Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Русский язык
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС на уроках русского языка во 2 классе
Автор: Харламова Т.Н., учитель начальных классов.
Тема: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
- Краткая аннотация.
Тип урока: Закрепление пройденного;
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология
- Учебник «Русский язык: 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
- Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
- Полное описание разработки
Планируемые результаты:
Предметные:
- Формировать умение видеть орфограмму.
- Умение характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки, подбирать слова с заданной орфограммой.
- Умение проверять парные согласные в корне слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов, сопоставлять произношение и написание слов.
- Выбирать из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками.
- Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
- Подбирать примеры с определенной орфограммой.
- Развивать орфографическую зоркость.
Личностные:
- Формирование мотивации учебной деятельности; мотивация достижения результата.
- Самооценка успешности учебной деятельности.
- Уважительное отношение к мнению своих товарищей.
- Умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие навыков сотрудничества.
- Развитие таких этических чувств, как доброжелательность, нравственная отзывчивость.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце;
- Уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- Уметь контролировать, корректировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные УУД:
- Уметь строить работу с партнёрами;
- Уметь четко и лаконично излагать свои мысли, ставить вопросы.
Познавательные УУД:
- Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- Построение логической цепи рассуждений.
- Поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Тип урока: урок - изучения нового материала.
Вид урока — урок-путешествие на лесную поляну и ее окрестности
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап. | Приветствие. - Проверим готовность. По каким критериям? Встаем в круг. Я что-то вам принесла. (Показываю на ладони жука) Кто это? А где он живет? Вы бы хотели отправиться к нему в гости? Садимся за парты | Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок. | Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия; Регулятивные: контроль; Личностные: самоопределение к деятельности |
Актуализация знаний | - Для того чтобы отправиться в лес, нам нужно взять с собой некоторые вещи. Посмотрите на картинку, допишите, где надо буквы, обозначающие парные согласные по глухости — звонкости. В нашем русском языке ходят парами 6э-пэ, вэ-эф, гэ-ка, дэ-тэ, же-ша, зэ-эс. Эти пары у людей вызывают интерес. Часто «хитрые подружки» подменить хотят друг дружку. Предстоит сегодня вам всё расставить по местам. - | Работа в группе. | Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: Личностные: |
Постановка учебной задачи | Выведение темы урока. В лесу мы можем увидеть: дуб, гриб, травка, ягодка. Письмо от жука: Дорогой дру_!. Помоги мне отыскать ду_, около которого зарыт кла_. В случае удачи тебя ждет сюрпри_. - Видимо, шёл дождь, и некоторые буквы размылись. -О чем, по-вашему, будем говорить на уроке? материала Что бы вы хотели узнать о парных согласных? Мы должны будем ответить на 3 вопроса: ЧТО, ГДЕ И КАК проверять. | Формулируют тему урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают собственное мнение. | Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме; Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания; Познавательные: выдвигают предположения о предполагаемой теме урока |
Открытие «нового» знания | - На какой из этих вопросов мы уже можем ответить? Взгляните на слова. Где находится парный согласный звук в двух первых словах? Всегда ли он на конце слова? Охарактеризуйте звук К. Сделайте вывод. - Мы ответили на 2-й вопрос. Какой вопрос остался? - Обсудите в группах, как можно проверить парные согласные в словах, попробуйте подобрать и записать проверочные слова. Во время проверки записываю слова в 2 столбика: однокоренные слова, формы слова. Сделайте вывод, сколько способов проверки существует. Расскажите о каждом из способов. (Жук предлагает нам свою помощь: слово ягодка проверить словом ягодки. Вы согласны с ним? Почему? Когда же парный согласный звук будет хорошо слышен? Сравните: грибной, ягодный. Вывод: в проверочном слове парный согласный должен стоять перед гласным или буквой Н) | Использует приобретённые знания в практической деятельности. Самооценка. Работают самостоятельно. Выслушивают иное мнение. Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы. | Познавательные: умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи. Личностные: уточнение собственных возможностей Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей |
Первичное закрепление изученного в речи | - Ребята, вы помните, где мы находимся? В лесу нас встречают... Назовите изучаемую орфограмму, проверьте её одним из способов. - Наш лес необычен. Живут в нем не только волки и ежи, но и бегемоты. Об этом говорится в стихотворении на ваших карточках. Прочитайте стихотворение. Давайте отдохнем. Грамматическая зарядка: 1) глухие-звонкие — наклоны: ГКТМВСЦ 2) парные-непарные — прыжки-приседания: НРВЗЧДМ с парными согласными в скобках, выбрав нужную букву, подобрать к ним проверочные. Кто справился, попробуйте поискать другие слова с этой орфограммой | Выполняют движения. Самостоятельная работа. Выписать слова Взаимопроверка. | Регулятивные: применение полученных знаний на практике; использовать речь для регуляции своих действий; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания; осуществлять взаимоконтроль; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Использование знаний в новой ситуации | А вот еще один обитатель леса — хозяин тайги медведь. Есть ли наша орфограмма в этом слове? Попробуйте составить предложение об этом звере, но так, чтобы там были слова с парными согласными. Посовещайтесь в группах объедините ваши предложения и составьте из них текст о медведе. - Теперь мы можем точно сказать, что было написано в письме жука. Объясните, какие буквы смыл дождь? | ||
Первичная проверка знаний | А вот и наш дуб. Под ним действительно зарыт клад. Но открыть шкатулку мы сможем только тогда, когда найдем ключ. Выполним для этого работу с перфокартами: бровь, сад, 2) друг 3) враг 4) груз 5) флаг, нос, крот. Соедините точки. На что похожа наша фигура. - Теперь мы можем открыть нашу шкатулку. Но сначала давайте еще раз взглянем, на что мы делали на уроке. | Работа с перфокартами Дети читают задание.. Действуют согласно заданию. Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают мнение. | Регулятивные: действовать по инструкции в задании; Познавательные: владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). |
Итог урока | Что мы учились проверять? Где находились парные согласные? Как можно проверить их? Домашнее задание: выучить правило в учебнике, по желанию нарисовать его в виде рисунка или схемы. | ||
Рефлексия | На столах у вас лежат дубовые листочки. Если вы усвоили материал сегодняшнего урока и научились проверять парную согласную, возьмите зелёные — листочки. Если вы поняли материал, но иногда затрудняетесь в выборе парной согласной, возьмите жёлтые листочки. Если вам трудно определить нужную букву, вы не знаете, как проверить ее, возьмите красные листочки. Повесьте их на наш дуб. | Высказывают собственное мнение Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке | Познавательные: Рефлексия мотивации, способов деятельности общения; Регулятивные: оценка своих достижений на уроке; Личностные: самоопределение |
АНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Урок подготовила и провела учитель начальных классов МОУ «Железнодорожная СОШ №1» Харламова Татьяна Николаевна
Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные»
Цели урока:
- познакомить с орфограммой "Парные звонкие и глухие согласные ", её графическим обозначением;
- развивать умение сопоставлять произношение и написание слов;
- совершенствовать коммуникативно - речевые навыки;
- воспитывать желание учиться, познавать и открывать новые знания.
Тип урока: урок - изучения нового материала.
Вид урока — урок-путешествие на лесную поляну и ее окрестности
Урок имеет структуру, включая следующие этапы:
1. Организационный (Тихо звучит классическая музыка)
Начинается урок.
Пусть пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо - не лениться
И старательно трудиться.
2. Актуализации опыта ученика (подготовка к работе на основном этапе)
а) работа в группах
6) как помочь жуку
в) учащиеся самостоятельно выводят тему урока, ставят задачи, над которыми они будут работать в течении урока
Вот какую проблему нам предстоит решить: В нашем русском языке ходят парами 62-по, вЭ-эф, гэ-ка, дэ-тэ, же-ша,39-56.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто «хитрые подружки» подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую- эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят, но у нас не детский сад!
Мы решим проблему эту? И расскажем всему свету!
Предстоит сегодня вам всё расставить по местам
3. Деятельностный подход к изучению нового материала.
а) ЧТО? (парные согласные: 6э-пэ, вэ-эф, гэ-ка, дэ-тэ, же-ша, 3э-эс.)
6) ГДЕ? (Где искать парные согласные? контроль и самоконтроль;
в) КАК*(Используйте подмогу при проверке слов с парной согласной)
ПОДМОГА (учащиеся сами выводят правила
и составляют алгоритм действий при написании
парных согласных)
Ласково(слово можно изменить, чтобы звучало ласково)
Много(изменить количество и станет много)
Нет (добавить «нет»- изменить форму слова)
Какой?(это слово будет называть признак)
Что делать? (задай вопрос, и слово будет работать)
г) правописание и каллиграфия (работа с учебником)
4. Физминутка (здоровье сберегающие технологии).
5. Использование знаний в новой ситуации (составление предложений и рассказа с использованием новой орфограммы)
6. Первичная проверка знаний
7. Итог урока
8. Рефлексию
Главной целью урока была ознакомление и тренировка учащихся в подборе проверочных слов к проверяемым и умение учащимися видеть и находить слова с изучаемой орфограммой. Учитель старалась добиваться на протяжении всего урока. Урок Татьяны Николаевны - урок - практикум. Он построен на знаниях учащихся , полученных ранее на предыдущих уроках. Дети практически сами добывали знания, дидактические и воспитательные цели были решены. Работа велась на доступном учащимся научном уровне. Большая часть урока проходила на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме.
Главным методом обучения был выбран проблемно - поисковый метод. Наряду с этим методом так же были выбраны творческий, исследовательский, сотрудничество учителя и учащихся. Деятельность учащихся носит развивающий характер. Татьяна Николаевна старалась создать условия для эмоциональной открытости учеников. Учащиеся владеют навыками самоконтроля.
Формы организации учебного процесса можно охарактеризовать следующим образом: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
На уроке было отведено время для самостоятельной работы учащихся, которая носила обучающий характер, присутствовала планомерная обратная связь. Высокая работоспособность школьников в течение урока обеспечивалась за счёт выбранной структуры урока, отбора дидактического материала, за счёт разнообразия форм работы. Урок был проведен с использованием ИКТ. Эффективность: использование презентации позволило сделать урок интересным, наглядным, дало возможность проверить понимания материала.
Психологическая атмосфера создавалась на основе выработки положительного отношения к знаниям. Немаловажную роль при этом сыграло мобилизующее начало урока, психологический настрой учащихся на предстоящее занятие, создание доброжелательной атмосферы и соответствующего микроклимата.
На уроке учитель использовала момент, предупреждающий перегрузку детей. Дети сами сформулировали итог урока. В конце урока провела рефлексию. Выяснилось, что у детей класса преобладает положительное отношение к учению. Материал урока усвоен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова". Таблица Exel
Мониторинг по русскому языку по теме: "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова" в 3 классе содержится ...
Урок русского языка во 2 классе по теме " Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"
формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова....
Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
Урок русского языка 2 класс по УМК "Начальная школа XXI века" ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов....
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Планета Знаний"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова" УМК "Планета Знаний"...
Урок русского языка во 2 классе. "Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слов» (для классов коррекции IV вида)
Этот урок был разработан и апробирован в классе для детей с нарушениями зрения. В урок включены элементы здоровьесберегающих технологий....
Урок закрепление по русскому языку. Тема: Безударные гласные в корне слова, непроизносимые, непроверяемые, парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Урок по русскому языку по программе "Планета знаний"...