Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивноеоборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Приветствует учащихся; 2. Проверяет готовность учащихся к уроку; - Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!
- Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать! | 1. Приветствуют учителя; 2. Показывают готовность к уроку;
| М: личностное включение в учебную деятельность (Р) |
|
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Практический: заполнение кластера; Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала | 1. Учитель организует проверку домашнего задания. 2. Ставит проблемную ситуацию. - Давайте проверим домашнее задание. Прочитайте предложения, которые вы составили. - Докажите, что они распространенные. - Назовите грамматическую основу в каждом предложении. - Молодцы. Давайте поиграем в игру «Кто больше?». К именам существительным допишите глаголы, подходящие по смыслу - Солнце палило, …
- Река вилась, …
- Трава выросла, …
- Дети прыгали, …
| 1. Выполняют задания. 2. Участвуют диалоге.
- В них есть второстепенные члены.
- Светило, заходило, скрылось… - Бурлила, текла, замерзла … - Зеленела, засохла, росла… - Играли, смеялись, бегали … | М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
| Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог;
| Учитель ставит проблемную ситуацию. Помогает сформулировать тему урока, цель и план.
- Соберите пословицу. Разговориться напиться что мёду с умным - Объясните её смысл.
- Поставьте слова в начальную форму.
— А как вы думаете, у глагола есть начальная форма? — Сформулируйте тему урока.
- Какая цель на урок? - Закончите предложения: 1. Сегодня на уроке мы узнаем…
2. Мы научимся… | Выполняют задания. Формулируют тему, цель и составляют план. - С умным разговориться — что мёду напиться. - С умным человеком приятно разговаривать, от него узнаешь много интересного. - Умный – форма именительного падежа единственного числа мужского рода. Мёд – форма именительного падежа единственного числа. С глаголом мы это сделать не можем. - Мы не знаем. - Сегодня на уроке мы будем говорить о начальной форме глагола - Узнать о начальной форме глагола. - О неопределенной форме глагола, есть ли у глагола неопределенная форма. - Находить глаголы в неопределенной форме, использовать их в речи. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
| Презентация |
«Открытие» нового знания
| Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: учебный диалог; Словесный: беседа; Иллюстративный метод Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос. Практический: упражнение | - На доске слова, разделите их на группы и запишите каждую группу в отдельный столбик. Поёт, играл, пойдёт, рисует, ходить, поможет, рассказал, научить, принёс, слушает, напишет. - На какие группы разделили? Поёт Рисует Слушает | Играл Рассказал Принёс | Пойдёт Поможет Напишет |
- Два глагола остались, почему? - Такую форму глагола называют неопределённой формой глагола. Неопределённая – это начальная форма глагола. -Как определить эту форму глагола? Что заметили?
-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? - Попробуйте сформулировать правило определения глагола неопределённой формы. - На стр. 106 прочитайте сведения о языке. - Сравните их с нашими выводами. - Наши наблюдения оказались правильными? |
- Действия совершаются в момент речи, совершались до момента речи, после разговора произойдут в будущем. - Не смогли определить, когда совершаются действия.
- Заметили, что они оканчиваются на – ть, - ти, -чь. - Отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?
- Да. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); | Учебная презентация |
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Ф Практические: выполнение заданий Словесные: беседа, учебный диалог, Практический: упражнение
| - Откроем учебники на странице 106, упражнение 181. Прочитайте пары слов. Сравните их. - Что в них общего? - Чем они различаются?
- Запишите первую пару глаголов. - Какую пропущенную букву вы вставили? - Подчеркните глагол, который отвечает на вопрос что сделать? Выделите приставку. Г…ворить – пог...в…рить, ж…лать – пож…лать, спр…сить – переспр…сить, р…совать – нар…совать, м…розить – зам…розить, х…дить – ух…дить, см…треть – посм…треть, об…яснить – об…яснять, ехать – под…ехать. - Что вы можете сказать про глаголы?
- Продолжите высказывание: - Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… - Неопределённая форма – это … - Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на …
|
- Это однокоренные слова - В одном глаголе нет приставки, в другом есть. Первый глагол отвечает на вопрос что делать? второй – что сделать? - Говорить – поговорить. - Безударную гласную о – проверочное слово говор.
- Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? употребляются с приставками. - Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола. Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь). | П: уметь работать с открытым знанием; |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практические: метод решения грамматико-орфографических задач Наглядный: проверка по эталону | — Из какого произведения эти строки? — Назовите автора этого произведения. - Следующее задание покажет, сможете ли вы отличить глаголы, стоящие в неопределенной форме от других частей речи. - Вам нужно будет выписать глаголы в неопределённой форме. (слайд) Царь Дадон под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить. Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему творя. Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. А. Пушкин - Проведем проверку, обменяйтесь тетрадями. - Назовите глаголы, которые вы выписали. Проверка по образцу. - Я не услышала слова старость и рать. Почему вы их не выписали? | - Из «Сказки о золотом петушке». - А. С. Пушкин.
- Отдохнуть, устроить, беспокоить, охранять, содержать.
- Это имена существительные, они отвечают на вопрос что? | М: уметь проводить самоанализ; П: уметь правильно использовать have got, has got
|
|
Включение в систему знаний, повторение |
Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Ф Словесные: учебный диалог Практический: упражнение | – Как называются устойчивые сочетания слов? – Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. – Хорошо ли знаем фразеологизмы? Это мы проверим в игре «Будь внимателен». В ней необходимо заменить фразеологизмы глаголами неопределенной формы. Эту работу вы будете выполнять в парах. | - Фразеологизмы.
- Зарубить на носу - запомнить. Клевать носом - дремать. Пропустить мимо ушей - прослушать. Вставлять палки в колёса - мешать. Делать из мухи слона - преувеличивать. Обвести вокруг пальца - обмануть. Держать язык за зубами – молчать. | П: уметь составлять диалог М: контроль, коррекция, оценка (Р) | Учебник, Рабочая тетрадь |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф, И Словесные: беседа, анализ | - Какая была тема урока? Цель? - Достигли ли мы цели урока? - Как ещё называют неопределённую форму глагола? - Какие отличительные признаки глагола неопределённой формы вы узнали? - Продолжите предложения: Я научился… Я испытывал затруднения, когда… Я могу похвалить себя за … Я порадовался за… | - Мы говорили о начальной форме глагола. - Начальной формой глагола.
- Оканчивается на – ть, - ти, - чь и отвечают на вопросы что делать? что сделать?, | М: рефлексия способов и условий действия (П);
| Учебная презентация |