Фразеологизмы. Составление текста по рисунку и фразеологизму. Устаревшие слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Максимова Елизавета Эдуардовна

Фразеологизмы. Составление текста по рисунку и фразеологизму. Устаревшие слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка  

«Фразеологизмы. Составление текста по рисунку и фразеологизму. Устаревшие слова»

4  класс  

Программа УМК «Школа России»

Максимова Елизавета Эдуардовна

учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты

      Цель: создание  условий для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, фразеологизмах.

Задачи:

1. Углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить грамотно употреблять фразеологизмы в речи.

2. Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

3.Формировать читательскую грамотность.

4. Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи.

Планируемые результаты

Предметные

  • учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в речи; углублять знания учащихся о фразеологизмах русского языка; отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
  • формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;
  • продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
  • развивать умение работать в группах, навыки самоконтроля и самооценки.

Метапредметные

регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента).

Личностные

- осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование:  ПК, проектор, презентация к уроку, письмо от Незнайки, карточки, «Фразеологический  словарь», учебник «Русский язык» 4 класс.

Технологическая карта урока русского языка

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Доброе утро, дорогие ребята!

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами хорошо, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Класс разделен на 3 группы для работы на уроке

  1. Актуализация знаний учащихся.

Откройте, пожалуйста, тетрадь. Запишите число, классная работа.

Отгадайте, какая буква к нам пришла на минутку чистописания.

Эта буква нам важна:

Слову «Родина» нужна,

«Речь Родная», «Русский» тоже

Без нее прожить не сможет.

Буква нужная, поверь!

Эта буква — ...

Расскажите, пожалуйста, что вы знаете про букву «эр».

Что общего и чем отличается написание букв Р и Г?

Напишите, пожалуйста, по образцу:

РГ рг РГР ргр РГРГ ргрг

Напоминаю правило: «Кто правильно сидит, тот правильно и красиво пишет».

Отгадайте слово по его лексическому значению: «Пространство, разделяющее два пункта,  промежуток между чем-нибудь»

Правильно, это слово «расстояние». Оно находится в нашем орфографическом словаре.

Запишем это слово. Подчеркнем безударные гласные и удвоенную согласную сс. Постарайтесь запомнить это слово.

Что такое синонимы?

Подберите синонимы к этому слову, запишем их.

Какие слова мы называем антонимами? Приведите свои примеры.

Что такое омонимы?

А еще слова могут иметь прямое и переносное значение.

Записывают число, вид работы

буква Р

Дают характеристику буквы Р

Прописывают буквы

Расстояние

(дистанция, промежуток, путь)

Ответы детей

  1. Введение в тему. Целеполагание.

C:\Users\AdminVolk\Desktop\Dunno_and_his_friends_Postal_card_Russia_2008.jpg

C:\Users\AdminVolk\Desktop\29.jpg

В Цветочном городе живет один сказочный герой, который ничего не знает. Кто это, ребята?

Он прислал нам письмо, в котором рассказал, как обстоят его дела. Прочитав его, я ничего не поняла.

Может, вы мне поможете?

Учитель читает письмо.

«Письмо Незнайки»

Здравствуйте, ребята. У меня все хорошо, но однажды я проснулся утром, а на душе кошки скребут. Решил развеяться и пошел в мастерскую к Винтику, там долго бил баклуши, а потом стал тянуть кота за хвост. Вернулся ни жив ни мертв, съел с горем пополам 6 котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, который велел зарубить на носу, что руки моют перед едой, а мне хоть кол на голове теши.

Ребята, вам все было понятно?

В этом письме было много устойчивых выражений. Кто помнит, как они называются?

Как вы думаете, какая тема урока будет у нас сегодня?

Что мы будем делать?

С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна.

Есть словари, в которых мы можем узнать значение  устойчивых выражений. Каждой группе я выдаю словарь.

На слайде появляются фразеологизмы, встретившиеся в письме, разделенные между 3 группами (по 3 фразеологизма на группу).

Работая в группе,  при помощи словарей, определите их значение.

Незнайка

Ребята слушают

Ответы детей

Фразеологизмы

Будем говорить про фразеологизмы

Дети работают со словарями.

Физминутка

Согласные звуки [г], [г']. Буквы Гг.

Предлагаю немного отдохнуть.

Дети выполняют движения

4.        Работа по теме урока. Первичное усвоение знаний.

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 49.

В рубрике «Вспомните» прочитайте, что такое фразеологизм. Один из фразеологизмов заставил очень сильно удивиться собачку по кличке Микки. Прочитайте, что с ней произошло в упражнении 74 на стр. 49.

Объясните смысл фразеологизма, который употребляется в отрывке С. Черного.

На страничке для любознательных прочитайте происхождение фразеологизма «во весь опор».

Скажите, что первоначально обозначало данное выражение?

А сейчас данный фразеологизм несёт какое значение?

С какими глаголами употребляется фразеологизм во весь опор?  

Какие фразеологизмы имеют такие же значения?

Молодцы.

Наш язык очень богат устойчивыми сочетаниями (фразеологизмами). Это пословицы, поговорки и выражения, которые стали крылатыми.

 Фразеологические обороты возникали на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Для чего же нам необходимо изучать фразеологизмы?

В русском языке существует очень много фразеологизмов, но в повседневной жизни мы их употребляем крайне редко.

Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, красочной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее вести беседу со своим собеседником.

Работа с учебником

Ответы детей

Особый бег лошади – галоп.

Теперь данный фразеологизм употребляется в значении очень быстро.

Бежать, скакать, мчаться, нестись.

Во весь дух, во все лопатки.

Чтобы делать речь яркой, разнообразной

5.         Первичная проверка понимания.

https://sun9-9.userapi.com/impg/fDAF1ZFthOfBzSA7dYlv14waE9J0kJW5OXPSIQ/5vGrXmlEK78.jpg?size=1200x1600&quality=95&sign=35d2f766fdbb4dbc353911e9650c8028&type=album

        

Проверим, понимаете ли вы значения фразеологизмов.

Выберете из правого столбика значение для каждого из фразеологизмов, соединяя стрелками.

Давайте проверим.

  При помощи фразеологизма можно выразить основную мысль прочитанного.

Поработайте в группах и замените прочитанное предложение фразеологизмом.

1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может  сам починить. Как можно назвать дядю Мишу?

2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать  цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул.

3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом?

4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем.

5. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят, шутя в таком случае?

6. Коля говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово

А теперь на стр. 50 найдите упражнение 76. Прочитайте фразеологизмы и соотнесите  их с рисунками. Составьте, пожалуйста, и запишите предложение или рассказ по одному из рисунков на выбор.

Групповая работа по карточке

Мастер на все руки

Спать без задних ног

Выйти сухим из воды

Вывести на чистую воду

Лёгок на помине

Слов на ветер не бросает

Самостоятельная работа

6. Домашнее задание

Домашнее задание – упр. 75 стр. 50, выпишите из предложений фразеологизмы. Устно определите их значение.

7. Итог урока. Рефлексия.

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Ребята, сегодня мы узнали новые фразеологизмы и повторили пройденные.

 Что мы с вами сегодня делали на уроке?

Нарисуйте, пожалуйста, на полях соответствующий смайлик, оцените работу на уроке.

Учитель оценивает работу на уроке отдельных учеников за правильные ответы и активность.

Я очень рада, что вы помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус.

Повторили, что такое фразеологизмы, находили их в тексте и определяли их значение

Список использованных источников

  1. https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/89259-konspekt-uroka-eti-udivitelnye-frazeologizmy-4-klass.html
  2. https://sprashivalka.com/tqa/q/3203780
  3. https://urok.1sept.ru/articles/526519
  4. https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/pro_alfavit/1200-zagadki_pro_bukvu_r.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

Конспект урока русского языка «Составление текста по сюжетным рисункам» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Планируемые  результаты:Предметные:Определять и раскрывать темы текста;Уметь составлять связный тек...

3 класс. Конспект урока по русскому языку " Составление текста по сюжетным рисункам".

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитие объёма слухо-речевой памяти, внимания, лексического анализа слов.Планируемые резул...

Конспект урока по русскому языку, 3 класс УМК "Школа России". Тема: «Составление текста по сюжетным рисункам»

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитиеобъёма слухо-речевой памяти, внимания, лексического анализа слов.Планируемые результаты:П...

Наша речь. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку.

Цель: осмыслить цели и задачи изучения предмета  «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Составлять текст по рисунку (...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам».

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам»....