Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола". 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: Формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.
Задачи урока
Дидактические:
- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;
- уметь правильно ставить глаголы в начальную форму;
- уметь различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
Развивающие:
- Развивать умение анализировать, делать выводы на основе выполнения учебных заданий;
- Развивать мыслительные навыки, словарный запас на основе упражнений.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
- Воспитывать грамотность письма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата: 26.04.22 Школа: МКОУ «Потаповская ООШ» Класс: 3 Урок: 1 Время: 8:00-8:40 Кабинет: 2 | Студент: Кистанова Анна Николаевна Группа: 42 Учитель: Кольцова Наталья Сергеевна |
Тема урока «Неопределённая форма глагола»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: Формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.
Задачи урока
Дидактические:
- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;
- уметь правильно ставить глаголы в начальную форму;
- уметь различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
Развивающие:
- Развивать умение анализировать, делать выводы на основе выполнения учебных заданий;
- Развивать мыслительные навыки, словарный запас на основе упражнений.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
- Воспитывать грамотность письма.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный: беседа Фронтальная форма | -Здравствуйте, ребята. -Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу! Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать! | Приветствуют друг друга. | Учебная презентация | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Практический:каллиграфическое упражнение Аналитический Фронтальная форма | - Открываем тетради и записываем число, классная работа. Сегодня 18 апреля. Не забываем про правило посадки. Сидим ровно. Минутка чистописания - Сейчас вам нужно прописать сочетания букв, чередуя каждый слог: ть, ти, -Далее с новой строки вам нужно написать следующий слог до конца строки чь. - Пишем красиво, аккуратно! - Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие сочетания букв? Приведите пример. - Хорошо. - Прежде чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что мы изучили на предыдущих? - Что такое глагол? - Все верно, молодцы! -А сейчас посмотрите на слайд, перед вами стихотворение С. Михалкова «Если» Мы … и … в окна. Тучи по небу … . На дворе собаки … , Даже … не … . Но как вы видите, в нем не достает слов, попробуйте догадаться, какие слова нужно вставить. -Слова какой части речи здесь пропущены? -Кто сможет прочитать текст с пропущенными глаголами? Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, Даже лаять не хотят. | -О глаголе - Глагол –это часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д | Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качества и уровень усвоения. | Учебная презентация | |
- Найдите, пожалуйста, глагол, у которого мы не можем определить время действия. ( на слайде представлены данные глаголы в ряд) Что мы можем сказать о глаголах первой группы? 6. Действие, происходящее в какое время, они обозначают? 7. Мы можем по этим глаголам определить – одно лицо производит действие или несколько? 9. Значит, эти глаголы обозначают и время, и число. (По этим глаголам мы можем определить время действия лиц и число ). 10. Мы можем то же самое сказать о глаголе ЛАЯТЬ? -Можно ли сказать, что глагол ЛАЯТЬ обозначает действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем? Можно по этому глаголу определить, сколько лиц производили это действие? -Как вы думаете, как называется такая форма глагола | сидим лаять смотрим летят мокнут не хотят - Действия происходят в настоящее время -Да. Несколько Нет -Мы не можем определить когда происходило данное действие. -Неопределенная | ||||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, разъяснение | -Сформулируйте тему данного урока? -Поставьте цель на урок? -Ребята, чтобы нам продолжить нашу работу, у нас будет план, по которому мы будем работать. 1.Повторить, что такое глагол. 2.Познакомиться с неопределёнными глаголами. 3. Выполнить тренировочные задания. 4. Проверить свои знания. Также у каждого на столе лежит небольшой листочек. Кто мне скажет, что это ? -Совершенно верно, это карта успеха, в которой мы будем отмечать наши с вами достижения с помощью галочек. -Первый пункт плана мы с вами уже реализовали | Неопределённая форма глагола -Узнать какая форма глагола является неопределенной. Карта успеха | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебная презентация | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: взаимопроверка Практический: работа с учебником Конструирование: преобразовывание слов. Работа в парах Работа в группах Словесный: беседа Аналитический | Посмотрите внимательно на эту схему. Лаять Пр. вр. Н..вр. лаял лает лаяла лают
-Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ? -Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола. -Какой вывод можно сделать? -Отметьте первое окошко в карте успеха -Посмотрите на слайд, какие слова здесь стоят в неопределенной форме? Если взять все эти лужи И соединить в одну… На какой вопрос они отвечают? -Какой вывод мы можем сделать из этого всего? -Посмотрите на схему, она будет вам помощником в дальнейшем. Н.Ф.= неопр. ф. Что делать? Что сделать? - ть, -ти, -чь -Итак, давайте сверим, то, что мы с вами узнали. -Откройте учебники на странице 106 и прочитайте правило. - Кто сможет рассказать данное правило? -Все верно, Молодцы! -Вот мы реализовали 2 пункт плана -Сейчас давайте встанем и немного разомнемся. | -Потому что от него образованы остальные формы слова. Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола . -Взять, соединить -Что сделать? - Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? /что сделать? -Выполняют задание | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: устанавливать причинно-следственные связи, предъявлять цепочки объектов и явлений. П: выдвигать гипотезы и их обоснование | Учебная презентация | |
-Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов. - Если глагол в н.ф. – руки вверх. - Если глагол в других формах – руки вперед. - Если слово не является глаголом – присели. Ходить, ходит, кость, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, везти, грусть, стеречь. | |||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: психологический настрой Фронтальная | -Сейчас посмотрите на упр. 181. Прочитайте задание. -Что нужно сделать? -Я предлагаю вам поработать в парах. Сейчас мы будем отрабатывать умение ставить вопросы к глаголам неопределенной формы. Выполним это упр. Выборочно: I ряд – пары №1, 2, 3. II ряд - пары №4, 5, 6. II ряд - пары №7, 8, 9. -Запишите данные пары слов, и ответьте на вопрос. -Давайте проверим. Читаем 1 пару слов называем в чем сходства и в чем различие. -Хорошо, следующая пара слов. -Отметьте 2 окошко в карте успеха. -Теперь посмотрите на упр. 182 прочитайте задание. -Что нужно делать? -Работаем в тетради. У вас есть 5 минут. Затем мы вместе проверим. -Итак, время закончилось, кто хочет зачитать глаголы, которые он подчеркнул? -Отметьте 3 окошко в карте успеха. Мы реализовали 3 пункт плана
| -Найти сходства и различия в каждой паре. Действие длится - действие совершено. Отвечают на разные вопросы. -Списать и подчеркнуть глаголы в неопределенной форме. | П: структурировать полученные знания. П: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | Учебная презентация | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Фронтальная Словесный: учебный диалог Практический: упражнение Наглядный: демонстрация написания Копировальный: письмо по теневым линиям | - Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы и впишите в карточку на место пропусков Когда просыпаешься, нельзя(лежу) в постели. Надо сразу(встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя(задерживаю) дыхание, надо(дышу) спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке. Время закончилось, теперь обменяйтесь карточками с соседом и сверьте с доской. Поднимите руки, у кого нет ошибок? -Вот мы реализовали последний пункт плана -Отметьте в карте успеха следующее окошк | -Самостоятельная работа. | П: структурировать полученные знания. П: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | Учебная презентация | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Практический: жужжащее чтение Индивидуальная Практический: Чтение предложений | -А сейчас давайте прочитаем стихотворение в упр. 183 -О чем данное стихотворение? -Какой синоним мы можем подобрать к слову Отчизна? -Что обозначает слово учить? - Что обозначает слово учиться? -Сравните написание форм этого слова. -Почему они пишутся по-разному? - Поставьте вопросы к ним? Чем они отличаются? Какая особенность правописания части слова –ться? -Спишите данное стихотворение и подчеркните глаголы неопределенной формы. -Кто хочет выйти к доске и на обратной стороне записать глаголы? -Давайте теперь сверим. -На какие сочетания букв оканчиваются данные глаголы? -Какой глагол не стоит в неопр. форме? Давайте поставим. -Отметьте следующее окошко в карте успеха. | - Помогают, помогать | П: структурировать полученные знания. П: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | Учебная презентация | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: обобщающая беседа Аналитический: анализ карт успеха | -Ребята, какая была тема сегодняшнего урока? -Какую цель мы перед собой ставили? -Чему мы сегодня научились с вами на уроке? - Закончите предложения: -Сегодня на уроке я узнал(а) ... - Я буду… -Я научился(ась) … -Я затруднялся … Ребята, вы большие молодцы. -Спасибо за урок, до свидания | -Неопределенная форма глагола -Узнать как определять неопр.форму | Р: понимать причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы. | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс
Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 классСпряжение глаголов (общее понятие)Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «ли...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования знаний о понятии временных форм глагола; способствовать формированию умения распознавать время глагола, умений изменять глаголы по числам.Задачи урокаДида...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс, Канакина)
Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урока Дидактические:познакомить с тремя временными формами г...
Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов" УМК "Школа России" (3 класс)
Тема: «Число глаголов»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:-знать, как подче...
Технологическая карта урока русского языка «Число глаголов» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тема урока «Число глаголов» (1 ч.) Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений определять число глаголов.Задачи урокаДидактические:Знать, как п...
Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся умения определять число глаголов. Задачи урокаДидактические:Научить уметь определять число глаголов.Знать грамма...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся умения определять время глаголов. Задачи урокаДидактические:Знать понятие «время глагола».Уметь опре...