Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола". 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Задачи урока

Дидактические:

  1. уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;
  2. уметь правильно ставить глаголы в начальную форму;
  3. уметь различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать, делать выводы на основе выполнения учебных заданий;
  2. Развивать мыслительные навыки, словарный запас на основе упражнений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
  2. Воспитывать грамотность письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 26.04.22

Школа: МКОУ «Потаповская ООШ»

Класс: 3

Урок: 1

Время: 8:00-8:40

Кабинет: 2

Студент: Кистанова Анна Николаевна

Группа: 42

Учитель: Кольцова Наталья Сергеевна

Тема урока «Неопределённая форма глагола»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Задачи урока

Дидактические:

  1. уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;
  2. уметь правильно ставить глаголы в начальную форму;
  3. уметь различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать, делать выводы на основе выполнения учебных заданий;
  2. Развивать мыслительные навыки, словарный запас на основе упражнений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
  2. Воспитывать грамотность письма.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: беседа

Фронтальная форма

-Здравствуйте, ребята.

-Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

Приветствуют друг друга.

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический:каллиграфическое упражнение

Аналитический  

Фронтальная форма

- Открываем тетради и записываем число, классная работа. Сегодня 18 апреля. Не забываем про правило посадки. Сидим ровно.

Минутка чистописания

- Сейчас вам нужно прописать сочетания букв, чередуя каждый слог: ть, ти,

-Далее с новой строки  вам нужно написать следующий слог до конца строки

чь.

- Пишем красиво, аккуратно!

- Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие сочетания букв? Приведите пример.

- Хорошо.

- Прежде чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что мы изучили на предыдущих?

- Что такое глагол?

- Все верно, молодцы!

-А сейчас посмотрите на слайд, перед вами стихотворение С. Михалкова «Если»

Мы …   и  …  в окна.

Тучи по небу …   .

На дворе собаки … ,

Даже …   не    … .

Но как вы  видите, в нем не достает слов, попробуйте догадаться, какие слова нужно вставить.

-Слова какой части речи здесь пропущены?

-Кто сможет прочитать текст с пропущенными глаголами?

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

-О глаголе

- Глагол –это часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д

Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качества и уровень усвоения.

Учебная презентация

- Найдите,  пожалуйста, глагол, у которого мы не можем  определить время действия. ( на слайде представлены данные глаголы в ряд)

Что мы можем сказать о глаголах первой группы?

6. Действие, происходящее в какое время, они обозначают?

7.  Мы можем по этим глаголам определить – одно лицо производит действие или несколько?

9. Значит, эти глаголы обозначают и время,  и  число. (По этим  глаголам мы можем определить время действия лиц и число ).

10. Мы можем то же самое сказать о глаголе ЛАЯТЬ?

-Можно ли сказать, что глагол ЛАЯТЬ обозначает действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем? Можно по этому глаголу определить, сколько лиц производили это действие?

-Как вы думаете, как называется такая форма глагола

сидим                             лаять

смотрим

летят

мокнут

не хотят

- Действия происходят в настоящее время

-Да. Несколько

Нет

-Мы не можем определить когда происходило данное действие.

-Неопределенная

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, разъяснение

-Сформулируйте тему данного урока?

-Поставьте цель на урок?

-Ребята, чтобы нам продолжить нашу работу, у нас будет план, по которому мы будем работать.

1.Повторить, что такое глагол.

2.Познакомиться с неопределёнными глаголами.

3. Выполнить тренировочные задания.

4. Проверить свои знания.

Также у каждого на столе лежит небольшой листочек. Кто мне скажет, что это ?

-Совершенно верно, это карта успеха, в которой мы будем отмечать наши с вами достижения с помощью галочек.

-Первый пункт плана мы с вами уже реализовали

Неопределённая форма глагола

-Узнать какая форма глагола является неопределенной.

Карта успеха

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: взаимопроверка

Практический: работа с учебником

Конструирование: преобразовывание слов.

Работа в парах

Работа в группах

Словесный: беседа

Аналитический

Посмотрите внимательно на эту схему.

                         Лаять

         Пр. вр.                    Н..вр.    

            лаял                     лает

           лаяла                    лают

                                     

-Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ?

-Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола.

-Какой вывод можно сделать?

-Отметьте первое окошко в карте успеха

-Посмотрите на слайд, какие слова здесь стоят в неопределенной форме?

Если взять все эти лужи

И соединить в одну…

На какой вопрос они  отвечают?

-Какой вывод мы можем сделать из этого всего?

-Посмотрите  на схему, она будет вам помощником в дальнейшем.

          Н.Ф.= неопр. ф.

Что делать?  Что  сделать?

           - ть, -ти, -чь

-Итак, давайте сверим, то, что мы с вами узнали.

-Откройте учебники на странице 106 и прочитайте правило.

- Кто сможет рассказать данное правило?

-Все верно, Молодцы!

-Вот мы реализовали 2 пункт плана

-Сейчас давайте встанем и немного разомнемся.

-Потому что от него образованы остальные формы слова.

Неопределенная форма глагола является начальной  формой  глагола .

-Взять, соединить

-Что сделать?

- Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы

что делать? /что сделать?

-Выполняют задание

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: устанавливать причинно-следственные связи, предъявлять цепочки объектов и явлений.

П: выдвигать гипотезы и их обоснование

Учебная презентация

-Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов. -   Если глагол в н.ф. – руки вверх.

- Если глагол в других формах – руки вперед.

- Если слово не является глаголом – присели.

Ходить, ходит, кость,  косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричьплести, кости,  везти, грусть,  стеречь.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: психологический настрой Фронтальная

-Сейчас посмотрите на упр. 181. Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

-Я предлагаю вам поработать в парах. Сейчас мы будем отрабатывать умение ставить вопросы к глаголам неопределенной формы.

Выполним это упр. Выборочно:

I ряд – пары №1, 2, 3.

II ряд - пары №4, 5, 6.

II ряд - пары №7, 8, 9.

-Запишите данные пары слов, и ответьте на вопрос.

-Давайте проверим. Читаем 1 пару слов называем в чем сходства и в чем различие.

-Хорошо, следующая пара слов.

-Отметьте 2 окошко в карте успеха.

-Теперь посмотрите на упр. 182 прочитайте задание.

-Что нужно делать?

-Работаем в тетради. У вас есть 5 минут. Затем мы вместе проверим.

-Итак, время закончилось, кто хочет зачитать глаголы, которые он подчеркнул?

-Отметьте 3 окошко в карте успеха.

Мы реализовали 3 пункт плана

   

-Найти сходства и различия в каждой паре.

Действие длится -  действие совершено. Отвечают на разные вопросы.

-Списать и подчеркнуть глаголы в неопределенной форме.

П: структурировать полученные знания.

П: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная Словесный: учебный диалог Практический: упражнение Наглядный: демонстрация написания Копировальный: письмо по теневым линиям

- Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы и впишите  в карточку на место пропусков

Когда просыпаешься, нельзя(лежу) в постели. Надо сразу(встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя(задерживаю) дыхание, надо(дышу) спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

Время закончилось, теперь обменяйтесь карточками с соседом и сверьте с доской.

Поднимите руки, у кого нет ошибок?

-Вот мы реализовали последний пункт плана

-Отметьте в карте успеха следующее окошк

-Самостоятельная работа.

П: структурировать полученные знания.

П: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная Практический: жужжащее чтение Индивидуальная Практический: Чтение предложений

-А сейчас давайте прочитаем стихотворение в упр. 183

-О чем данное стихотворение?

-Какой синоним мы можем подобрать к слову Отчизна?

-Что обозначает слово учить?

- Что обозначает слово учиться?

-Сравните написание форм  этого слова.

-Почему они пишутся по-разному?

- Поставьте вопросы к ним? Чем они отличаются?

Какая особенность правописания части слова –ться?

-Спишите данное стихотворение и подчеркните глаголы неопределенной формы.

-Кто хочет выйти к доске и на обратной стороне записать глаголы?

-Давайте теперь сверим.

-На какие сочетания букв оканчиваются данные глаголы?

-Какой глагол не стоит в неопр. форме?

Давайте поставим.

-Отметьте следующее окошко в карте успеха.

- Помогают, помогать

П: структурировать полученные знания.

П: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: обобщающая беседа

Аналитический: анализ карт успеха

-Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

-Какую цель мы перед собой ставили?

-Чему мы сегодня научились с вами на уроке?

 - Закончите предложения:

-Сегодня на уроке я узнал(а) ...

- Я буду…

-Я научился(ась) …

-Я затруднялся …

Ребята, вы большие молодцы.

-Спасибо за урок, до свидания 

-Неопределенная форма глагола

-Узнать как определять неопр.форму

Р: понимать      причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс

Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 классСпряжение глаголов (общее понятие)Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «ли...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний о понятии временных форм глагола; способствовать формированию умения распознавать время глагола, умений изменять глаголы по числам.Задачи урокаДида...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс, Канакина)

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урока Дидактические:познакомить с тремя временными формами г...

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема: «Число глаголов»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:-знать, как подче...

Технологическая карта урока русского языка «Число глаголов» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока «Число глаголов» (1 ч.) Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений определять число глаголов.Задачи урокаДидактические:Знать, как п...

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся умения определять число глаголов. Задачи урокаДидактические:Научить уметь определять число глаголов.Знать грамма...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся умения определять время глаголов. Задачи урокаДидактические:Знать понятие «время глагола».Уметь опре...