и сотрудничества.
На сегодняшний день заключены договоры с:
-детско-юношеской спортивной школой,
-районной библиотекой,
- эколого-биологическим центром,
-промышленно-гуманитарным техникумом,
-педагогическим колледжом коренных и малочисленных народов севера,
- районным домом молодежи,
-межпоселенчиским районным Киноцентром,
-территориальной ПМПК.
Столь тесное взаимодействие с различными структурами дает нам возможность максимально качественно организовать процесс реализации адаптированной основной образовательной программы (АООП) при обучении детей с УО. Обеспечить обучающимся с УО комфортное и плодотворное пребывание в школе, сформировать у них необходимые жизненные компетенции согласно требованиям ФГОС, исходя из структуры дефекта, индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...
Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...
Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математика», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 1-4 классов
Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойч...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Чтение», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов
В начальной школе чтение служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи ст...