Непроизносимый согласный в корне слова. Русский язык 4 класс. УМК Школа России
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

В ходе решения проблемной ситуации учащиеся научатся определять орфограмму и правильно оформлять ее в письменной речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вспоминаем то, что знаем Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных . Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму? О чем заботилась вторая сестра-орфограмма? Орфограмма буква парного согласного в корне слова замок сказка Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Анна ? Чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные? Ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке.

Слайд 2

Определяем основной вопрос урока Прочитайте слова. Как они называются? Что обозначает каждое слово? Сравните произношение и написание слов. Какое различие вы заметили? Какой вопрос возникает? Сравните свою формулировку вопроса с авторской. весть – [в , э ́с , т , ] вестник – [в , э ́ с , н , ик] известный – [изв , э ́сный , ] Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?

Слайд 3

Понаблюдайте за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится? Ездить, езда, поезда, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный. Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук произносится, а в другой те, в которых не произносится. Решаем проблему, открываем новые знания Какие звуки не произносятся в словах второго столбика? Как можно назвать эти согласные? Почему звуки [ т ] и [ д ] не произносятся? Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д . ездить наез д ник езда грус т но поезда грус т ный грусть грустит Сделайте вывод: Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему ?

Слайд 4

Решаем проблему, открываем новые знания В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например [ стн ] , [ здн ] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [ т ] и [ д ] , но могут быть и другие звуки

Слайд 5

Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного? Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом? Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Почему они являются проверочными? Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки. капуста, капустный (лист) капустница Решаем проблему, открываем новые знания звезда, звезды, звездочка звездный звездолет Сформулируйте правило: как правильно записать непроизносимый согласный звук?

Слайд 6

Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым. Обозначение на письме непроизносимого согласного – это орфограмма. Местный – место Честный – (нет) чести Вестник – вести Сравниваем свой вывод с авторским

Слайд 7

3. Пишу слово. 4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму. Гигантский - гиганты Применяем новые знания. Развиваем умения 1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки [ сн ] , гигантский – звуки [ нск ] 2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный . [ сн ] Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной. [ нск ] Гигантский – гиганты. Появился звук [ т ] . Надо писать гигантский. По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове? Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать? Как обозначить орфограмму.

Слайд 8

Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему? Спишите, обозначь орфограмму. Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный Применяем новые знания. Развиваем умения Трос т инка – трос т ник Со л нышко – со л нце Влас т и – влас т ный Прелес т и – прелес т ный

Слайд 9

Орфограмма буква парного согласного в корне слова Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова С какой новой сестрой-орфограммой вы познакомились? Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы? Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм? Итог урока Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова кот подушка мышка сердце солнце ванна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».

В основе урока лежит технология проблемно – диалогического обучения. Считаю, что организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся и предоставляет им...

Урок русского языка. Непроизносимые согласные в корне слова. Перспектива. 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классеТема: Непроизносимые согласные в корне слова Ознакомление с новой орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне. Развитие ...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"

Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова» (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование умения определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.Задачи урокаПланируемые результат...

Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК Класс 3 («Школа России») Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода»

Тема: «Упражнение в изменении  существительных по числам и определении рода».                Тип урока:...