Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Русский язык
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_yazyk.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС на уроках русского языка во 2 классе

Автор: Харламова Т.Н., учитель начальных классов.

 

Тема: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

  1. Краткая аннотация.
    Тип урока: Закрепление пройденного;

          Использование технологий: проблемно-диалогическая технология

  1. Учебник «Русский язык: 2 класс,  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
  2. Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  3.  Полное описание разработки

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Формировать умение видеть орфограмму.
  2. Умение характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки, подбирать слова с заданной орфограммой.
  3. Умение проверять парные согласные в корне  слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов, сопоставлять произношение и написание слов.
  4. Выбирать из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками.
  5. Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
  6. Подбирать примеры с определенной орфограммой.
  7. Развивать орфографическую зоркость.

Личностные:

  1. Формирование мотивации учебной деятельности; мотивация достижения результата.
  2. Самооценка успешности учебной деятельности.
  3. Уважительное отношение к мнению своих товарищей.
  4. Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
  5. Развитие навыков сотрудничества.
  6.  Развитие таких этических чувств, как доброжелательность, нравственная отзывчивость.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  1. Принимать и сохранять учебную задачу;
  2. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце;
  3. Уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  4. Уметь контролировать, корректировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные УУД:

  1. Уметь строить работу с партнёрами;
  2. Уметь четко и лаконично излагать свои мысли, ставить вопросы.

Познавательные УУД:

  1. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
  2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  3. Построение логической цепи рассуждений.
  4. Поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи.

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Тип урока: урок - изучения нового материала.

Вид урока — урок-путешествие на лесную поляну и ее окрестности

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 Организационный этап.

Приветствие.

- Проверим готовность. По каким критериям?

Встаем в круг. Я что-то вам принесла. (Показываю на ладони жука) Кто это? А где он живет? Вы бы хотели отправиться к нему в гости?

Садимся за парты

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия;

Регулятивные: контроль;

Личностные: самоопределение к деятельности

Актуализация знаний

- Для того чтобы отправиться в лес, нам нужно взять с собой некоторые вещи.

Посмотрите на картинку, допишите, где надо буквы, обозначающие парные

согласные по глухости — звонкости.

В нашем русском языке ходят парами 6э-пэ,

вэ-эф, гэ-ка, дэ-тэ, же-ша, зэ-эс.

Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто «хитрые подружки» подменить хотят друг дружку.

Предстоит сегодня вам всё расставить по местам. -

Работа в группе.

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

Личностные:

 Постановка учебной задачи

Выведение темы урока.

В лесу мы можем увидеть: дуб, гриб, травка, ягодка.

Письмо от жука:

Дорогой дру_!.

Помоги мне отыскать ду_, около которого зарыт кла_. В случае удачи тебя ждет

сюрпри_.

- Видимо, шёл дождь, и некоторые буквы размылись.

-О чем, по-вашему, будем говорить на уроке? материала

Что бы вы хотели узнать о парных согласных?

Мы должны будем ответить на 3 вопроса: ЧТО, ГДЕ И КАК проверять.

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают собственное мнение.

Коммуникативные:

взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме;

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания;

Познавательные: выдвигают предположения о предполагаемой теме урока

 Открытие «нового» знания

- На какой из этих вопросов мы уже можем ответить?

Взгляните на слова. Где находится парный согласный звук в двух первых словах?

Всегда ли он на конце слова? Охарактеризуйте звук К. Сделайте вывод.

- Мы ответили на 2-й вопрос. Какой вопрос остался?

- Обсудите в группах, как можно проверить парные согласные в словах, попробуйте

подобрать и записать проверочные слова.

Во время проверки записываю слова в 2 столбика: однокоренные слова, формы слова.

Сделайте вывод, сколько способов проверки существует. Расскажите о каждом из

способов.

(Жук предлагает нам свою помощь: слово ягодка проверить словом ягодки. Вы

согласны с ним? Почему? Когда же парный согласный звук будет хорошо слышен?

Сравните: грибной, ягодный. Вывод: в проверочном слове парный согласный должен

стоять перед гласным или буквой Н)

Использует приобретённые знания в практической деятельности.

Самооценка.

Работают  самостоятельно.

Выслушивают иное мнение.

Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы.

Познавательные:

умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи.  

 Личностные:

уточнение собственных возможностей

 Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление изученного в речи

- Ребята, вы помните, где мы находимся? В лесу нас встречают... Назовите изучаемую

орфограмму, проверьте её одним из способов.

- Наш лес необычен. Живут в нем не только волки и ежи, но и бегемоты. Об этом

говорится в стихотворении на ваших карточках. Прочитайте стихотворение. Давайте

отдохнем.

Грамматическая зарядка:

1) глухие-звонкие — наклоны: ГКТМВСЦ

2) парные-непарные — прыжки-приседания: НРВЗЧДМ

с парными согласными в скобках, выбрав нужную букву, подобрать к

ним проверочные.

Кто справился, попробуйте поискать другие слова с этой орфограммой

Выполняют движения.

Самостоятельная работа.

Выписать слова

Взаимопроверка.

Регулятивные:    применение полученных знаний на практике;

использовать речь для регуляции своих действий;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания;

осуществлять взаимоконтроль;

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Использование знаний в новой ситуации

А вот еще один обитатель леса — хозяин тайги медведь. Есть ли наша орфограмма в

этом слове? Попробуйте составить предложение об этом звере, но так, чтобы там

были слова с парными согласными.

Посовещайтесь в группах объедините ваши предложения и составьте из них текст о

медведе.

- Теперь мы можем точно сказать, что было написано в письме жука. Объясните, какие

буквы смыл дождь?

Первичная проверка знаний

А вот и наш дуб. Под ним действительно зарыт клад. Но открыть шкатулку мы

сможем только тогда, когда найдем ключ.

Выполним для этого работу с перфокартами: бровь, сад, 2) друг 3) враг 4) груз 5) флаг,

нос, крот.

Соедините точки. На что похожа наша фигура.

- Теперь мы можем открыть нашу шкатулку. Но сначала давайте еще раз взглянем, на

что мы делали на уроке.

Работа с перфокартами

Дети читают задание.. Действуют согласно заданию.

Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают  мнение.

Регулятивные:

действовать по инструкции в задании;

Познавательные:

 владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Итог урока

Что мы учились проверять? Где находились парные согласные? Как можно проверить

их?

Домашнее задание: выучить правило в учебнике, по желанию нарисовать его в виде

рисунка или схемы.

Рефлексия

На столах у вас лежат дубовые листочки. Если вы усвоили материал сегодняшнего

урока и научились проверять парную согласную, возьмите зелёные — листочки.

Если вы поняли материал, но иногда затрудняетесь в выборе парной согласной,

возьмите жёлтые листочки. Если вам трудно определить нужную букву, вы не знаете,

как проверить ее, возьмите красные листочки. Повесьте их на наш дуб.

Высказывают собственное мнение

Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке

Познавательные:

Рефлексия мотивации, способов деятельности общения;

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке;

Личностные: самоопределение

АНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок подготовила и провела учитель начальных классов МОУ «Железнодорожная СОШ №1» Харламова Татьяна Николаевна

Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные»

Цели урока:

  • познакомить с орфограммой "Парные звонкие и глухие согласные ", её графическим обозначением;
  • развивать умение сопоставлять произношение и написание слов;
  • совершенствовать коммуникативно - речевые навыки;
  • воспитывать желание учиться, познавать и открывать новые знания.

Тип урока: урок - изучения нового материала.

Вид урока — урок-путешествие на лесную поляну и ее окрестности

Урок имеет структуру, включая следующие этапы:

1. Организационный (Тихо звучит классическая музыка)

Начинается урок.

Пусть пойдут все знанья впрок.

Всё, что надо - не лениться

И старательно трудиться.

2. Актуализации опыта ученика (подготовка к работе на основном этапе)

а) работа в группах

6) как помочь жуку

в) учащиеся самостоятельно выводят тему урока, ставят задачи, над которыми они будут работать в течении урока

Вот какую проблему нам предстоит решить: В нашем русском языке ходят парами 62-по, вЭ-эф, гэ-ка, дэ-тэ, же-ша,39-56.

Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто «хитрые подружки» подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую- эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят, но у нас не детский сад!

Мы решим проблему эту? И расскажем всему свету!

Предстоит сегодня вам всё расставить по местам

3. Деятельностный подход к изучению нового материала.

а) ЧТО? (парные согласные: 6э-пэ, вэ-эф, гэ-ка, дэ-тэ, же-ша, 3э-эс.)

6) ГДЕ? (Где искать парные согласные? контроль и самоконтроль;

в) КАК*(Используйте подмогу при проверке слов с парной согласной)

                                                                                                          ПОДМОГА (учащиеся сами выводят правила

                                                                                                                и составляют алгоритм действий при написании

                                                                парных согласных)

                                                                                                                              Ласково(слово можно изменить, чтобы звучало ласково)

                                                                                                          Много(изменить количество и станет много)

                                                                                                           Нет (добавить «нет»- изменить форму слова)

                                                                                                        Какой?(это слово будет называть признак)

                                                                                                                     Что делать? (задай вопрос, и слово будет работать)

г) правописание и каллиграфия (работа с учебником)

4. Физминутка (здоровье сберегающие технологии).

5. Использование знаний в новой ситуации (составление предложений и рассказа с использованием новой орфограммы)

6. Первичная проверка знаний

7. Итог урока

8. Рефлексию

Главной целью урока была ознакомление и тренировка учащихся в подборе проверочных слов к проверяемым и умение учащимися видеть и находить слова с изучаемой орфограммой. Учитель старалась добиваться на протяжении всего урока. Урок Татьяны Николаевны - урок - практикум. Он построен на знаниях учащихся , полученных ранее на предыдущих уроках. Дети практически сами добывали знания, дидактические и воспитательные цели были решены. Работа велась на доступном учащимся научном уровне. Большая часть урока проходила на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме.

Главным методом обучения был выбран проблемно - поисковый метод. Наряду с этим методом так же были выбраны творческий, исследовательский, сотрудничество учителя и учащихся. Деятельность учащихся носит развивающий характер. Татьяна Николаевна старалась создать условия для эмоциональной открытости учеников. Учащиеся владеют навыками самоконтроля.

Формы организации учебного процесса можно охарактеризовать следующим образом: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

На уроке было отведено время для самостоятельной работы учащихся, которая носила обучающий характер, присутствовала планомерная обратная связь. Высокая работоспособность школьников в течение урока обеспечивалась за счёт выбранной структуры урока, отбора дидактического материала, за счёт разнообразия форм работы. Урок был проведен с использованием ИКТ. Эффективность: использование презентации позволило сделать урок интересным, наглядным, дало возможность проверить понимания материала.

Психологическая атмосфера создавалась на основе выработки положительного отношения к знаниям. Немаловажную роль при этом сыграло мобилизующее начало урока, психологический настрой учащихся на предстоящее занятие, создание доброжелательной атмосферы и соответствующего микроклимата.

На уроке учитель использовала момент, предупреждающий перегрузку детей. Дети сами сформулировали итог урока. В конце урока провела рефлексию. Выяснилось, что у детей класса преобладает положительное отношение к учению. Материал урока усвоен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова". Таблица Exel

Мониторинг  по  русскому  языку  по  теме: "Парные  звонкие и  глухие  согласные  в  корне  слова"  в  3  классе  содержится ...

Урок русского языка во 2 классе по теме " Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"

формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова....

Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Урок русского языка 2 класс по УМК "Начальная школа XXI века" ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов....

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Планета Знаний"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"  УМК "Планета Знаний"...

Урок русского языка во 2 классе. "Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слов» (для классов коррекции IV вида)

Этот урок был разработан и апробирован в классе для детей с нарушениями зрения. В урок включены элементы здоровьесберегающих технологий....