Технологическая карта урока русский язык «Начальная форма глагола» (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Неволин Леонид Ринатович

Тема урока «Начальная форма глагола»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия «неопределённая форма глагола», формирование умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на -чь.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) Развивать умение ставить вопрос к глаголу начальной формы;

2) Формировать представление о начальной форме глагола по вопросам и суффиксам –ть, -ти, -чь.

Предметные:

1) Учиться определять глаголы неопределённой формы в тексте;

2) Уметь обнаруживать все известные орфограммы.

 

Развивающие:

1) Развивать память и речь;

2) Развивать интерес к предмету.

Личностные:

1) Проявлять интерес к изучению новой темы;

2) Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Воспитательные:

1) Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания;

2) Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость;

3) Способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnaya_forma_glagola.docx43.95 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК

Дата: 24.04.2023

Школа: МКОУ "СОШ №3" г. Аши

Класс: 3 Б

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:35 Кабинет: 1

Студент: Неволин Л.Р.

Группа: 46

Учитель: Сивачёва Г.С.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Начальная форма глагола»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия «неопределённая форма глагола», формирование умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на -чь.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) Развивать умение ставить вопрос к глаголу начальной формы;

2) Формировать представление о начальной форме глагола по вопросам и суффиксам –ть, -ти, -чь.

Предметные:

1) Учиться определять глаголы неопределённой формы в тексте;

2) Уметь обнаруживать все известные орфограммы.

Развивающие:

1) Развивать память и речь;

2) Развивать интерес к предмету.

Личностные:

1) Проявлять интерес к изучению новой темы;

2) Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Воспитательные:

1) Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания;

2) Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость;

3) Способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

УМК: «Перспективная начальная школа», учебник русский язык: 3 кл.: Учебник в 3 ч., ч. 3. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (презентация)

1. Проверяет готовность обучающихся к урок.

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. установление контакта с классом.

-  Здравствуйте, ребята. Садитесь.  Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал.

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

- Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

УУКД:

уметь слушать и понимать других;

УУПД:

уметь правильно формулировать свои мысли

УУРД:способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению

Проектор спрезентацией

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (иллюстрация в учебнике)

Группа практических методов (упражнение)

Внешний контроль

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

Словарный диктант.

Полях, земля, весна, лёд, река, снег, ожили, деревья, наряд, лесная.

(подчеркнуть орфограммы). Составить предложения с этими словами.

- Одно предложение записать, выполнить разбор по членам и частям речи.

- Сейчас я вам загадаю загадку, слушаем внимательно:

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

Конечно же - это

- О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке?

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам?

А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе? Молодцы!

Прочитайте пословицы. Подчеркните глаголы.

Лишнее говорить — только делу вредить.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Жить - Родине служить.

Лес сечь - не жалеть плеч.

В какой форме стоят данные глаголы?

- Чем они различаются? (Суффиксами)

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

Записывают число, классная работа.

Выполняют задание.

Определяют, какими знаниями владеют, каких знаний не хватает.

- Глагол

- О глаголе

- Часть речи.

- Действие предмета.

- Что делает? Что сделает?

- Главным – сказуемое.

- В начальной форме

- Суффиксами

УУПД:

Выявлять

Причинно-следственные

связи

УУКД:

уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

УУРД:

Принимать и сохранять учебную задачу

проектор

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (презентация)

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

- Сформулируйте тему урока

- Какова цель нашего урока?

- Составим план урока

Выдвигают варианты формулировок цели и задач урока, участвуют в их обсуждении.

- Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, -чь-)

Познакомить с особенностями глаголов в начальной форме, с суффиксами начальной формы глагола -ть (-ти, -чь).

Развивать умение ставить вопрос к глаголу начальной формы.

Находить глаголы начальной формы в тексте.

1.Изучение нового материала

2. Закрепление изученного

3. Итог урока

4. Домашнее задание

УУРД:

выработать учебную мотивацию, 

УУПД:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД:

доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей

Проектор с презентацией

Открытие нового знания

Реализация плана по решению проблемы и обобщение выявленных затруднений

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов (беседа)

Группа практических методов (упражнение)

Внешний контроль

Организует обсуждение различных вопросов; организует подводящий диалог, уточняет правило

А сейчас открываем учебники и находим упражнение 174.

Упражнение 174 – запись с комментированием. Выделить суффиксы начальной формы глагола.

пила - пилить, напилить

мыло – мылить, намылить

завтрак – завтракать, позавтракать

коса – косить, покосить

- Что общего у глаголов начальной формы?

- Правильно. Давайте выделим суффиксы

- Сформулируйте правило. Вам помогут вопросы в учебнике (с. 153).

(Дети формулируют правило о начальной форме глагола)

Выполняют упражнения,

делают выводы, рассуждают

по вопросам.

УУРД:

проговаривать последовательность действий на уроке; формировать познавательной инициативы.

УУПД: находить и выделять необходимую информацию; делать предположения и обосновывать их.

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Проектор с презентацией

учебник

Физминутка (1 минута)

V.Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (рисунок, схема)

Группа практических методов (задание)

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

Работа в парах:

Из данных пословиц и поговорок выписать глаголы выделить суффикс.

Лучше с умным потерять, чем с глупым — найти. Жизнь прожить — не поле перейти. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Лес сечь — не жалеть плеч. Лягушек бояться — в реке не купаться. Волков бояться — в лес не ходить.

В какой форме стоят все глаголы? На какие вопросы они отвечают? Какой суффикс сообщает нам том, что глаголы стоят в начальной форме?

Заметили, что суффикс –ть начальной формы глагола может выглядеть и по-другому: как –ти, и как –чь.

Вы обнаружили, что некоторые глаголы в начальной форме заканчиваются на -ся, но что это? В некоторых случаях после суффикса начальной формы в глаголе может стоять частица –ся. Подробнее о ней вы узнаете чуть позже! Пока просто подчёркивайте частицу –ся в тех глаголах, где она есть.

Объясняют выполнение своей работы.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Парная

Группа практических методов (самостоя

тельная работа)

Взаимоконтроль

1. Начало самостоятельной работы учащихся. 

2. Оказание индивидуальной помощи 

3. Организация взаимопомощи 

4. Конструктивная критика 

5. Поощрение

- Сейчас у нас будет небольшая самостоятельная работа. Возьмите розданные вам листочки и подпишите их. Будем писать выборочный диктант, ваша задача записать только глаголы в начальной форме. На это задание дается 5 минут.

Поиграл, дочь, нести, стеречь, хитрый, скрип, шуметь, железа, тянуть, струиться, качать, живут, берег, цвести, лохматый, кони, победить

- Время вышло, обменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте работы по эталону на экране. Если работа выполнена без ошибок – поставьте плюс. Если есть ошибки – минус.

- Передаем листы с задних парт

- Молодцы! Обменяйтесь листочками и проверьте по образцу.

Выполняют самостоятельную работу

УУРД:

отличать, верно, выполненное задание от неверного;

- осуществлять взаимоконтроль

УУКД:

слушать и понимать речь других

УУПД:

Уметь работать самостоятельно

Раздаточный материал, проектор с презентацией

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов

Внешний контроль

Организует деятельность по закреплению знаний в нестандартной ситуации.

Работа в группах

Прочитай предложения. Запиши слова, которые заканчиваются на –чь в два столбика: существительные, глаголы.

Овец нужно стричь, стеречь и беречь. У нее красивая дочь. Лодка дала течь. Река возвращается к истокам, чтобы опять течь. Залезай быстрее на печь. Бабушка начала печь пирожки. Была тёмная ночь. Он услышал родную речь.

Как называются эти слова? У существительных укажем грамматические признаки. У слов –омонимов разный состав? Давайте разберём.

Выполняют предложенные задания.

.

- Слова-омонимы

УУПД:

ориентироваться в своей системе знаний

УУРД:

высказывать свое предположение

УУКД:
точно и полно выражать свои мысли

проектор

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная индивидуальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (презентация)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

-Какую цель на урок мы ставили?

- Кто считает, что он достиг цели, поднимите руку.

Подводит итоги урока.

- Сегодня вы работали замечательно. Спасибо за урок, до свидания!

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

-  Познакомиться с особенностями глаголов в начальной форме, с суффиксами начальной формы глагола -ть (-ти, -чь).

УУРД:

осуществлять самоконтроль

УУКД:

слушать и понимать речь других

УУПД:

рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Проектор с презентацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Неопределенная форма глагола» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Неопределенная форма глагола»Цель урока: Воспроизвести знания об обобщенном лексическом значении глагола, его роли в языке.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Неопределенная форма глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлени...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения находить глагол неопределённой формы.Задачи урокаДидактические:узнать что такое неопределённая форма глагола;научить определять по вопро...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Задачи урокаДидактические:уметь определять неопределенную форму ...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола.Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием не...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола" (3 класс)

Цель урока: формирование понятия о неопределенной форме глагола, умения определять по вопросам неопределенную форму глагола.Задачи урокаДидактические:учить распознавать глаголы в неопределенной форме ...