УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цели урока | Сформировать представление о словах с непроизносимыми согласными. Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной. Научить использовать приобретенные знания и умения. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_yaz_neproiznosimye_soglasnye.doc | 71 КБ |
neproiznosimye_soglasnye.pptx | 180.24 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
Русский язык
УМК «Перспектива» Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
Тема | Непроизносимые согласные | ||||
Цели урока | Сформировать представление о словах с непроизносимыми согласными. Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной. Научить использовать приобретенные знания и умения. | ||||
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия | |||
Понимать причины появления непроизносимых согласных в словах. Находить в слове и объяснять орфограмму «Непроизносимые согласные» и способы ее проверки. Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными. Активизировать словарный запас при подборе родственных слов. | Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться; испытывать интерес к предметно-поисковой деятельности Коммуникативные: совершенствование способов взаимодействия с одноклассниками в процессе совместной деятельности; участие в диалоге; умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Метапредметные: сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; анализировать написания слов с непроизносимой согласной, использовать алгоритм проверки написания непроизносимой согласной. | ||||
Организация пространства | |||||
Формы работы | Ресурсы | ||||
Побуждающий от проблемной ситуации диалог, фронтальная, в парах | Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. Ч.1, с.125-126. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. Ч.1 с.60-61 Наглядный материал – карточки со словарными словами , презентация по теме урока | ||||
Тип урока | «открытие» нового знания | ||||
Технологическая карта урока | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
Организационный Мотивация к учебной деятельности | Организует учащихся на работу. - Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке, Учебник, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»! -Думаю, что этот урок принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Проводит пальчиковую гимнастику | Осуществляют самооценку готовности к уроку, правильность посадки. Выполняют пальчиковую гимнастику | Регулятивные: умение самостоятельно организовать свое рабочее место, развитие мотивов учебной деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция
| ||
Чистописание | -Рассмотрите соединения букв для минутки чистописания (рдц, стн, вст, лнц, здн, ств). Прочитайте их. Запишите в тетрадь. Проверьте Прочитайте слова (сердце, лестница, солнце, праздник) Запишите. Проверьте | Соотносят выполненное задания с образцом, предложенным учителем | Личностные: сопоставление с эталоном, развитие каллиграфического навыка письма Регулятивные: контроль, оценка, коррекция | ||
Актуализация знаний Создание проблемной ситуации Формулирование темы урока | - Прочитайте слова, как они пишутся -Прочитайте слова, как они произносятся - Что вас удивило, что интересного заметили? -Сосчитайте звуки и буквы в этих словах. -Что заметили? -Какая буква обозначает звук, который не произносится? -Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке -А почему эту букву надо писать? -Какой же у нас возникает вопрос? -Сформулируйте тему нашего урока. -Какова цель нашего урока? (-Научиться писать слова с непроизносимыми согласными) Чтение сообщения профессора Самоварова (учебник, с. 125) -Сочетание 3 и более согласных нетипично для русского языка, поэтому при появлении таких сочетаний букв человек просто одну из букв не передает при произнесении никаким звуком. Возникает противоречие между звучанием и написанием слова. Буквы, обозначающие звук, который не произносится в слове, называются непроизносимыми согласными | Читают, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации), буквы пишутся, но не все звуки произносятся (осознание противоречия) Отвечают на вопросы учителя Формулируют тему и цель урока самостоятельно или с помощью учителя Читают текст учебника про себя и вслух | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы Познавательные: Умение отвечать на простые и сложные вопросы Коммуникативные: умение выражать мысли Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя Познавательные: умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике и в сообщении учителя | ||
Основной этап урока | 1.Наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые согласные. -Таких слов в русском языке достаточно много. Их лучше всего запомнить, как словарные (на доске карточки с напечатанными словами с непроизносимыми согласными) 2.Выделение сочетаний, в которых они бывают - В каких сочетаниях встретились непроизносимые согласные? Нахождение непроизносимых согласных в словах из упр. 190 учебника -Почему упражнение сопровождается условным обозначением «сравниваем»? -Какие проверочные слова надо подбирать для слов с непроизносимыми согласными? 3.Составление правила проверки (самостоятельно) Физкультминутка 4.Уточнение вывода учащихся при чтении сообщения профессора Самоварова (учебник, с.126) Алгоритм проверки: 1.Есть ли [cн], [зн] в слове? 2.а) Если нет – в слове нет непроизносимого согласного, проверять нечего б) Если есть – подобрать однокоренные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова и слышатся отчетливо 3. Сравнить проверяемое и проверочное слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное 5. Введение случаев « ложных сочетаний» -Как вы думаете, обязательно ли в слове при сочетании нескольких согласных появляется непроизносимый согласный? Показывает образец проверки слов: Опасный (каков?) опасен, вкусный (каков?) вкусен 6. Тренировка – проверка вариантов написания слов, связанных с изученным правилом. Упр. 191 Словарная работа -Какие словарные слова содержат изученную на уроке орфограмму? (Слова в рубрике «Твой словарик» здравствуй, праздник, лестница) -Можно ли проверить эти слова? Где? -Запишите эти слова в свои словарики, выделите орфограмму, запомните. -Проверьте работу у соседа по парте -Составьте с новыми словарными словами предложения Самостоятельная работа Деление на слоги для переноса. Упр.189 -Проверьте правильность выполнения задания (образец на доске) | Работа в парах. Сравнивают произношение и написание слов с непроизносимыми согласными (первая группа слов); находят проверочные слова (из второй группы) и записывают слова-родственники парами. Выводят самостоятельно правило проверки слов с непроизносимыми согласными Сравнивают свои предположения с текстом учебника Проговаривают в громкой речи, активизируют словарный запас, вводят новые слова в активный словарь Самостоятельно подбирают проверочные слова к словам опас.ный, вкус.ный Записывают слова с комментариями Записывают проверочные слова и для слов с непроизносимыми согласными, и для слов, где непроизносимых согласных нет Находят слова в рубрике «Твой словарик» Работают с Толковым словарем записывают в словарики, выделяют зеленым цветом непроизносимые согласные Проверяют работу в паре друг у друга Составляют предложения с изученными словами Упражняются в делении слов с непроизносимыми согласными для переноса Проверяют работу по образцу | Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: умение сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности Коммуникативные: умение выражать мысли, сотрудничество, разрешение конфликтов Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Метапредметные: умение находить ответ на заданный вопрос в материалах учебника Коммуникативные: умение выражать мысли Регулятивные: прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблем Познавательные: умение находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях Коммуникативные: сотрудничество Регулятивные: Контроль, оценка и коррекция Коммуникативные: умение выражать мысли, строить свое высказывание Познавательные: умение применить полученные знания Регулятивные: контроль и оценка | ||
Итог урока | -Как вы объясните, почему изученная на уроке орфограмма называется «Непроизносимые согласные»? | Аргументируют свое мнение | Комуникативные: умение выражать свои мысли | ||
Домашнее задание | РТ упр.107 или подобрать 4 слова с непроизносимыми согласными и записать с ними предложения | Выбирают понравившееся задание для домашней работы | Личностные: умение осуществлять выбор | ||
Рефлексия деятельности | Проводится с опорой на слайды: Сегодня на уроке: я научился… я понял… было интересно… было трудно… | Используют метод незаконченных предложений | Регулятивные: оценка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ рдц стн лнц здн вст ств Сердце, лестница, солнце, праздник.
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке.
АЛГОРИТМ 1. ЕСТЬ ЛИ [ СН ] , [ ЗН ] В СЛОВЕ? 2. ЕСЛИ НЕТ – В СЛОВЕ НЕТ НЕПРОИЗНОСИМОГО СОГЛАСНОГО, ПРОВЕРЯТЬ НЕЧЕГО. ЕСЛИ ЕСТЬ- ПОДОБРАТЬ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ПОСЛЕ [ С ] ИЛИ [ З ] СТОИТ ГЛАСНЫЙ ИЛИ ЭТИ ЗВУКИ СТОЯТ В КОНЦЕ СЛОВА И СЛЫШАТСЯ ОТЧЁТЛИВО. 3. СРАВНИТЬ ПРОВЕРЯЕМОЕ И ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВА. СДЕЛАТЬ ВЫВОД. НАПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО. ПРОВЕРИТЬ НАПИСАННОЕ. ЧЕС Т НЫЙ - ЧЕС Т Ь, МЕС Т НЫЙ - МЕС Т О
«ЛОЖНЫЕ СОЧЕТАНИЯ» ОПА СН ЫЙ – (КАКОВ?) ОПА С ЕН, ВКУ СН ЫЙ – (КАКОВ?) ВКУ С ЕН
«ТВОЙ СЛОВАРИК» ЗДРА В СТВУЙ ПРАЗ Д НИК ЛЕС Т НИЦА
ПРОВЕРЬ СЕБЯ СО ЛН -ЦЕ СЕР Д -ЦЕ ЗДРА В -СТВУЙ МЕС Т -НОСТЬ ПРАЗ Д -НИК ГРУС Т -НЫЙ ЧЕС Т -НЫЙ
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ПОНЯЛ… Я НАУЧИЛСЯ… БЫЛО ИНТЕРЕСНО… БЫЛО ТРУДНО…
УСПЕХОВ ВАМ И УДАЧ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общественная презентация педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "СОШ с УИОП № 14" города Магадана Яковлевой Ольги Викторовны.
Общественная презентация является одним из условий на конкурс лучших учитей для денежного вознаграждения Президентом РФ.В данной презентации отражены основные направления моего педагогического т...
Технологическая карта урока по программе УМК «Начальная школа 21 века» 1 класс Урок математика
Совершенствовать вычислительные навыки в решении задач и примеров: поиск ситуации, используя разные способы вычисления, с опорой...
Урок математики в 1"А" классе учителя начальных классов МОУ Инзенская средняя общеобразовательная школа № 4 Кутейниковой Лидии Михайловны
Тема : «Число 0»Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: формирование универсальных учебных действий:-предметных: познакомить с числом 0 и...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Лямцевой Светланы Анатольевны
Тема инновационного педагогического опыта:«Использование современных электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе как эффективный способ повышения качества знаний»....
УМК «Перспектива» Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения» учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Тема«Как изучают окружающий мир»ЦельПознакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира;- побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, изм...
УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: «Опасные места». Автор: Тарасенко Т.С.
1. ФИО учителя: Тарасенко Татьяна Семёновна2. УМК: «Школа России»3. Предмет: окружающий мир4. Класс: 3 «...