Олимпиады по русскому языку с ответами 4 класс (3)
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

Орехова Наталья Ивановна

Олимпиада по русскому языку - хорошая помощь педагогам и родителям  в обучениичетвероклассников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_russkomu_yazyku_4_klass_3_variant.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Олимпиада  по  русскому языку

среди обучающихся 4 классов с ответами

3 вариант

  1. Определи, какие слова записаны при помощи транскрипции [палк’и], [сп’ица], [парок]. Запиши их.

  1. Составь из данных слов пословицу, поговорку или крылатое выражение. Запиши их.

Глаз, бревно, соринка, замечать, видеть, чужой, свой.

Терпеть, быть, казак, атаман.

Смотреть, конь, дарёный, зубы.

Вить, быть, конец, верёвочка, сколько.

  1. Запиши слово, в котором  корень тот же, что и в слове «безумный»,  суффикс взяли из слова «голова»,  приставку – из слова «разведчик», окончание – из слова «сирень».

  1. Составь словесный портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным.

Лицо - …, лоб - …, нос - …, волосы - …, взгляд - …, улыбка - … .

  1. Известны лишь две последние буквы слова «-ло». Определи, к какой части речи можно отнести это слово. Обоснуй свой ответ.

  1. Прочитай.

Мыслим, душевный, обижает, зацементирует, закопает, наломает, заспешит, замелькает.

Какое слово лишнее? Почему? Запиши это слово, обосновывая причину исключения.

Какое слово лишнее из оставшихся? Почему?

Исключай из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось два слова. Причину исключения лишних слов обоснуй.

  1. Подбери к прилагательным антонимы:

Близкий человек -  _____________________

Близкий берег - _____________________

Мягкий свет - ______________________

Мягкий характер - _____________________

  1. Прочитай.

Ищет вчерашний день, а он уже прошёл.

Не мучай муху: и ей больно.

Петух скажет курице, а она – всей улице.

Корень учения горек, да плод его сладок.

И собака помнит, кто её кормит.

Ему разжуй, да в рот положи.

Сгруппируй пословицы и поговорки в зависимости от рода имеющихся в них местоимений. В каждой группе напиши пословицы и поговорки, ориентируясь на падеж местоимений. Они должны следовать в порядке склонения. Запиши группы пословиц и поговорок.

  1. Прочитай предложения. Укажи порядок их следования, ориентируясь на таблицу.

а) Солнце склоня.тся к западу, броса.т свои радостные лучи на поляну и тихими отблесками дрож.т на ароматной хвое кедра.

б) Далеко за горизонтом отсвечива.т вершины гор.

в) Ветер то броса.тся к небу, то стремглав пада.т в овраги и чуть затиха.т.

г) У малины крапива в подружках ход.т.

№ предложения

Количество глаголов

I спряжение

II спряжение

1.

3

-

2.

1

-

3.

2

1

4.

-

1

  1.  Замени данные фразеологические обороты словами-синонимами.

а) Семи пядей во лбу - …

б) Совать нос - …

в) Как снег на голову - …

г) Кот наплакал - …

  1. В данном ряду найди и выпиши пары слов, состоящие из одинаковых звуков.

          Люк, сукно, ток, атлас, тишь, шей, куль, салат, шрам, код, конус, шить, марш, ешь.

  1. Выпиши предложение, в котором отсутствует глагол.

Наступил март. Дни стали тёплые и светлые. Сугробы осели и стали рыхлые. Они серого и чёрного цвета.

  1. Продолжи ряд однокоренных слов, учитывая разное значение корня.

-кос-

Косить (траву)_________________________________

Косичка, ______________________________________

Перекос, ______________________________________

  1. Впиши буквы в кружочки так, чтобы по большой окружности получилось шестибуквенное слово, а по четырём малым – трёхбуквенные.

Самооценка: самое трудное задание - №

                        самое лёгкое задание - №

                         самое интересное задание - № 

Ответы

  1. Определи, какие слова записаны при помощи транскрипции [палк’и], [сп’ица], [парок]. Запиши их.

Ответ: [палк’и] – полки, палки;[сп’ица]- спица, спится; [парок]- парок, порок, порог.

  1. Составь из данных слов пословицу, поговорку или крылатое выражение. Запиши их.

Глаз, бревно, соринка, замечать, видеть, чужой, свой.

Терпеть, быть, казак, атаман.

Смотреть, конь, дарёный, зубы.

Вить, быть, конец, верёвочка, сколько.

Ответ:

В своём глазу бревно не замечать, а в чужом – соринку видеть.

Терпи казак – атаманом будешь.

Дарёному коню в зубы не смотрят.

Сколько верёвочке не виться, а конец будет.

  1. Запиши слово, в котором  корень тот же, что и в слове «безумный»,  суффикс взяли из слова «голова»,  приставку – из слова «разведчик», окончание – из слова «сирень».

Ответ: разум.

  1. Составь словесный портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным.

Лицо - …, лоб - …, нос - …, волосы - …, взгляд - …, улыбка - … .

Творческое задание (ответы вариативны).

  1. Известны лишь две последние буквы слова «-ло». Определи, к какой части речи можно отнести это слово. Обоснуй свой ответ.

Ответ:  1)Это могут быть существительные среднего  рода, относящиеся ко 2-му склонению, например: сало, мыло, чучело;

               2)Несколько слов на  –ло относятся к наречиям: назло, тепло, уныло;

               3) Одно слово – предлог  «около»;

              4) Это могут быть глаголы прошедшего времени: прошло, замело, светало.

  1. Прочитай.

Мыслим, душевный, обижает, зацементирует, закопает, наломает, заспешит, замелькает.

Какое слово лишнее? Почему? Запиши это слово, обосновывая причину исключения.

Какое слово лишнее из оставшихся? Почему?

Исключай из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось два слова. Причину исключения лишних слов обоснуй.

  1. Душевный – лишнее слово, так как это имя прилагательные, а остальные – глаголы;
  2. Мыслим – лишнее слово, так как это глагол множественного числа, а остальные – единственного;
  3. Обижает – лишнее слово, так как это глагол настоящего времени, а остальные – будущего;
  4. Наломает – лишнее слово, так как оно с приставкой на-, а остальные – с приставкой за-;
  5. Закопает – лишнее слово, так как имеет в корне безударную гласную о, а в корнях остальных слов  - безударная гласная е;
  6. Заспешит – лишнее слово, так как это глагол II спряжения, а остальные – I спряжения;

  1. Подбери к прилагательным антонимы:

Близкий человек -  _____________________ чужой

Близкий берег - _______________________ далёкий

Мягкий свет _________________________ резкий

Мягкий характер - ____________________ твёрдый

  1. Прочитай.

Ищет вчерашний день, а он уже прошёл.

Не мучай муху: и ей больно.

Петух скажет курице, а она – всей улице.

Корень учения горек, да плод его сладок.

И собака помнит, кто её кормит.

Ему разжуй, да в рот положи.

Сгруппируй пословицы и поговорки в зависимости от рода имеющихся в них местоимений. В каждой группе напиши пословицы и поговорки, ориентируясь на падеж местоимений. Они должны следовать в порядке склонения. Запиши группы пословиц и поговорок.

Ответ:

1 группа – м.р.

Ищет вчерашний день, а он уже прошёл. – Им.п.

Корень учения горек, да плод его сладок. – Р.п.

Ему разжуй, да в рот положи. – Д.п.

2 группа – ж.р.

Петух скажет курице, а она – всей улице. – Им.п.

Не мучай муху: и ей больно. – Д.п.

И собака помнит, кто её кормит. – В.п.

  1. Прочитай предложения. Укажи порядок их следования, ориентируясь на таблицу.

А) Солнце склоня.тся к западу, броса.т свои радостные лучи на поляну и тихими отблесками дрож.т на ароматной хвое кедра.

Б) Далеко за горизонтом отсвечива.т вершины гор.

В) Ветер то броса.тся к небу, то стремглав пада.т в овраги и чуть затиха.т.

Г) У малины крапива в подружках ход.т.

№ предложения

Количество глаголов

I спряжение

II спряжение

1.

3

-

2.

1

-

3.

2

1

4.

-

1

Ответ: 1- В);   2-Б);  3-А);  4-Г).

  1. Замени данные фразеологические обороты словами-синонимами.

а) Семи пядей во лбу - …

б) Совать нос - …

в) Как снег на голову - …

г) Кот наплакал - …

Ответ: а) способный; б) интересоваться; в) неожиданно; г) мало.

  1.  В данном ряду найди и выпиши пары слов, состоящие из одинаковых звуков.

       Люк, сукно, ток, атлас, тишь, шей, куль, салат, шрам, код, конус, шить, марш, ешь.

Ответ: Люк -  куль, сукно – конус,  ток -  код, атлас -  салат, тишь -  шить, шей -  ешь, шрам - марш.

  1. Выпиши предложение, в котором отсутствует глагол.

Наступил март. Дни стали тёплые и светлые. Сугробы осели и стали рыхлые. Они серого и чёрного цвета.

Ответ: Они серого и чёрного цвета.

  1. Продолжи ряд однокоренных слов, учитывая разное значение корня.

-кос-

Косить (траву)_________________________________

Косичка, ______________________________________

Перекос, ______________________________________

Ответ:

  1. Косить (траву), коса (инструмент), покос, косарь, покосить, косилка, сенокос, скосить…
  2. косичка, коса (прическа), косица …

3) перекос, косой, скосить, косо, покоситься, кособокий …

  1. Впиши буквы в кружочки так, чтобы по большой окружности получилось шестибуквенное слово, а по четырём малым – трёхбуквенные.

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиада по русскому языку для 3 класса

Помещены материалы для  олимпиады  по русскому языку ....

Текст классного тура олимпиады по русскому языку в 1 классе с ответами.

Задания для классного тура олимпиады в 1 классе с ответами....

Олимпиады по русскому языку с ответами 4 класс (1)

Олимпиад  по русскому языку-хорошая помощь педагогам и родителям в подготовке четвероклассников...

Олимпиада по русскому языку с ответами 4 класс (2)

Олимпиадные задания - хорошая помощь педагогам и родителям при подготовке четвероклассников...

школьная олимпиада пр русскому языку для 4 класса с ответами

школьная олимпиада для 4 класса по русскому языку...