Тема: Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Цели: отрабатывать умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме, обосновывать выбор написания -тся и -ться в возвратных глаголах; развивать умения составлять текст из деформированных частей, определять его тему и основную мысль. I. Организационный момент Продолжите фразу: «Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу…» (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok4.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 4 класс

УМК: Школа России Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок развития умений

Тема: Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. 

Цели: отрабатывать умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме, обосновывать выбор написания -тся и -ться в возвратных глаголах; развивать умения составлять текст из деформированных частей, определять его тему и основную мысль.

I. Организационный момент

 Продолжите фразу: «Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу…» (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать и т.д.)

II. Минутка чистописания 

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

ешь    ете   ем  ет

ишь ите им  ит

По этим буквосочетаниям попробуйте догадаться, что это мы с вами написали.

--Правильно, это окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

III Актуализация знаний 

- Сейчас давайте, вспомним, что такое глагол?

- На какие вопросы отвечают глаголы н.ф.?

- Формы какого времени имеет глагол?

- Ребята, скажите, что такое спряжение?

- Какие бывают окончания у глаголов?

-Как пишутся глаголы, у которых окончание под ударением?

- А как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?

- Как называются глаголы с суффиксом СЯ?

-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в н.ф.?

- Что пишется перед суффиксом СЯ в возвратных глаголах?

- Приведите примеры(. - здороваться, радоваться)

Словарный  диктант-: плывёт вперёд, лететь вверх, пробежать расстояние, смотреть назад, двигаться снизу, рассмотреть метеорит, купить сеялку, путешествовать повсюду, гореть ярко.

- Сейчас вам следует сделать 2 задания: указать спряжение, подчеркнуть орфограммы.

Самопроверка

IV. Самоопределение к деятельности Открытие новых знаний

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Учиться — всегда пригодится.

— Назовите возвратные глаголы(Учиться, пригодится.)

— Что вы заметили? (Учиться пишется с мягким знаком, а пригодится — без мягкого знака.)

— Как это можно объяснить? (Ответы детей.)

-Ребята, как вы поняли какая тема нашего урока?

- Верно. Какая цель нашего урока тогда? (- правописание – тся и ться в возвратных глаголах

- Научиться определять где пишется ТСЯ а ТЬСЯ).IV.

V. Работа по теме урока

1.- Давайте, проверим наши предположения в учебнике на 104 странице. Сначала прочитайте самостоятельно, затем один нам читает, остальные слушают.

- Ребята, скажите, если глагол отвечает на вопросы что делать ? что сделать? То что пишется перед суффиксом СЯ?

- А если глаголы отвечают на вопросы Что делает? Что сделает? Что происходит перед суффиксом СЯ?

- В форме какого лица эти глаголы?

- Молодцы, ребятки, скажите, правописание ТСЯ и ТЬСЯ в возвратных глаголах, чем является?

- Давайте, проверим по учебнику. Мы правы?

2.- Ребята, сейчас выполняем следующее задания на слайде, что нам нужно сделать? Прочитайте его.(- Образуйте от глаголов н.ф. глаголы в форме и 3-го лица единственного числа настоящего).Ученик у доски

Здороваться –

Прощаться –

Извиниться –

3.Работа по учебнику Упр. 221 (с. 106).

— Прочитайте задание.

— Составьте первое предложение. Какую букву вы поставите на месте пропуска? Почему?

(По аналогии разбираются остальные предложения. Необходимо обратить внимание на однородные члены и сложные предложения.)

— Как можно озаглавить текст?

— Выполните письменное задание к упражнению.

Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 223 (с. 106).

(Работа в парах, самостоятельное выполнение письменного задания. Взаимопроверка, взаимооценка.)

Упр. 225 (с. 107).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)

VII Рефлексия 

1.Работа по карточкам

— Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

1) Слухами земля полнит. ся. 2) Упасть — не беда, беда — не подняться. 3) Друзья познают. ся в беде. 4) Лучше оступит. ся, чем оговорит. ся. 5) Как аукнет. ся, так и откликнет. ся.

 (Фронтальная проверка с объяснением.)

2.( Допонительно)

Смелого пуля боит…ся. Пуля (что делает?) боится. Это глагол в форме 3 лица, пишем без ь.

В лесу можно (что сдела . . . ?) заблудит…ся.

Папа в лесу (что сдела . . . ?) не заблудит…ся.

Миша (что дела . . . ?) купает…ся в ванне.

Маша любит (что дела . . . ?) купат…ся.

Брат (что дела . . . ?) готовит…ся к экзаменам.

К севу нужно (что дела . . . ?) готовит…ся.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Кто доволен своей работой?

— За что вы можете похвалить себя?

Домашнее задание

Упр. 224 (с. 107).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Русский язык. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени+ презентация

Цели деятельности учителя: закрепление умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме, обосновывать выбор написания –тся  и-ться в возвратных глаголах;Планируемые ре...

Конспект урока русского языка "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        закрепление умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме,·...

Конспект урока по теме: «Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: закрепление умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме,обоснование выбора написания –тся и -ться в возвратных глаголах в настоящем и будуще...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: закрепление умения распознавать ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: урок рефлексии;Цель урока: закрепление знаний о правописании возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени;Задачи урокаДидактические:Повторить основные признаки глаг...