«Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Честнова Инга Васильевна

«Обобщающий  урок  по  разделу «Делу время – потехе  час!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  открытого  урока  по  «Литературному   чтению»,

автор   Л.Ф. Климанова в  4 классе «В»

«Обобщающий  урок  по  разделу «Делу время – потехе  час!»

Подготовила: учитель начальных классов Честнова Инга Васильевна.

Цель: закрепить  знания учащихся по теме «Обобщающий  урок  по  разделу «Делу время – потехе  час!»

Задачи:

  • проверить знания учащихся по прочитанным рассказам  раздела;
  • актуализировать знания о событиях, героях и авторах рассказов;
  • учить анализировать и сравнивать похожие рассказы, определять их основную мысль, мораль;
  • отработать навык беглого чтения;
  • развивать связную речь учащихся при самостоятельных ответах в процессе построения сложных распространенных предложений;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование: учебник, презентация, деформированные пословицы, изображенные на снежинках, слова-черты характера,  напечатанные на полосках желтого цвета,  бланки  для составления объявлений,  красные ручки, карточки для исправления ошибок.

Ход  урока

  1. Организационный момент. (слайд 1)

-Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по разделу, который изучили. Проверим, насколько вы были внимательны, что вы запомнили. В конце урока мы подведем итог, кто же лучше всех учился, кто лучше знает материал.

И отправляемся в путешествие в необычную страну - «Страну невыученных уроков». (Слайд 2 )

- Как вы думаете, почему она так называется? (Потому, что все герои этого раздела  уроки не учили).

 -Хорошо!

- Дело в том, что герои прочитанных нами рассказов убежали от своих авторов. Так как они книги читают мало, вот и потерялись. Загрустили авторы и просят нас им помочь! Справимся с задачей? (Слайд 3)

2. Актуализация знаний. (работа с пословицами)

- А чтобы проверить перед столь сложным испытанием свои силы, предлагаю Вам заглянуть в конверт. Сегодня, когда утром я проветривала класс, к нам на подоконник влетели и легли снежинки, но они рассыпались. Давайте попробуем их собрать, чтобы узнать, о чем они нам так хотели сказать.

(Учащиеся собирают пословицы: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»,
«Кто   грамоте   горазд, тому    не пропасть», «Откладывай   безделье, да    не откладывай дело», «Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял»).

-Что у Вас получилось собрать? (пословицы) - Слайд 4.

-Как вы их понимаете? Чему они нас учат? (Не терять время попусту).

- А какая главная пословица и название, изученного нами раздела? (Делу время- потехе час) (Слайд 5).

  1. Работа по теме урока.

- Какие вы молодцы!

 - Какие рассказы мы свами прочитали в этом разделе? (Сказка о потерянном времени, Главные реки, Что любит мишка, Никакой горчицы я не ел)

-Молодцы, ребята! Проверим насколько хорошо вы знаете произведения. Вам нужно определить их названия только по одной фразе.

(1. «Попробуй в Классе запой - сразу выгонят» - В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел»

2. «Они разбрызгивались, и получилось что-то очень приветливое и радостное» - В. Ю. Драгунский. «Что любит Мишка»

3. «Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу» - Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

4. «Я только вчера догадался, что уроки все - таки надо учить» - В. Ю. Драгунский. «Главные реки») (слайд 6)

 

- Отлично ребята, напомните нам главного героя рассказа которые в назвали? Витя Зубов, Денис Кораблев, Мишка и мальчик, который никакой горчицы не ел.(слайд 7)

- Это мальчик которого ваша группа будет искать.

-Герои рассказов плохо учились в школе, прогуливали, не делали уроков и вот, они и потерялись. Как обычно ищут пропавших людей? (Можно составить объявление, спросить у прохожих.)

- Итак, внимание-внимание! Новости школы № 33! (Слайд 8)

(Учащиеся делятся на группы. За каждой группой закрепляется определенный герой. Также детям выдаются бланки - планы ответов, необходимые для описания пропавших героев рассказов.)

 - Этим мы и займемся. Вам выдаются бланки - планы ответов, необходимые для описания пропавших героев рассказов.)

Учащиеся в группах составляют описание героя с опорой на беглое чтение рассказа из учебника и рассказывают о нем. После прочтения описания, открывается слайд с соответствующим героем. После этого герой считается найденным

(слайд 9), (слайд 10),(слайд 11),(слайд 12)

- Молодцы, ребята!  Авторы довольны! (слайд 13,14)

Физ мин.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли, 
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

  1. Работа по вопросам учебника.

Вопрос №9, стр.36

- Давайте вспомним, что такое рассказ? (слайд 15)

В рассказе повествуется об определенных событиях в жизни героя. Писателю важно показать, как герой относится к событиям, какие поступки совершает. Так постепенно с развитием событий раскрывается характер героя, его мысли и чувства.

  1. Проверка домашнего задания.

-Какие мини – сочинения вы написали? (Слушают некоторые из них). 

-Можно ли их включить в данный раздел?

  1. Закрепление по теме урока.

- Смотрите, нам сегодня в окошко, несмотря на зиму, светит солнышко. В классе стало тепло, наши авторы улыбнулись, ведь герои  их произведений найдены! Они-то теперь точно не будут убегать из своих книг, раз есть такие замечательные читатели, как Вы.

- А как вы думаете, какие черты характера нужны ребятам, чтобы успешно учиться в школе? Выберете их. (Ребята из конверта достают черты характера и выбирают необходимые, объясняя свой выбор).

Ответственность

Безразличие

Внимательность

Неопрятность

Настойчивость

Ленивость

Целеустремленность

Грамотность

Послушание

Дружелюбность

Отзывчивость

- Что не хватает нашему солнышку? (Учащиеся выходят к доске и приклеивают лучики на доску к солнышку).

- Ребята, смотрите, какое у нас получилось красивое солнышко? Какое у вас настроение возникает, глядя на него? Почему? (Ответы детей).

- Так в школе интересно, весело или грустно и скучно учиться? (Ответы детей).

     5.  Итог. Оценка работы учащихся.

- Чему научили вас эти рассказы? (Ответы учеников.) (слайд 16)

- Что главное мы должны с вами запомнить? (Делу время – потехе час) (слайд 17)

- Вы все сегодня были молодцы! У вас на столе лежат смайлики, выберете тот, который относится к нашему уроку, оцените свою работу.  

      6.  Домашнее задание.

Читать веселые рассказы о детях

- Спасибо! Урок окончен! (Слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Делу - время, потехе - час" ( внеклассное чтение ) конкурсы для 3 класса по пословицам)

Можно провести конкурсы на уроке чтения по теме: "Устное народное творчество"...

Внеклассное мероприятие в группе продлённого дня "Делу время, потехе - час"

Это мероприятие рассчитано для учащихся начальных классов, которые посещают ГПД. Каждая группа заранее готовит девиз своей команды, оформляет эмблему. Соревнуются дети по параллелям. Конкурсы лучше пр...

Обобщающий урок по разделу «Делу время - потехе час»

Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России"...

"Делу время - потехе час" (Литературное чтение, 4 класс)

Проверочная работа по разделу "Делу время - потехе час". Литературное чтение, 4 класс. УМК "Школа России"...

Открытое мероприятие "Делу время, потехе - час"

В этом мероприятии собраны практически все виды игровой деятельности: шахматы, конкурс загадок, рисование, подвижные игры. Проводится оно между параллелями начальных классов. Данное мероприятие очень ...

Тест по разделу "Делу время - потехе час"

Обобщающий тест по литературному чтению по разделу "Делу время - потехе час"...

Кроссворд к разделу "делу время- потехе час".

Один из занимательных моментов на уроке литературного чтения. Можно использовать как тест на уроке обобщения по теме....