Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата: 15.04.22 Школа: Академический лицей № 95 Класс: 2-3 Урок: 3 Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 111 | Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна Группа: 33 Учитель: Удачина Инна Викторовна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока: «Делу время, потехе час»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.
Задачи урока
Дидактические:
- Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной работы;
- Познакомить с игрушками прошлого, такими как юла, волчок и кубарь посредством выполнения упражнений;
- Расширить знания обучающихся о роли языка в жизни человека посредством знакомства с новым материалом.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися посредством групповой работы;
- Развивать интерес к прошлым развлечениям детей посредством знакомства с играми прошлого;
- Развивать познавательные интересы детей.
Воспитательные:
- Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством парной и групповой работы;
- Содействовать развитию языковой культуры и формированию речевых умений: чётко излагать свои мысли.
Оборудование: Родной русский язык, 2 класс, О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, учебная презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Ф Словесный: (эмоциональный настрой) | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Мотивация обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. -Долгожданный дан звонок, Начинается урок! -Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. -Сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. Организует работу по записи числа и классной работы. Предъявляет гигиенические требования. - Садимся правильно. Руки на парте, ноги на полу, спина прямая. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. - Сейчас открываем тетради, записываем число, классная работа. | Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. | Л: Самоопределение К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Учебная презентация. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: (беседа) И Практический: (анализ текста) П Практический: (работа с пословицами). | Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности. -Ребята, давайте вспомним, что такое текст? -Верно! -Что самое главное необходимо соблюдать, чтобы получился текст? -Вы абсолютно правы! -Посмотрите на слайд, это текст? Маленькая пчёлка была здесь каждое утро. Но до захода солнца пчёлка улетала обратно домой. Маленькая пчёлка очень любила лес за городом. Пчёлка летела, говорила с жителями леса и сидела на своём любимом дереве. -Почему? -Верно. Ребята, поставьте предложения в правильном порядке и замените повторяющееся слово на другое. Какое 1 предложение? Какое 2 предложение. Какое 3 предложение? -Какой приём вы использовали? -Отлично! У вас получился отличный текст. Я вижу, что вы очень хорошо усвоили тему прошлого урока. -Ребята, вспомните свои игрушки. Из чего они сделаны? -А как вы думаете из чего раньше делали игрушки? -Ребята, вы все частично правы! -Итак, ребята, посмотрите на слайд. Перед вами игрушка. Продолжите фразу: Игрушка из глины-… -Игрушка из бересты-… -Игрушка из соломы-… -Игрушка из резины-… -Игрушка из пластмассы-… -Ребята, отгадайте загадку: «Мы день не спим и ночь не спим. И день, и ночь стучим, стучим». - Зачем человеку нужны часы? - Что такое время? -Ребята, а с вами случалось такое играли, играли и не заметили сколько времени прошло? -А как вы думаете, почему так происходило? -Ребята, посмотрите на слайд, в парах соберите пословицы, как будете готовы покажите знак готовности. - Как вы понимаете смысл последней пословицы? | Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой (по смыслу). Текст имеет определённую тему, предложения в тексте последовательны. Связь между предложениями. Нет. Неправильный порядок предложений. Маленькая пчёлка очень любила лес за городом. Она была здесь каждое утро. Пчёлка летела, говорила с жителями леса и сидела на своём любимом дереве. Но до захода солнца путешественница улетала обратно домой. Замена слов синонимами, установление связи между предложениями. Ткань, вата, пластмасса. Из соломы, из каких-то подручных средств. Глиняная. Берестяная. Соломенная. Резиновая. Пластмассовая. Часы. Чтобы знать время. Длительность бытия. Да. Потому что заигрывались, забывали о времени, было время. «Минута час бережёт», «Делу время, потехе – час». Смысл этой пословицы в том, что надо уметь работать и отдыхать, а также о вреде бесполезно проведённого времени. | Р: выработать учебную мотивацию. К: учет разных мнений. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Предметные: уметь определять связь предложений в тексте. Предметные: знать значение русских народных пословиц. | Учебная презентация. Учебная презентация. | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: (беседа) Практический: (составление плана урока) | Самоопределение к деятельности. - Предположите, чем мы будем заниматься на уроке. -Как вы думаете, а какая тема нашего урока? - Какие цели на урок мы поставим перед собой? -Итак, ребята. Тема нашего урока: «Делу время, потехе час». Цели: узнать, какие игрушки существовали раньше и как их использовали. -Посмотрите на слайд, это план нашей с вами работы, соберите его в правильном порядке. -Отлично, вы абсолютно правы! -Ребята, посмотрите внимательно на план нашего урока, какой пункт нам уже удалось выполнить? -Абсолютно верно! Первый пункт плана выполнен! | Узнать какие были игрушки прошлого. Делу время, потехе час. Опора: Узнать… Узнать какие игрушки существовали раньше и как их использовали. 1. Узнать, из чего раньше делали игрушки. 2. Как назывались игрушки. 3. Как играли в эти игрушки. 4. Сделать вывод о распределении времени. Узнать, из чего раньше делали игрушки. | П: уметь формулировать тему и цель урока. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Л: учет разных мнений. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Учебная презентация. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | П Практический: (анализ текста) Ф Практический: (рассказ) Наглядный: (просмотр видеофрагмента) Г Практический: (упражнение, языковой анализ) Ф Практический: (чтение текста) | Создание обстановки, направленной на поиск информации. Организация работы в парах с учебником. -Ребята, откройте свои учебники на странице 43, найдите упражнение 3, вторые из команды прочитайте задание вслух команде. -Отлично, как вы поняли задание? Что вам нужно сейчас сделать? -Отлично, совершенно верно. Мы поработаем в парах, с соседом по плечу. Какие правила работы в парах вы знаете? -Верно. Работать будем устно. Ваша задача: прочитать текст очень внимательно и быть готовым рассказать два варианта игры. -Отлично. Работайте в парах. На это задание у вас есть 3 минуты, приступайте. -Итак, ребята, ваше время вышло. Какая пара расскажет нам варианты игры? -Спасибо за рассказ, ребята, вы молодцы! -А сейчас, я предлагаю посмотреть вам, как раньше играли в кубарь. Внимание на экран. Организация работы в группах с учебником. -Ребята, вернитесь на страницу 42, номер 2 из команды прочитайте задание вслух команде. -Хорошо! Как вы поняли задание? -Отлично! Мы будем работать в командах. Какие правила работы в команде вы знаете? -Верно! Запишите в тетради Упражнение 2 -Итак, сейчас по своим номерам читаете текст в командах вслух, затем каждый в свою тетрадь записываете слова, которые вы вместе найдете. Будьте готовы к чтению своей части. Приступайте к заданию, у вас есть 4 минуты. -Ребята, время вышло, команда прочитайте, пожалуйста, каждый свою часть вслух классу. Представитель команды, назовите выписанные вами слова. -Ребята, у каких-то команд получилось по-другому? -Отлично, посмотрите на слайд, данные слова должны быть записаны у вас в тетради, допишите недостающие слова и исправьте лишние слова, если они есть. (Юла юлила, жужжала, спала, прыгала, проходила). -Кто не закончил? -Отлично, молодцы! Вернёмся к нашему плану, второй и третий пункты выполнены! Сейчас мы немного разомнемся. Встаем возле своих мест. Проверьте, что вы никого не ударите и не будете мешать. Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног) | Прочитай текст. Найди описание двух вариантов игры. Нарисуй схему к одному из вариантов. Прочитать текст, найти варианты игры, затем нарисовать схему к одному варианту. Уважать мнение каждого, работать сообща, не перебивать. Выполняют упражнение. Рассказ. Объединитесь в группы по 4 человека. Прочитайте вслух текст: каждый по одной части. Из каждой части выпишите на отдельный лист слова, называющие то, что делала юла. Подготовьте чтение своей части. Прочитайте стихотворение вместе в группе: каждый свою часть. Представьте стихотворение классу. Нам нужно объединиться в группы, прочитать, выписать слова, называющие, что делала юла, подготовить чтение своей части и прочитать. -Работают все, слушать мнение каждого, не перебивать. Читают текст. Читают выписанные слова. Юла юлила, жужжала, спала, прыгала, проходила. Дополняют. Дописывают, исправляют. | П: уметь самостоятельно добывать новые знания. Р: выработать учебную мотивацию. П: определение основной и второстепенной информации. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. К: сотрудничество в приёме информации. Предметные: уметь работать с текстом. Уметь составлять рассказ. Предметные: уметь работать с текстом. | Учебная презентация. Учебник. Видеофрагмент. Учебник. | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | П Практический: (языковой анализ, вывод) П Практический: (языковой анализ) | Организует работу в парах. -А сейчас мы поработаем с вами в парах. -Открываем учебники на странице номер 44, найдите упражнение 4, первые номера прочитайте задание вслух команде. -Что вам нужно сделать? -Хорошо. Запишите в тетрадях Упражнение 4. Работайте в парах, затем запишите слова в тетради. После этого, обсудите вместе слова, относящиеся к юле и к кубарю, сделайте вывод, можно ли слова юлы и кубарю отнести друг к другу. На это задание у вас есть 3 минуты. Приступайте, время пошло. -Ребята, время вышло. Какая пара готова рассказать слова и свой вывод? -Отлично, ребята, ваш вывод абсолютно верный! -Посмотрите на слайд, вы должны были выписать следующие слова. Проверьте, допишите слова, если их не хватает, исправьте, если выбрали неправильный слова. | При работе со стихотворением в упражнении 2 вы в группах нашли и выписали слова, которые называют действия юлы. Выпишите из текста упражнения 3 слова, говорящие о том, что делал кубарь. Сравни слова, относящиеся к юле, и слова, относящиеся к кубарю. Какие «слова кубаря» можно отнести к юле, а какие «слова юлы» - к кубарю? Почему? Найти слова, говорящие о том, что делал кубарь и слова, относящиеся к юле, и слова, относящие к кубарю. Сделать вывод. Кубарь раскручивали, набирал обороты, замедляется, вздрагивает, начинает валиться, крутится, подпрыгивает. Мы считаем, что слова, относящиеся к юле и к кубарю можно заменить друг другом, потому что это слова, имеющие один смысл, только у них разный способ раскручивания: кубарь раскручивают кнутом, а у юли специальный механизм, который можно раскрутить рукой. | П: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. П: построение логической цепи рассуждений, доказательств. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Предметные: уметь анализировать текст. Знать, что такое взаимозаменяемые слова. | Учебная презентация. Учебник. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И Практический: (самостоятельная работа) Ф Словесный: (беседа) | Организация самостоятельной работы. -Ребята, у каждого из вас на столах карточки, подпишите их, пожалуйста. На карточки есть 3 картинки, ваша задача распределить название эти предметов правильно. На это задание у вас есть 3 минуты, приступайте. -Ребята, ваше время вышло. Пожалуйста, поменяйтесь карточками с соседом по плечу и посмотрите на слайд, проверьте самостоятельную работу, поставьте «+», если верно, поставьте «-», если допущена ошибка. -Передайте, пожалуйста, ваши карточки на первую парту. | Проверка по эталону на слайде. 1.Волчок. 2.Юла. 3.Кубарь. | П: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: анализ, синтез, сравнение. Регулятивные: оценка. | Учебная презентация. Раздаточный материал. | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесный: (беседа) И Практический: (формулировка речевого высказывания) | Организация работы над упражнением. -Откройте свои учебники на странице 46, найдите упражнение 7. Мы поработаем устно. Номера 4 прочитайте задание вслух команде. -У вас есть 1 минута на размышления. -Время вышло. Кто может мне рассказать, почему один и тот же предмет можно называть по-разному? -Абсолютно верно, ребята! Один и тот же предмет может выполнять несколько действий, исходя из действий, которые он выполняет люди дают ему разные названия. -Ребята, мы сегодня столько нового узнали об игрушках. Как вы думаете, сильно ли изменились современные игрушки, или же все-таки они похожи? -Хорошо. Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? («Делу время, потехе час»). -Давайте подумаем, как эта пословица связана с нашим уроком и игрушками? -Сделайте вывод о нашей проделанной работе, опираясь на эту пословицу. -Отлично! Вы совершенно правы. Последний пункт нашего плана можно считать выполненным! | Рассмотрите схемы. Подумайте, почему один и тот же предмет можно назвать по-разному? Потому что действия, которые они выполняет, можно назвать по-разному. Есть современные игрушки, которые очень изменились, но все же остались и такие, которые похожи на старые. Тема урока/Пословицу. Чтобы мы знали, сколько времени играть, а сколько учиться. Игрушки - это очень хорошо и весело, но нужно уметь распределять правильно своё время, и на отдых, и на учёбу. Теперь мы будем играть с умом, ведь всего должно быть в меру. | П: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Р: контроль, коррекция, оценка. П: установление причинно- следственных связей. К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Предметные: знать значение русских народных пословиц. Уметь делать вывод по проделанной работе. | Учебная презентация. Учебник. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: (беседа) | Самооценивание результатов. Подвести итог совместной и индивидуальной деятельности. Провести анализ успешности усвоения материала. -Ребята, какая была тема нашего урока? -А какие цели мы ставили перед собой? -Закончите фразу.
-Отлично! -Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен. | Делу время, потехе час. Узнать, какие игрушки существовали раньше и как их использовали. Ответы детей. | П: уметь оценивать себя и свои достижения на уроке. Р: выработать учебную мотивацию. К: планирование учебного сотрудничества. Л: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. | Учебная презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по разделу «Делу время - потехе час»
Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России"...
"Делу время - потехе час" (Литературное чтение, 4 класс)
Проверочная работа по разделу "Делу время - потехе час". Литературное чтение, 4 класс. УМК "Школа России"...
«Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!» 4 класс, автор Л.Ф. Климанова
Конспект открытого урока в дополнении с презентацией....
«Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»
«Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»...
Технологическая карта урока по теме "Делу - время, потехе - час"
Интегрированный урок окружающего мира и математики по теме "Делу - время, потехе - час". 4 класс, программа "Начальная школа XXI века"....
Презентация к обобщающему уроку по разделу "Делу - время, потехе - час"
Задания для групповой работы учащихся на уроке обобщения по литературным произведениям, входящим в раздел "Делу -время, потехе - час" 4 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Делу – время, а потехе – час. Звук [ч`]. Буква Ч,ч» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о согласном звуке [ч’] и букве «Ч,ч»Планируемые результатыПредметные:1.Знать особенности...