Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_jazyka_po_teme_narechie.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
4 класс, 2016 - 2017 учебный год
программа: «Школа России»
учитель: Чуфенёва Анастасия Юрьевна
Тема урока: «Наречие как часть речи. Признаки наречия». | Тир урока: изучение нового материала. | ||||
Цель урока: овладение обучающимися способом определения наречия среди других частей речи на основе его морфологических и грамматических признаков. Задачи урока: - Обучающая – создать содержательные и организационные условия для включения обучающихся в последовательное исследование наречия как часть речи на основе анализа, сравнения, классификации его морфологических и грамматических признаков. - Развивающая – способствовать развитию у обучающихся способности к организации своей учебно-познавательной деятельности; коммуникативных качеств личности (умение работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку). - Воспитывающая – содействовать воспитанию сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу при работе в парах. | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные: - находить наречие среди других частей речи; - анализировать грамматические признаки наречия; - определять роль наречий в предложении и тексте. | Метапредметные: - выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения; - понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; - составлять план действий по разрешению проблемной ситуации; - ориентироваться в своей системе знаний и выборе способа решения учебной задачи; - сотрудничать с товарищами, внимательно слушать друг друга. - контролировать и оценивать свои действия в процессе коллективного обсуждения. | Личностные: - адекватно реагировать на возникшие затруднения, находить выход из сложившейся ситуации; - осознавать потребность в приобретении новых знаний, умений. | |||
Ресурсы урока: мультимедийное оборудование, учебник, презентация, карточки, памятка «Алгоритм исследования части речи». | |||||
Ход урока | |||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||
Самоопределение к учебной деятельности Цель этапа: активизация внимания и готовности обучающихся к успешному усвоению учебного материала. | |||||
- Добрый день ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня мы все вместе будем исследовать тайны нашего родного, русского языка. - Чтобы у нас все получилось нам с вами необходимо внимательно слушать и понимать друг друга, работать в сотрудничестве друг с другом. - Нам пора приступать к исследованию. Желаю вам успешной и интересной работы. Пусть сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. | Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой к предстоящей деятельности. | ||||
Актуализация знаний. Выявление проблемной ситуации Цель этапа: мотивирование обучающихся к изучению темы «Наречие как часть речи. Признаки наречия». | |||||
- Открыли тетради, записали число. - Ребята, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда сможете определить? - На доске записаны слова. Прочитайте их. Декабрь, вчера, тетрадь, русский, аккуратно, пенал, любить, лёгкий, рисовать, морозно, чудесный, смотреть. - Какое задание вы могли предложить выполнить с данными словами? - Распределите слова в 4 столбика. - С интересного вы заметили при выполнении задания? (С какими трудностями вы столкнулись?) - Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова? Попробуйте предположить. - Почему так случилось? Задание я давала одно, а мнений – много. | Называют изученные части речи Сгруппировать по частям речи. Работа в тетради. сущ. прил. глагол ? декабрь русский любить вчера тетрадь лёгкий рисовать аккуратно пенал чудесный смотреть морозно - Некоторые слова относятся к незнакомой части речи. Высказывают предположение. - Мы не знаем, какая это часть речи. | ||||
Целеполагание, формулирование темы Цель этапа: привлечение обучающихся к определению цели предстоящей деятельности. | |||||
- Ребята, а кто-то сможет сформулировать тему урока? (Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?) - Какой проблемный вопрос вы хотели бы задать? О чем хотели бы узнать? - Какие учебные цели перед собой поставим? | - Мы будем исследовать новую часть речи. - Как называется новая часть речи и ее особенности. | ||||
Осуществление поиска решения проблемы (открытие нового знания) Цель этапа: поиск теоретического объяснения поставленного вопроса, в процессе практической учебно-исследовательской деятельности. | |||||
- Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование новой части речи. - Давайте вместе подумаем и спланируем, что необходимо узнать о новой части речи, чтобы решить возникшую перед нами проблему? - Сегодня я вам предлагаю выполнить исследование, работая в паре со своим соседом по парте. - Узнать о новой части речи нам поможет маршрут исследования новой части речи. Положите его перед собой. Пора приступать к исследованию. Исследование 1. Начиная изучение новой части речи, прежде всего, необходимо указать ее общее грамматическое значение, т.е. что обозначает данная часть речи. Ваша задача: узнать, к какой части речи чаще всего относится новая часть речи. Проанализируйте предложения. Определите, с какой частью речи связана исследуемая часть речи? Какую часть речи поясняет? Покажите главное слово и зависимое. Недавно выпал снег. Холодно и голодно бывает птицам зимой. - Какой вывод мы сформулируем. Исследование 2. - Исследуйте, на какие вопросы отвечает новая часть речи. Ваша задача: выяснить, на какие вопросы отвечает новая часть речи. Внимательно рассмотрите словосочетания, поставьте вопросы к выделенным словам и запишите их. Весело шагают, приехал вчера, разглядел вдали, повернул налево, капает сверху. - Какой вывод мы сформулируем. Исследование 3. В русском языке слова могут изменяться по падежам или по лицам, могут менять число, а некоторые род. А как же изменяется новая часть речи? Ваша задача: узнать, изменяется ли новая часть речи или не изменяется. Измените новую часть речи и запишите свой результат. - измените по числам слово быстро Роза распускается … . Розы распускаются …. - измените по лицам слово весело Я играю … Мы играем … Ты играешь … Вы играете … Он играет … Они играют … - измените новую часть речи по падежам словосочетание И.п. прогулка пешком Р.п. Д.п В.п. Т.п. П.п. - измените по временам слово хорошо Спортсмен бежал … Спортсмен бежит … Спортсмен побежит … - измените по родам слово очень … высокое здание … высокая стена … высокий дом - Какой вывод мы сформулируем. Исследование 4. - Какова синтаксическая роль в предложении? Ваша задача: определить, каким членом предложения является новая часть речи. Выполните разбор предложения по членам предложения. Задайте вопрос к выделенным словам. Каким членом предложения является новая часть речи? Мы гуляли долго и весело. - Какой вывод мы сформулируем. Исследование 5. - Какова роль новой части речи в русском языке? Ваша задача: обсудите роль новой части речи в русском языке. Для чего нужна она в речи? Мы шли по опушке леса./ Мы медленно шли по опушке леса. - Какой вывод мы сформулируем. | План исследования части речи. 1. Что обозначает? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Изменяется или не изменяется? 4. Синтаксическая роль в предложении. 5. Какую работу в языке выполняет часть речи? Работа с картой исследователя. В предложении новая часть речи связана с глаголом (сказуемым). Отвечает на вопросы: как?, когда?, где?, куда?, откуда? Новая часть речи не изменяется. В предложении новая часть речи является обстоятельством. | ||||
Конструирование нового знания Цель этапа: обобщение содержания познавательной и практической деятельности обучающихся. | |||||
- Мы сегодня многое выяснили про новую часть речи. А вы можете сказать, что еще нам не известно? - Ребята, чтобы узнать название новой части речи, необходимо разгадать ребус. - Ребята, предлагаю вам проанализировать полученные в ходе исследования результаты и рассказать, что вы узнали о новой части речи - наречие? - Поможет нам наш план исследования: 1. Что обозначает? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Изменяется или не изменяется? 4. Синтаксическая роль в предложении. 5. Какую работу в языке выполняет часть речи? | - Мы не знаем ее название.
Наречие.
Наречие обозначает признак действия, отвечает на вопросы – как?, когда?, где?, куда?, откуда?, является в предложении обстоятельством | ||||
Включение нового знания в новых условиях Цель этапа: использование знаний о наречии в практической деятельности. | |||||
- Закрепим полученные знания на практике. Задание 1. - Прочитайте. Выпишите из предложений только наречия. Справа мелькали огни города. Слева от дороги тянулись высокие скалы. Луна изредка выглядывала из-за облаков. Вскоре путники подошли к дому. - Проверьте по образцу. - Что помогло вам определить наречия? Задание 2. - Ребята, а можете ли вы назвать пять дней, не употребляя чисел и названий? - Какая часть речи вам помогла это сделать? - Запишите их в тетрадь. Задание 3. - Какая часть речи отвечает на эти вопросы? Запишите в столбик следующие вопросы. Где? Куда? Откуда? Когда? Как? - Вам необходимо распределить наречия по вопросам: завтра, вперед, направо, издалека, весело, напротив, изнутри, сбоку, назавтра, интересно. | Справа, слева, изредка, вскоре.
Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра Наречие. Где? напротив, сбоку Куда? направо, вперед Откуда? издалека, изнутри Когда? завтра, назавтра Как? весело, интересно | ||||
Подведение итогов, рефлексия Цель этапа: выявление степени достижения поставленной цели, значимость выполненной работы, выявление затруднений обучающихся | |||||
- В конце любого исследования необходимо сделать выводы. Как ученые вы должны поделиться с миром своими открытиями. - Какую часть речи исследовали сегодня на уроке? - Какие секреты наречия вы открыли? (Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда?, в предложении бывает обстоятельством. - Вы хорошо поработали, я желаю вам удачи в дальнейшем изучении русского языка. | Систематизирование полученных знаний и умений. Ученики рефлексируют свою деятельность на уроке. | ||||
Домашнее задание | |||||
- Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной и выразительной. Для работы дома вам предлагаю творческое задание. Используя наречия ниже, составить предложения, чтобы получился рассказ. Запиши его в тетрадь. Удачно, неудачно, отлично, замечательно, восхитительно, безобразно, чудесно, хорошо, быстро, медленно, прилежно, терпеливо, скоро, весной, летом, зимой, очень, слишком, немножко. | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)
Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания частей А, Б, B, C....
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)
«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» - девизВ прзентации предусмотрена работа со словарем, письмо по памяти, текст по выбору и т.д....
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...
Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Признаки предмета" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о признаках предмета имен прилагательных.Задачи урокаДидактические:1. Уметь определять прилагат...
Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)
Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....