Русский язык "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Обобщение и закрепление знаний об имени существительном как о части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Тема: Имя существительное.
Цель: Обобщение и закрепление знаний об имени существительном как о части речи.
Ход урока:
1.Организационный этап. Психологический настрой.
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок.
- Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске 3 облака -серое с дождем, голубое, с солнцем).
- Какое вам больше нравится?
- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь к концу урока хорошее настроение будет у всех, потому что мы с вами отправляемся в путешествие.
- На чем можно путешествовать?
- Мы совершим путешествие на поезде. А отправимся на удивительный остров МОРФОЛОГИЮ.
2.Операционный этап.
- Что такое морфология?
- На какие 2 группы можно разделить все части речи? (кластер)
Морфология
Имя существительное Союз
Имя прилагательное Предлог
Глагол Частица
Наречие
- Остров МОРФОЛОГИЯ состоит из различных царств. Мы с вами отправимся в самое крупное царство. Угадайте в какое?
Обозначаю я предмет,
Всему опора- спору нет.
Ведь солнце, воздух и вода,
Земля, леса и города,
Заводы, люди и планеты-
Все это разные предметы.
Значит, я всех важней,
Значит, я всех нужней! (имя существительное)
-Какова будет тема урока?
- Цель нашего урока обобщить и закрепить полученные знания об имени существительном.
- Данную тему мы изучали в течение года, но есть моменты, которые нужно повторить.
- Какие трудности вы испытываете? Где затрудняетесь?
- Поставьте себе задачу на этот урок.
- Наш паровоз готов отправиться в путь!
Карта путешествия:
Умейкино
Распределялкино
Рассуждалкино
Проверялкино
- Первая станция Проверялкино.
- На этой станции проверим на сколько хорошо вы знаете имя существительное.
1) Тестирование. (каждый работает самостоятельно)
Взаимопроверка. Ключ на доске
0 ош.- «5»
1 ош.- «4»
2 ош.- «3»
3 и более ош.- «2»
- Кто выполнил задание без ошибок?
- У кого 1 ошибка?2 ошибки?
- Где испытывали затруднения?
2) Работа по кластеру.
Существительное
Предмет
Кто? Что?
Одушевленное Неодушевленное
Собственное Нарицательное
- Сделайте вывод. Что знаете об имени существительном?
3) Работа в тетрадях.
- Народная мудрость гласит «Красиво писать- красоту творить». Запишите дату, классная работа.
4) Словарная работа.
- Отправляемся к следующей станции Рассуждалкино.
На этой станции добрая хозяюшка приготовила корзину.
- Назовите одним словом предметы. (овощи)
- Помогите хозяюшке, какие овощи необходимо взять
для приготовления борща?
- Я показываю предмет, вы записываете его название в тетрадь.
Проверка по ключу.
- Что общего у всех слов? (имена существительные, непрове-
ряемая безударная гласная, в И.п.)
-Чем отличаются слова? (род)
- Распределите эти слова по родам.
- Как определить род существительного?
м.р. ж.р. ср.р.
- Образуйте от этих существительных форму мн.ч.
- От каких существительных невозможно образовать форму мн.ч.? Приведите еще примеры.
- Есть ли существительные, имеющие форму только мн.ч. Приведите примеры.
- Какой вывод можем сделать? (существительные изменяются по числам, имеет категорию рода)
5) Работа по кластеру.
Род
м.р. ж.р. ср.р.
Число
ед.ч. мн.ч.
6) КАРТОЧКА №1
7)- Отправляемся дальше на станцию Распределялкино! Эта станция находится в волшебном лесу.
- Распределите названия деревьев, которые встретятся в тексте по склонениям. (в тетрадях).
Тихо в лесу. Только береза шелестит листочками. Могучий дуб раскинул свои ветви. Одиноко на опушке стоит высокая ель. А рябина, какая красавица! Ярким пламенем горят ее гроздья. Возвышается над лесом стройный тополь.
1скл. 2скл. 3скл.
береза дуб ель
рябина тополь
- Какие слова вы отнесли к 1скл? Докажи.
- Какие слова вы отнесли к 2скл? Докажи.
- Какие слова вы отнесли к 3скл? Докажи.
- Какой вывод можем сделать? (существительные бывают 1, 2, 3скл.)
8) Работа по кластеру.
Склонение
1скл. 2скл. 3скл.
9) КАРТОЧКА №2
10) Физминутка.
11)-Нас ждет на пути последняя станция. Но поезд не может двинуться без пассажиров. Распределите слова по вагонам. (работа в группах)
телефона друзьям
салфеткой гимназия
историю учеников
о доме о формуле
- Какой вывод можем сделать? (существительные изменяются по падежам).
12) Работа по кластеру.
Падеж
13) КАРТОЧКА №3
14) - Чтобы машинист отвез нас домой, он приготовил последнее задание:
Облака, по, летели, легкие, небу.
-Составьте предложение. Разберите по членам предложения.
- Какой вывод можем сделать? (существительные в предложении являются подлежащим или дополнением)
15) Работа по кластеру.
Подлежащее
Дополнение
3.Итог. Рефлексия
- Над какой темой работали на уроке?
- Добились ли вы той задачи, которую ставили в начале урока?
- Какие возникали трудности?
- В чем были затруднения?
- Что бы вы еще хотели узнать об имени существительном?
Оценивание.
- Каждый из вас получит оценку за работу над карточками. На уроке мне особенно помогли….
Настроение.
- Поднимите, пожалуйста ту карточку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. (поднимают облачка)
В конце урока кластер должен иметь следующий вид:
Существительное
Предмет
Кто? Что?
Одушевленное Неодушевленное
Собственное Нарицательное
Род
м.р. ж.р. ср.р.
Число
ед.ч. мн.ч.
Склонение
1скл. 2скл. 3скл.
Падеж
Подлежащее Дополнение
Приложение.
Карточка №1
1.Исключи лишнее:
а) картина, метель, адрес, чашка.
б) солнце, утро, дождь, дело.
2.Найди закономерность и допиши еще одно слово.
Ковер, дом, ключ, снегирь,…
Свечи, книги, друзья, цветы,…
Карточка №2
1.Выпиши существительные 2 склонения.
Страна, конь, Москва, парта, огород, тень, лошадь, пень, земля, ведро, трактор, рожь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Составьте словосочетания с этими существительными.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №3
1.Составь правильно словосочетания. Определи падеж существительных.
Справиться с (задача) _____________________________________
накормить (завтрак) _____________________________________
сидели на (диван) _____________________________________
говорить (дедушка) _____________________________________
чешуя (рыба) _____________________________________
2. Составь предложение с одним из данных словосочетаний.
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный марафон для учащихся начальных классов.Русский язык. Существительное.(Морфология.Орфография.)
Интеллектуальный марафон позволяет учащимся углубить и расширить знания по предмету, способствует развитию их дарований,способствует развитию творческой активности, формирует устойчивую потребно...
Конспект урока русского языка "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов", 4 класс, ПНШ
Конспект урока русского языка...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Существительные первого склонения" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
Тема: Существительные первого склонения (3кл)...
Урок русского языка "Существительные первого склонения"
Конспект урока русского языка "Существмтельные первого склонения". 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...
Презентация к уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
Презентация к уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...