Вопросы по русскому языку с ответами
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (4 класс)
Вопросы за курс начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_po_russkomu_yazyku_za_kurs_nach_shkoly_s_otvetami.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные вопросы
по русскому языку для итоговой аттестации 4 класс
1.Что такое текст?
(Несколько предложений, связанных между собой по смыслу)
2.Из чего состоят тексты? (Из предложений.)
3.Что такое предложение? (Группа слов, связанных по смыслу.)
4. Из чего состоят предложения? (Из слов.)
5. Что такое буква?
(Это значок звука. Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы видим и пишем.)
6. Что такое гласный звук?
(При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает во рту преград.)
7. Сколько в русском языке гласных звуков?
(6 звуков: А, О, У, Ы, Э, И.)
8. Сколько в русском языке гласных букв?
(10 букв: А; Я, О, Ё, X Ю, Ы, И, Э, Е.)
9. Какую работу выполняет гласная буква в слове?
(Называет звук; показывает, что предыдущий согласный или твёрдый или мягкий.)
10. Назовите гласные первого ряда. (А, О, У, Ы, Э)
11. Какую команду дают согласному гласные первого ряда? (Читайся твёрдо.)
12. Назовите гласные второго ряда ? (Я,Ё,Ю,И,Е)
13. Какую команду дают согласному гласные второго ряда? (Читайся мягко.)
14. Какие гласные буквы и когда обозначают два звука?
(Я, Ё, Е, Ю обозначают два звука в начале слова, после гласной, после
разделительного Ь и Ъ. Я — [ Й'А ], Ё — [ Й'О ], Ю - [ Й'У ],Е-[ Й'Э ])
15. Как называются гласные Я, Е, Ё, Ю?
(Йотированными, потому что в их образовании участвует звук [ Й'].)
16. Когда гласные буквы Я, Ё, И, Е обозначают один звук?
(Когда эти буквы стоят после согласных: Я — [ А ], Ё — [ О ], Ю — [ У ], Е — [ Э ].)
17. Что такое согласный звук? (При произнесении согласного звука струя воздуха встречает во рту преграду в виде языка, зубов и губ.)
18. Сколько в русском языке согласных звуков (36 звуков.)
19. Сколько в русском языке согласных букв? (21 буква.)
- Как называются самые звонкие согласные в русском языке?
(Сонорные.)
- Назовите сонорные согласные. (Н,М,Л,Р,Й.)
- Назовите парные согласные.
(Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т ,Ж — Ш, 3 — С.)
23. Назовите парные звонкие согласные. (Б,В,Г,Д,Ж, 3.)
24. Назовите парные глухие согласные. (П, Ф, К.Т.Ш.С.)
25. Назовите всегда глухие согласные. (Х,Ц,Ч,Щ.)
26. Назовите всегда твёрдые согласные (Ж, Ш, Ц.)
27. Назовите всегда мягкие согласные. (Ч,Щ,Й.).
26. Какие буквы не обозначают звуков? (Ъ,Ь.)
29. Как узнать, сколько в слове слогов?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
30. Как в устной речи одно предложение отделяют от другого?
(Остановкой, или паузой)
31. Как в письменной речи одно предложение отделяют от другого?
(Начало предложения пишут с большой буквы, а в конце предложения ставят вопросительный, восклицательный знаки или точку.)
32. Какими предложения бывают по цели высказывания?
(Повествовательными, вопросительными, побудительными.)
- Какое предложение называется повествовательным?
(То, в котором сообщается о ком-нибудь или о чём-нибудь.)
- Какое предложение называется вопросительным?
(То, которое содержит вопрос.)
35. Какое предложение называется побудительным?
(То, которое содержит побуждение к действию.)
36. Что могут содержать побудительные предложения?
(Просьбу, приказ, совет.)
37. Какое предложение называется распространённым?
(То, в котором, кроме главных членов, есть ещё хотя бы один второстепенный член предложения.)
38. Какое предложение называется нераспространённым?
(То, в котором есть только главные члены предложения.)
39. Что является грамматической основой предложения?
(Главные члены предложения.)
40. Что такое подлежащее?
(Подлежащее показывает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? Подчёркивают его одной чертой.)
41. Что такое сказуемое?
(Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ? Подчёркивают его двумя чертами.)
42. Что такое обстоятельство?
(Это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признак признака.)
43. Как подчёркивают обстоятельства? (Тире-точка, тире-точка.)
44. На какие вопросы отвечают обстоятельства места?
(ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?)
45. На какие вопросы отвечают обстоятельства времени? (КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР?)
- На какие вопросы отвечают обстоятельства образа действия?
(КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?)
- Что такое определение?
(Это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и поясняет главные и другие второстепенные члены предложения.)
48. Как подчёркивают определения? (Волнистой линией.)
49. Что такое дополнение?
(Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.) 50. Какие падежи называются косвенными?
(Все, кроме именительного.)
- Как подчёркивают дополнения? (Тире-тире.)
- Какие подлежащие называются однородными?
(Несколько подлежащих, относящихся к одному и тому же сказуемому.)
53. Какие сказуемые называются однородными?
(Несколько сказуемых, относящихся к одному и тому же подлежащему.)
54. Когда между однородными членами предложения не надо ставить
запятую?
(Когда однородные члены предложения соединены единичными союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И).)
- Когда между однородными членами предложения ставится запятая? (Когда однородные члены предложения соединены повторяющимися союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И); союзами А, Н0, ДА (в значении НО).)
- Что такое простое предложение?
(Предложение, в котором одно подлежащее и сказуемое.)
- Что такое сложное предложение?
(Предложение, состоящее из двух и более простых предложений, образующих в смысловом, интонационном отношении единое целое.)
- Как в устной речи простое предложение выделяют в составе сложного? (Интонацией.)
- Как в письменной речи простое предложение выделяют в составе сложного? (Запятыми.)
- Как на письме выделяют прямую речь?
(Кавычками.)
- С какой буквы пишется первое слово прямой речи? (С большой.)
- Как прямая речь может отделяться от слов автора на письме? Напишите основные схемы.
(Если слова автора стоят до прямой речи: А: "ГГ. А : "П!" А: "П?" Если Слова автора стоят после прямой речи: «ТГ»,-а. «П?»-а. «ТГ!»-а. Если слова автора стоят в середине: «П, - а, - п». «П, - а. – ГГ». «П? - а. – П». «П! - а. – ГГ».
68. Что такое обращение?
(Это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращена речь.)
70. Как в устной речи выделяют обращения в предложении?
(Интонацией.)
71. Как в письменной речи выделяют обращения в предложении? (Запятыми.)
72. Что такое окончание?
(Это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.)
73. Что такое основа? (Это всё слово без окончания.)
74. Что такое приставка?
(Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
- Назовите неизменяемые приставки с гласной А. (ЗА, НА, НАД.)
- Назовите неизменяемые приставки с гласной О.
(СО, ПРО, ВО, ДО, О, ОБ, ОБО, ПО, ПОД, ПОДО, ОТ, ОТО.)
77. Что такое суффикс?
(Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
78. Когда пишется суффикс –ИК-, а когда — суффикс –ЕК-?
(Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать Е, а если не выпадает - И.)
79. Какой суффикс используется ори названии детёнышей?
(-ОНОК, - ЁНОК, - ЁНЫШ.)
80. Какие суффиксы придают слову уменьшительно-ласкательное значение?
(-ОК,-ОЧК, -ЕЧК, -УШК, - ЫШК,-ОВАТ, -ЕВАТ, -ОНЬК,- ЕНЬК.)
82. Что такое корень слова?
(Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех
однокоренных слов.)
83. Какие слова называются родственными?
(Слова с одним и тем же корнем и общим значением.)
84. Как проверить безударную гласную в корне слове?
(Нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так$
чтобы на эту гласную падало ударение.)
85. Какие безударные гласные в корне слова надо проверять?
(А,О.Е,И,Я.)
86. В каком случае парный согласный стоит в слабой позиции?
(В конце слова и перед глухой согласной.)
87. Как проверить парный согласный в слабой позиции?
(Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы
после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная буква.)
88. Какие согласные называются непроизносимыми?
(Согласные, которые не произносятся — Т, Д, Л, В.)
89. Как проверить слова с непроизносимым согласным?
(Надо подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.)
92. Как надо переносить слова с удвоенными согласными?
(При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять или переносить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят между гласными.)
96. Перечислите корневые орфограммы.
(Проверяемая гласная в корне слова; парная согласная в слабой позиции; непроизносимая согласная или сочетания СН-ЗН; удвоенная согласная.)
- Что показывает мягкий знак — показатель мягкости в словах?
(Что предыдущий согласный мягкий,)
- Где пишется мягкий знак?
(В конце слова и в середине слова между двумя согласными.)
99. Для чего нужен разделительный твёрдый знак в словах?
(Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается
с гласным.)
100. Когда надо писать разделительный твёрдый знак?
(После приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я.)
101. Как надо переносить слова с разделительным твёрдым знаков?
(Нельзя отрывать букву Ъ от предшествующей согласной.)
102. Назовите изученные части речи.
(Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз, частица.)
103. Что такое имя существительное?
(Это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?)
104. Какие бывают имена существительные?
(Одушевлённые — неодушевлённые; трёх родов; собственные — нарицательные.)
- На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные?
(Кто?)
- На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные?
(Что?)
- На какие вопросы отвечают имена существительные мужского рода?
(ОН ЧЕЙ? ОН МОЙ.)
- На какие вопросы отвечают имена существительные женского рода?
(ОНА ЧЬЯ? ОНА МОЯ.)
- На какие вопросы отвечают имена существительные среднего рода?
(ОНО ЧЬЁ? ОНО МОЕ.)
- Что относится к именам собственным?
(Имена, отчества и фамилии людей, клички животных, географические названия.)
111. Что относится к географическим названиям?
(Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, морей.)
- Как надо писать географические названия?
(С большой буквы.)
- С какой буквы пишутся клички животных?
(С большой буквы.)
- Как пишутся имена, отчества, фамилии людей?
(С большой буквы.)
- Как изменяются имена существительные?
(По числам и падежам.)
- Какие бывают числа у имён существительных? (Единственное и множественное.)
- Как определить начальную форму у имени существительного?
(Нужно поставить имя существительное в И.п. ед. числа.)
- Каким членом предложения бывают имена существительные? (Подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством.)
119. На конце имён существительных какого рода после шипящих пишется Ь? (Женского рода.)
120. Для чего необходимо изменять имена существительные по падежам?
(Для того чтобы указать на лицо, предмет, место.)
121. Перечислите падежи с падежными вопросами.
И.п. — (кто?) (что?) Р.п. — (кого?) (чего?) Д,п, — (кому?) (чему?) В,п. — (кого?) (что?) Т.п. — (кем?) (чем?) Пп,— (о ком?) (о чём?)
122. С какими словами необходимо связать имя существительное, чтобы
изменить его по падежам?
(Со словами: ЕСТЬ, НЕТ, РАД, ВИЖУ, ДОВОЛЕН, ДУМАЮ.)
123. Как отличить В.п. от И.п.?
(В именительном падеже вопросы КТО? ЧТО? и нет предлогов.
В винительном падеже вопросы КОГО? ЧТО? У винительного падежа есть
предлоги В, НА, ЗА, ПОД, ПРО, СКВОЗЬ, ЧЕРЕЗ, ОБО.)
124. Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце имён существительных родительного падежа во множественном числе? (Не пишется.)
126. Что такое склонение? (Изменение имён существительных по падежам.)
127. Сколько склонений в русском языке? (Три склонения.)
128. Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?
(Существительные мужского и женского рода с окончаниями -А, -Я.)
129. Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению?
(Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями-О,-Е.)
130. Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?
(Существительные женского рода с нулевым окончанием и оканчивающиеся на Ь.)
133. Какие гласные пишутся в окончаниях имён существительных в Т. п. после шипящих и Ц? (Под ударением пишется О, а без ударения Е.)
135. Что такое имя прилагательное?
(Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ?)
136. С какой частью речи имя прилагательное связано в предложении?
(С именем существительным.)
- Как изменяются Имена прилагательные?
(По родам, числам и падежам.)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в Мужском роде? (КАКОЙ? Окончания -ЫЙ, -ИЙ,)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в женском роде? (КАКАЯ? Окончания -АЯ, -ЯЯ.)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в среднем роде? (КАКОЕ? Окончания -ОЕ, -ЕЕ,)
- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? (-ЫЕ, -ИЕ.)
142. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? (КАКИЕ?)
143. В каком числе нельзя определить род имени прилагательного?
(Во множественном числе.)
144. В каком падеже различаются окончания в мужском и среднем роде
у имён прилагательных с твёрдой и мягкой основой?
(Только в именительном и винительном падежах.)
- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
(По числам и падежам.)
- Перечислите падежи с вопросами имён прилагательных мужского и среднего рода. (И. п. — какой? Р. п. — какого? Д.п. — какому? В.п. — какого? Т. п. — каким? П. п. — о каком?)
- Как проверить безударное окончание имени прилагательного?
(По написанию окончания вопроса.)
150. Как определить падеж имени прилагательного?
(Найти существительное, к которому относится имя прилагательное.
Определить падеж существительного. По падежу существительного определить падеж прилагательного.)
151. В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на
одинаковый вопрос и имеют одинаковые окончания?
(В Р.п., Д.п., Т.п., П.п. На вопрос КАКОЙ?)
152. В каких случаях окончание имени прилагательного -ЕЙ, а в каких -ИЙ?
(Если имя прилагательное отвечает на вопрос КАКОЙ?, то в мужском роде у него окончание -ИЙ, а в женском — -ЕЙ.)
154. На какой вопрос отвечают имена прилагательные единственного
числа женского, рода в винительном падеже?
162. Как образуются сложные слова?
(Сложением двух основ при помощи соединительных гласных О, Е.)
163. Что такое антонимы?
(Слова, противоположные по значению.)
- Что такое синонимы? (Слова,близкие по значению.)
- Что такое местоимения?
(Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)
166. На кого указывают местоимения Я, МЫ?
(На того, кто говорит о себе.)
167. На кого указывают местоимения ТЫ, ВЫ? (На того, с кем говорят.)
168. На что указывают местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ?
(На лицо или предмет, о ком или о чём говорят.)
169. Перечислите личные местоимения единственного числа.
(Я, ты, он, она, оно.)
170. Перечислите личные местоимений множественного числа.
(Мы, вы, они.)
171. Назовите местоимения 1-го лица. (Я, мы.)
172. Назовите местоимения 2-го лица. (Ты, вы.)
173. Назовите местоимения 3-го лица.(Он, она, оно, они.)
174. Как изменяются местоимения 3-го лица единственного числа?
(По числам, родам, падежам,)
175. Как надо писать местоимения с предлогами? (Отдельно.)
176. У местоимений какого лица при употреблении с предлогами в начале слова появляется буква Н? (3-го лица.)
177. Что такое глагол?
(Часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?)
178. Что такое неопределённая форма глагола?
(Неопределённая форма глагола (инфинитив) отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Имеет окончания –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ. Глаголы в неопределённой форме не имеют ни времени, ни числа.)
179. Как надо писать частицу НЕ с глаголами? (Отдельно,)
- Назовите слова-исключения написания глаголов с частицей НЕ. (Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недомогать)
182. Указывает ли неопределённая форма на время и числа глагола?
(Нет, не указывает.)
183. Перечислите времена глаголов. (Настоящее, будущее, прошедшее.)
184. На какие вопросы они отвечают?
(Настоящее время — действие происходит сейчас: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО
ДЕЛАЮТ? Будущее время — действие произойдёт когда-то в будущем: ЧТО
СДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? Прошедшее время — действие произошло или происходило ранее: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА?)
185. Сколько времён можно образовать от глаголов, отвечающих на
вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? Какие?
(Три времени: настоящее, будущее, прошедшее,)
186. Сколько времён можно образовать от глаголов, отвечающих на
вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? Какие?
(Два времени: будущее и прошедшее.)
187. Как образуются глаголы прошедшего времени?
(От основы неопределённой формы при помощи суффикса -Л-.)
188. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
(По родам. Мужской род ЧТО ДЕЛАЯ? — нулевое окончание;
женский род ЧТО ДЕЛАЛА? — окончание-А;
средний род ЧТО ДЕЛАЛО? — окончание-О.)
189. Какая гласная пишется в глаголе прошедшего времени перед
суффиксом -Л? (та же гласная, что перед и –ть ТЬ в неопределённой форме)
191. Что такое спряжение?
(Изменение глаголов по лицам и числам)
192. Назовите три способа определения спряжений.
(По ударным окончаниям глаголов при спряжении;
по окончанию 3-го лица множественного числа настоящего и будущего
времени; по неопределённой форме глагола.)
193. Назовите вопросы глаголов единственного числа.
(ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?)
194. Назовите вопросы глаголов множественного числа.
(ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО СДЕЛАЮТ?)
195. Как определить лицо глагола?
(По местоимению.)
196. Перечислите местоимения для определения лица глагола.
(Лицо Ед. число Мн. число
1-е я мы
- -е ты вы
- -е он, она, оно они
197. Какие глаголы относятся к I спряжению?
(Глаголы, оканчивающиеся на -АТЬ, -ОТЪ, -УТЬ, -ЕТЪ, -ТЬ.)
198. Какие глаголы относятся ко II спряжению?
(Глаголы, оканчивающиеся на-ИТЬ.)
199. Перечислите глаголы-исключения I спряжения.
(Брить, стелить, зиждиться.)
200. Перечислите глаголы- исключения II спряжения.
(Гнать, держать, дышать, слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть.)
204. Когда у глаголов надо писать-ТСЯ?
(Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? или ЧТО СДЕЛАЕТ?, то глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -СЯ мягкий знак не пишется.)
205. Когда у глаголов надо писать-ТЬСЯ?
(Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?, то глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед -СЯ пишется мягкий знак.)
206. Когда у глаголов над© писать -ЧЬСЯ? ЧЬ?
(Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ,ЧТО СДЕЛАТЬ? с основой на Ч.)
209. Что такое наречие?
(Часть речи, которая обозначает признак действия или другого признака
и отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? ОТКУДА? КУДА?)
210. Каким членом предложения является наречие?
(Обстоятельством.)
211. С какой частью речи связаны наречия?
(С глаголами.)
- Наречия с какими приставками имеют суффикс -А-?
(С приставками ДО-, ИЗ-, С-.)
- Наречия с какими приставками имеют суффикс -О»?
(С приставками В-, НА-, ЗА-.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все основные вопросы по русскому языку для итоговой аттестации 3 класс
С помощью данных вопросов Вы сможете определить истенный уровень необходимых знаний, умений и навыков школьников по русскому языку на конец 2 полугодия третьего класса. Можно использовать при по...
Теоретические вопросы по русскому языку. 1 класс. Окончание букварного периода. (март 2014 года0
Целью данной работы является повторение изученного материала о звуках и буквах....
Олимпиады по русскому языку с ответами 4 класс (1)
Олимпиад по русскому языку-хорошая помощь педагогам и родителям в подготовке четвероклассников...
Олимпиада по русскому языку с ответами 4 класс (2)
Олимпиадные задания - хорошая помощь педагогам и родителям при подготовке четвероклассников...
Олимпиады по русскому языку с ответами 4 класс (3)
Олимпиада по русскому языку - хорошая помощь педагогам и родителям в обучениичетвероклассников...
Олимпиадные задания по русскому языку с ответами с 1 по 4 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку с ответами для учащихся 1 - 4 классов....
олимпиада по русскому языку с ответами
для 4 класса...