Фразеологизмы. Составление текста по рисунку и фразеологизму. Устаревшие слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Фразеологизмы. Составление текста по рисунку и фразеологизму. Устаревшие слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy._sostavlenie_teksta_po_risunku_i_frazeologizmu._ustarevshie_slova.docx | 371.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
«Фразеологизмы. Составление текста по рисунку и фразеологизму. Устаревшие слова»
4 класс
Программа УМК «Школа России»
Максимова Елизавета Эдуардовна
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты
Цель: создание условий для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, фразеологизмах.
Задачи:
1. Углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить грамотно употреблять фразеологизмы в речи.
2. Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
3.Формировать читательскую грамотность.
4. Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи.
Планируемые результаты
Предметные
- учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в речи; углублять знания учащихся о фразеологизмах русского языка; отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
- формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;
- продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
- развивать умение работать в группах, навыки самоконтроля и самооценки.
Метапредметные
регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента).
Личностные
- осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку, письмо от Незнайки, карточки, «Фразеологический словарь», учебник «Русский язык» 4 класс.
Технологическая карта урока русского языка
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Доброе утро, дорогие ребята! Я рада нашей новой встрече, Мне с вами хорошо, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Класс разделен на 3 группы для работы на уроке |
| Откройте, пожалуйста, тетрадь. Запишите число, классная работа. Отгадайте, какая буква к нам пришла на минутку чистописания. Эта буква нам важна: Слову «Родина» нужна, «Речь Родная», «Русский» тоже Без нее прожить не сможет. Буква нужная, поверь! Эта буква — ... Расскажите, пожалуйста, что вы знаете про букву «эр». Что общего и чем отличается написание букв Р и Г? Напишите, пожалуйста, по образцу: РГ рг РГР ргр РГРГ ргрг Напоминаю правило: «Кто правильно сидит, тот правильно и красиво пишет». Отгадайте слово по его лексическому значению: «Пространство, разделяющее два пункта, промежуток между чем-нибудь» Правильно, это слово «расстояние». Оно находится в нашем орфографическом словаре. Запишем это слово. Подчеркнем безударные гласные и удвоенную согласную сс. Постарайтесь запомнить это слово. Что такое синонимы? Подберите синонимы к этому слову, запишем их. Какие слова мы называем антонимами? Приведите свои примеры. Что такое омонимы? А еще слова могут иметь прямое и переносное значение. | Записывают число, вид работы буква Р Дают характеристику буквы Р Прописывают буквы Расстояние (дистанция, промежуток, путь) Ответы детей |
| В Цветочном городе живет один сказочный герой, который ничего не знает. Кто это, ребята? Он прислал нам письмо, в котором рассказал, как обстоят его дела. Прочитав его, я ничего не поняла. Может, вы мне поможете? Учитель читает письмо. «Письмо Незнайки» Здравствуйте, ребята. У меня все хорошо, но однажды я проснулся утром, а на душе кошки скребут. Решил развеяться и пошел в мастерскую к Винтику, там долго бил баклуши, а потом стал тянуть кота за хвост. Вернулся ни жив ни мертв, съел с горем пополам 6 котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, который велел зарубить на носу, что руки моют перед едой, а мне хоть кол на голове теши. Ребята, вам все было понятно? В этом письме было много устойчивых выражений. Кто помнит, как они называются? Как вы думаете, какая тема урока будет у нас сегодня? Что мы будем делать? С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Есть словари, в которых мы можем узнать значение устойчивых выражений. Каждой группе я выдаю словарь. На слайде появляются фразеологизмы, встретившиеся в письме, разделенные между 3 группами (по 3 фразеологизма на группу). Работая в группе, при помощи словарей, определите их значение. | Незнайка Ребята слушают Ответы детей Фразеологизмы Будем говорить про фразеологизмы Дети работают со словарями. |
Физминутка | Предлагаю немного отдохнуть. | Дети выполняют движения |
4. Работа по теме урока. Первичное усвоение знаний. | Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 49. В рубрике «Вспомните» прочитайте, что такое фразеологизм. Один из фразеологизмов заставил очень сильно удивиться собачку по кличке Микки. Прочитайте, что с ней произошло в упражнении 74 на стр. 49. Объясните смысл фразеологизма, который употребляется в отрывке С. Черного. На страничке для любознательных прочитайте происхождение фразеологизма «во весь опор». Скажите, что первоначально обозначало данное выражение? А сейчас данный фразеологизм несёт какое значение? С какими глаголами употребляется фразеологизм во весь опор? Какие фразеологизмы имеют такие же значения? Молодцы. Наш язык очень богат устойчивыми сочетаниями (фразеологизмами). Это пословицы, поговорки и выражения, которые стали крылатыми. Фразеологические обороты возникали на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет). Для чего же нам необходимо изучать фразеологизмы? В русском языке существует очень много фразеологизмов, но в повседневной жизни мы их употребляем крайне редко. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, красочной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее вести беседу со своим собеседником. | Работа с учебником Ответы детей Особый бег лошади – галоп. Теперь данный фразеологизм употребляется в значении очень быстро. Бежать, скакать, мчаться, нестись. Во весь дух, во все лопатки. Чтобы делать речь яркой, разнообразной |
5. Первичная проверка понимания.
| Проверим, понимаете ли вы значения фразеологизмов. Выберете из правого столбика значение для каждого из фразеологизмов, соединяя стрелками. Давайте проверим. При помощи фразеологизма можно выразить основную мысль прочитанного. Поработайте в группах и замените прочитанное предложение фразеологизмом. 1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? 2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. 3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? 4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. 5. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят, шутя в таком случае? 6. Коля говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово А теперь на стр. 50 найдите упражнение 76. Прочитайте фразеологизмы и соотнесите их с рисунками. Составьте, пожалуйста, и запишите предложение или рассказ по одному из рисунков на выбор. | Групповая работа по карточке Мастер на все руки Спать без задних ног Выйти сухим из воды Вывести на чистую воду Лёгок на помине Слов на ветер не бросает Самостоятельная работа |
6. Домашнее задание | Домашнее задание – упр. 75 стр. 50, выпишите из предложений фразеологизмы. Устно определите их значение. | |
7. Итог урока. Рефлексия. | Ребята, сегодня мы узнали новые фразеологизмы и повторили пройденные. Что мы с вами сегодня делали на уроке? Нарисуйте, пожалуйста, на полях соответствующий смайлик, оцените работу на уроке. Учитель оценивает работу на уроке отдельных учеников за правильные ответы и активность. Я очень рада, что вы помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. | Повторили, что такое фразеологизмы, находили их в тексте и определяли их значение |
Список использованных источников
- https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/89259-konspekt-uroka-eti-udivitelnye-frazeologizmy-4-klass.html
- https://sprashivalka.com/tqa/q/3203780
- https://urok.1sept.ru/articles/526519
- https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/pro_alfavit/1200-zagadki_pro_bukvu_r.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...
Конспект урока русского языка «Составление текста по сюжетным рисункам» (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Планируемые результаты:Предметные:Определять и раскрывать темы текста;Уметь составлять связный тек...
3 класс. Конспект урока по русскому языку " Составление текста по сюжетным рисункам".
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитие объёма слухо-речевой памяти, внимания, лексического анализа слов.Планируемые резул...
Конспект урока по русскому языку, 3 класс УМК "Школа России". Тема: «Составление текста по сюжетным рисункам»
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитиеобъёма слухо-речевой памяти, внимания, лексического анализа слов.Планируемые результаты:П...
Наша речь. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку.
Цель: осмыслить цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Составлять текст по рисунку (...
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам».
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам»....
план-конспект Использование в речи устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи) 4 класс
Выполнят орографическую работу , вспомнят что такое фразеологизмы и устаревшие слова....