Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Бехтева Альбина Николаевна

В основе урока лежит технология проблемно – диалогического обучения. Считаю, что организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся и предоставляет им большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon behteva-an.zip2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе (программа «ШколаРоссии») по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».

Цели урока:

Образовательные:

  1. познакомить детей с непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д в корне;
  2. учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов;
  3. открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных,
  4. сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.
  5.  Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, фиксировать выводы в виде алгоритма.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Оборудование: ИКТ, ЦОР, интерактивная доска

ХОД УРОКА

Слайд

Содержание

1

I. Мотивация к учебной деятельности.

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

И на уроке не зевайте.

Ответы полные давайте.

2.

II. Актуализация знаний. Введение в тему. 

-Для того, чтобы сделать сегодня на уроке открытия, необходимо вспомнить, что вы уже изучили.

- С какими орфограммами корня вы уже знакомы? (написание парных согласных, безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением)

-Какие орфограммы корня мы  можем проверить? (парные согласные, безударные гласные проверяемые ударением)

-Какие орфограммы не можем проверить? (написание безуд. гласных непров. ударением).

- Как поступаем с этими словами? (запоминаем)

-Ребята, а как вы думаете все ли орфограммы корня вы уже знаете?

2.1

Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне. Постановка проблемы.

-Прочитайте слова (слова написаны вразброс на доске).

Слайд 1

(интерак.доска)


- Распределите все слова на группы по орфограммам, докажите по какому принципу их разделили.

- Слова с какой орфограммой записали  в I столбик?

-Как проверить  написание  безударной гласной в корне слова?

-Прочитайте слова, подберите к ним  устно проверочные слова.

- Слова с какой орфограммой записали   во I столбик?

- Как проверить  написании слов с парной согласной?

-Прочитайте слова, подберите к ним  устно проверочные слова.

-Что вас удивило?

 -Какое слово вызвало у вас затруднение?

-Почему вы не смогли выполнить задание?

-Прочитайте это слово вслух.

-Почему возникло затруднение? (мы с такой орфограммой не встречались)

-Произнесите слово, что интересного заметили? (согласный звук [т]

 в слове не произносится )

3.

Формулирование темы и задач урока.



















































































- Какой возникает вопрос?

-Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные … Где ? В корне слова)

Да. Тема нашего урока

(Непроизносимые согласные в корне слова). И чему же вы должны будете сегодня научиться?

–Сформулируйте задачи нашего урока (распознавать орфограмму среди других орфограмм; найти способ проверки непроизносимых согласных)

С.24 №48


На доске слова: Слайд 2 (интерак.доска)


( Грустный, грусть. Солнышко, солнце. Здравие, здравствуй. Наездник, езда)

-Сколько здесь групп однокоренных слов? (4 группы)

- Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково)

-Произнесите слова и пронаблюдайте во всех ли словах согласные звуки произносятся?

-Назовите слова с непроизносимыми согласными. (Звездный, грустный, солнце, здравствуй, сердце.) Какой вопрос возникает?

-Давайте понаблюдаем. Запишем слова в два столбика. Как можно их записать? (В первый столбик слова, где согласные не произносятся, а во второй – где произносятся.) Запишите, выделите грустный         грусть

нездник        езда

солнце         солнышко

здравствуй         здравие


-Как вы думаете, почему  не все согласные первого столбика  произносятся?

Произнесите эти слова.

- Подчеркните непроизносимые согласные.

-Где стоит непроизносимый согласный? (между двумя согласными, или в сочетании ещё нескольких согласных).

-А если трудно их произносить…., то один из звуков обязательно теряется, не произносится.

-Такое сочетание согласных в русском языке называют стечением согласных.

-Подчеркните в каждом слове стечение согласных

Прочитайте их орфографически.

ЗДН СТН ВСТВ ЛНЦ

- Подчеркните буквы непроизносимых согласных .

-Назовите буквы непроизносимых согласных. В Т Д Л  

-Произнесите сочетания без этих букв. Что слышим? [ЗН], [СН], [СТВ], [НЦ]

- Можем ли мы утверждать, что буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки, являются орфограммами? Почему? (Написание расходится с произношением. Слышим [ЗН], а пишем ЗДН и т.д.)

-Является ли эта орфограмма корня проверяемая?

-Может кто-то уже готов предложить способ проверки?

- Как слышатся непроизносимые согласные во втором столбике? (четко и ясно) Почему? (Потому, что они находятся перед гласными)

-Где еще мы слышим их чётко и ясно? (на конце слова)

-Запишите проверочные слова в I столбик, а проверяемые во II столбик.

- Подчеркните орфограмму одной чертой, а гласную, которая помогает услышать непроизносимые согласные звуки и согласную в конце слова, двумя чертами.

-Можем ли мы сказать, что эти слова являются проверочными? (да) Почему? (они однокоренные и непроизносимый согласный в них слышится четко и ясно)

-Как пишем корни в однокоренных словах? (одинаково)

-Сформулируйте правило: как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

-Совпал ваш вывод с правилом на слайде?

-Какие однокоренные слова  могут быть проверочными? 

  1. в однокоренных словах, когда они находятся перед гласными
  2. на конце слова

Физминутка

Составление алгоритма

-Как же пользоваться таким правилом  

-Перед вами лежат карточки с алгоритмом работы с этим  правилом, но последовательность  шагов в нём нарушена, установите в нём порядок.

Проверка по эталону:

1.Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков?

(лесной [сн], гигантский [сн])

2.Проверь, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной-лес,лесистый Непроизносимого согласного звука нет, пишем лесной

Гигантский-гигант. Появился [т], пишем гигантский

3.Напиши слово.

4.Проверь написание: обозначь орфограмму.

 гигантский - гигант.

VI.


Первичное закрепление во внешней речи.

-Для того чтобы выяснить, удалось ли понять новый материал, выполним следующее задание.

 1.ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/


 2.Рабочая тетрадь с.4 №3 С/Р

- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенную букву.

Взаимопроверка

VII.

Рефлексия учебной деятельности

-Справились ли мы с поставленными задачами? 

-Какое открытие вы сегодня сделали?

-Как проверить  написание слов с непроизносимым согласным звуком?

VIII.

Домашнее задание

С. 27 №55 (правило)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Русский язык 3 класс. "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Цель: выработать умения  самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Звонкие и глухие согласные в корне слова"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

урок по русскому языку 3 класс .Правописание безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова

правописание безударных гласных  и проверяемых согласных в корне слова...

Урок русского языка 2 класс. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Урок русского языка 2 класс. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова...