Урок русского "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тазова Алёна Александровна

«Работа с информацией. Как средство развития критического мышления»

Открытый урок по русскому языку во 2 «а» классе (УМК Школа России)

 

Тема урока: «Глагол как часть. Что такое глагол?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2_klass_glagol.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новобатайская средняя общеобразовательная школа №9 имени капитана А.Н. Быкова

Единый методический день:

«Работа с информацией. Как средство развития критического мышления»

Открытый урок по русскому языку во 2 «а» классе (УМК Школа России)

Учитель: Тазова А.А.

Тема урока: «Глагол как часть. Что такое глагол?».

Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; создать условия для формирования умений ставить вопросы к глаголам.

Задачи:

Образовательные:

углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;

научить учащихся находить глаголы в тексте;

повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;

закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;

закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;

учить оценивать уровень усвоения нового материала.

Развивающие:

активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;

развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Воспитательные:

воспитывать чувство товарищества, умение работать в паре;

формировать толерантность в отношениях учащихся  в группе;

 умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат

Планируемые результаты.

Предметные:

находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;

ставить вопросы к глаголам;

повторить знания об имени существительном.

Метапредметные:

понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;

составлять словосочетания с глаголами;

пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;

развивать речь обучающихся,

Личностные:

Развивать  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Демонстративный материал:

карточки для индивидуальной работы. рисунки Т. Рик «Имя существительное», «Глагол»;                                                                                                                                            

                           - фрагмент книги Т. Рик «Здравствуйте, Дядюшка Глагол»;

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 

Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.

«Если порядок на столе – то порядок в голове». Я приглашаю вас в страну «Русского языка», где весело и дружно живут разные части речи. А какие, вы уже знаете? (сущ., прил., глаг.) Что необходимо взять с собой в путешествие по стране «Русского языка»? (Внимание, память, ум, книги, ручки, хорошее настроение)  

Будем работать под девизом: «С малой удачи начинается большой успех!» И пусть сегодня нам сопутствует только удача, чтобы урок пошёл нам впрок и получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты русского языка.

 На партах у вас лежат листы самооценки, в которых будете фиксировать личные успехи своей работы на уроке. Путешествуя, важно соблюдать правила дорожного движения и быть очень внимательным при сигналах светофора. Так и у нас сегодня работу вы будете оценивать тремя цветами (красный – когда задание не удалось выполнить, жёлтый полностью справился с работой и допустил незначительные ошибки, зелёный - работу выполнил правильно).

Вперёд к знаниям и новым открытиям!

II. Актуализация знаний.   

1. Минутка чистописания    

Прежде чем перейти к работе в тетрадях нам надо, подготовить наши пальчики к работе, согреть их

Давайте поиграем в снежки.

Возьмите горсть снега,

Слепите снежок,

Сжимаем в левой руке, кидаем,

Сжимаем в правой руке, кидаем.

Ручки замёрзли — потрём ладошки.

- Молодцы, подготовили свои пальчики к работе.

- А теперь открываем тетради. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как нужно держать ручку.
Запишем число, классная работа
. Какое сегодня число? (17) что Вы можете рассказать о данном числе? Какую видите орфограмму? (безударная гласная е-семь) февраля безударная гласная е-проверить не можем так как это словарное слово, мы должны запомнить, как оно пишется или обратиться к словарю) слово классная –удвоенная буква с, работа безударная а- словарное слово)

А написание какой буквы мы сегодня повторим, вы сами мне скажите.

- Посмотрите на доску. Что там написано? Прочитайте.

Гриша в гудок очень громко гудит.
Грозно на Гришу Галя глядит.

Скороговорка, предложение.

- Какой звук произносим чаще других в этой скороговорке? (Согласный звук [г].)

- Что вы знаете про этот звук? (согласный, парный звонкий, парный по твёрдости -мягкости)

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой г.)

- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания.

Г г Гм  Го Гр Ге  Поставьте точку под теми буквами, которые вы написали более удачно.

Запишите второе предложение скороговорки, выделите орфограммы. (один с объяснением у доски: комментированное письмо, выделить грамматическую основу предложения, указать части речи, дать характеристику предложению) (оцените работу на листках самоценки)

2. Орфографическая минутка

Обратите внимание на слова:

 гостья, груши, скворечник, Барто, город.

Что объединяет эти слова? (часть речи имя существительное) докажите. Как определили, что эти слова – существительные? - Что вы знаете об имени существительном?

У вас на партах есть карточки, возьмите карточку №1, по данному плану - Расскажите все, что знаете об этой части речи. Соблюдаем правила поведения при работе в группе:

Карточка –план + подсказка- опора Т.Рик «Имя существительное» : демонстр вариант –на доску

  1. В группе должен быть ответственный.
  2.  Один говорит, другие слушают.
  3.  Каждый работает на общий результат.
  4.  Будь вежлив.
  5. Если не понял, переспроси.

 Имя существительное

это _______________________________________

обозначает _________________________________

отвечает на вопросы _________________________

Имена существительные

могут быть_________________________________

___________________________________________

Имена существительные

изменяются по ______________________________

- Сущ-е – это часть речи.

- Обозначает предмет.

- Отвечает на вопросы кто? что? 

- Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

- Одушевл. сущ. обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?

- Неодушевленные сущ. не обозначают людей и животных и отвечают на вопрос что?

- Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

- Имена, отчества, фамилии людей – это имена собственные.

- К именам собственным относятся клички животных, названия городов, поселков, рек, гор, планет, улиц.

- К именам собственным относятся названия рассказов, картин, фильмов, журналов, музыкальных произведений.

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы – это орфограмма.

- Все остальные (несобственные) имена сущ-е – это нарицат-е имена сущ-е.

- Имя сущ-е может употребляться в ед. или мн. числе.

- Имена сущ-е в ед.числе обозначают один предмет.

- Имена сущ-е во мн.числе обозначают два или несколько предметов.

- При изменении числа имени сущ-го изменяется его форма. (лист самооценки)

Вернёмся к нашим словам

Запишите слова в таком порядке:

  1. Слово, где встречается буквосочетание чн (скворечник)
  2. Слово, где встречается буквосочетание ши (груши)
  3. Словарное слово (город)
  4. Слово с разделительный мягким знаком (гостья)
  5.  Слово, которое необходимо писать с заглавной буквы (Барто)

Проверяем. (вывешиваю эталон) лист самооценки

Ребята, а почему слово Барто написали с большой буквы? (Агния Львовна Барто. 

17 февраля отмечается 115-летний юбилей со дня рождения детской поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. портрет)  Вспомните, сколько замечательных произведений она написала. Назовите произведения этого автора?

 С произведениями Агнии Львовны мы ещё сегодня поработаем.

Ш.Проблемное объяснение  и фиксирование новых знаний.

 1. «Лишнее слово»

Вчера, когда я готовилась к уроку, я случайно наткнулась на очень интересную сказку, она называется «Чужак».

- А кто такой чужак?  

- Это вы так думаете, а вот, что говорит нам толковый словарь……    Пришлый, посторонний человек (также о животном). Так говорят о человеке или животном из чужих мест. (чужой)

-А какая орфограмма есть в слове Чужак.

- Так вот в этой сказке кто-то или что-то оказалось чужим.

И нам предстоит это выяснить.

-Слушаем и глазками читаем вместе со мной. Карточка №2

 «Собрались у слова ход гости. Поход и переход беседуют. Находка на солнышке греется. Ходить на гармошке наигрывает. Ходьба по камушкам на одной ножке скачет. Даже сама выходка пожаловал. Все слово ход ждут. Вышло слово ход на крыльцо, глянуло на гостей, сразу чужака приметило.

Велело ему прочь к своим идти!

(посмотрите  на выделенные слова, что Вы можете о них сказать? Какие слова мы называем однокоренными? Выделите корень. (прям в тексте)

- Что в этой сказке оказалось чужим? (слово ходить)

- Почему? Как вы догадались? Подчеркните его красным карандашом

- все выделенные слова относятся к какой части речи?  (к существительному), а слово ходить – это что-то другое. Что же это?

2. Постановка темы и целей урока.

- Слово ходить можно назвать существительным? Почему?

- А какая это часть речи?

На какой вопрос отвечает?

- Что обозначает?

О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему и цели урока.

(Что такое глагол?. Цель урока: узнать:

1. Что такое глагол?

2. Что обозначает глагол?

3. На какие вопросы отвечает глагол?

Научиться определять часть речи глагол).

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Откройте учебник на стр. 68 , выполним упр. 116

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=807925581780651287

Посмотрите на рисунки. Что делает мальчик?

-Назовите слова, обозначающие действия мальчика

(Мальчик моет, поливает, стирает, читает.)

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-К какой части речи они относятся?

-Составим предложение по любому рисунку.

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)

-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.

(Мальчик поливает цветы.)  (один у доски с комментированием) (орфограммы, грам. Основа предлож, характеристика предложения)

-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.) (лист самооценки)

Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»

Я предлагаю вам самим сформулировать правило, используя дополнительную информацию.

Обратимся к книге Татьяны. Рик, в которой рассказывается про семью Апельсинкиных, которые попали в сказочную страну « Речь»..

- Возьмите на столах листок с отрывком из книги Т. Рик «Здравствуй Дядюшка Глагол». Прочтите этот отрывок. Карточка №3

 (Работа с текстом в парах).

- С кем познакомился Женька?

- Почему этот человек показался ему чудным?

- Вот таким увидел Женька этого человека. (вывешиваю портрет)

- Чем он отличался от других жителей – частей речи?

- Каким он называл свой характер?

- Прочтите, что написано красным шрифтом. ( поставьте восклицательный знак в тексте, рядом с той частью текста. В которой по вашему мнению заключён вывод. Ответ на наш вопрос Что такое глагол?

- А теперь закончите эти предложения:

   Глагол – это………

  Глаголы обозначают ………

  Глаголы отвечают на вопросы:………

- А теперь, прочитаем сведения о языке от тётушки Совы и сравним, правильно ли вы дали определение?

Дети читают правило в учебнике.( лист самооценки)

Физминутка

А сейчас Дядюшка Глагол предлагает вам отдохнуть и поиграть в игру «Глагол, не глагол»

Я буду называть подряд слова, а вы если услышите среди этих слов глагол, хлопаете в ладоши, а если нет, то приседаете. (под музыку)

Луна, трещит, скрипит, поезд, солнце, мчится, тетрадь, бежит, колодец, катится, обидеть, думать, ручка. дышать, нос, смотреть, бежать.

Молодцы. Отдохнули. Продолжаем работу.

IV.Первичное закрепление .

1) - Как  распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

/Работа в парах/

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке. (№4)

    1. Поставить к слову вопрос

  2. Узнать, что оно обозначает

3. Определить часть речи

2) Самостоятельная работа. (используя памятки)

стихотворение:

Прочитайте  отрывки из стихотворение. Кто написал это произведение? Как оно называется?  

(по рядам)

1 ряд

Алексей пришел из школы.
Он теперь придумал так:
«Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки».

( Копейкин. А Барто)

2 ряд

Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

3 ряд
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Выпишите из текста глаголы, (фронтальная проверка)

обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился ли ваш товарищ с заданием, оцените его работу.

- Назовите глаголы, докажите. (сигнализируют) (лист самооценки)

V. Обобщение и систематизация знаний. Работа по вариантам

упражнение в учебнике (стр.69, упр.118)

- Всё ли правильно написал Корней Иванович в своём произведении? Как оно называется?

- Какие слова он перепутал?

-Давайте восстановим справедливость запишем стихотворение в тетрадь правильно;

Работаем по вариантам:

1в - 1 столбик;

2в – 2 столбик.

Проверка.

-Подчеркните основу предложения.

- Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?

Вывод: чаще всего в предложении сказуемое выражено глаголом.

- А теперь вернёмся к нашему слову. (Ходить)

- Какой же частью речи является это слово? Докажите, что это глагол. На какой вопрос отвечает это слово.

- Что обозначает? 

VI. Рефлексия карточка №5

У вас на столах анкета, где вы зафиксируете при помощи знаков «+» и «-» свои знания о глаголе.

Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

Проверка. (лист самооценки)

VII.Подведение итогов урока.

- Молодцы! Правило о глаголе вы усвоили.

-Ребята, давайте подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей? Вспомним какие цели мы ставили на уроке?

-Сможем теперь решить проблему, поставленную в начале урока? (Да)

-С какой частью речи познакомились на уроке?
-Что такое глагол?  Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать?

(вкладываем свои листы самооценки в тетрадь, я выставлю рядом вам оценку в баллах)

VII Информация о домашнем задании:

Выучить правило стр 68

Подошло к концу наше путешествие. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Части речи. Обобщение."

Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи"...

Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".

Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...

Урок русского языка. Тема урока: "Наречие как часть речи."

Цели данного урока:1) Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.3) Воспиты...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Урок русского языка. 2 класс. тема урока: "Что такое части речи?"

Дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "

к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;уметь различать количественные и порядковые числительные                ...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока "Наречие как часть речи"

Конспект урока русского языка по теме :"Наречие как часть речи". Урок был проведен в 4 инклюзивном классе. К конспекту прилагается презентация....