Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Урок построен в соответствие ФГОС НОО. Дополнительный материал поможет обучающимся хорошо усвоить тему урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Харанжинская СОШ»
Конспект урока по русскому языку
Дата: 10.02.2022 Класс: 4 Учебник Русский язык. Канакиной В.П. |
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Тип: изучение нового материала
Цель: создание условий для развития умения склонять имена прилагательные во множественном числе.
Задачи:
Образовательная: учить выделять окончания имён прилагательных во множественном числе; учить изменять по падежам имена прилагательные во множественном числе
Развивающая: развивать речь и умение правильно склонять имена прилагательные множественного числа.
Воспитательная: воспитывать любовь к русской природе, к родному языку.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- выделять и сравнивать безударные падежные окончания имён прилагательных во множественном числе;
- склонять имена прилагательные множественного числа;
- определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа;
- находить словосочетания с именами прилагательными во множественном числе;
- составлять устный текст.
- Метапредметные:
- анализировать и использовать информацию, представленную в таблице;
- находить и уточнять информацию в учебнике;
- вести диалог для решения поставленных задач;
- высказывать свою точку зрения;
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы.
- Личностные:
- проявлять уважение к истории и культурным традициям своей страны;
- познавать окружающий мир, историю своего народа через произведения искусства.
Формирование УУД:
- Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о совместной деятельности.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Источники: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г., ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2;интерактивная доска, рабочая программа УМК «Школа России».
Технологическая карта урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Организационный момент (1 мин) | Слово учителя: Мы любим наш богатый и прекрасный русский язык. Он многогранен. Переливы имён прилагательных делают нашу речь такой насыщенной и благозвучной, что хочется и хочется находить эту часть речи повсюду. Красиво сядем за парты, организуем своё рабочее место. | Приветствуют учителя и присаживаются на свои места. Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности Личностные УУД: организовать себя на урок, формирование положительных мотивов учения. |
Мотивация познавательной деятельности (2 мин) | С каких слов я начала урок? Почему? Обратите внимание на доску. И Высок… мощн…. кедры рвутся ввысь. - Что хотите сказать? Над какой темой мы будем работать?. Какая перед нами стоит задача? | Говорили о красоте имён прилагательных, потому что мы работаем над этой темой. Пропущены окончания. Это прилагательные множественного числа. Надо знать, какие окончания мы напишем. Можно по вопросу КАКИЕ? … - ИЕ,..- ЫЕ. Наверняка есть и правила. Формулируют тему, ставят учебную задачу - учиться называть и грамотно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. | Регулятивные УУД: самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, и ставить задачи |
Актуализация знаний (3 мин) | Что такое прилагательное? Как определяется падеж имени прилагательного? А теперь выполним задание - подобрать имена прилагательные в форме множественного числа к данным именам существительным, назвать словосочетания. На воде, чайки, рыбёшки, моряки, у причала, друзей. Как вы думаете, какой может быть тема текста, в который войдут эти словосочетания. | Прилагательное-это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении чаще всего бывает определением, но иногда и сказуемым. Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное в предложении или словосочетании. Различные флаги, алые паруса, гости долгожданные, лодки деревянные, товары заморские, волны большие, чайки крикливые, холмы высокие. Отмечают наиболее удачные. Доказывают, что имена прилагательные стоят в форме множественного числа. Предполагают и называют тему текста - море. | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Познавательные УУД: осуществлять логические действия обобщения, классификации по родовидовым признакам, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза |
Работа над новым материалом (24 мин) | *Запишите в своих тетрадях число, классная работа и подчеркните известные орфограммы. *А теперь обратимся к упр. 80. Давайте определим род слов реки и кони. Получилось? Теперь поставим эти слова в единственное число и определим род. А сейчас, мы смогли определить род? Так как изменяются имена прилагательные во множественном числе? *Сейчас вы самостоятельно выполните упр. 81 по вариантам. Для этого вам необходимо, просклонять имена существительные вместе с именами прилагательными по таблице. 1вариант –голубые весенние (цветы), 2 вариант- веселые неуклюжие (медвежата). Задаёт проблемный вопрос: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? | *Записывают число, классная работа и подчеркивают орфограммы *Рассматривают таблицу. Имена прилагательные имеют одинаковые окончания в И.п. и В.п., а так же в Р.п., В.п. и П.п. Делают вывод о том, что имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. Объясняют различие в окончаниях имён прилагательных винительного падежа тем, что имена прилагательные относятся к одушевлённым и неодушевлённым именам существительным. *Читают задание. Выполняют самостоятельно. Проверяют себя по таблице к упр. 80. 1в.- И.п- голубые весенние цветы Р.п.- голубых весенних цветов Д.п.- голубым весенним цветам В.п.- голубые весенние цветы Т.п.- голубыми весенними цветами П.п. (о) голубых весенних цветах 2в.-И.п.- веселые неуклюжие медвежата Р.п. веселых неуклюжих медвежат Д.п.- веселым неуклюжим медвежатам В.п.- веселых неуклюжих медвежат Т.п.- веселыми неуклюжими медвежатами П.п.-(о) веселых неуклюжих медвежата. | Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные УУД: работать в группе, контролировать действия партнёра |
Физминутка(1 мин) | |||
Этап закрепления нового материала. Введение нового в систему знаний. | *Предлагает выполнить задание к упр. 82 в учебнике, уточнить, как определить падеж имени прилагательного во множественном числе. Черной темноты(Р. п); голубые, пунцовые, золотые цветы (И.п.); небывалой красоты (Р. п). *Теперь выполним упр.83. 1 вариант- выполняют 1,3 предложения, а 2 вариант- 2,4 предложения. Предлагаю выполнить взаимопроверку в парах. | *Читают и выполняют задание по определению названия, поиску синонимов. Проверяют способ определения падежа имени прилагательного по падежу имени существительного. Комментируют свои действия. Проверяют себя по с. 39 в учебнике. *Читают задание. Планируют действия по выполнению. 1в- 1) Жесткие и колючие ветры гуляли в голых макушках деревьев. 3) По лиловым шишкам прыгали краснозобые снегири и вертелись синички. 2в- 2) С еловых лап на землю падали снеговые шапки. 4) Иней блестел на снегу и осыпался с берез серебряными искрами. По окончании работы проводят взаимопроверку в парах. | Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе выполнения данного задания. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в умственной форме. |
Фиксация полученных знаний. Самостоятельная работа. (5 мин) | Давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили материал. Прсклоняйте словосочетание ГОЛУБЫЕ СИНИЕ ЦВЕТЫ Проверка по эталону (обратная сторона доски) | Читают и выполняют задание самостоятельно. Р. п. - (каких?) голубых, синих цветов Д. п. - (каким?) голубым, синим цветам В. п. – (какие?) голубые, синие цветы Т. п. – (какими?) голубыми, синими цветами П. п. – (о каких?) о голубых, синих цветах | |
Итог урока (2 мин) | Над какой темой мы сегодня работали? Как определяется окончание прилагательного во множественном числе? | Мы сегодня работали над темой- склонение имен прилагательных во множественном числе. Окончание имен прилагательных во множественном числе определяется также как и окончания прилагательных в единственном числе- по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное. Записывают задание. При необходимости уточняют информацию. | Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Домашнее задание. (1-2 мин) | Выписать из упр 85 словосочетания прил + сущ во множественном числе, определить падеж. | Записывают задание. При необходимости уточняют информацию. | Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать |
Рефлексия (1 мин) | Продолжите высказывания: Я сегодня узнал(а)…. Я получил(а) удовольствие от …. Я это должен (а) знать, потому что…. Я вас благодарю за урок! | Дети продолжают высказывания.. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Родовые окончания имён прилагательных".
Конспект урока по русскому языку " Родовые окончания имён прилагательных"....
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в Р.п"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в Р.п.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных; усвоить новую орфограмм...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах(Д.п., Т.п., П.п)"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах; ...
Проверочная работа по русскому языку на тему "Окончания прилагательных во множественном числе" 3 класс ПНШ
Проверочная работа по русскому языку 3 класс ПНШ...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...