Методическая разработка урока на тему «Учусь писать письмо»
методическая разработка (2 класс) на тему
Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например, «адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения», «создание текстов разных стилей и жанров». Среди текстов, включенных в Требования к уровню подготовки учеников, назван такой текст, как письмо.
Считаю возможным и целесообразным обучать созданию текстов в жанре письма уже на начальном этапе обучения, так как эти умения востребованы.
В программе начального образования «Школа XXI века» в рамках курса «Окружающий мир», 2 класс учащимся предлагается написать письма различным адресатам на разные темы, опираясь на свой жизненный опыт, при этом часов на обучения написанию письма не отводится.
Предлагаемая разработка урока может быть реализован в рамках курсов «Окружающий мир», «Развития речи», «Литературного чтения» или использован для проведения внеклассного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich.razrabotka2.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Учусь писать письмо.
Цель урока: формирование у учащихся интереса к эпистолярному жанру.
Задачи:
- познакомить учащихся с различными способами передачи информации;
- обогащать словарный запас детей;
- познакомить учащихся со структурой письма;
- формировать умение создавать тексты в жанре письма;
- познакомить учащихся с правилами и вежливыми формами переписки;
- прививать доброжелательное отношение к окружающим.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Этапы урока
- Актуализация предшествующих знаний для подготовки к восприятию нового материала
Слово учителя, беседа, просмотр видеоматериала, работа со справочной литературой, монологический ответ ученика (инд).
Фронтальная, индивидуальная
- Тема и цель урока
Слово учителя, беседа, запись ключевых понятий на доске.
Фронтальная
- Объяснение нового материала
Беседа, слово учителя, «мозговой штурм», работа с деформированным текстом, самостоятельная работа с текстом, чтение текста, проблемный вопрос, анализ текста по структуре.
Групповая, фронтальная
- Закрепление
Составление таблицы на доске и в тетради, чтение памятки, беседа, «мозговой штурм»
Групповая, фронтальная, индивидуальная
- Рефлексия
Беседа
Фронтальная
- Домашнее задание
Слово учителя
Оборудование:
- Мультфильм по сказке В.Сутеева «Елка»
- Памятка для тех, кто любит писать письма
- Толковый словарь С.И.Ожегова
- Снеговик, сумка почтальона
- Письмо от деда Мороза детям, конверты
- Записи на доске
- Тетради обучающихся
Конспект урока.
П: (После орг.момента.) Ребята, на уроках литературного чтения мы знакомились со сказками Владимира Сутеева. Это был замечательный писатель, а какое занятие он считал главным делом своей жизни?
У: Он писал сказки для детей, рисовал иллюстрации к своим произведениям, на их основе создавал мультипликационные фильмы.
П: С какими сказками мы знакомились на уроках? Какие вы читали самостоятельно?
У: (Перечисляют известные им сказки).
П: Посмотрите отрывок из хорошо всем известного новогоднего мультфильма и скажите, по какой сказке В.Сутеева он создан?
(Просмотр отрывка из мультфильма: дети собирают Снеговика в путь-дорогу с письмом для деда Мороза и поют песенку).
Снеговик, Снеговик,
Храбрый снежный почтовик,
В темный лес пойдешь
И письмо снесешь.
Дед Мороз письмо получит –
Найдет в лесу елочку
Попушистее, получше,
В зеленых иголочках.
Эту елку поскорей
Принеси для всех детей!
У: Это отрывок из мультфильма по сказке «Елка». Она о том, как ребята написали письмо деду Морозу с просьбой принести им елку и отправили Снеговика. И с ним в дороге случилось несчастье. Но, благодаря лесным друзьям, все закончилось хорошо.
П: Отправляя Снеговика в дорогу, ребята, обращаясь к нему, говорят: «Снеговик, Снеговик, храбрый снежный почтовик…»
А кто такой почтовик? Каково значение этого слова?
У: Почтальон.
П:Давайте уточним значение этого слова.
У: ( Обращаются к словарю С.И Ожегова: находят лексическое значение слова почтальон, зачитывают. Почтальон – разносчик почты, корреспонденции по адресам)
П: А слово почтовик есть в словаре?
У: Нет. Это слово называет почтальона по-доброму, по-детски, может быть использовано для рифмы.
П: Работа у почтальона очень ответственная. В современном городе доставить письмо в нужное время не очень сложно, да и пишут письма люди сейчас не очень много, а жаль. Как приятно перед праздником получить конверт с открыткой и добрыми пожеланиями, написанными знакомым почерком, а не стандартное SMS-поздравление.
Намного сложнее приходится сельским почтальонам. Чтобы порадовать людей добрыми поздравлениями или сообщением от близких людей, почтальонам приходится проходить большие расстояния в любую погоду.
Ребята, а наш снежный почтальон справился со своим заданием?
У: Справился, хотя ему было сложно. Волк и Лиса мешали ему постоянно.
П: А сегодня перед самым Новогодним праздником сказочный Снеговик у нас в гостях, вот он, и сумка с надписью «ПОЧТА» при нем. Что-то она расстегнута… А может какие неприятности произошли в пути? Снеговик, а что у тебя в сумке?
С: Здравствуйте, нес письмо я вам, ребята, в сумке оно затерялось, сейчас поищу. (Ищет в сумке, достает веревочку с узелками). А это что такое (удивляется)?
П: Ребята, а вы знаете, что это у Снеговика в почтовой сумке?
У: (специально подготовленное индивидуальное сообщение)
Это узелковое письмо. Им пользовались Инки. Инками называли господствующую верхушку государства и его главного правителя – Великого Инка. Отсюда получил название и весь народ. Когда-то у инков были свои большие города с прекрасными дворцами и храмами. По стране во все концы тянулись мощеные дороги.
У инков были развиты искусство и науки. Наиболее почитали астрономию.
Из книги «История государства инков» стало известно, что поручения доставлялись не устно, а письменно. Такими письмами являлись узелки, завязанные на различных нитях разного цвета, которые завязывались в своем определенном порядке, однако не всегда одинаковым образом... Эти нити с узелками индейцы назвали «кипу». «Кипу» давно исчезло как вид письменности, но до сих пор перуанские пастухи пользуются счетными шнурами. Одним шнуром пользуются, чтобы сосчитать быков, другим – коров, третьим – телят..
П: С какой целью создавались такие письма?
У: Они создавались в старину для передачи информации, когда письменности еще не было.
П: А какие еще способы передачи информации вам известны?
У: (Специально подготовленный ученик)
Жители африканской деревни сообщали своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать это надо быстро, пока мясо не испортилось под жарким африканским солнцем. Придумали. Застучали тамтамы (барабаны), далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.
У: (Специально подготовленный ученик)
Племена индейцев «переписывались» дымом. Поднимались над холмами столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. Если столбы дыма поднимаются высоко, то необходимо собираться к ущелью, прятать детей и женщин.
П: Да, много способов изобрели люди, для того, чтобы общаться, обмениваться информацией. С появлением письменности появился и новый способ такого общения, какой?
У: Письмо.
П: Вот сегодня мы с вами поговорим о том, какие бывают письма и будем учиться их писать.
П: А зачем люди пишут друг другу письма?
(Выслушивает мнения учеников – записывает на доске)
- рассказать о себе;
- поздравить;
- поблагодарить;
- извиниться;
- поделиться впечатлениями и т.д..
С: Вот оно! Наконец-то нашел! (Достает из сумки письмо, оно запечатано)
П: Снеговик, а ты не ошибся, для нас ли оно, мы прекрасно знаем, что чужие письма вскрывать нельзя.
С: А вот сами взгляните: для ребят, учащихся 2а класса школы 74 г. Ярославля, от дедушки Мороза.
П: Точно нам, тогда открывает. Ой, ребята, а снеговик-то действительно долго к нам шел, измялось письмо, порвалось, намокло, даже некоторые слова исчезли. Давайте попробуем его восстановить. Одна часть письма – 1 группе, вторая – второй.
(Разделившись на группы, дети восстанавливают первую и вторую части письма, вставляют пропущенные буквы, подходящие по смыслу слова.)
П: Ребята, у кого первая часть письма? Как вы об этом догадались?
У: В этой части есть приветствие: дорогие ребята, Оно со знаком восклицания и написано посередине строки.
П:Прочитайте 1 часть письма, кроме обращения, что еще интересного в ее построении?
У: (Читает восстановленный текст)
Дорогие ребята!
Получил я немало писем от вас перед Новым годом! Знаю, что все старались, хорошо учились, слушались родителей, бабушек и дедушек.
Пожелания ваши постараюсь выполнить.
П: (Повторяет вопрос, заданный перед чтением текста)
Что еще интересного, кроме обращения, в построении первой части письма? Перечитайте первое предложение, о чем оно говорит?
У: Что это ответ на письма ребят.
П: Значит в письме есть указание на причину, по которой оно написано. А какие могут быть причины написания письма?
У: (Выслушиваем все ответы)
- ответить на полученное письмо;
- поздравить с предстоящим праздником;
- поблагодарить за поздравление или подарок;
- желание рассказать о произошедшем событии.
П: Какая информация содержится во второй части письма? Прочитайте.
У: Желаю Вам хороших новогодних праздников. А в каникулы не скучайте, веселитесь около елочки, а я вас обязательно навещу.
Дед Мороз
У: - подпись;
- поздравление с Новым годом;
- пожелание хорошо провести каникулы.
П: Перечитайте все письмо целиком. Ребята, приятно вам было получить письмо? А сами вы письма пишете?
У: Да, нет.
П: Кто-то пишет, кто-то нет. Может, просто кто-то не знает, как это делается? Давайте попробуем выделить части, которые могут быть в письме.
(Работа в группах: дети обсуждают возможный план письма, вывешивают на доске. В результате обсуждения создается коллективный план.)
- обращение,
- причина написания,
- основное содержание,
- завершение письма,
- подпись, дата.
Обсуждение каждого пункта плана и составление таблицы:
План письма
Полезные слова
обращение
причина написания
основное содержание
завершение письма
подпись, дата.
Дорогой друг, милая мама, привет, здравствуйте, дорогая тетя, уважаемый…
Получил твое письмо, спешу ответить на твое письмо, очень рад, очень благодарен, мне хочется поблагодарить…
(зависит от цели письма)
Пиши чаще, буду рад письму, надеюсь на скорую встречу, всем привет, будь любезен, хотелось бы узнать…
Твой друг, твоя дочь, сын, внучка, внук, просто имя…
П: Вот видите, ребята, теперь вы знаете, как грамотно составить письмо. А наш Снеговик-почтовик приготовил памятку для тех, кто любит писать и получать письма.
Зачитывает памятку и раздает всем ребятам.
- Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее. Не позднее чем через три-пять дней после получения.
- Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Само собой разумеется, что в письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым…
- Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
- Обязательно поставь подпись.
С: Ребята, понравилась вам наша сегодняшняя встреча? Захотелось написать письмо? А кому?
У: (ответы детей)
С: Я очень надеюсь, что вы будете писать письма своим друзьям, родственникам, ведь так приятно приносить в дома эти конверты счастья с пожеланиями, веселыми историями, приятными воспоминаниями.
Вас ждут Новогодние каникулы, желаю вам провести их весело. Расскажите об этом в письме любому из своих одноклассников, а при встрече после праздников обменяетесь письмами, и каждый сможет прочитать о каникулах друга.
А чтобы письмо дошло вовремя, правильно заполняйте адрес на конверте. Снеговик объясняет правила заполнения конверта: индекс (номер почтового отделения), адрес, фамилию, имя получателя и отправителя. (Конверт дарит каждому ребенку).
С: Пишите письма, ребята! Прощайте! (Уходит)
П: А домашнее задание Снеговик вам задал, ребята. Думаю, оно будет приятным – писать письма друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по теме "Учимся писать письма" УМК "Школа XXI века"
Урок развития речи. На этом уроке идет обучения правильному написанию письма. Отрабатываются навыки монологической речи. Проводится поисковая работа на краеведческом материале....
Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать письмо»
учимся писать письма на основе эпистолярного жанра...
Методическая разработка урока на тему «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»
Цели урока: Личностные: проявлять устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью...
Урок по теме "Учимся писать письма"
Методическая разработкапроведения урока русского языкав 3 классена тему: «Учимся писать письма». Цели занятия: познакомить учащихся с письмом как бытовым жанро...
Конспект урока по теме "Учусь писать письма"
формировать желание писать письма, учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами их написания, познакомить с видами писем, учить оформлять надпись на конверте с целью его дальнейшего о...
Методическая разработка урока по теме "Учимся выполнять деление"
Тип урока: урок усвоения новых знаний (1 урок по данной теме)...