Правописание слов с непроизносимым согласным в корне слова Канакина 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Желанкина Ольга Николаевна

Урок проблемно деятельностной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_konspekt.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 «3» Б классе.

Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Учитель Желанкина О.Н.                                                                                                            01 декабря 20105 года.

__________________________________________________________________________________________

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологии: Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, дифференцированного обучения, проблемного обучения.

Решаемые проблемы:

- Почему согласный звук не произносится в слове, но обозначается буквой?

- Как узнать,  есть ли в словах непроизносимый согласный звук?

Виды деятельности:

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания:

Коллективная работа (выявление места орфограммы)

Работа в парах (выведение алгоритма, включения правила в систему знаний)

Самостоятельная работа (работа по алгоритму, самооценка)

Планируемые результаты.

Предметные.

  1. Научиться соотносить написание и произношение слов с непроизносимым согласным звуком.
  2. Научиться формировать правило проверки.
  3. Использовать алгоритм проверки.
  4. Научиться устанавливать в словах наличие изученной орфограммы.

Метапредметные.

  1. Коммуникативные: вступать в диалог в коллективном обсуждении, объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений.
  2. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления, структурировать знания.

Личностные.

Формирование положительной мотивации к изучению материала, формирование мотивов участия в учебном коллективном сотрудничестве.

Ресурсы урока.

Учебник В.П. Канакина «Русский язык» 3 кл, Москва, Просвещение, 2012

Электронное приложение к учебнику.

Ход урока

1 Организационный момент

Приветствуем гостей (дети хором: «Здравствуйте!»)

Проверьте готовность рабочего места для успешной работы. Нам понадобятся ….

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Физпауза «Помассируем ушки»

2 Мотивация к деятельности

Ребята, послушайте слова великого китайского мудреца Конфуция

«Учитесь так словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний»

Как вы поняли смысл этого высказывания? Всегда ли вам хватает знаний на диктантах? А как нужно учиться?

Постараемся так учиться.

Составим план нашего урока. Помогите расставить таблички в нужном порядке так, чтобы получился интересный урок.

Откройте тетради, запишите число, вид работы.

3 Проверка домашнего задания.

Кто дома задумался над смыслом пословицы, тот без труда произнесёт её. Какая из пословиц относится к вам. Ведь вы ещё не взрослые люди, но уже умеете видеть проблему.

Пословица. Глаз мал, да далеко видит.

В каком слове вы делали выбор? Какой парный согласный выбрали? В какой части слова орфограмма? Какая это орфограмма?

Вы все, я надеюсь, правильно выполнили упражнение, я проверю ваши работы.

Физпауза.

Наши глаза устали, снимем усталость. Упражнение «Сова».

4 Актуализация. Словарная работа. Чистописание.

Узнайте по транскрипции слово, которое вы сегодня произносили.

Самостоятельно напишите это слово под транскрипцией. Напишите каллиграфически. Сверьте с соседом. Что можем сказать об этом слове. (словарное)

Посчитайте и укажите количество звуков и букв. Почему не совпали?

Сделаем вывод. В слове написана буква, но она не звучала. Подчеркните её. Как её можно назвать?

Сегодня мы будем учиться писать слова с непроизносимым согласным звуком в корне.

Это тема нашего урока.

Физпауза.

5 Фиксация затруднения в действии.

Почему так происходит – посмотрите на слово, прочитайте первое. Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний. Назовите буквосочетания. Назовите букву, которая на произносится. Посмотрите на её соседей. Что вы заметили?

Очень много согласных рядом. Произносить трудно. Один согласный звук выпадает. Такое явление называется – стечение согласных. Это трудное место в слове.

Запишите слово, подчеркните букву, которую не произнесли.

Грустный

Поздний

Местность

Чувство

Лестница

Откройте учебники на странице 117, прочитайте вывод.

6 Построение выхода из затруднения.

Как же нам быть на диктантах? Как написать слово правильно? Ваши предложения? Ведь ваш маленький глаз далеко видит.

Надо проверить, но как? На прошлых уроках мы проверяли безударные гласные и парные согласные с помощью каких слов? Попробуем сделать также. Подбираем проверочные однокоренные. Какое правило придаст нам уверенности? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

Работа со словами.

Выделяем корень, подчёркиваем непроизносимый согласный.

7 Первичное закрепление во внешней речи.

Смогли мы проверить непроизносимые согласные с помощью однокоренных слов? Какое условие должно выполняться? (должна произноситься ОТЧЁТЛИВО)

Создадим правило.

Сравним с правилом в учебнике. Переверните страницу 118, это теперь новая орфограмма. Дополните её в памятку под номером 16.

А что делать с остальными словами, которые мы не смогли проверить? Перепишите их дома в ваши словари.

8 Создание алгоритма. Самостоятельная работа. Самопроверка по эталонам.

Вспомним алгоритм пользования правилом. Работа в парах.

Расставьте правильный порядок действий. Проверим на экране. Узнайте слово с непроизносимым согласным, запишите с проверочным, оформите орфограмму.

1 Сделано из кости. (костный)

2 Речь, которая звучит из уст. (устный)

3 Белая бабочка, сидящая на капусте. (капустница)

9 Домашнее задание.

Завтра я проверю ваши знания тестом. Готовьтесь. Для этого запишем задание на дом.

Учим правило стр. 118, выполняем упражнение стр. 26

Кто хочет проверить себя по диску – возьмите карточку.  

10 Включение в систему знаний.

Самостоятельно сделайте работу на карточках, подпишите.

11 Рефлексия.

Помните высказывание, с которого мы начинали урок? Как вы сегодня учились? А ваш сосед? Пригодятся вам эти знания? Вернёмся к плану, отметим, что мы успели сделать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...

Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»

В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова» (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование умения определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.Задачи урокаПланируемые результат...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Отличная работа! СПАСИБО!!!