Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
В основе урока лежит технология проблемно – диалогического обучения. Считаю, что организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся и предоставляет им большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
behteva-an.zip | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3-м классе (программа «ШколаРоссии») по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить детей с непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д в корне;
- учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов;
- открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных,
- сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.
- Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, фиксировать выводы в виде алгоритма.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.
Оборудование: ИКТ, ЦОР, интерактивная доска
ХОД УРОКА
№ | Слайд | Содержание |
1 | I. Мотивация к учебной деятельности. | |
Начинается урок Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, И на уроке не зевайте. Ответы полные давайте. | ||
2. | II. Актуализация знаний. Введение в тему. | |
-Для того, чтобы сделать сегодня на уроке открытия, необходимо вспомнить, что вы уже изучили. - С какими орфограммами корня вы уже знакомы? (написание парных согласных, безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением) -Какие орфограммы корня мы можем проверить? (парные согласные, безударные гласные проверяемые ударением) -Какие орфограммы не можем проверить? (написание безуд. гласных непров. ударением). - Как поступаем с этими словами? (запоминаем) -Ребята, а как вы думаете все ли орфограммы корня вы уже знаете? | ||
2.1 | Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне. Постановка проблемы. | |
-Прочитайте слова (слова написаны вразброс на доске). Слайд 1 (интерак.доска) - Распределите все слова на группы по орфограммам, докажите по какому принципу их разделили. - Слова с какой орфограммой записали в I столбик? -Как проверить написание безударной гласной в корне слова? -Прочитайте слова, подберите к ним устно проверочные слова. - Слова с какой орфограммой записали во I столбик? - Как проверить написании слов с парной согласной? -Прочитайте слова, подберите к ним устно проверочные слова. -Что вас удивило? -Какое слово вызвало у вас затруднение? -Почему вы не смогли выполнить задание? -Прочитайте это слово вслух. -Почему возникло затруднение? (мы с такой орфограммой не встречались) -Произнесите слово, что интересного заметили? (согласный звук [т] в слове не произносится ) | ||
3. | Формулирование темы и задач урока. | |
- Какой возникает вопрос? -Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные … Где ? В корне слова) Да. Тема нашего урока (Непроизносимые согласные в корне слова). И чему же вы должны будете сегодня научиться? –Сформулируйте задачи нашего урока (распознавать орфограмму среди других орфограмм; найти способ проверки непроизносимых согласных) С.24 №48 На доске слова: Слайд 2 (интерак.доска) ( Грустный, грусть. Солнышко, солнце. Здравие, здравствуй. Наездник, езда) -Сколько здесь групп однокоренных слов? (4 группы) - Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково) -Произнесите слова и пронаблюдайте во всех ли словах согласные звуки произносятся? -Назовите слова с непроизносимыми согласными. (Звездный, грустный, солнце, здравствуй, сердце.) Какой вопрос возникает? -Давайте понаблюдаем. Запишем слова в два столбика. Как можно их записать? (В первый столбик слова, где согласные не произносятся, а во второй – где произносятся.) Запишите, выделите грустный грусть нездник езда солнце солнышко здравствуй здравие -Как вы думаете, почему не все согласные первого столбика произносятся? Произнесите эти слова. - Подчеркните непроизносимые согласные. -Где стоит непроизносимый согласный? (между двумя согласными, или в сочетании ещё нескольких согласных). -А если трудно их произносить…., то один из звуков обязательно теряется, не произносится. -Такое сочетание согласных в русском языке называют стечением согласных. -Подчеркните в каждом слове стечение согласных Прочитайте их орфографически. ЗДН СТН ВСТВ ЛНЦ - Подчеркните буквы непроизносимых согласных . -Назовите буквы непроизносимых согласных. В Т Д Л -Произнесите сочетания без этих букв. Что слышим? [ЗН], [СН], [СТВ], [НЦ] - Можем ли мы утверждать, что буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки, являются орфограммами? Почему? (Написание расходится с произношением. Слышим [ЗН], а пишем ЗДН и т.д.) -Является ли эта орфограмма корня проверяемая? -Может кто-то уже готов предложить способ проверки? - Как слышатся непроизносимые согласные во втором столбике? (четко и ясно) Почему? (Потому, что они находятся перед гласными) -Где еще мы слышим их чётко и ясно? (на конце слова) -Запишите проверочные слова в I столбик, а проверяемые во II столбик. - Подчеркните орфограмму одной чертой, а гласную, которая помогает услышать непроизносимые согласные звуки и согласную в конце слова, двумя чертами. -Можем ли мы сказать, что эти слова являются проверочными? (да) Почему? (они однокоренные и непроизносимый согласный в них слышится четко и ясно) -Как пишем корни в однокоренных словах? (одинаково) -Сформулируйте правило: как проверить непроизносимый согласный в корне слова? -Совпал ваш вывод с правилом на слайде? -Какие однокоренные слова могут быть проверочными?
| ||
Физминутка | ||
Составление алгоритма | ||
-Как же пользоваться таким правилом -Перед вами лежат карточки с алгоритмом работы с этим правилом, но последовательность шагов в нём нарушена, установите в нём порядок. Проверка по эталону: 1.Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков? (лесной [сн], гигантский [сн]) 2.Проверь, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной-лес,лесистый Непроизносимого согласного звука нет, пишем лесной Гигантский-гигант. Появился [т], пишем гигантский 3.Напиши слово. 4.Проверь написание: обозначь орфограмму. гигантский - гигант. | ||
VI. | Первичное закрепление во внешней речи. | |
-Для того чтобы выяснить, удалось ли понять новый материал, выполним следующее задание. 1.ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/ 2.Рабочая тетрадь с.4 №3 С/Р - Подберите проверочные слова и вставьте пропущенную букву. Взаимопроверка | ||
VII. | Рефлексия учебной деятельности | |
-Справились ли мы с поставленными задачами? -Какое открытие вы сегодня сделали? -Как проверить написание слов с непроизносимым согласным звуком? | ||
VIII. | Домашнее задание | |
С. 27 №55 (правило) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова», «Разделительный ъ и ь знаки», «Большая буква в именах собственных», «Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши».
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласн...
Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".
Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....
Русский язык 3 класс. "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"
Цель: выработать умения самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова....
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...
Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Звонкие и глухие согласные в корне слова"
Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...
урок по русскому языку 3 класс .Правописание безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова
правописание безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова...
Урок русского языка 2 класс. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Урок русского языка 2 класс. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова...