план-конспект Использование в речи устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи) 4 класс
план-конспект урока (4 класс)

Ирина Крук

Выполнят орографическую работу , вспомнят что такое фразеологизмы и устаревшие слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 31

Предмет: русский язык

Класс: 4-Б.

Учитель Крук И.В.

Тема: Использование в речи устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)

Цели: актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов - фразеологизмах; обобщить изученное о лексических группах слов.

Планируемые результаты:

предметные выполнят орографическую работу , вспомнят что такое фразеологизмы и устаревшие слова.

личностные: проявят учебно-познавательный интерес к учебному материалу ,научатся давать самооценку своей деятельности на уроке.

воспитательные: понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Р Ф.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД: принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют ее до конца учебных действий; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы.

Познавательные УУД: выделяют и формируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Комммуникативные УУД: формируют собственное мнение и позицию; планируют учебное сотрудничество – договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тетрадь, ноутбук, экран, презентация с заданиями

Ход урока:

I. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите орфограммы.

— Назовите слова, которые вышли из употребления. (Ямщик, кольчуга, карета, купец, царь, око, перст, рыбарь.)

— Какие слова появились в языке сравнительно недавно? (Йогурт, компьютер, фломастер и т. д.)

3. Актуализация знаний

Выборочный диктант

- Выпишите слова с парными согласными в корне.

Биться как рыба об лёд, на первый взгляд, взять на себя труд, ни в зуб ногой, воз и ныне там, с глаз долой, не ударить в грязь лицом, наломать дров, запретный плод, сквозь землю провалиться, золотой дождь, кровь из носу, избушка на курьих ножках, из кожи вон лезть, редкая птица, рожки да ножки. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

4. Самоопределение к деятельности

- Как называются сочетания слов, с которыми мы только что работали? (Фразеологические обороты?)

- Как вы понимаете значение фразеологизма из кожи вон лезть? (Очень стараться что-нибудь сделать.)

- Какую роль играют фразеологизмы в русском языке? (Ответы детей.)

- Где можно уточнить значение фразеологизма? (Во фразеологическом словаре.)

- Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи, пользоваться фразеологическими словарями.)

5. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 74 (с. 49).

- Прочитайте.

- Почему мальчик не понял выражение глаза на лоб полезли?

— Можно ли понять смысл данного выражения, если объяснять в нём лексическое значение каждого слова?

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

— Что такое фразеологизм?

— Как же можно объяснить смысл выражения глаза на лоб полезли?

Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных», какой смысл имеет другой фразеологизм.

— Где можно уточнить значение фразеологизмов? (есть даже фразеологический словарь Н.М. Шанского и др., обращаю внимание учащихся на словарь фразеологизмов в конце учебника.)

Упр. 75 (с. 50). (Коллективная работа с фразеологическим словарём учебника. На данном этапе урока можно использовать школьный фразеологический словарик.)

Вариант работы со школьным фразеологическим словарём

Рассмотрите иллюстрацию на с. 6. Прочитайте, какой фразеологический оборот она иллюстрирует. (Бить баклуши.)

Как обычно произносят этот фразеологический оборот? (Неодобрительно.)

Прочитайте, что такое баклуши. (Это палочки-чурки, из которых строят фигуру для игры в городки.)

Решите логическую задачку. Кто выиграл в этой игре? (Петя.)

Какой смысл имеет всё это устойчивое словосочетание? (Бездельничать.)

— Прочитайте историю появления и значение фразеологизмов во весь дух (с. 3), считать ворон (с. 85), кашу заварил (с. 20).

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Запишите в словарик слово ещё, подчеркните орфограмму.

— Назовите все звуки и буквы в этом слове.

(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

6. Физкультминутка

7. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 76 (с. 50). (Работа в парах с фразеологическим словарём. Коллективная проверка.)

Работа по карточкам

1. В каждом словосочетании замените слово золотой синонимом.

Золотая нива, золотой человек, золотые руки, золотая пора.

#1042;ыберите нужное слово и зачеркните лишнее.

(Искусный, искусственный) мастер, (одел, надел) пальто, (обсудили, осудили) план сочинения, (рыбный, рыбий) суп, (сытый, сытный) ужин. (Коллективная проверка.)

8. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое фразеологизм?

— Какую роль играют эти слова в нашей речи?

— С какими видами словарей вы познакомились на уроках?

X Оценивание. Домашнее задание

Подготовить проект

  1. Замените простые предложения одним сложным предложением при помощи подходящего союза. Запишите его. Подчеркните грамматические основы, союз выделите в кружок.

С неба льются горячие лучи солнца. Золотится спелая рожь.

  1. Расставьте где надо запятые. Подчеркните грамматические основы, союзы выделите в кружок.

Улетают журавли низкие облака заволакивают небо. Сияло солнце зеленели берёзы и

свистели птицы. Взошло солнце но дождь не кончился. Наступила ночь и на небе показались

звёзды. Девочки рисуют кукол а мальчики смотрят мультфильмы.

  1. Составьте из данных простых предложений сложные с союзами И, А, НО. Запишите их.

Подчеркните грамматические основы, союзы выделите в кружок.

  1. Солнце стало припекать. Побежали первые ручьи.

2. Всю ночь бушевала гроза. Утром была прекрасная погода.

3 .Небо потемнело. Дождь не пошёл.

  1. Расставьте запятые. Подчеркните грамматические основы, союзы выделите в кружок.

Выпишите только предложение с однородными членами.

Мама смотрела фильм и вязала носки. Наступили каникулы и дети поехали в лагерь.

  1. Проверьте расстановку запятых. Запишите данные предложения правильно.

Подчеркните грамматические основы, союзы выделите в кружок.

Ветер разогнал облака и погода прояснилась. Дети, и взрослые вышли на улицу. Малыши сидят

в песочнице лепят куличики, и смеются.

  1. Замените простые предложения одним сложным предложением при помощи подходящего союза. Запишите его. Подчеркните грамматические основы, союз выделите в кружок.

С неба льются горячие лучи солнца. Золотится спелая рожь.

  1. Расставьте где надо запятые. Подчеркните грамматические основы, союзы выделите в кружок.

Улетают журавли низкие облака заволакивают небо. Сияло солнце зеленели берёзы и

свистели птицы. Взошло солнце но дождь не кончился. Наступила ночь и на небе показались

звёзды. Девочки рисуют кукол а мальчики смотрят мультфильмы.

  1. Составьте из данных простых предложений сложные с союзами И, А, НО. Запишите их.

Подчеркните грамматические основы, союзы выделите в кружок.

  1. Солнце стало припекать. Побежали первые ручьи.

2. Всю ночь бушевала гроза. Утром была прекрасная погода.

3 .Небо потемнело. Дождь не пошёл.

  1. Расставьте запятые. Подчеркните грамматические основы, союзы выделите в кружок.

Выпишите только предложение с однородными членами.

Мама смотрела фильм и вязала носки. Наступили каникулы и дети поехали в лагерь.

  1. Проверьте расстановку запятых. Запишите данные предложения правильно.

Подчеркните грамматические основы, союзы выделите в кружок.

Ветер разогнал облака и погода прояснилась. Дети, и взрослые вышли на улицу. Малыши сидят

в песочнице лепят куличики, и смеются.

  1. Проверьте расстановку запятых. Запишите данные предложения правильно.

Подчеркните грамматические основы, союзы выделите в кружок.

Ветер разогнал облака и погода прояснилась. Дети, и взрослые вышли на улицу. Малыши сидят

в песочнице лепят куличики, и смеются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".

План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....

Работа по развитию речи. Устаревшие слова.

Знакомство с устаревшими словами....

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи" УМК "Школа 21 века"

Данный урок является вторым по изучению темы "Фразеологизмы" во 2 классе по УМК "Школа 21 века"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...

Наблюдение над использованием в речи синонимов

Технологическая карта урока во 2 классе  по русскому языку "Наблюдение над использованием в речи синонимов"...

конспект урока русского языка "Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов" 4 класс

Цель-актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмахЗадачи·      образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объя...