Наречие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.НОВОТУЛКА»
ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413323, Саратовская область, Питерский район, с.Новотулка, ул. Советская, 50
Урок по русскому языку в 4 классе.
Тема «Наречие как часть речи»
Автор разработки урока
Юдаева Татьяна Александровна,
учитель начальных классов.
Новотулка
2023
Общие сведения об учителе
Фамилия | Юдаева |
Имя | Татьяна |
Отчество | Александровна |
Дата рождения | 16.09.1086 г. |
Телефон | 8-908-55-21-95 |
Образование | Высшее |
Учебное заведение, год окончания | Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2008 год. |
Специальность по диплому | Социология |
Категория | В соответствии с занимаемой должности |
Общий трудовой стаж | 15 лет |
Педагогический стаж | 3 года |
Занимаемая должность | Учитель начальных классов |
Неаудиторная занятость | Предметный кружок «Информатика в играх и задачах», «Решение логических задач». |
Повышение квалификации | 16.11.2022г. |
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Предмет: русский язык.
Класс: 4
Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 часть.
Тема урока: Наречие как часть речи.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Дидактическая цель: сформировать у учащихся представление о наречии.
Задачи по содержанию:
Обучающие:
- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;
- учить находить в тексте наречия;
- ставить вопросы к наречию;
- познакомить с ролью наречия в предложении.
Развивающие:
- развивать умение правильно ставить вопросы к наречиям и определять с какой частью речи они связаны;
- развивать навыки точного употребления наречий в речи;
- побуждать самостоятельную мыслительную работу ученика;
- развивать внимание и память ученика;
- развивать умение слушать учителя;
- развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации успеха.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка, умение работать в коллективе;
- формирование умения выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению, работая в группах;
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- воспитание стремления к творчеству;
- формирование коммуникативных компетенций.
Методы обучения: деятельностный, наглядный, словесный, практический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения:
- для учителя: русский язык, 4 класс,2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; компьютер, презентация, карточки с заданиями для индивидуально работы, конверт «СЕКРЕТ», раздаточный материал для рефлексии.
- для учащихся: русский язык, 4 класс,2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; карточки с заданиями для индивидуально работы, конверт «СЕКРЕТ», картинки для рефлексии, оценочная шкала.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Сценарий урока | УУД |
I. Самоопределение к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! Для того чтобы мы работали быстро и активно и продуктивно мы будем использовать карточки для индивидуальной работы. | Р.: Самоорганизация |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | – Откройте тетради. Запишем число, классная работа. -На следующей строчке пишем соединение букв Слайд 3 - Вспоминаем верхнее соединение и нижнее соединение букв. -Посмотрите на экран. Что за слова написаны? Слайд 4 - Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в группы: - Имя существительное-….. - Имя прилагательное - …. - Глагол - …. - Все слова вы записали в группы? - На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи они относятся? Работа в паре. -Выделенные слова разберите по составу. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте друг у друга. У доски по одному человеку разбирают слова. | Р.: принятие и сохранение учебной задачи К.: планирование учебного сотрудничества |
III. Постановка учебной задачи | - Как вы думаете, с какой частью речи мы будем сегодня работать? - Тема урока: «Наречие как часть речи» | Р.: принятие и сохранение учебной задачи. К.: планирование учебного сотрудничества |
IV. Построение проекта выхода из затруднения
| - Возьмите карточку «Изучение части речи» - По какому плану обычно мы изучаем часть речи? 1. Самостоятельная или служебная часть речи? 2. Что обозначает? 3. На какие вопросы отвечает? 4. С какой частью речи связано? 5. Как изменяется? 6. Каким членом предложения является? 7. Какую роль играет в предложении? - Можем мы ответить на все вопросы?
Работа по учебнику стр.73 упр.124 - Что обозначают выделенные слова? - К каким словам они относятся? - Какой частью речи являются? - На какой вопрос отвечает слово «печально»? - Каким членом предложения является? Слово наречие – очень старое. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием» (перевод). Русские грамматики назвали её точно так же, изменив лишь приставку. Видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе или накладываться на глагол на-речь-ие). | Р.: принятие и сохранение уч. задачи при выполнении заданий; П.: структурирование знаний, анализ объектов К.: определение способов взаимодействия. П.: осознанно и произвольно строят речевое высказывание |
Физкультминутка Слайд 6 | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии | |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Работа с учебником упр. 125 - Есть ли в этом упражнении наречия? - К какому слову относятся? -На какой вопрос отвечает? - Какое слово поясняет? - Что оно обозначает? - Каким членом предложения является? - Как называется такой член предложения? -Какой вывод можно сделать о наречии? Слайд 7
| Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | - Давай посмотрим, изменяется форма наречий, если изменить глагол в данном словосочетании. - Как изменяются глаголы? Слайд 8 Слайд 9 - А что же такое – о? Работа в группе 1) Карточка Ш..л (…) медленно Зат..нул (…) здесь Дон..силось (…) издалека Встр..ч..емся (…) завтра Св..рнуть (…) направо Слайд 10 2) Прочитайте предложения сначала без наречий, а затем с наречиями. - Сделайте вывод, какую роль выполняют наречия в речи? - По своему значению они делятся на разряды. Предлагаю заглянуть в конверт «СЕКРЕТ», в котором находится (таблица разрядов наречий) Работа в группе - Распределить наречия по вопросам Слайд 11 | Р.: принятие и сохранение уч. задачи при выполнении заданий; П.: структурирование знаний, анализирование объектов К.: определение способы взаимодействия. П.: осознанно и произвольно строят речевое высказывание |
VII. Включение в систему знаний и повторение | - Итак, какой вывод сделали? - Выпишите из упр.126 глаголы с наречиями. В скобках напишите вопрос. Проверяем по слайду. Слайд 12 | К.: формулирование собственного мнения и позицию П: построение речевого высказывания; осуществление синтеза
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какова же роль наречия в нашей речи? – Что удалось на уроке, было самым интересным? Осуществляют оценку своих знаний по оценочной шкале: Слайд 13 – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении заданий? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Слайд 14 Слайд 15 | П: построение речевого высказывания - осуществление синтеза - построение рассуждения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...
Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"
Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия...
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.
Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признак...
Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"
Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"....