Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
В конспекте рассматривается тема "Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном паде". В игровой форме проходит знакомство с темой, формирование навыка правописания окончаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus._yaz._okonchaniya_imen_prilagatelnyh.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия №29»
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе по теме:
«Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже».
Подготовила Солдаткина А.Н.
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия№29»
г.о. Саранск
Цель урока. Формирование навыка правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
Задачи:
- изучать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже;
- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Доброе утро! Желаю , чтобы это утро и этот день были для вас по-настоящему добрыми.
2. Вступление.
Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок- путешествие, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний.( Слайд 1).
И мы продолжим наше плавание по теме «Окончания имен прилагательных». Позвольте познакомить вас с маршрутным листом нашего путешествия:
( Слайд 2).
Порт Чистописания
Море Словарных Слов
Остров Повторения
Шторм для Смелых и Отважных
Залив Закрепления
Архипелаг Дружных Экипажей
Мыс Поэзии
Порт Итог
( Выходят два ученика )
1 уч.
Кто за приключения?
Все: Все без исключения!
Давай поднимем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
2 уч.
Пока что не отрытых
Или давно забытых!
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала!
3. Минутка чистописания.
А отправляемся мы из Порта Чистописания. (Слайд 3)
мМм ЛлЛ мМм ЛлЛ
-На что похожи сочетания строчных и заглавных букв М и Л ?( Волны, волнение на море)
-Найдите закономерность расположения букв и напишите красиво сочетания.
4. Словарная работа.
И вот мы уже в Море Словарных слов и думаем про наше путешествие.
-А что это за слово путешествие? ( Словарное слово)
- Какие словарные слова на морскую тематику вы знаете?
- Я предлагаю вспомнить написание следующих словарных слов:
(Слайд 4)
Про путешестви...
На корабл…
С экипаж…
К горизонт..
Назовите орфограммы в этих словах, определите падежи существительных, объясните написание окончаний.
Проверим. ( Слайд 5)
5. Повторение.
Предлагаю подплыть к Острову Повторения.
-Ребята, подберите к каждому словарному слову подходящие по смыслу прилагательные.
- Запишем некоторые из них.( Слайд 6)
Про увлекательное путешествие
На большом корабле
С дружным экипажем
К далекому горизонту
Определите падежи имен прилагательных , объясните.
Определите окончание, объясните.
Сделайте вывод! ( Имена прилагательные согласуются в роде, числе, падеже с именем существительным.)
Составьте и запишите с этими словосочетаниями предложение.
6. Работа над новой темой.
На таком корабле, да с таким экипажем, можно плыть к самому горизонту, на котором , по-моему, начинается Шторм, а это для Смелых и Отважных.
-А какие пословицы о смелости вы знаете?
-Я тоже приготовила для вас две пословицы, но слова в них случайно перепутались. Восстановите эти пословицы.
(Слайд 7)
Трусливому, смелому, воину, уважение, презрение, а.
Боится, штык, смелого, не берет, смелого, пуля.
Смелому воину уважение, а трусливому презрение.
Смелого пуля боится, смелого штык не берет.
(Слайд 8)
Объясните смысл пословиц.
Объясните написание окончаний имен прилагательных. ( По окончанию вопроса – какому? Смелому, трусливому. Какого? Смелого ).
Ребята, мне показалось, что в вопросе какого? Слышится окончание -ова, а в окончании прилагательного смелого -ава. Что вы думаете по этому поводу? (Ребята высказывают свои предположения)
Работа по таблице. (Слайд 9)
В каком падеже стоит прилагательное смелого? (Р.п.)
На какой вопрос отвечает? (Какого?)
Казалось бы все очень просто, ставим вопрос какого? и пишем окончания ого ,его. Но у родительного падежа ( и только у него!) есть секрет: произносим какова?, а пишем окончания ого, его. Запомните этот секрет!
Сформулируйте правило!
Сформулируйте тему нашего урока!
Запишите вторую пословицу по памяти, выделите окончания, над прилагательными запишите падеж.
С целью проверки обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
7. Первичное закрепление.
Мы справились со штормом и плывем в Залив Закрепления.
Откройте свои тетради на печатной основе на странице 27, упр. №2.
На какой вопрос отвечают прилагательные в этом упражнении ? ( Какого?) Значит в каком они падеже? ( Р.п.)
Какие окончания будем писать ? ( ого или его.)
Первый ряд выписывает прилагательные с окончанием ого, второй –его.
В каком роде были употреблены имена прилагательные? (М.р. и с.р.)
-Уточните вывод!
- А почему в одних прилагательных окончание ого, а в других его? ( В зависимости от твердой и мягкой основы).
8. Физкультминутка.
9. Закрепление.
Я напоминаю, что мы находимся в Заливе Закрепления.
На доске вы видите вопросы. Напишите ответы, употребляя данные в скобках слова. Выделите окончания и определите падеж прилагательных. (Слайд 10)
- Откуда вышли грибники? (Старый сосновый бор)
- От кого получили письмо ребята? ( Известный писатель)
- Из чего шьют куртку моряка? (Толстое сукно)
- У кого ветвистые рога?(Северный олень).
Например.
Д. Грибники вышли из старого соснового бора.
Старого, соснового -прилагательные в родительном падеже, окончания ого.
Проверим наши ответы. ( Слайд 11)
10. Групповая работа.
На горизонте показался Архипелаг Дружных Экипажей. А это работа для групп.
Объединитесь в группы.
Каждая команда получает лист со словосочетаниями. Первая команда выписывает словосочетания с прилагательными в родительном падеже, вторая- в дательном падеже, третья- в творительном , четвертая- в предложном падеже. Кто быстрее, дружнее и тише!
(Слайд 12)
Неуклюж..м медвежонком
К больш..й перемене
О праздничн..м дне
Из ближн..го села
Лучш..м подарком
В син..м море
От горяч..го молока
За крут..м поворотом
По скрипуч..й ступеньке
Из-за весел..го случая
К золот..му орешку
Хорош..м уроком
Для больш..го дела
О скучн..м разговоре
По зимн..му пути
На военн..м корабле
После проверки (Слайд 13 ) каждая команда делает вывод о написании окончаний имен прилагательных в том падеже с которым работали.
11. Мыс поэзии.
Я читаю отрывки из стихотворений. Найдите в них имена прилагательные в родительном падеже, назовите окончания.
- И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
2. Перед домом на Садовой
Сели мы в троллейбус новый.
Из открытого окна
Вся Садовая видна.
3. Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего. (Слайд 14)
12. Итоги урока.
Давайте и мы пожелаем друг другу всего хорошего и доброго!
А мы с вами добрались до Порта Итог.
-Кто подведет итог урока?
-Ответьте, пожалуйста, продолжая схему.( Слайд 15)
Мне понравилось
Захотелось
Я запомнил
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы!
Неуклюж..м медвежонком
К больш..й перемене
О праздничн..м дне
Из ближн..го села
Лучш..м подарком
В син..м море
От горяч..го молока
За крут..м поворотом
По скрипуч..й ступеньке
Из-за весел..го случая
К золот..му орешку
Хорош..м уроком
Для больш..го дела
О скучн..м разговоре
По зимн..му пути
На военн..м корабле
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».
Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода». Тема«Правописание безударных падежных окончаний...
Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже
Конспект и презентация урока русского языка в 4 классе. Работа построена на основе деятельностного метода с получением продукта на основе изученного материала. Виды работы на уроке позволяют зак...
Урок русского языка в 4 «А» классе по теме «Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже» (система Занкова) по учебнику Н. Нечаевой.
Разработка урока русского языка в соответствии с ФГОС....
Урок русского языка 4 класс "Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже»
Этот урок- путешествие увлекателен и интересен с презентацией....
Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...
Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"
Цель урока: Сформировать представление о написании окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...
Урок "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже"
Научить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже....