Технологическая карта по русскому языку "Что такое местоимение?" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: формирование понятия о местоимении как часть речи и его значении в речи, умения отличать местоимение от других частей речи.
УМК: Школа России, учебник Русский язык 2 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В. Г., презентация, раздаточный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass_chto_takoe_mestoimenie.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 20.04.23 Школа: МБОУСОШ им. Усманова Г.М. Класс: 2 «А» Урок: 1 Время:8:00-8:40 Кабинет: 3 | Студент: Вильданова А.А. Группа: 46 Учитель: Газизова А.А Методист: Кошкарова Л.С |
Тема урока «Что такое местоимение?»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование понятия о местоимении как часть речи и его значении в речи, умения отличать местоимение от других частей речи.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные: обучающийся научиться:
|
Развивающие:
| Личностные: обучающийся научиться:
|
Воспитательные: 1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради; 2. Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы; 3. Воспитывать интерес к русскому языку через занимательные задания. |
УМК: Школа России, учебник Русский язык 2 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В. Г., презентация, раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный (монолог учителя); психологический настрой. | 1. Приветствует класс. 2. Создаёт эмоциональный настрой. -Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты. -Меня зовут Азалия Айдаровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка . Посмотрите, на ваших партах лежат карточки. Это «лестница успеха», каждый раз выполняя на уроки задания вы должны нарисовать тучку, если у вас возникли трудности или солнышко, если у вас всё получилось. | Приветствуют учителя. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация 3 мин | Готовность мышления и осо | Словесный (фронтальная беседа) | Ребята, откройте свои тетради и отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, классная работа. Сегодня у нас 20 апреля. - Теперь, записываем слова со слайда и вставляем пропущенные буквы. - Кто хочет прочитать и объяснить, то как вставил буквы? Слова : песоч..ица, меч..а, щ..ка, ч..лок, в..юнок, руж..ё | Песочница, мечта: буквосочетания чн, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Эти буквосочетания пишутся без мягкого знака - Щука, чулок: гласные в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу – это орфограммы. - Вьюнок, ружьё: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающие согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. | Предметные: повторить уже имеющиеся знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности. | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный (фронтальная беседа) |
- На экране вы видите фрагмент известной сказки. Прочитайте его. - Обратите внимание на выделенные слова. - Произнесите их. - Что можете сказать о значении этих словах? - Они называют конкретное лицо или предмет? - На что указывает слово он? - Кто называет себя словом я? - Правильно, называет себя я тот, кто говорит. Слово я указывает на того, кто говорит. - К кому обращаются, употребляя слово ты? - Верно. Ты называет того, с кем она (мышка) говорит. - Вместо каких слов употребляется слово они? - Мы можем сделать вывод, что есть слова, которые не называют предметы, а только указывают на них. - Посмотрите внимательно на текст, и скажите мне, где начало диалога? - Где конец диалога? - Скажите, что такое диалог? - Обратите внимание, как записывается диалог? - Запишите строчки, где встречались слова он, я, ты, они.
- Теперь подчеркните слова, которые не называют предметы, а указывают на них. - Как вы думаете, какую часть речи заменяют эти слова? - О каких словах мы будем говорить на этом уроке? - Да, вы правы, эти слова указывают на какой-то предмет и заменяют имя существительное, а как называются эти слова вы узнаете, разгадав шифр. - Посмотрите на слайд, вы должны зачеркнуть все букв «А» и прочитать слово. «Месааатоааааиаамаааеааанааиаае» - Какое слово у вас получилось? - Сформулируйте тему нашего урока. - Чтобы сформулировать цели для нашего урока, я написала для вас опорные слова, посмотрите на них и сформулируйте цели. - Какие цели мы можем поставить на урок? 2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке. - Чтобы достигнуть поставленной цели, я составила план урока, но он перепутался. Попробуйте исправить план. - Кто прочитает план, как он должен звучать? - Какой пункт плана мы выполнили? - Скажите мне, слова которые были у нас выделены в тексте, что это за слова? - А какой их главный признак? | Выразительно читают фрагмент сказки - Он, я, ты, они - Они указывают на героев. - Нет. - На теремок. - Мышка и лягушка. - К лягушке. - Лягушка и мышка. Читают диалог - Терем – теремок! - Иди ко мне жить! - Диалог — это разговор двух людей. - Каждая реплика с новой строки. Записывают строки - Они заменяют имена существительные. - О словах, которые заменяют имена существительные. 2. Пытаются сформулировать тему и цель урока. - Местоимение. - Что такое местоимение? - Узнать, что такое местоимение. - Научиться находить местоимения в тексте.
- Наш план будет звучать так: 1. Выполним задание и узнаем, что такое местоимение; 2. Будем учиться находить местоимения в тексте; 3. Выполним самостоятельную работу; 4. Подведём итоги. - Первый - Местоимения - Они не называют предметы, а указывают на них. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Презентация |
«Открытие» детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический, аналитико-синтетический: артикуляция, звуковой анализ слова, составление схемы или анализ схемы. Словесный: учебный диалог Моделирование: составление или анализ слого - звуковых схем | 1. Формулирует задание; 2. Подводит обучающихся к выводу. - Посмотрите на слово «местоимение» на экране. - Из каких двух слов оно состоит? - Да, слово местоимение похоже на словосочетание «вместо имени». И это не случайно. - Посмотрите на слайд и попробуйте сказать, какие это слова? В чём особенность их значения? - Это нам говорит о том, что местоимения употребляются вместо какого-то другого слова. - Давайте теперь сравним то, что мы сейчас сказали и местоимении с правилом в учебнике. - Сейчас откройте учебник на странице 101. - Прочитайте правило. - Давайте составим с вами памятку. - Какая тема нашего урока? - Местоимение — это часть речи? - Местоимение указывает на предмет, не называя его? - Какие местоимения мы уже с вами узнали? - Правильно, так же существуют такие местоимения как, она, оно, мы, вы. - Давайте по нашей памятке расскажем, что такое местоимение, не называя примеры местоимений. Кто хочет ответить? - Молодцы, давайте выполним упражнение № 173 - Прочитайте стихотворение. - Кто понял, о чем это стихотворение? - Прочитайте все выделенные слова, к какой части речи они относятся? - Сейчас вам нужно списать первое предложение из этого стихотворения. - Давайте определим, где оно начинается и где заканчивается? - Да, вы правы. Зачитайте это предложение. - Обратите внимание, как записано предложение? Сколько строчек оно занимает в учебнике? - Сколько строчек оно займет у вас? - Приступайте к записи предложения. - Подчеркните местоимения. - Каких местоимений нет в тексте? - Итак, давайте еще раз проговорим, что такое местоимение? - Назовите местоимения. Какой пункт плана мы выполнили? | - вместо имени. - Это те слова , которые указывают на предметы Читают правило - Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. - Что такое местоимение? - Да - Да - Он, я, ты, они.
- Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Читают стихотворение - О том, что каждому нужно заботиться об окружающем мире и даже маленький вред природе может стать серьезной проблемой. - Я, ты, мы – местоимения. - Начинается со строчки «Если я сорву цветок» и заканчивается многоточием. Читают предложение - Предложения записаны друг под другом. - 6 строчек. Записывают предложение Подчеркивают местоимения - Вы, он, она, оно, они. - Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. - Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. - Второй. | ||
Первичное закрепление 4 мин | Усвоение нового способа действий | - Посмотрите на доску. Вы видите несколько местоимений. Вам нужно придумать предложение с каждым из местоимений. Он, Мы, Она - Кто хочет прочитать то, что у него получилось? - Давай запишем твоё предложение на доске. - Не забудь подчеркнуть местоимение. - Какое местоимение ты использовала? - Кто ещё хочет прочитать своё предложение? - Давай запишем твоё предложение на доске. - Не забудь подчеркнуть местоимение. - Какое местоимение ты использовала? - И последний, кто хочет рассказать то, что он написал. - Давай запишем твоё предложение на доске. - Не забудь подчеркнуть местоимение. - Какое местоимение ты использовала? - А теперь подумайте, какие слова могли бы быть на месте местоимений? - Хорошо, молодцы. - Что мы с вами сейчас учились делать? - Ребята, какой мы сейчас с вами выполнили пункт плана? - Что мы будем дальше выполнять? - Правильно. Но перед началом, нам нужно немного размяться. | Записывают свои предложения на доску - Он пошел гулять в парк. - Он - Мы посадили цветы в саду. - Мы - Она плавает в бассейне. - Она - Он-Ваня, мы-я и мои друзья, она-мама, - Находить местоимения в тексте и составлять предложения с местоимениями. - Второй - Самостоятельную работу | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели. | Практический; выполнение самостоятельной работы Парная форма Индивидуальная форма. | 1. Контролирует выполнение работы; 2. Обсуждение способов решения; 3. Побуждает к высказыванию своего мнения. - Так как у нас сейчас будет проходить самостоятельная работа. Для неё я вам раздам карточки. На вашей карточке, вы сверху пишете свою фамилию и имя. - На карточке написаны предложения. Вам надо подчеркнуть местоимения в этих предложениях. У вас на эту работу 3 минуты. - Что вы сейчас тренировались делать? - Теперь обменяйтесь со своим соседом работой и посмотрите на слайд. - Если местоимение подчёркнуто правильно, то над ним ставите «+». - Если не подчеркнуто, то ставите над ним «-». - Теперь посмотрите на слайд и поставьте оценку рядом с фамилией соседа. Обменяйтесь обратно. | Слушают задание учителя Подбирают и записывают слова в каждый столбик - Мы тренировались находить местоимения в тексте. | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная форма. Словесный: обобщающая беседа | Теперь откройте учебник на странице 102. Прочитайте задание 174. - Назовите предметы на рисунках. - Нужно написать название каждого предмета и в скобках местоимение, которое ему соответствует. Кто хочет сделать это на доске? - Посмотрите на образец. - Остальные выполняют это задание у себя в тетради. Начинайте записывать. - А теперь посмотрите на экран, вы видите еще несколько картинок, назовите все предметы на картинках. Задание то же. Запишите слово, а в скобках укажите местоимение. - Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы, правильные ответы на доске. - Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки? - Возьмите в руки простой карандаш и поставьте оценку. - Если вы допустили 0-1 ошибку, то ставите 5. Если ошибок от 2-3 ставите 4, 4-5 ошибки это 3, а если вы допустили 6 и более ошибок, то ставите 2. - Запишите домашнее задание №175 стр. 102 | Читают задание учебника - Пальто, цветок, лампа, коньки. Записывают слова Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они). - Рюкзак, собака, велосипед, яблоко. Рюкзак (он), собака (она), велосипед (он), яблоко (оно) Проверяют работы Записывают домашнее задание. | П: обобщение и структурирование знаний в речи Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности | Презентация |
Рефлексия деятельности 2 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный (фронтальная беседа) | - Какой была тема сегодняшнего урока? - Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их? - Мы все пункты плана выполнили? - Что мы изучали сегодня? - Кто может сейчас рассказать, что такое местоимение и привести примеры местоимений? - Какие трудности возникли у вас на уроке? - Что понравилось на уроке? - Поднимите руку те, кто считает, что на уроке у него все получилось? - Молодцы, ребята. - У кого что-то не получилось? Почему? - Я уверена, в следующий раз у вас все получится! | - отвечают на вопросы
- Местоимение - Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Отвечают на вопросы учителя | Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, установление учащимися значения результатов своей деятельности | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" (инклюзия)
Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, которые уже имеют представление о глаголе. В первом классе уже учились различать слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают. В теме это третий ...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Данный материал представляет технологическую карту урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России". это урок открытия новых знаний....
Технологическая карта по русскому языку для 3 класса на тему "Повторение. Что такое глагол?".
Класс: 3.Программа: "Школа России".Предмет: Русский язык.Тип урок: урок совершествования знаний и способов действий по теме "Повторение. Что такое глагол?".Цель урока: повторение у...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое приставка"
3 классУМК "Школа России"На уроке использовались карточки из сайта "Учи.ру"...
Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....