Звуки и буква З з
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Талзи Елена Николаевна

Методическая разработка  урока по теме: Звуки и буква З з (1 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:   Звуки[з],[з’], буква З,з.

Цель урока: познакомить со звуками [з],[з’] и их обозначением буквой З,з.

Задачи: 

  • познакомить с новыми согласными звуками и буквами, формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного чтения;
  • развивать фонематический слух, внимание, мышление, память, наблюдательность, совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • развивать у обучающихся личностные качества, воспитывать вдумчивое и бережное отношение к  окружающему миру, прививать навыки аккуратности в работе.
  • развитие аналитико – синтетической деятельности на материале звуко – буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов;
  • формирование номинативной функции речи;

Метапредметные УУД:

регулятивные:

  • способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;

познавательные:

  • умение осознанно читать, строить речевые высказывания;
  • умение осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной форме;
  • начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза на доступном материале;

коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:  проектор, экран,  мультимедийная презентация к уроку, учебник, тетради

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Фонетическая разминка

- Сделаем звуковую разминку.

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло?  (А-а-а)

- Как воет волк? (У-у-у)

- Как плачет младенец? (Уа-уа-уа)

- Что говорит бабушка, когда устанет? (Ох-ох-ох)

- А мама, когда огорчена? (Эх-эх-эх)

- А папа, когда ругает? (Ай-ай-ай)

А как звенит комар? (з-з-з)

  1. Постановка учебной задачи

- Отгадайте загадки:  (слайд 1)

Что за коняшка

Носит тельняшку? (зебра)        

Крупный дикий лесной бык, самое крупное наземное млекопитающее России, сохранившееся только в заповедниках.

- С каких звуков начинаются слова отгадки? ([з], [з’])

- О каких звуках мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие это звуки? (Согласные)

- Как называется буква, которой мы запишем эти звуки? (Буква «з») (Слайд 2)

- Чтобы буква З осталась у нас «жить», поселим ее в наш звуковой паровозик. В какой вагончик ее поселим, в первый или во второй? (Во второй, там согласные)

- В какой ряд – верхний или нижний? (В верхний. Там все звонкие согласные)

- На что похожа буква З? (На цифру 3)

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.  

(С.Маршак)

По белому полю

В туман и снега

Бредут потихоньку

Бараньи рога.

(Е.Тарлапан)

- Давайте напечатаем заглавную и строчную буквы З в тетрадочке.

IV. Изучение нового материала

  1. Актуализация познавательной деятельности

- А знаете ли вы, какое любимое занятие у буквы З? (Загадывать загадки) (слайды 3,4,5,6)

· Этот предмет обычно раскрывают под дождем? (зонт)

· С нее каждое утро начинается (заря)

· В это время все одевается в белые наряды (зима)

· Не лает, не кусает, а в дом не пускает? (замок)    

- Что общего во всех этих словах? (Звук З)

- Где стоит звук З в словах-отгадках? ( В начале слова)

2. Слого-звуковой анализ слова

- Составьте из букв И, Л, А, С  слово. (Лиса) (Слайд 7,8)

- Сколько в слове слогов? Докажите. (2 гласных)

- Составьте схему к этому слову. (1 человек у доски)

- На какую букву можно поменять букву С, чтобы получилось новое слово? (Лиза)

- Как это слово будем писать? Почему? (С большой буквы, т.к это имя)

- Произнесите звуки з-с. Что вы заметили?  (Произносятся одинаково, а пишутся по-разному) Почему?

- Вывод: звуки З-С сестрички. Звук З- звонкий, звук С – глухой.

3. Чтение слогов

- Сначала прочитайте слоги с глухим звуком, потом со звонким (Слайд 9)

с

са

со

су

 сы

си

зе

з

за

зо

зу

зы

зи

зе

4. Работа по карточке

- Возьмите листочек, на котором написано стихотворении В. Берестова. Кто сможет его прочитать?

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку друзья,

Затанцует и змея. (Слайд 10,)

- Найдите и обведите в кружок все буквы З.

- Давайте проверим. (Слайд 11)

5. Физкультминутка. (Пальчиковая гимнастика под музыку)

6.  Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр. 95.

- Что изображено на рисунке?

- Что такое зоопарк? (это место, в котором содержатся, демонстрируются и изучаются животные)

- Кто был в зоопарке?

- На какие группы можно разделить одушевленные предметы? (Звери, птицы, люди)

- Перечислите всех изображенных зверей?

- Как называется текст? Читаем по цепочке.

V. Закрепление изученного материала.

- Представим, что мы с вами оказались в зоопарке. Каких же животных мы с вами можем там увидеть. Для этого отгадайте загадки.

1.  Загадки

Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
(Жираф) (
Слайд 12)

Ежик вырос в десять раз,
Получился ...
(Дикобраз) (
Слайд 13)

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь) (
Слайд 14)

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ...
(Черепаха) (
Слайд 15)

Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
(Леопард) (
Слайд 16)

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
(Верблюд) (
Слайд 17)

  1. Записать отгадки и  составить схемы слов

Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло.
(Сова)
(Слайд 18)

И петь не поет, и летать не летает...
За что же тогда его птицей считают?
(Страус) (
Слайд 19)

По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...
(Крокодил)
(Слайд 20)

В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу!
(Слон) (
Слайд 21)

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- С какими новыми звуками познакомились сегодня на уроке?

- Что было интересно?

- Что было трудно?

- Сейчас на листочках, которые я вам раздам, нарисованы солнышко, тучка и тучка с дождиком. Если вам было хорошо на уроке и все понравилось – раскрасьте солнышко. Если урок не очень понравился,  были трудности – раскрасьте тучку. А если вам урок совсем не понравился – то раскрасьте тучку, которая плачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...