Звуки и буква З з
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Методическая разработка урока по теме: Звуки и буква З з (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по теме: Звуки и буква З з (1 класс) | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Звуки[з],[з’], буква З,з.
Цель урока: познакомить со звуками [з],[з’] и их обозначением буквой З,з.
Задачи:
- познакомить с новыми согласными звуками и буквами, формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного чтения;
- развивать фонематический слух, внимание, мышление, память, наблюдательность, совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- развивать у обучающихся личностные качества, воспитывать вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, прививать навыки аккуратности в работе.
- развитие аналитико – синтетической деятельности на материале звуко – буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов;
- формирование номинативной функции речи;
Метапредметные УУД:
регулятивные:
- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;
познавательные:
- умение осознанно читать, строить речевые высказывания;
- умение осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной форме;
- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза на доступном материале;
коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, учебник, тетради
Ход урока
- Орг. момент
- Фонетическая разминка
- Сделаем звуковую разминку.
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а)
- Как воет волк? (У-у-у)
- Как плачет младенец? (Уа-уа-уа)
- Что говорит бабушка, когда устанет? (Ох-ох-ох)
- А мама, когда огорчена? (Эх-эх-эх)
- А папа, когда ругает? (Ай-ай-ай)
А как звенит комар? (з-з-з)
- Постановка учебной задачи
- Отгадайте загадки: (слайд 1)
Что за коняшка
Носит тельняшку? (зебра)
Крупный дикий лесной бык, самое крупное наземное млекопитающее России, сохранившееся только в заповедниках.
- С каких звуков начинаются слова отгадки? ([з], [з’])
- О каких звуках мы будем говорить сегодня на уроке?
- Какие это звуки? (Согласные)
- Как называется буква, которой мы запишем эти звуки? (Буква «з») (Слайд 2)
- Чтобы буква З осталась у нас «жить», поселим ее в наш звуковой паровозик. В какой вагончик ее поселим, в первый или во второй? (Во второй, там согласные)
- В какой ряд – верхний или нижний? (В верхний. Там все звонкие согласные)
- На что похожа буква З? (На цифру 3)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
(С.Маршак)
По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога.
(Е.Тарлапан)
- Давайте напечатаем заглавную и строчную буквы З в тетрадочке.
IV. Изучение нового материала
- Актуализация познавательной деятельности
- А знаете ли вы, какое любимое занятие у буквы З? (Загадывать загадки) (слайды 3,4,5,6)
· Этот предмет обычно раскрывают под дождем? (зонт)
· С нее каждое утро начинается (заря)
· В это время все одевается в белые наряды (зима)
· Не лает, не кусает, а в дом не пускает? (замок)
- Что общего во всех этих словах? (Звук З)
- Где стоит звук З в словах-отгадках? ( В начале слова)
2. Слого-звуковой анализ слова
- Составьте из букв И, Л, А, С слово. (Лиса) (Слайд 7,8)
- Сколько в слове слогов? Докажите. (2 гласных)
- Составьте схему к этому слову. (1 человек у доски)
- На какую букву можно поменять букву С, чтобы получилось новое слово? (Лиза)
- Как это слово будем писать? Почему? (С большой буквы, т.к это имя)
- Произнесите звуки з-с. Что вы заметили? (Произносятся одинаково, а пишутся по-разному) Почему?
- Вывод: звуки З-С сестрички. Звук З- звонкий, звук С – глухой.
3. Чтение слогов
- Сначала прочитайте слоги с глухим звуком, потом со звонким (Слайд 9)
с | са | со | су | сы | си | зе |
з | за | зо | зу | зы | зи | зе |
4. Работа по карточке
- Возьмите листочек, на котором написано стихотворении В. Берестова. Кто сможет его прочитать?
Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку друзья,
Затанцует и змея. (Слайд 10,)
- Найдите и обведите в кружок все буквы З.
- Давайте проверим. (Слайд 11)
5. Физкультминутка. (Пальчиковая гимнастика под музыку)
6. Работа по учебнику
- Откройте учебник на стр. 95.
- Что изображено на рисунке?
- Что такое зоопарк? (это место, в котором содержатся, демонстрируются и изучаются животные)
- Кто был в зоопарке?
- На какие группы можно разделить одушевленные предметы? (Звери, птицы, люди)
- Перечислите всех изображенных зверей?
- Как называется текст? Читаем по цепочке.
V. Закрепление изученного материала.
- Представим, что мы с вами оказались в зоопарке. Каких же животных мы с вами можем там увидеть. Для этого отгадайте загадки.
1. Загадки
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
(Жираф) (Слайд 12)
Ежик вырос в десять раз,
Получился ...
(Дикобраз) (Слайд 13)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь) (Слайд 14)
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ...
(Черепаха) (Слайд 15)
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
(Леопард) (Слайд 16)
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
(Верблюд) (Слайд 17)
- Записать отгадки и составить схемы слов
Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло.
(Сова) (Слайд 18)
И петь не поет, и летать не летает...
За что же тогда его птицей считают?
(Страус) (Слайд 19)
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...
(Крокодил) (Слайд 20)
В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу!
(Слон) (Слайд 21)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- С какими новыми звуками познакомились сегодня на уроке?
- Что было интересно?
- Что было трудно?
- Сейчас на листочках, которые я вам раздам, нарисованы солнышко, тучка и тучка с дождиком. Если вам было хорошо на уроке и все понравилось – раскрасьте солнышко. Если урок не очень понравился, были трудности – раскрасьте тучку. А если вам урок совсем не понравился – то раскрасьте тучку, которая плачет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...