Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 4 класса составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2. Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
3. Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МБОУ «Анцирская СОШ»
Примерная адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью. Тематическое планирование рассчитано на 5 часов в неделю, что составляет 170 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник Э.В. Якубовской, Я.В. Коршуновой "Русский язык" для 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpktp_4_klass_russkiy_yazyk.docx | 65.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Анцирская средняя общеобразовательная школа»
"Утверждаю" директор школы Л.П.Витман " "29" августа 2022г. | "Согласовано" зам. директора по УВР Н.С.Важенина "29" августа 2022г. |
|
Адаптированная
рабочая программа
по русскому языку
для детей с легкой умственной отсталостью
4 класс
2022-2023 уч.год
Составила: Батина Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2022 год
село Анцирь
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 4 класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
- Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МБОУ «Анцирская СОШ»
Примерная адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью. Тематическое планирование рассчитано на 5 часов в неделю, что составляет 170 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник Э.В. Якубовской, Я.В. Коршуновой "Русский язык" для 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Общая характеристика курса.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
-Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
-Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
-Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
-Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
-Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Специфика предмета «Русский язык» состоит в том, что образование младших школьников в области родного языка является определяющим в процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития ребенка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.
Открытие языка как предмета изучения обозначает постепенный «перевод», а точнее, дополнение интуитивного владения словом, характерного для детей, осмысленным отношением к нему. Ребенку постепенно открывается понимание того, как живет слово: образуется, изменяется, сочетается с другими словами, в чем смысл и назначение интонации, когда и почему возникает расхождение произношения и написания и т. д.
Интуитивное владение словом и осознание детьми основополагающих факторов родного языка, дополняя друг друга, являются одними из ведущих условий не только речевого развития, обогащения мотивов и содержания языковой практики ребенка, но и духовно-эмоционального и интеллектуального развития растущего человека.
Работа со словом на уроках русского языка, кроме анализа его лексического содержания и употребления в речи, имеет целью:
– показать детям отношение двух реальностей: окружающего мира (предметов, их действий и признаков) и слова, способного отразить этот мир во всем его многообразии;
– представить учащимся слово как предмет изучения, пробудить интерес детей к анализу различных его сторон и узнаванию закономерностей, по которым оно живет.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуре и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- составлять и распространять предложения, ставить знаки препинания в конце
предложения;
-анализировать слова по звуковому составу (устанавливать последовательность
звуков в слове);
-списывать рукописный и печатный текст целыми словами;
- писать под диктовку предложения и тексты ( 20 -25 слов).
- знать алфавит.
Достаточный уровень:
-составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами
по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,
устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты ( 30 -35 слов).
- знать алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Личностные результаты
Минимальный уровень: Достаточный уровень: | Достаточный уровень: |
-развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия; -формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности и взаимопомощи; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; -формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям; -развитие мотивации к учению, работе на результат; -развитие бережного отношения к природе; -овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; -проявление готовности к самостоятельным действиям; -осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину | -развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия; -формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности и взаимопомощи; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; -формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям; -развитие мотивации к учению, работе на результат; -развитие бережного отношения к природе; -овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; -проявление готовности к самостоятельным действиям; -осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину |
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-позна-вательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
- навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные ууд
Ученик научится:
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные ууд
Выпускник научится:
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные ууд
Выпускник научится:
- слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Место курса «Русский язык» в учебном плане.
Курс «Русский язык» рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебных недели)
Основное содержание учебного курса.
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел
| Основные виды деятельности обучающихся | Кол-во часов |
1 | Повторение Входная контрольная работа | Выделение из текста предложений; Нахождение границ предложений в тексте, записанном без деления на предложения. Различение предложений законченных и незаконченных. Заканчивание мысли в предложениях данного диалога с опорой на сюжетную картинку. Сравнение предложений нераспространённых и распространённых (без термина). Распространение предложений с помощью предметных картинок, вопросов, схем. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Нахождение и выделение в предложении названий предметов, действий, признаков. Составление и распространение предложений. | 14 |
2 | Звуки и буквы Административная контрольная работаработа | Различение звонких и глухих согласных; соотнесение звучания и написания слова; объяснение случаев расхождения звучания и написания. Определение ударного слога в двусложных и трёхсложных словах; выделение гласных ударных и безударных. Различение количества слогов в слове по количеству гласных; деление слов на слоги; усвоение правила переноса части слова при письме. Расположение слов в алфавитном порядке; заучивание алфавита наизусть. Употребление ь на конце и в середине слова; усвоение правила о написании разделительного ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сравнение и различение слов с разделительным ь и ъ знаками. Обоснование написания в слове разделительного ь или ъ знаков. Написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу: определение в словах и текстах наличия слов с данными орфограммами. Написание слов со звонкими и глухими согласными в конце и середине слов: определение наличия орфограммы в слове; объяснение написания слова путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. | 58 |
Написание слов с безударными гласными: различение ударных и безударных гласных; определение наличия орфограммы в слове; проверка написания путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: пользование словарем, данным в учебнике. |
| ||
3 | Слово | Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Знакомство с понятием «имена собственные». Усвоение правила о написании с большой буквы названий рек, гор, морей. Усвоение правила о раздельном написании предлогов до, без, под, над, около, перед с другими словами. Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. Составление словосочетаний по заданному слову с предлогом. Составление разных по смыслу предложений с одним и тем же словосочетанием. | 52
|
4 | Предложение Промежуточная аттестация | Членение речи на предложения; Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Упражнения в составлении предложений; распространение предложений; установление связи между словами в предложениях по вопросам; классификация предложений по цели высказывания при сопоставлении повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений. Самостоятельное написание предложенной работы, применение полученных знаний. | 36
|
5 | Повторение | Корректирование деятельности с учетом выявленных недочетов. | 10 |
| Итого |
| 170 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс
№ п/п | Тема раздела, тема и элементы содержания урока | Кол-во час. | Дата | |||
1 четверть 42ч | по плану | по факту | ||||
Повторение 14ч | ||||||
1 | День знаний Повторение. | 1 | 01.09 | |||
2 | Повторение. Предложение. | 1 | 02.09 | |||
3 | Работа с незаконченным предложением | 1 | 05.09 | |||
4 | Завершение начатого предложения. | 1 | 06.09 | |||
5 | Проверочная работа | 1 | 07.09 | |||
6 | Предложение и его схема. | 1 | 08.09 | |||
7 | Распространение предложений. | 1 | 09.09 | |||
8 | Порядок слов в предложении. | 1 | 12.09 | |||
9 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 1 | 13.09 | |||
10 | Выделение в предложении названий предметов | 1 | 14.09 | |||
11 | Входная контрольная работа | 1 | 15.09 | |||
12 | Выделение в предложении названий предметов, признаков. | 1 | 16.09 | |||
13 | Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 | 19.09 | |||
14 | Составление предложений по предметной картинке. | 1 | 20.09 | |||
Звуки и буквы 58ч | ||||||
15 | Звуки и буквы Алфавит | 1 | 21.09 | |||
16 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | 22.09 | |||
17 | Ударные и безударные гласные. | 1 | 23.09 | |||
18 | Письмо под диктовку | 1 | 26.09 | |||
19 | Различение ударных и безударных гласных | 1 | 27.09 | |||
20 | Правописание безударных гласных. | 1 | 28.09 | |||
21 | Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. | 1 | 29.09 | |||
22 | Написание гласных в ударной и безударной позиции. | 1 | 30.09 | |||
23 | Проверка безударной гласной в слове. | 1 | 03.10 | |||
24 | Закреплять навык правописания безударных гласных. | 1 | 04.10 | |||
25 | Закреплять умение писать слова под диктовку | 1 | 05.10 | |||
26 | Составление связного текста из предложений. | 1 | 06.10 | |||
27 | Проверяемые безударные гласные. | 1 | 07.10 | |||
28 | Непроверяемые безударные гласные. | 1 | 10.10 | |||
29 | Твердые и мягкие согласные. | 1 | 11.10 | |||
30 | Различение твердых и мягких согласных перед гласными. | 1 | 12.10 | |||
31 | Обозначение мягкости согласных гласными | 1 | 13.10 | |||
32 | Закрепление умения писать слова с мягкими согласными | 1 | 14.10 | |||
33 | Самостоятельная работа «Обозначение мягкости согласных на письме гласными» | 1 | 17.10 | |||
34 | Буква (ь) мягкий знак на конце и в середине слова. | 1 | 18.10 | |||
35 | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | 19.10 | |||
36 | Различение твердых и мягких согласных. | 1 | 20.10 | |||
37 | Проверка безударной гласной в слове. | 1 | 21.10 | |||
38 | Безударные гласные в слове. | 1 | 24.10 | |||
39 | Повторение. Обозначение мягкости согласных на письме гласными» | 1 | 25.10 | |||
40 | Повторение. Буква (ь) мягкий знак на конце и в середине слова. | 1 | 26.10 | |||
41 | Повторение. Правописание слов на изученные орфограммы | 1 | 27.10 | |||
42 | Повторение пройденного материала | 1 | 28.10 | |||
2 четверть 40ч | ||||||
43 | Написание жи-ши в словах. | 1 | 07.11 | |||
44 | Написание ча-ща в словах. | 1 | 08.11 | |||
45 | Написание чу-щу в словах | 1 | 09.11 | |||
46 | Различение правил правописания в словах. | 1 | 10.11 | |||
47 | Письмо сочетаний гласных с шипящими | 1 | 11.11 | |||
48 | Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными и, е, ё, ю, я. | 1 | 14.11 | |||
49 | Проверочная работа. Письмо под диктовку. | 1 | 15.11 | |||
50 | Ознакомление со значением разделительного мягкого знака. | 1 | 16.11 | |||
51 | Перенос слов с разделительным ь | 1 | 17.11 | |||
52 | Перенос слов с разделительным ь и без него. | 1 | 18.11 | |||
53 | Правило правописания слов с разделительным ь. | 1 | 21.11 | |||
54 | Упражнение правописания слов с разделительным ь. | 1 | 22.11 | |||
55 | Подбор слов на изученные правила. | 1 | 23.11 | |||
56 | Различение сходных по буквам слов с разделительным ь и без него. | 1 | 24.11 | |||
57 | Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. | 1 | 25.11 | |||
58 | Различать правописание слов с мягкими согласными и разделительным ь. | 1 | 28.11 | |||
59 | Проверочная работа Списывать печатный текст, выделять орфограммы с Ь. | 1 | 29.11 | |||
60 | Картинный диктант. Закрепление знаний. | 1 | 30.11 | |||
61 | Закрепление пройденного | 1 | 01.12 | |||
62 | Звонкие и глухие согласные. | 1 | 02.12 | |||
63 | Различение звонких и глухих согласных. | 1 | 05.12 | |||
64 | Упражнение в различение звонких и глухих согласных | 1 | 06.12 | |||
65 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 07.12 | |||
66 | Упражнение в правописании звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 08.12 | |||
67 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 09.12 | |||
68 | Написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 12.12 | |||
69 | Упражнение в написании звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 13.12 | |||
70 | Административная контрольная работа | 1 | 14.12 | |||
71 | Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. | 1 | 15.12 | |||
72 | Сопоставление согласных букв в проверочном и проверяемом словах | 1 | 16.12 | |||
Слово 52 ч | ||||||
73 | Правила правописания орфограмм в слове. | 1 | 19.12 | |||
74 | Письмо по памяти. | 1 | 20.12 | |||
75 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | 21.12 | |||
76 | Работа над ошибками | 1 | 22.12 | |||
77 | Правила правописания слов. | 1 | 23.12 | |||
78 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 26.12 | |||
79 | Сопоставление согласных букв в проверочном и проверяемом словах | 1 | 27.12 | |||
80 | Орфограммы в словах | 1 | 28.12 | |||
81 | Упражнение с применением правил написания слов. | 1 | 29.12 | |||
82 | Закрепление пройденного | 1 | 30.12 | |||
3 четверть 47ч | ||||||
83 | Слово. Названия предметов. | 1 | 09.01 | |||
84 | Слово. Названия действий и признаков. | 1 | 10.01 | |||
85 | Проверочная работа «Слово» | 1 | 11.01 | |||
86 | Названия предметов. Различение названий предметов по вопросам кто? что? | 1 | 12.01 | |||
87 | Различение названий предметов по вопросам кого? чего? | 1 | 13.01 | |||
88 | Различение названий предметов по вопросам кому? чему? | 1 | 16.01 | |||
89 | Различение названий предметов по вопросам кем? чем? | 1 | 17.01 | |||
90 | Различение названий предметов по вопросам о ком? о чем? | 1 | 18.01 | |||
91 | Выделение названий предметов в предложении. | 1 | 19.01 | |||
92 | Письмо по памяти. | 1 | 20.01 | |||
93 | Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. | 1 | 23.01 | |||
94 | Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. | 1 | 24.01 | |||
95 | Упражнение в написании большой буквы в названиях городов, сел, деревень, улиц. | 1 | 25.01 | |||
96 | Проверочная работа «Изменение предметов по вопросам» | 1 | 26.01 | |||
97 | Названия предметов. Закрепление знаний. | 1 | 27.01 | |||
98 | Название признаков. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? | 1 | 30.01 | |||
99 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 1 | 31.01 | |||
100 | Распознавание названия признаков по вопросам: какой? какая? какое? какие? | 1 | 01.02 | |||
101 | Упражнение в постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 1 | 02.02 | |||
102 | Нахождение в тексте слов, обозначающих признаки и правильно относить их к словам, обозначающим предметы. | 1 | 03.02 | |||
103 | Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. | 1 | 06.02 | |||
104 | Контрольное списывание с заданиями. | 1 | 07.02 | |||
105 | Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. | 1 | 08.02 | |||
106 | Определение предмета по его признакам. Картинный диктант. | 1 | 09.02 | |||
107 | Различение названий предметов, действий и признаков. | 1 | 10.02 | |||
108 | Упражнение в умении задавать вопросы к словам. | 1 | 13.02 | |||
109 | Постановка вопросов к словам в предложении. | 1 | 14.02 | |||
110 | Списывание с заданиями. | 1 | 15.01 | |||
111 | Распространение предложений словами, обозначающими признаки предметов. | 1 | 16.02 | |||
112 | Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам. | 1 | 17.02 | |||
113 | Составление предложений по картинкам | 1 | 20.02 | |||
114 | Предлоги по, к, от, над, о, в, на со словами. | 1 | 21.02 | |||
115 | Предлог из со словами. | 1 | 22.02 | |||
116 | Предлог за со словами. | 1 | 27.02 | |||
117 | Предлог без со словами. | 1 | 28.02 | |||
118 | Проверочная работа | 1 | 01.03 | |||
119 | Предлог до со словами. | 1 | 02.03 | |||
120 | Предлог про со словами. | 1 | 03.03 | |||
121 | Употребление предлогов в устной и письменной речи. | 1 | 06.03 | |||
122 | Упражнение в употребление предлогов в устной и письменной речи. | 1 | 07.03 | |||
123 | Различение и согласование на слух и на письме названия предметов, действий и признаков | 1 | 09.03 | |||
124 | Упражнение в умении задавать вопросы к словам | 1 | 10.03 | |||
Предложение 36ч | ||||||
125 | Предложение. Выделение предложения из текста. | 1 | 13.03 | |||
126 | Контрольная работа за 3четверть | 1 | 14.03 | |||
127 | Деление текста на предложения | 1 | 15.03 | |||
128 | Контрольное списывание с заданиями | 1 | 16.03 | |||
129 | Завершение начатого предложения. | 1 | 17.03 | |||
4 четверть 41ч | ||||||
130 | Порядок слов в предложении. | 1 | 27.03 | |||
131 | Упражнение с деформированными предложениями | 1 | 28.03 | |||
132 | Связь слов в предложении. | 1 | 29.03 | |||
133 | Составление предложений, связывая слова между собой по смыслу, | 1 | 30.03 | |||
134 | Р.р. Письменный пересказ текста по вопросам и выбор заголовка | 1 | 31.03 | |||
135 | Составление предложений, связывая слова между собой по смыслу, изменяя их форму по вопросам | 1 | 03.04 | |||
136 | Письмо по памяти. | 1 | 04.04 | |||
137 | Проверочная работа «Предложение» | 1 | 05.04 | |||
138 | Предложения разные по интонации. | 1 | 06.04 | |||
139 | Повествовательные предложения. | 1 | 07.04 | |||
140 | Вопросительные предложения. | 1 | 10.04 | |||
141 | Упражнения в распознавании вопросительных предложений по интонации. | 1 | 11.04 | |||
142 | Восклицательные предложения. | 1 | 12.04 | |||
143 | Упражнения в распознавании восклицательных предложений по интонации. | 1 | 13.04 | |||
144 | Распознавание и выделение из текста повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. | 1 | 14.04 | |||
145 | Р.р. Списывание текста с заменой слов. Подбор заголовка к тексту | 1 | 17.04 | |||
146 | Письмо слов на изученные орфограммы | 1 | 18.04 | |||
147 | Правописание гласных и согласных в слове. | 1 | 19.04 | |||
148 | Упражнение в умении выделять в предложениях главные члены предложения | 1 | 20.04 | |||
149 | Название предметов, действий и признаков. | 1 | 21.04 | |||
150 | Выделение в предложениях главных членов предложения, признаки предметов по вопросам. | 1 | 24.04 | |||
151 | Промежуточная аттестация | 1 | 25.04 | |||
152 | Название предметов, действий и признаков. | 1 | 26.04 | |||
153 | Упражнение в распознавании слов: предметов, действий и признаков | 1 | 27.04 | |||
154 | Предложение. | 1 | 28.04 | |||
155 | Определение границ предложений. | 1 | 02.05 | |||
156 | Работа с деформированным текстом. | 1 | 03.05 | |||
157 | Объяснение правописания слов на изученные правила. | 1 | 04.05 | |||
158 | Написание предложений и слов на изученные орфограммы | 1 | 05.05 | |||
159 | Письмо предложений и слов с изученными орфограммами. | 1 | 10.05 | |||
160 | Упражнение на установление связи предложений в тексте | 1 | 11.05 | |||
Повторение 10ч | ||||||
161 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | 1 | 12.05 | |||
162 | Второстепенные члены предложения. | 1 | 15.05 | |||
163 | Контрольная работа за 4 четверть | 1 | 16.05 | |||
164 | Дополнение предложений второстепенными словами. | 1 | 17.05 | |||
165 | Выделение главных и второстепенных членов предложения. | 1 | 18.05 | |||
166 | Грамматический разбор предложения. | 1 | 19.05 | |||
167 | Повторение «Правописание безударных гласных». | 1 | 22.05 | |||
168 | Родственные слова. | 1 | 23.05 | |||
169 | Предлоги. | 1 | 24.05 | |||
170 | Игра-путешествие по острову «Грамматика». | 1 | 25.05 |
Приложение
- Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка письменных работ.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 4 классе — списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:
I класс — 8-10 слов;
II класс — в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 - 18 слов;
III класс — 20-25 слов;
IV класс — 30-35 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Диктанты
«5» — работа выполнена без ошибок;
«4» — 1 -3 ошибки;
«3» — 4 - 5 ошибок;
«2» — 6 - 8 ошибок;
Грамматические задания
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
«2» — не выполнено большинство грамматических заданий.
Контрольные списывания
«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
«4» — 1 ошибка и одно исправление;
«3» — 2 ошибки и одно исправление;
«2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления.
Контрольные работа по русскому языку
1 четверть.
Диктант.
На озере.
В конце сентября стояла чудесная погода. Ребята отправились на озеро рыбачить. Озеро было синим. Берега его поросли деревьями. Листва уже облетела.
Лучи солнышка освещали воду. Наступил вечер. Рыба клевала хорошо. Ребятишки таскали из озера окуньков. На ужин была вкусная ушица. (40 слов)
2 четверть.
Диктант.
Ёлка.
Было ясное морозное утро. Окна покрылись снежными узорами. В комнату принесли ёлку. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. Они повесили яркие игрушки. На верхушку мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила. Она засияла огнями. Скоро сюда придёт много детей. Они будут водить хоровод возле лесной красавицы. (46 слов)
3 четверть.
Диктант.
Весна.
Яркое солнышко блестит над землёй. Дорожки в саду сохнут. Зеленеют берёзы у крыльца. Птички кричат и вьют гнёзда. Пчёлы кружат над цветами. Они пьют сладкий сок.
На полях идёт дружная работа. На огороде трудится наш класс. Андрюша и Ваня несут лопаты. Мы будем сажать деревья. Весело дружно работать! (48 слов)
Контрольная работа по русскому языку за год
Диктант.
Гроза.
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки.
Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка и деревья освежились. Как всё кругом стало радостно! (55 слов)
Учебно - методическое обеспечение.
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.
учебник Э. В. Якубовской, Я.В.Коршуновой «Русский язык» для 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М., «Просвещение», 2019г.
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.
Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.: Вако, 2007.
Соболева О.П. Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. – Белгород, 2007.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001.
350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. школьников/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка теста по русскому языку для детей 4 класса.
В тесте разработаны задания по русскому языку для выпускников начальной школы, охвачены все темы программы для 4 класса....
Рабочая программа по русскому языку для детей с нарушением зрения 1 класс
Рабочая программа по русскому языку для детей с нарушением зрения, обучающихся по системе Брайля (1 класс, УМК "Школа России)...
Конспект урока русского языка во 2-3-4 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ по темам "Предлог " и "Главные члены предложения"
Конспект урока разработан для урока в малокомплектном классе. Урок разработан с использованием интерактивной доски....
Конспект урока русского языка для детей-мигрантов 2 класс русский язык
2 класстема урока " Слова - антонимы "...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 4 класс
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программапо русскому языкудля детей с ОВЗ 4 классРабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 клас...
Программа коррекционных занятий по русскому языку и чтению в 4 классе для детей с ОВЗ
Программа коррекционных занятий по русскому языку и чтению в 4 классе для детей с ОВЗ...
Рабочая программа по русскому языку для детей ЗПР (3 класс, вариант 7.1)
Рабочая программа по русскому языку для детей ЗПР (3 класс, вариант 7.1)(Школа России)...