Рабочая программа по родному языку, 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Хакасский язык» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Основной образовательной программы МБОУ Есинская СОШ;
2.Учебного плана МБОУ Есинская СОШ на 2015-2016 учебный год;
3.Положения о рабочей программе МБОУ Есинская СОШ от 30.06.2014 г. №11;
4.Тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Хакасский язык», разработанной А.Ф. Трояковой, Н.Я. Толмачевой, А.Н. Балгазиной.
Изучение хакасского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка», монологической и диалогической речи;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике хакасского языка, элементарных способов анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями слушания, говорения, правильного чтения и письма, участие в диалоге, составление несложных монологических и диалогических высказываний, необходимых в разных сферах;
- воспитание уважительного отношения и интереса к материнскому языку, чувства сопричастности к сохранению уникальности; стремления совершенствовать свою речь, понимать родной язык как транслятора культурного наследия хакасского народа.
Для достижения поставленных целей изучения хакасского языка в начальной школе необходимо решение следующих задач:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике хакасского языка;
- овладевать умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к хакасскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- знакомить учащихся с основными положениями науки о языке;
- формировать умения и навыки грамотного и безошибочного письма;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать языковую эрудицию школьника, его интерес к языку и речевому творчеству.
Особенности преподавания учебного предмета в данном классе
На начало учебного года в классе 14 обучающихся: 9 девочек, 5 мальчиков. Изучают хакасский язык 13 обучающихся. Из них в достаточной для понимания содержания изучаемого материала степени владеют языком 6 обучающихся, 7 из семей в которых не создана языковая среда. Для успешного обучения обучающихся создается языковая среда во внеурочное время. На уроках проводится словарная работа, систематически ведется объяснение значений диалектных слов, упражнения на развитие устной и письменной речи. В целях повышения мотивации к изучению предмета используются иллюстративный материал, наглядность.
.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Хакасский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлено на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении хакасского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Хакасский язык является государственным языком Республики Хакасия, средством этно - межнационального общения, приобщения к духовным богатствам хакасской культуры и литературы.
Обучение хакасскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6 -10 лет. Специфика начального курса хакасского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение хакасского языка в первом классе начинается интегрированным курсом обучения грамоте; его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе хакасского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный (подготовительный), букварный (основной), послебукварный (завершающий). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основы элементарного графического навыка формируются наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение хакасского языка и литературного чтения. Обучение хакасскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических. Словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс хакасского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющейся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно - коммуникативную направленность. Что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание всех языковых единиц к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами.
Важным принципом начального обучения хакасскому языку является взаимосвязанное изучение хакасского и русского языков, предполагающий опору на знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках русского языка, а также предупреждение интерференции.
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами хакасского правописания.
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии или как часть урока хакасского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижений ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью учащихся младших школьников требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Используемая линия учебников
1.Букварь 1 класс: А.Ф. Троякова А.Н. Балгазина, Н.Я. Толмачёва. Абакан, 2013 г..
2.Хакас тiлi 1 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013 г.
3.Хакас тiлi 2 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013 г.
4.Хакас тiлi 3 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013 г.
5.Хакас тiлi 4 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013 г.
Описание места предмета в учебном плане образовательного учреждения
В 1 классе на изучение хакасского языка отводится 3 ч в неделю, всего 99 ч (33 учебные недели). Во 2 классе 3 ч в неделю. Во 2-4 классах по 3 ч в неделю, всего 102 ч (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Хакасский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что хакасский язык является государственным языком Республики Хакасия, средством этно - межнационального общения, родным языком хакасского народа. Изучение хакасского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, приобщения к духовным богатствам хакасской культуры и литературы.
У учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к хакасскому языку. Стремление к его грамотному использованию, понимания того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Ученики получают начальное представление о нормах хакасского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Хакасский язык – основа процесса обучения учащихся, средство развития у них мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализации личности.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты изучения курса «Хакасский язык. Обучение грамоте»
В процессе обучения грамоте закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как:
1.Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
2.Способность к организации собственной деятельности;
3.Доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение.
4. Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться, позволяет заложить основу работы над достижением личностных результатов, как:
5.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
6.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
В процессе обучения чтению текстов учащимся задают вопросы, которые не имеют однозначного ответа и предполагают серьезное обдумывание, размышление, умение четко сформулировать свою точку зрения и отстоять её, приводя доказательства из текста. Таким образом, реализуются следующие требования государственного образовательного стандарта к личностным результатам:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты изучения курса «Хакасский язык. Обучение грамоте»
Содержание и построение курса обучения грамоте дает возможность углубленно заниматься достижением таких метапредметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования, как:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4.Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности т способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6.Использование знаково- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
7.Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
8. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты изучения курса «Хакасский язык. Обучение грамоте»
К концу изучения курса «Хакасский язык. Обучение грамоте» ученик научится:
различать, сравнивать:
-звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
-звук, слог, слово;
- слово и предложение;
кратко характеризовать:
-звуки хакасского языка (согласные твердые/мягкие);
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
-проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих их четырёх-пяти звуков;
-осознавать смысл прочитанного;
-писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
-ставить точку в конце предложения;
-грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) объемом 10 - 20 слов.
Ученик получит возможность научиться:
- различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
-выделять в словах слоги в устной работе;
-правильно называть буквы хакасского алфавита, знать их последовательность;
-переносить слова;
-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-соблюдать орфоэпические нормы.
Личностные результаты изучения курса «Хакасский язык»
1.Осознавать язык как основное средство человеческого общения;
2.Воспринимать хакасский язык как явление национальной культуры;
3.Проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
4.Понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
5.Демонстрировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
6,Уважительно относиться с иному мнению;
7,Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивировать учебную деятельность и понимать личностный смысл учения;
8. Испытывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
9.Проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника;
10.Сотрудничать с взрослыми и сверстниками, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
11.Организовывать собственную деятельность.
Метапредметные результаты изучения курса «Хакасский язык»
1.Использовать язык с целью поиска информации в различных источниках для решения учебных задач;
2.Ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
3.Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
4.Понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
5.Уметь задавать вопросы;
6.Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7.Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
8.Решать проблемы творческого и поискового характера;
9.Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями е1 реализации;
10.Определять наиболее эффективные способы достижения результата;
11.Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и быть способным конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
12.Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
13.Использовать знаково - символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
14.Использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
15.Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
16.Слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты изучения курса «Хакасский язык»
К концу изучения курса «Хакасский язык» ученик научится:
различать:
-на слух звуки речи;
- гласные и согласные звуки и их обозначение буквами;
-различать произношение и написание слов;
-сходные по начертанию буквы.
кратко характеризовать:
- звуки хакасского языка (согласные твердые /мягкие, согласные звонкие/глухие);
-условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
-выделять предложение и слово из речевого потока;
-проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех-пяти звуков;
- правильно называть буквы хакасского алфавита, знать их последовательность;
-писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
-ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
-осознавать цели и ситуации устного общения;
-соблюдать в повседневной жизни номы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
-использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
-различать слова, называющие предметы, действия и признаки;
-задавать вопросы к словам;
-выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
-участвовать в диалоге, учитывать мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Содержание учебного предмета (405 ч)
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование) (тынниры). Цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.
Понимание на слух основной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам текста.
Говорение (Чоохтанары). Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Организация практики устного общения:речевые упражнения в форме диалогической и монологической речи (дискуссия, беседа, обсуждение, сообщение). Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов.
Овладение нормами хакасского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: правила обращения, отклика, приветствия, прощания при непосредственном общении с родителями, со знакомыми, с друзьями, с учителем, в школе (разыгрывание соответствующих ситуаций).
Чтение (Хыuырары. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий).
Письмо (Пазары). Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Наблюдение в конкретных речевых ситуациях соответствия цели высказывания и стиля письменной речи (разговорная, деловая, научная, художественная). Наблюдение жанра литературной речи, устного народного творчества (рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, пословица, поговорка); типа речи – повествования (есть сюжет), описания ( нет сюжета). К примеру, описание цветка жарки в стихотворении в учебнике или в словаре и др.
Сочинения по заданной теме («Мои друзья», «Любимые игры», «Снежинки» и др.). Постепенное включение в сочинения элементов описания и рассуждения.
Текст. Текст, название (заголовок), автор. Главное в тексте. Выделение частей текста, их озаглавливание. Составление плана текста. Работа с текстом ( при отсутствии необходимых абзацев) по этапам: вычленение главной мысли, краткий пересказ прочитанного, членение текста на смысловые части. Восстановление и запись деформированного текста (с ориентацией на признаки текста). Составление и запись предложений, составляющих небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам).
Система языка
Фонетика и графика (44 ч)
Звуки и буквы, их различие (Тапсаuлар паза буквалар, оларны пасхалиры) (44ч). Алфавит. Алфавитное написание букв.
Гласные и согласные звуки, их различие (Гласнай паза согласнай тапсаuлар, оларны пасхалиры) (7ч). Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Небуквенные графические средства: черточка (знак переноса: па-ла, май –мах).
Понятие орфограммы.
Гласные звуки (Гласнай тапсаuлар) (15 ч).
Твердые и мягкие гласные. Закон гармонии гласных ( сингармонизм) – основной фонетический закон хакасского языка.
Долгие гласны, их обозначение и правописание.
Гласные е,э, их различие.
Звуковое значение букв е,ё, ю,я. Обозначение буквы я в начале слова.
Согласные звуки (Согласнай тапсаuлар) (15 ч). Звонкие и глухие согласные звуки.
Произношение и правиписание заимствованных из русского языка звуков и букв (в, ж, ш,щ,ц).Правописание ь и ъ знаков.
Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. (5 ч)
Состав слова (6 ч).
Корень слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, аффиксов.
Морфология (36 ч)
Имя существительное (Адалыс) ( 9 ч).Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? Собственные и нарициательные имена существительные. Единственное и множественное число имен существительных. Изменение имен существительных по вопросам кто? что? кого? и т.п.) и различение их окончаний.
Имя прилагательное (Пbлдbрbс) ( 13 ч).Значение и употребление прилагательных в речи. Вопросы имен прилагательных.
Глагол (Идbлbс) (14 ч). Значение и употребление глагола в речи. Изменение глаголов по числам. Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее.
Синтаксис – пунктуация (16 ч)
Членение речи на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих о ком или о чем говорится, и что говорится.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Предложения восклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися 4 класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к хакасскому языку как великому ценностному достоянию хакасского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению хакасского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения хакасского языка;
- развитие интереса к познанию хакасского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности;
-представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
- осознание значимости хакасского языка как государственного языка нашей Республики Хакасия;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к хакасскому языку, понимание значимости хорошего владения хакасским языком, стремления к его грамотному использованию;
- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- овладение изучаемыми нормами хакасского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
В результате изучения хакасского языка ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
• предложения по цели высказывания и интонации;
• главные и второстепенные члены предложения;
• однородные члены предложения;
• значимые части слова;
• признаки изученных частей речи;
• правописание слов с двойными согласными, с гласными у, e; правописание и не в первом слоге, правописание долгих гласных; правописание слов с согласными u, г, y;
• ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
• выделять главные и второстепенные члены предложений (без деления на виды);
• производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изученного материала);
• производить разбор слова по составу;
• обозначать парные согласные в корне;
• писать слова с парными согласными;
• писать диктанты различных видов: слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.д. (30–40 слов);
• пользоваться словарем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских теле-и радиопередач, аудиозаписей и др.) (до 5 реплик);
• обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения (75–80 слов);
• работы со словарями;
• соблюдения орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм (в пределах изученного материала);
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике (до 5 предложений);
• овладения нормами хакасского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (до 5 реплик).
Содержание
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование) (Тынниры). Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам, пересказ текста.
Говорение (Чоохтанары). Понятие о диалоге и монологе. Выражение собственного мнения, восприятие противоположной точки зрения, высказывание, слушание. Словесный отчет о выполненной работе. Связное высказывание на определенную тему. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Овладение нормами хакасского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Чтение (Хыгырары). Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо (Пазары). Сравнение различных по стилю текстов художественного, научного, делового.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание мини-сочинений по интересной детям тематике.
Сочинения на тему: «В походе», «Деревья зимой», «Осень в лесу» и т.д. Редактирование сочинений.
Использование орфографического словаря.
Текст. Работа с текстом: выделение главного, деление текста на логически законченные части, акцентирование смысловой связи между частями текста, между предложениями в каждой части, озаглавливание частей, краткий пересказ прочитанного.
Формирование умения пользоваться оглавлением в книге.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика и графика
Звуки и буквы, их различие (Тапсаuлар паза буквалар) (2 ч.). Звуко-буквенный анализ. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам.
Небуквенные графические средства: черточка (знак переноса: па-ла, май-мах).
Гласные звуки и буквы (Гласнай тапсаuлар паза буквалар) (17 ч.). Твердые и мягкие гласные. Губные гласные.
Гармония гласных (сингармонизм).
Гласный звук и буква и не в первом слоге. Правописание и не в первом слоге.
Долгие гласные. Долгие гласные в односложных словах и их правописание. Долгие гласные аа, ее в конце слова и их правописание. Правописание долгих гласных в звукоподражательных словах.
Согласные звуки и буквы (10 ч.). Звонкие и глухие согласные звуки и буквы. Закон ассимиляции согласных. Изменение согласных между гласными. Непарные звонкие согласные (й, л, м, н, y, р). Парные (удвоенные) согласные и их правописание. Правописание слов с согласными г, u, y в конце слова.
Состав слова (Сос пуд!з!) (9 ч.)
Понятие о составе слова: корень слова, аффиксы.
Первоначальное ознакомление со словообразовательными аффиксами. Аффиксация слов.
Образование имен существительных при помощи аффиксов -xы, xb, чы, чb. Образование имен прилагательных при помощи аффиксов лыu, лbг, ныu, нbг, тыu, тbг. Образование глагола при помощи аффиксов ла, ле, на, не, та, те.
Правописание слов с гласными E,
Морфология
Части речи (Чоох чардыхтары). Понятие о частях речи (2 ч.)
Имя существительное (Адалыс) (11 ч.) Значение и употребление. Понятие о склонении имен существительных.
Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «Кто?» и «Что?». Изменение имен существительных по числам. Произношение и правописание имен существительных во множественном числе. Заимствованные существительные и их аффиксация.
Глагол (Идbлbс) (17 ч.) Значение и употребление глагола в речи.
Изменение глагола по числам. Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по временам. Правописание аффиксов времен.
Имя прилагательное (Пbлдbрbс) (7 ч.). Значение и употребление прилагательных в речи.
Вопросы имен прилагательных. Значение и употребление прилагательных в речи. Вопросы имен прилагательных. Производные и непроизводные прилагательные. Образование прилагательных при помощи аффиксов -лығ, -ліг, -нығ, -ніг, -тығ, -тіг и их правописание. Прилагательные, обозначающие цвет, вкусовые качества, размер.
Местоимение (4 ч.). Общее понятие о местоимении. Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.
Синтаксис и пунктуация (Синтаксис паза таныглар турғызары)
Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее, выраженное существительным в име-нительном падеже. Сказуемое, выраженное глаголом. Второстепенные члены предложений: определение, дополнение. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Тематическое планирование
4 класс (136ч)
Название раздела | Содержание | Характеристика деятельности учащихся |
Синтаксис и пунктуация (Синтаксис паза танығлар турғызары) | ||
Чоохтаг Предложение | Виды предложений (нераспространенные и распространенные, простое с однородными членами, сложное). Сложное предложение. Союзы в сложном предложении (на ознакомительном уровне). Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений | - устанавливать, с какой интонацией можно произносить повествовательное предложение, вопросительное предложение, побудительное предложение, какие знаки препинания ставятся в конце повествовательного предложения, вопросительного предложения, побудительного предложения; - устанавливать связь слов в предложении по вопросам; -составлять предложения по данной схеме и записывать их; - выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой; - определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления; -разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; - видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и); - составлять сложные и простые предложения с однородными членами, употреблять их в речи; -различать в речи простые и сложные предложения |
Лексика (Тілнің сöстіг пайы) | ||
Хадыл сöстер | Слово и его значение. Сложные слова, их виды и правописание. Словари хакасского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни | - находить в тексте сложные слова; - наблюдать (анализировать) за сложными словами и устанавливать, что в хакасском языке есть устойчивые выражения (2-3 слова), которые называют один предмет; - по результатам наблюдений формулировать вывод; - объяснять значение сложных слов; - определять вид сложных слов, объяснять их правописание; - использовать на практике правила правописания сложных слов; - составлять предложения со сложными словами |
Морфология | ||
Адалыс Имя существительное | Собственные имена существительные, их правописание. Изменение существительных по числам. Падежи. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Заимствованные существительные и правописание их падежных аффиксов. Правописание аффиксов падежей (пала – палаа, кізі – кізее, сан – санны, мÿн –мÿнні и др.). Употребление имен существительных с послелогами ÿчÿн, чіли и послеложными словами хыринда, хазында, ÿстÿнде, читіре, кизіре, азыра, алтында, пазында. | - наблюдать, находить имена существительные в тексте; - различать имена существительные по вопросам кто? что?; - различать собственные и нарицательные имена существительные; - изменять имена существительные по числам; - наблюдать, анализировать и устанавливать, какая часть слова указывает на изменение формы числа существительного; - определять число имен существительных; - наблюдать за изменением формы числа у заимствованных существительных, формулировать вывод по результатам наблюдений; - наблюдать, анализировать и устанавливать, от чего зависит изменение окончаний одного и того же существительного в разных предложениях; - склонять данные имена существительные; - разбирать имя существительное как часть речи; - разбирать имена существительные по составу |
Местоимение | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Замена имен существительных местоимениями. Склонение личных местоимений по падежам и их правописание. | - выделять личные местоимения в предложении, в тексте; - устанавливать лексическое значение личных местоимений по лексическому значению существительных, которые они заменяют; - различать личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа; - склонять личные местоимения по падежам; - определять число, лицо и падеж личных местоимений; - разбирать личное местоимение как часть речи; - редактировать текст с использованием личных местоимений |
Иділіс Глагол | Значение и употребление глагола в речи. Категория времени, лица. Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Изменение глаголов по временам. Правописание аффиксов времен. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. | - выделять глаголы в предложении, в тексте, ставить к ним вопросы и определять их лексическое значение; - изменять глаголы по числам; - различать формы числа данных глаголов; - определять форму числа глагола; -изменять глаголы по лицам; - изменять глаголы по временам; - определять время, лицо глагола; - наблюдать и устанавливать, как изменяются аффиксы времен глагола, формулировать вывод по результатам наблюдений; - использовать в предложении глаголы в форме настоящего, будущего и прошедшего времени; - образовывать глаголы при помощи аффиксов; - разбирать глагол как часть речи; - разбирать глагол по составу |
Пілдіріс Имя прилагательное | Признаки имени прилагательного. Производные и непроизводные прилагательные. Образование прилагательных при помощи аффиксов -лығ, ліг, нығ, ніг, тығ, тіг и их правописание. | - наблюдать, находить имена прилагательные в тексте; - сравнивать и различать имена прилагательные и существительные, называющие признаки; - анализировать, сравнивать тексты с именами прилагательными и без них и характеризовать роль прилагательных в нашей речи; - различать имена прилагательные, обозначающие цвет, вкусовые качества, размер; - подбирать примеры; - выделять словосочетания имен прилагательных с существительными в нашей речи; - составлять словосочетания прилагательных с существительными; - образовывать однокоренные имена прилагательные при помощи аффиксов -лыu, -лbг, -ныu, - нbг, - тыu, - тbг; -различать производные и непроизводные прилагательные; - разбирать имена прилагательные по составу; - разбирать имя прилагательное как часть речи |
Числительнай | Понятие о числительном. Значение и вопросы числительного. Количественные и порядковые числительные, их правописание и употребление в речи. | - находить в предложениях, тексте числительные, правильно их писать, подбирать примеры; - составлять предложения с числительными; - различать количественные и порядковые числительные; - изменять числительные (один – первый, три - третий); - подбирать примеры количественных и порядковых числительных; - разбирать числительные как часть речи |
Наречие | Понятие о наречии. Наречие места, времени, образа и степени действия. | - выделять в тексте и записывать словосочетания, в которые входят наречия; - определять значение наречий: места, времени, образа и степени действия; - подбирать примеры; - составлять предложения с наречиями; - различать образованные наречия; - разбирать наречия по составу; - устанавливать, каким членом предложения является наречие; - разбирать наречие как часть речи |
Состав слова (Сöс пÿдізі) | ||
Сöс пÿдізі Состав слова | Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью аффиксов. Значение аффиксов. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Использование орфографического словаря. | - наблюдать, какая часть слова меняется при установлении связи слов в предложении; - выделять корень и аффиксы; - сравнивать разные формы одного и того же слова и устанавливать, чем они различаются; - сравнивать однокоренные слова, находить в них общее и различное; - разбирать слово по составу; - различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; - наблюдать за однокоренными словами и устанавливать, что в корне слова могут быть чередующиеся согласные (изменение согласных между гласными); - объяснять, как при помощи аффиксов образуются новые однокоренные слова; - разбирать по составу слова с чередующимися согласными; - использовать орфографический словарь |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Хакасский язык»
Книгопечатная продукция | |
1.Букварь 1 класс: А.Ф. Троякова А.Н. Балгазина, Н.Я. Толмачёва. Абакан, 2013 г. 2.Хакас тiлi 1 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013г. 3.Хакас тiлi 2 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013г. 4.Хакас тiлi 3 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013г. 5.Хакас тiлi 4 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013г. 6. Чекурова Л.Л. Таблицы опоры по русскому и хакасскому языкам. Абакан, 2008 г. | Учебник и комплект учебных материалов для обучения первоклассников грамоте, чтению и письму. Учебник и комплект учебных материалов для обучения чтению и письму. |
Технические средства обучения | |
Оборудование рабочего места учителя Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Персональный компьютер |
Тематическое планирование по хакасскому языку
Уроктын иртірер тузы | № | Уроктын темазы | Погіннер | |
02.09 | 1 | 3-чі класста ниме піліп алгабыс. Повторение пройденного в 3 классе (3-5). | Ирткенін хатиры. Узун гласнайларны сагысха кирері. | |
04.09 05.09 | 2-3 | Собственнай ат адалыстар. Собственные имена существительные (6-7). | Адалыстарны, иділістерні чоохтагда табары. | |
07.09 | 4 | Чоох чардыхтарын хатиры. Повторение. Части речи (8-11). | Местоимениелер. Оон член табары. | |
09.09 | 5 | Текстнен тогыс. Текст (11-13). | Узун гласнайларны, адалыстарны, иділістерні сагысха кирері | |
11.09 12.09 | 6-7 | Пір тост!кт!г паза чагын тузалыг состер. Однокоренные слова (14-16). | Чоохтагларнын корімнері (таблица) | |
14.09 | 8 | Сос пуд!рчен хозымнар. Словообразующие окончания (16-19). | ||
16.09 | 9 | Сос пуд!рчен хозымнар. Словообразующие окончания (19-20). | Чоохтагларнын корімнері | |
18.09 | 10 | Угред!гл!г диктант «Сос пуд!з!». Обучающий диктант «Состав слова» (21). | Ирткен орфограммаларга тостене текст пазары паза грамматическай толдырыгларны толдырары. | |
19.09 | 11 | Чоох. Чоохтын оон сагызы. Текст. Тема текста (22-23). | Тоой членнерні табары, сурыг тургыс пілергі. Паза, алай союзтарнан таныстырары, запятойлар тургызары. | |
21.09 23.09 | 12-13 | Таранхай нимес паза таранхай оланай чоохтаглар. Распространенные и нераспространенные простые предложения (24-25). | ||
25.09 26.09 | 14-15 | Тоой членніг чоохтаглар. Предложения с однородными членами (25-28). | Тоой членніг чоохтагларда запятойлар орта тургызары | |
28.09 | 16 | Тексттер хоостыра тогыс. Текст (28-30). | Текстке тостен!п, чоох пазары. | |
30.09 02.10 | 17-18 | Тоой членн!г чоохтагларда таныглар тургызары. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (30-33). | Тоой членн!г чоохтагларны чоохта таап, орта схема сиип салары. | |
03.10 05.10 | 19-20 | Хадыл чоохтаглар. Сложные предложения (34-36). | Хадыл чоохтагларда грамматика оон!н орта табары. | |
07.10 09.10 | 21-22 | Хадыл паза оланай чоохтагларны пасхалиры. Сложное и простое предложения (37-38). | Хадыл паза оланай чоохтагларны тиннест!рер!, схема сиирге угредер! | |
10.10 | 23 | Чоох алгыдар тогыс. Изложение (38-39). | Грамматическай узург иртірері | |
12.10 | 24 | Чоох алгыдарданар п!л!ст! тыыдары. Закрепление. Предложение (39-41). | Оланай хадыл чоохтагларнан таныстырары | |
14.10 16.10 | 25-26 | Тинни паза теести палгалыстыг хадыл чоохтаглар. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (41-43). | Хадыл чоохтагларнын чардыхтарынан таныстырары (тинни паза тести палгалыстыг чоохтагларнын) оларны пасхалиры | |
17.10 | 27 | Чайаачы тогыс «Чир-чайаанзар чор!м». Сочинение (43-45). | Учебникте пир!лген сурыглар хоостыра план пазары. | |
19.10 21.10 | 28-29 | Хадыл состерденер оннаг. Сложные слова (46-48). | Хадыл состернен таныстырары | |
23.10 | 30 | Чарыдыглыг хадыл состер. Сложные слова (48-50). | Чарыдыглыг хадыл состерн! Чоохта сиз!нер!,пуд!рер! паза чоохта орта сиз!нер! | |
24.10 | 31 | Хос хадыл состер. Сложные слова (50-53). | Хос хадыл состернен таныстырары | |
26.10 | 32 | Піріккен хадыл состер. Сложные слова (53-55). | Піріккен хадыл состернен таныстырары | |
28.10 | 33 | Тыыдыс урогы «Хадыл состер». Закрепление. Сложные слова (55-57). | ||
30.10 | 34 | Чоох алгыдар тогыс. Изложение (57-58). | ||
31.10 | 35 | Сыныхтаглыг диктант «Хадыл состер». Контрольный диктант «Сложные слова» (58). | Ирткен орфограммаларга тостене текст пазары паза грамматическай толдырыгларны толдырары. | |
09.11 11.11 | 36-37 | Адалыстанар тиксі оннаг. Имя существительное (59-63). | Адалыстарнан таныстырары | |
13.11 | 38 | Собственнай адалыстар. Собственные имена существительные (63-65). | Собственнай ат адалыстарны таныстырары | |
14.11 16.11 | 39-40 | Коп сандагы адалыстарны орта пазары. Имена существительные множественного числа (65-71). | Коп сандагы адалыстарнын хозымнарынан таныстырары. Оларны чахсы пілері | |
18.11 | 41 | Чайаачы тогыс. Работа над развитием речи. Сочинение (72). | ||
20.11 | 42 | Угредігліг диктант «Адалыстанар тикс! оннаг». Обучающий диктант «Имя существительное» (72-73). | ||
21.11 23.11 | 43-44 | Адалыстарньш падежтерче хубулызы. Склонение имен существительных по падежам. | Адалыстарнын падежтернін хубулызынан таныстьфары. | |
25.11 27.11 | 45-46 | Падежтер. Падежи (77-78). | Падежтернен таныстырары, оларнын сурыгларын чахсы пілерге | |
28.11 30.11 | 47-48 | Туных согласңайларга тоозылчатхан адалыстарнын падежтерче хубулызы. Склонение имен существительных, оканчивающихся на глухой согласный звук (79-80). | Туных согласнайларга тоозылчатхан падежтернн хозымнарынан таныстырары , Пудіргі падежте –нан, нен хозымнар хозылча. | |
02.12 | 49 | Пасха тілден кірген адалыстарнын хубулызы. Склонение заимствованных имен существительных (81-83). | ||
04.12 05.12 | 50-51 | Унніг согласнайга тоозылчатхан адлыстарнын падежтерче хубулызы. Склонение имен существительных, оканчивающихся на звонкий согласный звук (84-86). | Унніг согласнайга тоозылчатхан адлыстарнын падежтерче хубулызынан таныстырары | |
07.12 | 52 | Гласнайга тоозылчатхан адалыстарнын падежтерче хубулызы. Склонение имен существительных, оканчивающихся на гласный звук (87-89). | Узуң гласнайлар пирілгі падежте; -га,-ге хозымнар; Сос хысха гласңайга тоозылчатса П,п, -га, -ге хозым ікі гласнай аразындатус халчатханын, состе узун гласнай пол парчатханынан таныстырары, Орфограммаларны орта пазары. | |
09.12 | 53 | Чоох алгыдар тогыс. Изложение (89-90). | ||
11.12 | 54 | Угред!гл!г диктант «Адалыстарнын падежтерче хубулызы». Обучающий диктант «изменение имен существительных по падежам». | ||
14.12 16.12 | 55-56 | Адалгы падеж. Именительный падеж (90-91). | Адалгы падежтен таныстырары, | |
18.12 19.12 | 57-58 | Послелогтарнан таныстырары. Послелоги (92-94). | Чіли послелогты чахсы пілері. | |
21.12 23.12 | 59-60 | Адалыстарны хубулдырза !к! тт,нн, сс хости пазары. Склонение имен существительных. Удвоенные согласные буквы тт,нн, сс (95-97). | Адалыстар ікі т,н,с тапсагларга тоозылчатса ол состерде Т,п.,К,п., 0,п., С.п. ік!лер тоой буквадан пазарынан таныстырары | |
25.12 | 61 | Пирілгі падежте !к! кк, хх,аа, ее пазары. Склонение имен существительных. | П,п., ікі к, х, а, е пазарынан таныстырары | |
26.12 28.12 | 62-63 | Адалыс чоох чардыгын хатирына конікітіріглер. Закрепление. Имя существительное (100-105). | Пос чонынын кип-азагынан таныстыр саларга. Адалыс чоох чардыгын чахсы пілерге угредерге. | |
11.01 | 64 | Чайаачы тогыс. Сочинение (105-106). | ||
12.01 | 65 | Позынны сыныхта «Адалыс». Проверь себя «Имя существительное». | ||
13.01 | 66 | Сыныхтаглыг диктант «Адалыс». Контрольный диктант «Имя существительное» (107). | ||
15.01 18.01 | 67-68 | Местоимениеденер оннаг. Местоимение (108-111). | Местоимениелернен таныстырары, оларны чахсы пілерге угредері. | |
19.01 | 69 | Пір паза коп сандагы сырай местоимениелер!. Единственное и множественное число местоимений (111-115) | Пір паза коп сандагы сырай местоимениелернен таныстырары | |
20.01 22.01 | 70-71 | Местоимениелернін падежтерче хубулызы. Склонение местоимений (115-121). | Пір паза коп сандагы местоимениелернін дадежтерче хубулызы. П.п. магаа, сагаа, агаа пазылчатханынан таныстырары. Олараы орта пазарга коніктірерге. | |
25.01 | 72 | Адалыстарны сырай местоимениелер!нен алыстырары. Личные местоимения (122-124). | Адалыстарны сырай местоимениелер!нен алыстырарына угредерге | |
26.01 | 73 | Угред!гл!г диктант «Местоимение». Контрольный диктант «Местоимение» (125). | ||
27.01 | 74 | Чоох алгыдар тогыс. Изложение (125-126). | План хоостыра пазарга угредері. Чоохты орта чоохтирга угредері | |
29.01 01.02 | 75-76 | Иділістенер тикс! оннаг. Глагол (127-129). | Иділастін пір тиксі оннагны сагысха киріп, хатиры: чоохтагда иділстін тузазын коре, орта сурыг тургызып поларын пиктирге. Иділістін чоохтагдагы тузазы. Чоохтагда оон член полчатханы. Чоохтагны членнер хоостыра узурері. | |
02.02 03.02 | 77-78 | Путкен иділістер. Оларны орта пазары. Глагол (129-131). | Иділістін туста, санда хубулыстарын сагысха киріп, хатиры | |
05.02 08.02 | 79-80 | Иділістін тус формалары. Временные формы глагола (131-133). | Иділістін тус формаларьшан таныстырары | |
09.02 | 81 | Чайаачы тогыс. «Сыйых». Сочинение (133-134). | ||
10.02 12.02 | 82-83 | Иділістін полчатхан тузы. Настоящее время глагола. | Полчатхан тустын хозымнарынан таныстырары; иділістерні сос | |
15.02 16.02 | 84-85 | Иділістін ирткен тузы. Прошедшее время глагола. | Ирткен тустын хозымнарынан таныстырары; иділістернін сос пудізі хоостыра узурері. Синтаксис, фонетика саринан узуріг. | |
17.02 19.02 | 86-87 | Гласнайга тоозылчатхан ид!л!стерн! орта пазары. Глаголы, оканчивающиеся на гласный звук. | Гласнайга тоозылчатхан иділістерні ирткен туста орта пазарга кніктіріглер. | |
22.02 | 88 | Чоох алгыдар тогыс. Изложение | ||
24.02 | 89 | Ирткен тустагы иділістерні орта пазары. Глаголы прошедшего времени. | Иділістін ирткен тустагы хозымнарын орта пазарга коніктіріглер | |
26.02 | 90 | Ид!л!ст!н ит!рбинчеткен формалары. Глаголы прошедшего времени. | ||
29.02 | 91 | Угред!гл!г диктант «Ид!л!ст!н полчатхан паза ирткен тус формалары». Обучающий диктант «Временные формы глагола». | ||
01.03 02.03 | 92-93 | Полар тустагы ид!л!стерн! орта пазары. Глаголы будущего времени (147-149). | ||
04.03 07.03 | 94-95 | Гласнайга тоозылчатхан ид!л!стерн! орта пазары. Глаголы, оканчивающиеся на гласный звук. | Гласнайга тоозылчатхан иділістерні ирткен туста орта пазарга кніктіріглер. | |
08.03 | 96 | Чайаачы тогыс. Сочинение (151). | ||
09.03 11.03 | 97-98 | Иділістін іле нимес формазы. Неопределенная форма глагола (152-153). | Иділістін іле нимес формазынан таныстырары | |
14.03 15.03 | 99-100 | Гласнайга тоозылчатхан ид!л!стерн!н !ле нимес формазы. Неопределенная форма глаголов, оканчивающихся на гласный звук (154-155). | ||
16.03 | 101 | Чоох алгыдар тогыс. Изложение (156). | ||
18.03 01.04 | 102-103 | Ид!л!с чоох чардыгын хатирына кон!кт!р!глер. Закрепление. Глагол (157-158). | Чоохтагларны членнер хоостыра узурері. Фонетика паза сос пудізі хоостыра узуріг | |
04.04 | 104 | Сыныхтаглыг диктант «Ид!л!с». Контрольный диктант «Глагол» (158-159). | ||
05.04 06.04 | 105-106 | П!лд!р!стенер оннаг. Имя прилагательное (161-162). | ||
08.04 11.04 | 107-108 | П!лд!р!ст!н тузазы. Имя прилагательное (162-163). | ||
12.04 | 109 | П!лд!р!стенер п!л!ст! тыыдары. Закрепление. Имя прилагательное (163-164). | ||
13.04 15.04 | 110-112 | Путкен паза путпеен пілдірістер. Образование имен прилагательных (164-168). | Путкен паза путпеен пілдірістернен таныстырары | |
18.04 | 113 | Путкен п!лд!р!стерге кон!кт!р!глер. Закрепление. Образование имен прилагательных (169-171). | ||
19.04 | 114 | Чоох алгыдар тогыс. Сочинение (2 ч.) Изложение (1 ч.) с. 171-173 | ||
20.04 | 115 | Угред!гл!г тогыс «П!лд!р!с». Обучающий диктант «Имя прилагательное» (173). | ||
22.04 25.04 | 116-117 | Числительнайданар оннаг. Числительное (174-175). | Числительнайдаы таныстырары | |
26.04 27.04 | 118-119 | Сан числительнайданар оннаг, анны орта пазары. Количественные числительные (175-177). | Сан числительнайларын орта пазарга угредерге | |
29.04 02.05 | 120-121 | Изертіс числительнайданар оннаг, оларны орта пазары. Порядковые числительные (177-179). | Сан паза изерістіре числительнайларны чоохта адалыстарнан тузаланарга угредерге. Чоохтагларны членнер хоостыра узурерге угредерғе. | |
03.05 04.05 | 122-123 | Числительнайларны чоохта тузаланары. Закрепление. Числительные. Проектная работа (179-182). | Сан паза изерістіре числительнайларны чоохта адалыстарнан тузаланарга угредерге. Чоохтагларны членнер хоостыра узурерге угредерге. | |
06.05 | 124 | Чайаачы тогыс. Сочинение (182-183). | ||
10.05 11.05 | 125-126 | Наречиеденер оннаг. Наречие (184-185). | Наречиелерні танып, оларға турғызарга угредерге. | |
13.05 16.05 | 127-128 | Путкен паза путпеен наречиелер. Наречие (186-188). | Путкен паза путпеен наречиелерденер оннаг. Чоохтагларны членнер,чоох чардыхтары хоостыра узурерге | |
17.05 18.05 | 129-130 | Наречиелерден пілдірістер пудірері. Образование прилагательных из наречий (189-190). | Чоохтагларда наречиелерні табарга, сурыг тургызарга угредерге | |
20.05 | 131 | Чайаачы тогыс. Сочинение (191). | ||
23.05 24.05 | 132-133 | Чоох чардыхтарын хатирына коніктіріглер. Повторение. Части речи (192-193). | ||
25.05 | 134 | Сыныхтаглыг диктант . Контрольный диктант. | ||
27.05 30.05 | 135-136 | Ирткенін тикс! хатиры. Повторение пройденного. 194-197. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку для 3 класса.
Рабочая программа по учебно - методическому комплекту "Күңелле татар теле" 3 класс....
Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...
Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс
Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс...
Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс
Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...
Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...