Рабочая программа по родному языку в 3 классе
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по родному языку в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnoy_yazyk_3.docx | 73.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от 28 августа 2020 г. __________/Н.В.Гаврищук руководитель МО учителей начальных классов | Согласовано заместитель директора по учебно-воспитательной работе от 29 августа 2020г. _________/ И.В.Магжанова / | «Утверждаю» __________ директор МБОУ СОШ №2 Л.Ф. Котикова от 31 августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Родной язык
3Д класс
2020-2021 учебный год
Маташковой Н.Л., учителя начальных классов, высшей квалификационной категории
г. Советский
2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку для 3Д класса разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании), закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ),Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, пр. от 31.01.2018 №2/18), Программы начального общего образования школы, утвержденной приказом от 09.10.2018 г. № 182/1, авторской программы:В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина «Русский язык», 1-4 классы - Москва: Просвещение, 2014 г., и на основе учебно-методического комплекса «Школа России»:
О.М. Александрова, В.А. Вербицкая Русский родной язык: Учебное пособие для общеобразовательных организаций для 3 класса – Москва: Просвещение, 2019;
Т.Н. Ситникова Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. Книга для учителя, - Москва: ВАКО, 2016.
Программа учебного предмета «Родной язык» предусматривает изучение русского языка как родного языка обучающихся, ориентирована на сопровождение и поддержку основного курса русского языка.
Целямиизучения предмета «Родной язык» являются:
- воспитание ценностного отношения к родному языку, как к хранителю культуры;
- ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учеников;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- формирование коммуникативной компетенции обучающихся: монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Обоснование отбора содержания и общей последовательности его изучения исходя из конкретных условий организации образовательного процесса
Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
1. Реализация личностного подхода, учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника, раскрытие его личностного потенциала.
2.Реализация системно-деятельностного подхода предполагает активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося. Учебники (все части) направлены на формирование способов практической работы, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельной работы.
3.Духовно-нравственное воспитание младших школьников, целостное развитие интеллектуальной, эстетической, волевой, эмоциональной сфер личности, усвоение детьми понятий нравственного содержания, осознание нравственной проблематики гуманитарного знания; формирование эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
4. Формирование информационной грамотности: различные способы передачи учебной информации (схемы, таблицы, пиктограммы и т.д.), включение заданий, предполагающих активные действия обучающихся по поиску, осмыслению, обработке, организации информации, созданию простых информационных объектов.
5.Развитие коммуникативной компетентности посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
6. Обеспечение социализирующей функции учебно-методических материалов, ориентация содержания учебников на жизненные потребности детей, формирование умений младшего школьника ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
7. Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся.
Актуальность изучения предмета. Специфика учебного предмета
Назначение предметасостоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.Предмет «Родной язык» направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета носят универсальный, обобщающий характер.Содержание предмета представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Знакомясь с единицами языка разных уровней, ученики усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учеников. Программа предусматривает формирование у школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических.
Общая характеристика учебного процесса
На уроках используются методы и приемы: комментирование, интерпретация. Широко привлекаются практические действия обучающихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний).Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер.
Для достижения планируемых результатов учителем и обучающимися используются материальные и идеальные средства обучения. Материальные средства обучения: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Созданы условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их физического, умственного, речевого развития. Тем самым осуществляется принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении школьников с разными образовательными возможностями.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов по данной программе.
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике усвоит все необходимые в предмете знания.
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блиц-опрос важнейших понятий и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
В течение года осуществляются следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Текущий:прогностический, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
Тематические проверочные, контрольные работы; проводятся как учителем, так и администрацией:стандартизированные письменные и устные работы; проверочные работы; творческие и проектные работы.
Итоговый контроль осуществляется в форме контрольной работы.
Средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков служит диктант. Тексты диктантов подбираются с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. В качестве диктанта предлагаются связные тексты, тематика которых близка и интересна детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
Текущий, тематический контроль успеваемости могут проводится в устной и письменной формах:
• устно - в форме собеседования, ответов на вопросы, выступления с сообщением по теме, защиты рефератов и творческих работ и др.;
• письменно - в форме контрольной работы, контрольного списывания, проверочной работы, тестирования, диктанта, изложения, сочинения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Для обеспечения самостоятельности обучающихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока осуществляется поурочно.
Система оценки достижения планируемых результатов описаны в приложении 2 к данной программе.
В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.
Механизм формирования универсальных учебных действий
Новый образовательный стандартустанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам начального общего образования.
Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом.
Родной(русский) язык обеспечивает формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Формирование любого умения проходит через этапы:
1. Приобретение первичного опыта и мотивация.
2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия.
3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое универсальное учебное действие.
Содержание заданий предмета направлено на достижение планируемых результатов. Обладая свойствами многоаспектности, многогранных связей, задания учебника позволяют косвенно способствовать формированию основ гражданской идентичности, воспитанию чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России.
Развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях помогают задания, предлагающие работу в парах, группах, т.е, задания, в которых требуется провести совместное исследование, обсудить создавшиеся выводы, представить и защитить своё мнение, составить задание для одноклассников.Развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения достигается системами вопросов в задании.
Большое внимание уделяется формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.Для развития умения самостоятельно выстраивать и оформлять последовательность своих действий ученикам предлагаются образцы планов действий для выполнения и преобразования.
В результате реализации деятельностного подхода:
- развиваются навыки самостоятельной работы;
- формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе.
Логические связи предмета с другими предметами учебного плана, внеурочная деятельность по предмету
Материал уроков находит своё взаимодействие с уроками русского языка, литературного чтения и окружающего мира. На материале текстов происходит формирование у детей правильной читательской деятельности. Работая с текстом на уроках русского языка дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке, тренируются в правильном словоупотреблении. По ходу чтения текста на уроках литературного чтения, окружающего мира проводится словарная работа. В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике, так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Вырабатывается умение ориентироваться внутри текста и внутри учебника, чему служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, обращаясь за помощью к «Словарю».
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается через систему заданий предмета, организованных во второй половине дня, индивидуальной и коллективной творческой, проектной работы, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Организация проектной и учебно-исследовательской работы
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения родного русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, небольшие сочинения.
Программа включает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учеников в активный познавательный процесс (н-р: при составлении сообщения, небольшого сочинения). Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Духовно-нравственное развитие обучающихся в процессе освоения предмета
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании художественных произведений, изучаемых на уроках. Содержащиеся в учебниках тексты и упражнения расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизма, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, толерантности, а значит, формированию необходимых личностных качеств, что является важнейшим результатом образования.
Обучение родному русскому языку направлено также на:
- обогащение духовно-нравственной сферы младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов многонациональной России;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова.
Таким образом, уделяется внимание изучению не только языковых норм, усвоению школьниками основных видов речевой деятельности, но и предусматривает формирование у детей важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение ими общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей обучающихся. Кроме того, на уроках рассматриваются изобразительно-выразительные возможности слова. С этой целью широко представлен фольклорный материал: загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, фразеологизмы. Нельзя не отметить: знакомство с устным народным творчеством развивает детей духовно, помогает процессу познания.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», изучается с 1-ого по 4-ый класс. Всоответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ СОШ №2 г. Советский на 2019-2020 учебный год в 3Д классе на изучение предмета «Родной язык» отведено 0,2 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты | |
Обучающийся получит возможность для формирования: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | |
Метапредметные результаты Регулятивные УУД | |
Обучающийся научится: - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; - умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера; - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом; - на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений. |
Коммуникативные УУД | |
Обучающийся научится: - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; - определение общей цели совместной деятельности и путей её достижений функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение; - готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества. | Обучающийся получит возможность научиться: -строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - использовать речь для регуляции своего действия; - понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - использовать речь для планирования своей деятельности. |
Познавательные УУД | |
Обучающийся научится: - освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. - умение создавать и использовать знаково символические модели для решения учебных и практических задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках— Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме; - овладение следующими логическими действиями: ● сравнение; ● анализ; ● синтез; ● классификация и обобщение по родовидовым признакам; ● установление аналогий и причинно следственных связей; ● построение рассуждений; ● отнесение к известным понятиям. - овладение базовыми межпредметнымипонятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами. | Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; - записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение, как связь простых суждений об объекте (явлении). |
Предметные результаты | |
Раздел «Фонетика и графика» | |
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; - производить звуко-буквенный анализ доступных слов по предложенному алгоритму в учебнике | Обучающийся получит возможность научиться: - узнавать позиционные чередования звуков; - проводить фонетика - графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; - оценивать правильность проведения фонетика графического (звуко - буквенного) разбора слов; - совершенствовать навык клавиатурного письма. |
Раздел «Орфоэпия» | |
Обучающийся получит возможность научиться: - соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала) | |
Раздел «Состав слова (морфемика)» | |
Обучающийся научится: - находить в словах окончание и основу; - образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; - подбирать однокоренные слова; - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; - разбирать по составу доступные слова по алгоритму, предложенным в учебнике. | Обучающийся получит возможность научиться: - подбирать однокоренные слова с чередующимися согласными; - выделять два корня в сложных словах |
Раздел «Лексика» | |
Обучающийся научится: - выявлять слова, значение которых требует уточнения; - определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря | Обучающийся получит возможность научиться: - определять синонимы, подбирать 1-2 синоним к данному слову; - определять антонимы в тексте, пословицах, поговорках; - различать употребление в тексте многозначных слов; - оценивать уместность использования слов в тексте. |
Раздел «Морфология» | |
Обучающийся научится: - определять части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол; - определять грамматические признаки имён существительных: род, число; - определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число - определять грамматические признаки глагола: время, число; - определять грамматические признаки местоимений: лицо, число; - находить в тексте предлоги вместе с существительными, к которым они относятся, частицу не при глаголах. | Обучающийся получит возможность научиться: - проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов, местоимений по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; - находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся. |
Раздел «Синтаксис» | |
Обучающийся научится: - находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое) и второстепенные члены (без их дифференциации); - находить однородные члены предложения; - определять вид предложения по цели высказывания и интонации; - ставить вопросы к второстепенным членам; - выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой. | Обучающийся получит возможность научиться: - различать простые и сложные предложения; - определять распространённое и нераспространённое предложения; - внимательно относиться к структуре предложения; - определять количество частей в сложном предложении. |
Раздел «Орфография и пунктуация» | |
Обучающийся научится: - применять орфограммы:
- графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; - находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; - правильно списывать текст и проверять написанное; - писать под диктовку текст с изученными орфограммами объёмом 55 – 60 слов; - правильно переносить слова с удвоенными согласными; - ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и). | Обучающийся получит возможность научиться: - правильно переносить слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня; - писать слова с безударными гласными в приставках; - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; - подбирать примеры с определённой орфограммой; - ставить запятую между двумя частями сложного предложения; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. |
Раздел «Развитие речи» | |
Обучающийся научится: - составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; - осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении; - правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления; - читать художественные тексты, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя); - делить текст на части с опорой на абзацы; - озаглавливать части текста; - составлять простой план; - пересказывать текст по плану. | Обучающийся получит возможность научиться: - читать и понимать учебно-научные тексты; - редактировать тексты: замена повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот; - составлять небольшие сочинения по картинам и опорным словам; - анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений; - составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование; - анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. |
Содержание учебного предмета
Русский язык: прошлое и настоящее( 11ч.)
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой); 2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).
Язык в действии (4ч.)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Секреты речи и текста (2ч.)
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | |
Пр..р. | К.р. | ||||
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 11 | - | 1 | Повышение речевой культуры. Практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности. Развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка. |
2 | Язык в действии | 4 | - | - | Овладевать нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявлять общее и специфическое в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения. Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Работать с толковым и орфографическим словарями. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Группировать слова, работать с орфографическим словарем; различать слова и предложение; верно оформлять предложения на письме; определять границы предложения в тексте. |
3 | Секреты речи и текста | 2 | 1 | - | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста.Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.Составлять текст по заданной теме.Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам |
итого | 17 | 1 | 1 |
Приложение к рабочей программе для 3Д класса
по предмету «Родной язык»,
2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование по родному языку
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты обучения | ||
план | факт | предметные | метапредметныеУУД | ||
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (11 ч) | |||||
02.09 | 02.09 | Где путь прямой, там не езди по кривой. | Читать художественные тексты, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя). Делить текст на части с опорой на абзацы,озаглавливать части текста. Составлять простой план, пересказывать текст по плану. Объяснять значение пословиц. | Регулятивные:способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера. Познавательные: выделять в речи слова и предложения как средства общения; составлять диалоги, основанные на правилах общения, различать диалог и спор. Коммуникативные: выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий; соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание и терпение, уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы. | |
16.09 | 16.09 | Кто друг прямой, тот брат родной. | |||
30.09 | 30.09 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. | Ученик научится - распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега, названия растений); | Регулятивные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | |
14.10 | 14.10 | Сошлись два друга – мороз да вьюга. | |||
11.11 | 11.11 | Ветер без крыльев летает. | |||
25.11 | 25.11 | Какой лес без чудес. | Ученик научится распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник), названия растений. Распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь). Понимать значение устаревших слов по указанной тематике. | Регулятивные:способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера. Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения. Коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.владеть монологической и диалогическойречью. | |
09.12 | 09.12 | Дело мастера боится. | |||
23.12 | 23.12 | Заиграйте, мои гусли. | |||
13.01 | 13.01 | Что ни город, то норов. Проектное задание: «История моего имени и фамилии» | Находить необходимую текстовуюинформацию из истории происхождения фамилии. Выделять из большого количества информации главное. Научатся оформлять проект, представлять проект одноклассникам. | Регулятивные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом анализа произведения. Коммуникативные: строить высказывание, участвовать в диалоге. | |
27.01 | 27.01 | У земли ясно солнце, у человека – слово. Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее» | Научатся распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры. Узнает о сказочных героях, их поступках. Объяснять значение пословиц. | ||
10.02 | 10.02 а/д | Для чего нужны суффиксы?Сочинение на тему « Речка, реченька» | Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Отвечать на вопросы, используя полученные знания. | Регулятивные:способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера. Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения. Коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть монологической и диалогическойречью. | |
Раздел 2. Язык в действии (4 ч) | |||||
24.02 | 24.02 а/д | Какие особенности рода имён существительных в русском языке? | Научатся распознавать имена существительные, определять их значение. Научатся определять род имен существительных. Узнают о признаках имен существительных. Произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного) - осознавать смыслоразличительную роль ударения. | Регулятивные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом анализа произведения. Коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть монологической и диалогическойречью. | |
10.03 | 10.03 а/д | Все ли имена существительные «умеют» изменятся по родам? | |||
31.03 | 31.03 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | Научатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. Ученик научится - строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад. Использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке. | Регулятивные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | |
14.04 | 14.04 | Зачем в русском языке такие разные предлоги. | Научатся владеть нормами правильного и точного употребления предлогов. Научатся правописанию предлогов и приставок. | Регулятивные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, владеть общим приемом анализа произведения. Коммуникативные: строить высказывание, участвовать в диалоге. | |
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 ч) | |||||
28.04 | 28.04 | Проверочная работа №1 "Текст- описание". | Научится соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста.Определять признаки текста-описания с использованием различных способов аргументации. Составлять из предложенных предложений связанный текст. Определять количество частей в тексте. Определять главную мысль текста. | Регулятивные:.способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | |
12.05 | 12.05 | Деформированный текст. |
Приложение 2 к рабочей программе для 3Д класса по предмету «Русский язык» 2020-2021 учебный год |
Система оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
- динамика результатов предметнойобученности, формирования универсальных учебных действий.
Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, регламентированным Положением о портфолио обучающегося ступени основного общего образования МБОУ СОШ № 2 г. Советский.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью.Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- проверочные, контрольные работы по предметам;
- комплексные работы на межпредметной основе и др.
Объектом оценки предметных результатовслужит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваютсядействия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Объектом оценки предметных результатовслужит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметныхдействий.Оцениваютсядействия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Оценка достижения предметных результатов ведётся в форме персонифицированных процедур:
- тестовые диагностические работы;
- тематические проверочные работы;
- итоговая проверочная работа и др.
Методы и формы оценки образовательных результатов:
- самоанализ и самооценка;
- устная или письменная критериальная оценка (разрабатывается учителем и обучающимися);
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по 5-ти балльной системе оценивания.
При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);
- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);
- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
- дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов;
- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:
- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Оценка письменных работ по русскому языку
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1-2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
- более 3 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Тест
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по родному языку 2 класс
Рабочая программа предназначана для 2 класса по родному языку....
Рабочая программа по родному языку, 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родному языку 2 класса
Рабочая программа по родному языку 2 класса...
Рабочая программа по Родному языку 3 класс
Үөрэх дьылын бүтүүтэ үөрэнээччигэ ирдэбиллэр:· Тылы састаабынан ырытар (олоҕо + сыһыарыылара);·...
Рабочая программа по Родному языку 4 класс
4 кылааска саха тылын уруогун программата Т.И.Петрова, Л.В.Захарова, Л.К.Избекова онорбут Сахалыы оскуола программатыгар тирэ5ирэн оноьулунна....
Рабочая программа по родному языку 1 класс
Программы по родному языку для национальных общеобразовательн средних школ с родным языком обучения, утвержденная Министерством образования Республики Саха (Якутия).- Примерные учебные пла...
Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс
Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс...