Технологическая карта урока по обучению грамоте "Строчная и заглавная буква Й, й"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Бакаленко Татьяна Николаевна

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока по обучению грамоте: чтению и письму к УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

ФИО: Бакаленко Т.Н.

Предмет: обучение грамоте (письмо)

Класс: 1 Д класс    

Тема: Строчная и заглавная буква Йй.

Цель: учить распознавать звук [й’] и соответствующую букву, писать строчную и заглавную букву й, Й; закрепить особенности звука [й’] как всегда мягкого согласного звука; развивать речь, культуру общения.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: формировать положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; стремление к аккуратному, красивому письму.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои действия; адекватно оценивать свои достижения; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Познавательные: осознавать познавательную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

 Коммуникативные:  участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, формировать умение работать в паре.

     Предметные: распознавать звук [й’] и соответствующую букву; характеризовать звук [й’] как всегда мягкий согласный  звук; правильно писать буквы Й, й.

Ресурсы:

Основные: 1. Климанова Л.Ф. Прописи «Мой алфавит» 1 класс, электронное приложение «Азбука».  2.ПК, экран, проектор.

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 УУД

I.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Учитель настраивает детей на работу

- С какой буквой познакомились на уроке чтения?

 - Что узнали об этой букве?

 - Кто умеет её писать?

 - Хотите ли вы красиво научиться писать?

Ученики проверяют готовность к уроку.

Личностные:   формировать положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес

II. Актуализация

Активизирует мыслительные операции.

— Звук [й’] согласный или гласный?
— Почему буква й изображена зелёным цветом? (Цвет буквы напоминает нам, что она обозначает согласный, который бывает только мягким.) Звук [й’] — согласный, мягкий.

Работают в паре. Цель: самостоятельно провести звуковой анализ слов со звуком [й’]: зайка, йог. Печатание слов под звуковыми схемами. Взаимопроверка.

Регулятивные:

понимают, принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану; адекватно оценивают свои достижения

Познавательные:
проводят анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные:

Вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность

III. Знакомство с новым знанием.

- Рассмотрите внимательно образец строчной буквы.

- Из каких элементов она состоит?

- На что похожа эта буква?

- Трудная ли она?

- Сможете ли вы написать её красиво?

Демонстрирует образец написания буквы на доске, на экране. Прописывание буквы и слова.

Физкультминутка.

Ученики анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в строчной букве и прописной. Сравнивают буквы с печатной.

Ученики учатся обводить элементы буквы безотрывно, не выходя за пределы строки; писать букву в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удачный вариант, ориентироваться на него. Ученики учатся соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы с образцом.

Физкультминутка. «Любопытная Варвара…»

Познавательные:
проводят анализ, аналогию, сравнение

Личностные:

стремятся к аккуратному, красивому письму

Регулятивные: планируют свои действия; контролируют процесс и результат деятельности, вносят коррективы

Познавательные:
проводят анализ, аналогию, сравнение;

Коммуникативные:

участвуют в диалоге

IV. Первичное закрепление

Составление слов с новой буквой, запись предложений

Отрабатывают навык слитного написания букв

Регулятивные: контролируют процесс и результат деятельности, вносят коррективы

Познавательные:

понимают информацию, представленную в схематичной форме переводят её в словесную форму

Коммуникативные:

участвуют в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения

V. Включение нового знания в систему знаний

Соотнесение предложения со схемой и его запись.

Соотносят предложение со схемой. Списывают предложение с печатного текста. Обозначают правильно границы предложения. Отрабатывают навык слитного написания букв.

Познавательные:

Проводят анализ и сравнение

Регулятивные: контролируют процесс и результат деятельности

Коммуникативные:

участвуют в диалоге

VII. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему научились?

- Что было трудно?

- Оцените свою работу.

Отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».

Познавательные:

структирование знаний

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, выполняя принятые нормы речевого поведения

Регулятивные:

адекватно оценивают свои достижения

Личностные: проявляют положительное отношение к учению  

                 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

ФИО: Бакаленко Т.Н.

Предмет: обучение грамоте (чтение)

Класс: 1 Д класс    

Тема: Звук [й’], буква Йй.

Цель: создание условий для овладения учащимися знаниями о звуке [й'], буквах Й,й .

Задачи:

обучающие: учить распознавать звук [й’] и соответствующую букву; познакомить с особенностями звука [й’] как всегда мягкого согласного звука, совершенствовать навыки выразительного чтения;

развивающие:  развивать речь, культуру общения;

воспитательные: прививать стремление к здоровому образу жизни.

Вид урока:  «открытие» новых знаний  

Используемые технологии:  здоровьесберегающие.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя, планировать свою работу на уроке в соответствии с поставленной задачей вместе с учителем.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения; на основе анализа учебного материала делать выводы.

 Коммуникативные:  формировать умение слушать и понимать других, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в беседе; формировать умение работать в группе.

     Предметные: распознавать звук [й’] и соответствующую букву; характеризовать звук [й’] как всегда мягкий согласный  звук; выполнять правила здорового образа жизни.

Ресурсы:

Основные: 1. Учебник Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука  1 класс.

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в деятельность

Подготовка эмоционального настроя на урок.

Чтение стихотворения:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Делаем старательно.

Эмоциональный настрой к учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение.

Проверяют свои рабочие места.

Личностные:  формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Актуализация

Цели:

а) применение изученных знаний при решении учебной задачи;

б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

Активизирует мыслительные операции.

Игра «Подскажи словечко»

- Петрушка хочет поиграть с вами и предлагает подсказать словечко для его стишков:
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из ... (лейки).
А потом водой из кадки
Поливал морковь на ... (грядке).

— Объясните значение этого слова. Почему предмет назвали лейкой? (Из неё льют воду.) В чём особенности звучания этого слова? Назовите звуки в этом слове. Что вы можете сказать о звуке [й’]? (Согласный, так как язык прижимается к нёбу, образует преграду выдыхаемому воздуху.  Это мягкий звук: мы ощущаем, как спинка языка поднимается к нёбу).

Ответы учеников

Работают с моделью слова «лейка». Вспоминают изученный ранее материал на уроках обучения грамоте.

Предметные:
- правильно называть буквы и звуки;
- давать характеристику звука;
- делить слова на слоги;
- выбирать основания и критерии для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений;

Метапредметные:

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

 Познавательные:
- ориентируются в своей системе знаний;

- проводят анализ слова с целью выделения признаков

Регулятивные: вместе с учителем
определяют и формулируют цель деятельности на уроке.

III. Открытие нового знания.

Знакомство с буквой Йй.

— Посмотрите на волшебную картинку. Эта новая буква называется «и краткое». На какую букву она похожа? (На букву и.) Попробуйте догадаться, почему у буквы такое название: «и краткое». (Когда читается эта буква, то, как будто произносится [и] не полностью, а коротко, то есть кратко, — [й’].)

Физкультминутка.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свою точку зрения.

Физкультминутка. «Беленькое облачко…»

Познавательные:
осуществляют мыслительные операции сравнения, вместе с учителем формулируют понятие

Коммуникативные:

Выражают собственные мысли, отвечают на вопросы

IV. Первичное закрепление

Цель: создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи;

— Знаком ли вам этот книжный герой? Из скольких слов составлено его имя?

Обращение к содержанию произведения К. Чуковского «Мойдодыр».
— Прочитайте, как говорит о себе Мойдодыр. К чему он призывает детей? («Надо, надо умываться…»)

— Почему в стихотворении так много восклицательных знаков?

 — О каком кране идёт речь в стихотворении?

Беседа о пользе закаливания.
— Только ли для того, чтобы смыть грязь, нужно умываться, обливаться водой?

— Прочитайте слова, противоположные по значению. Что означает слово «хилый»? А выражение «налитой, как колос»?

Рассматривают рисунок. Читают слова: мой до дыр —Мойдодыр. Отвечают на вопросы.

Читают отрывки из произведения  К. Чуковского «Мойдодыр».

 Читают и сопоставляют: мои — мой, свои — свой…
Наблюдают за изменением звучания и значения слов.

Выразительно читают  стихотворение Э. Мошковской. Анализируют  значения слова «кран».

Отвечают на вопросы . Читают и объясняют смысла предложения: «Холода не бойся, по пояс мойся».

Сравнивают значение слов и выражений.

Познавательные: ориентируются в учебнике и тексте,

на основе анализа учебного материала делают выводы.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные:

участвуют в беседе, выражают свои мысли.

Личностные:

Оценивает усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей)

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель:   активизировать творческую деятельность обучающихся.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

— Кому принадлежат эти ласковые слова? (Маме.) Какие чувства они выражают? (Любовь, безмерную заботу, желание видеть своего ребёнка здоровым, крепким, радостным.)

Рассматривают рисунок и читают стихотворение
«Ай-ай и Ой-ой». Чтение в лицах.

Читают вслед за
учителем: «Ой, мой маленький…»

Познавательные:

применяют новые знания

Регулятивные:

Осуществляют самооценку деятельности

Коммуникативные:

Осуществляют сотрудничество при работе в группе, учатся формулировать собственное мнение, выражать свои мысли

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

а) зафиксировать новое содержание урока;

б) организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Что вы узнали о звуке [й’]?  О чём прочитали, познакомившись с буквой й? 

- Что получилось лучше всего?

- Что было трудным?

- Кто доволен своей работой?

Высказывают своё отношение к новым знаниям, к уроку.

Осуществляют самооценку.

Познавательные:

структирование знаний

Регулятивные:

анализируют, оценивают результат

деятельности

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, слушают другого ученика;

Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее результатом

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Заглавная буква «Б»

Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В. Занкова+самоанализ урока....

Технологическая карта урока по теме: «Строчная и заглавная буквы А,а» (обучение письму)

Технологическая карта урока по теме: «Строчная и заглавная буквы А,а»...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Заглавная буква в именах существительных собственных".

В данной публикации содержится технологическая карта урока русского языка по теме "Заглавная буква в именах существительных собственных". 2 класс, УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока. Письмо. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Жи пиши с буквой и.1 класс

Конспект урока. Обучение грамоте.Письмо строчной и заглавной букв Ж,ж. Жи пиши с буквой и....

Технологическая карта урока по письму. Строчная и заглавная буква и, И.

План урока по письму в 1 классе. Строчная и заглавная буква и, И . Помощь педагогам для создания поурочного плана....