Урок "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Рудник Ольга Николаевна

Научить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f18e1.doc32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

Цель урока: научить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

Предметные:

  • Умение различать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже;
  • Умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
  • обеспечение усвоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;
  • умение формулировать вопросы к прилагательному.

Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся безошибочно определять и писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в родительном падеже.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование цели;
  • построение логической цепочки рассуждений;
  • ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Регулятивные:

  • уметь работать по коллективно составленному плану;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

  • Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Учиться работать в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

  • Мотивация учебной деятельности, проявлять положительное отношение у школе и учебной деятельности, к изучению русского языка.

Форма организации познавательной деятельности:

  • коллективная, личностно-ориентированная деятельность;
  • работа в парах;
  • индивидуальная.

Основные дидактические методы:

  • проблемный,
  • частично-поисковый,
  • практический.

Оборудование:

  • учебник,
  • ПК,
  • проектор,
  • презентация к уроку,
  • доска,
  • карточки.

Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Органи-

зационный

момент

– Проверим готовность к уроку.

На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай. 

Чтоб минутка не пропала, 

Мысль чтоб точно в цель попала! 

Чтобы в русском языке 

Равных не было тебе! 

– Урок русского языка я хочу начать с пословицы: «Человек неученый, что топор неточёный». Как вы понимаете ее значение? Слайд 1

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень готовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока). Отвечают на вопрос, рассуждают

Принимать
и сохранять организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний

На доске записаны буквосочетания.

Ой   ый    ий   ое  ее  Слайд 2

- Что записано на доске?

В какой части слова мы чаще всего можем увидеть соединение этих букв?

В какой части речи мы можем увидеть данные окончания?

 Проверим, насколько хорошо вы знаете имя прилагательное. Проведем тестовую работу. Работа в парах.

Вы должны найти ключевое слово по буквам, правильно угаданных ответов.

1.        Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет        с) признак предмета          в) действие предмета

2.        На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?  л) что делает? что сделает?    к) какой? какая? какие?

3.        Как определить род прилагательного?

м) по вопросу         л) по существительному, которое с ним связано

4.        Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя        о) –ое, -ее      и) –ый, -ий, -ой.

5.        Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным          н) второстепенным

6.       Какое прилагательное является антонимом к слову " неряшливый"?

а) вежливый       е) аккуратный          о) хлопотливый

7.        С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным          т) с глаголом           с) с наречием.

8.        Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка         и) вода         е) уводить

9.        Прилагательное это:

о) часть слова           и) член предложения          е) часть речи.

Проверим. (учащиеся называют ответы)

- Какое ключевое слово вы получили? (Склонение) Слайд 3-4

-Что такое склонение?  (Изменение окончаний по падежам)

Что вы изучили на прошлом уроке?

Проверим, как вы усвоили этот материал.

На экране записаны предложения с пропущенными окончаниями имен прилагательных. Слайд 5

Стояло тепл … ранн… утро. Перв… солнечн… луч осветил поле. Труслив… заяц присел под куст.

Спишите,  вставляя пропущенные окончания.

Что общего у всех прилагательных?

Чем отличаются?

Как определить окончание?

Вспоминают правила, оценивают ответы друг друга, оперируют своими знаниями.

Формулируют изучаемые понятия, задают вопросы и отвечают на них.

Самопроверка.

На прошлом уроке мы учились писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

Выделять существенную информацию
Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта. Принимать

и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного
задания.

Осуществлять контроль
по результату. Делать выводы. Аргументировать свою
позицию.
Планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Анализировать, находить общее и различия,
делать выводы. Учитывать мнение
соседа по парте

III. Сообщение темы урока

Ребята, как вы думаете, мы умеем уже определить окончания у прилагательных?

Попробуйте вставить окончания прилагательных в предложениях.

Колючий снег сыплет с низк… неба. От лют… холода попрятались звери и птицы. Слайд 6

Докажите, почему вставили такое окончание.

Определите тему нашего урока. Слайд 7

Чему мы сегодня должны научиться?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

Принимать учебную задачу. Строить
речевое высказывание
в устной форме

IV. Изучение нового материала

Физкультминутка

1.Постановка проблемы.

фруктовова  сада     горячива чая          скрипучева  дерева

Найдите ошибки в словосочетаниях.

Ребята как вы думаете, почему зная вопрос имени прилагательного в родительном падеже  всё равно очень часто делают ошибки?

В устной речи окончание - ова, в письменной – ого или его

Это и есть секрет родительного падежа, произносим вопрос какова?,

а пишем окончания –ого-его.

2. Объяснение нового материала. Работа с учебником

Работа со схемой из учебника на странице 19 упражнение 33 Слайд 8

Я буду называть словосочетания, если я произнесу словосочетания, в котором слова мужского рода, вы хлопаете в ладоши, а если среднего – топаете.

 Молодой дубок, лесное растение, высокий забор, раннее утро, голубое озеро, широкого двора, интересные книги, веселый человек, больного зуба.

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты путем возвращения к плану.

V. Закрепление изученного материала

  1. Грамматическая эстафета

Дети выполняют работу в парах, по рядам. Слайд 9

Образуйте от данных существительных прилагательные мужского и среднего рода в Р. п.

город небо утро

багаж облако мороз

день ненастье солнце

Проверка. Слайд  10

2. Работа по учебнику (упражнение 35),

 

Определить основную мысль текста.

Один ученик работает у доски.

Давайте вспомним алгоритм, как определить падеж имени прилагательного.

3.Дополнительное задание. Слайд 11

 Дополнить текст недостающими именами прилагательными. Запишите эти слова в карточку.

Зимний лес.

Хорошо в зимнем лесу. Все засыпано снегом.

Около ________ куста следы ___________зайца.

Вот с дерева упал ком _________ снега.

Далеко в воздухе слышен стук ___________ дятла.

Ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.

Словообразование. Работа в группах.

Городского, небесного, утреннего, багажного, облачного, морозного, дневного, ненастного, солнечного.

Коллективная работа.

Выполняют задание в тетради.

Строить
понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию.

Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач

Умение добывать новые знания, используя уже известные тебе, умение анализировать, синтезировать  

VI. Итог урока

Рефлексия

- Вернемся к цели нашего урока.

Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже, научится правильно их писать.

- Справились ли мы с целью нашего урока.

- Что ещё вы сегодня узнали на уроке?

Слайд 12

  • На уроке я работал …
  • Своей работой на уроке я …
  • За урок я …
  • Материал урока мне был …

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

VII. Домашнее задание

Объяснить домашнее задание.

– Выполнить  упражнение № 37 стр.20.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

1.        Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет        с) признак предмета          в) действие предмета

2.        На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?  л) что делает? что сделает?    к) какой? какая? какие?

3.        Как определить род прилагательного?

м) по вопросу         л) по существительному, которое с ним связано

4.        Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя        о) –ое, -ее      и) –ый, -ий, -ой.

5.        Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным          н) второстепенным

6.       Какое прилагательное является антонимом к слову " неряшливый"?

а) вежливый       е) аккуратный          о) хлопотливый

7.        С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным          т) с глаголом           с) с наречием.

8.        Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка         и) вода         е) уводить

9.        Прилагательное это:

о) часть слова           и) член предложения          е) часть речи.

1.        Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет        с) признак предмета          в) действие предмета

2.        На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?  л) что делает? что сделает?    к) какой? какая? какие?

3.        Как определить род прилагательного?

м) по вопросу         л) по существительному, которое с ним связано

4.        Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя        о) –ое, -ее      и) –ый, -ий, -ой.

5.        Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным          н) второстепенным

6.       Какое прилагательное является антонимом к слову " неряшливый"?

а) вежливый       е) аккуратный          о) хлопотливый

7.        С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным          т) с глаголом           с) с наречием.

8.        Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка         и) вода         е) уводить

9.        Прилагательное это:

о) часть слова           и) член предложения          е) часть речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

Конспект  и презентация урока русского языка в 4 классе. Работа построена на основе деятельностного метода с получением продукта на основе изученного материала. Виды работы на уроке позволяют зак...

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Проверочная работа по теме: Безударное окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в Творительном и Предложном падежах. 4 класс.

Цель данной работы;  формировать умение детей писать правильно безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в Т.л и П.п....

Презентация: Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Творительном и Предложном падежах" 4 класс.

Цель работы: Способствовать формированию знания учащихся правильного написания безударныых окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и Предложных падежах....

Конспект урока по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Урок русского языка в 4 классеТема: Правописание падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже».

В конспекте рассматривается тема "Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном паде". В игровой форме проходит знакомство с темой, формирование навыка правописания ок...