Конспект урока по русскому языку «Что такое окончание?» УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Анисимова Ксения Алексеевна

Цели деятельности учителя: Создание условий для формирования первичного представления об окончании, как изменяемой части слова и его ролью в предложении.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать формирование представления об окончании;

- уметь определять окончание;

- уметь формировать представления о роли окончания в предложении.

Личностные:

- уметь представлять о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

- знать о самоопределении нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания;

- осознавать ответственность за общее дело;

- знать о поведении моральных норм и этических требований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Канакина В.П., Горецкий В.Г., УМК «Школа России»

Тема: «Что такое окончание?»

Цели деятельности учителя: Создание условий для формирования первичного представления об окончании, как изменяемой части слова и его ролью в предложении.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать формирование представления об окончании;

- уметь определять окончание;

- уметь формировать представления о роли окончания в предложении.

Личностные:

- уметь представлять о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

- знать о самоопределении нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания;

- осознавать ответственность за общее дело;

- знать о поведении моральных норм и этических требований.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал, учебник “Русский язык. 3 класс”.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

Приветствие учителя

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Доброе утро! Я говорю всем, кто настроился работать.

-Можете садиться.

Приветствуют учителя

Готовят рабочее место

Л.: обеспечить мотивацию изучения нового материала, вызвать интерес к учебной деятельности

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

5 мин

Повторение изученной темы

-Вспомните, что называется корнем?

-Как пишутся корни в однокоренных словах?

-Теперь выполним следующее задание. У вас на карточках написаны слова в столбиках. Поработайте в парах. Прочитайте слова.

кролик кролик

кроличий кролику

крольчиха за кроликом

крольчата кролики

-По какому признаку я их разделила?

-Докажите!

Отвечают на вопросы

-корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение

-корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково

Работа в парах

-в первом столбике однокоренные слова, а во втором нет

-в первом столбике слова имеют общее значение и одинаковый корень, а во втором имеют одно лексическое значение, но разную форму слова

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р.: выдвигать версии,

определять проблему

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа, ответы на вопросы

5 мин

Подведение к теме

-Какая часть слова меняется во втором столбике?

-Предположите, как она называется? (подсказка: этой частью оканчивается слово).

-Эта часть слова называется окончанием.

-Вам знакомо это понятие?

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Каковы цели нашего урока?

-Как вы предполагаете план наших действий?

ПЛАН

1)Знать формирование представления об окончании;

2)Уметь определять окончание;

3)Уметь формировать представления о роли окончания в предложении.

Ученики высказывают свои предположения

Определяют план урока

П.: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

П.: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа, ответы на вопросы

Работа с учебником

8 мин

Объяснение нового материала

-Как вы думаете, где же мы можем найти ответ на вопрос «Что такое окончание?»?

-Проверьте, правильно ли мы определили тему и цели нашего урока.

-Знакомство с правилом. Прочитайте правило в учебнике.

-Что такое окончание?

-Каким может быть окончание?

-Что можно сказать о нулевом окончании?

-Как называется часть слова без окончания?

-А теперь вы можете выделить окончание в пропущенных словах?

-Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания □.

Обучающиеся самостоятельно читают правило

Отвечают на вопросы учителя

-в учебнике

-изменяемая часть слова

-нулевым

-нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой

-основа

-можем

Выделяют окончание в словах карточки. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении учебного задания

К.: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П.: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Динамическая пауза

Словесный: слово учителя

2 мин

-Мы дружно трудились, немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И очень глубоко всей грудью вздохнём.

Выполняют упражнения согласно инструкции учителя

К.: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Работа с учебником

Практический: работа в тетради

6 мин

Закрепление

-Теперь потренируемся. Выполним в учебнике упр. Прочитайте текст.

-Найдите слово, которое встречается в тексте два раза в форме единственного и множественного числа.

-Это однокоренные слова?

-Назовите окончание в слове голубь. Назовите окончание в слове голуби.

-Прочитайте однокоренные слова.

-Назовите корень в этих словах.

Записывают ответы в тетрадь и отвечают на вопросы учителя

-голубь и голуби

-нет. Это формы одного слова

-нулевое

-(-и.)

-голубь, голубятни

-голуб-

К.: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Р.: выполнение пробного учебного действия

К.: учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа в рабочей тетради

5 мин

карточке стихотворение. В некоторых словах пропущено окончание, допишите его.

У норы добычу ждёт,
Притаившись, серый 
кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от 
кот...
А теперь и за версту
Не приблизится к 
кот…
Крыса старая и та,
Видя грозного 
кот…,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с 
кот…,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о 
кот…

-Проверьте, правильно ли вы дописали окончание.

-В каких словах пришлось дописать окончание?

-Почему? Для чего служит окончание?

Обобщают изученный материал

Выполняют задание, записывают в тетрадь

Отвечают на вопросы учителя

-кота, коту, котом, коте

-для связи слов в предложении

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р.: осуществлять итоговый контроль

П.: формирование умения классифицировать по заданным основаниям

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Домашнее задание: инструктаж

4 мин

-Что нового узнали вы сегодня на уроке?

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

-Покажите на карточках своё настроение к концу урока.

-Какие цели ставили в начале урока?

-Теперь запишите домашнее задание: Упр. 146

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы

Записывают Д/з

Упр. 146

К.: оформлять свои мысли в устной форме

Р.: осуществлять итоговый контроль

Р.: умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3 мин

-Встаньте те ребята, кому было всё понятно.

-Встаньте те ребята, кому было трудно.

-Встаньте те ребята, кто сможет объяснить тему своему товарищу.

-Встаньте те ребята, кому было интересно.

-Спасибо за урок. До свидания!

Анализируют свою работу на уроке

Р.: анализировать собственную работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;•  раз­виват...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;•  раз...

Конспект урока по русскому языку Что такое имя существительное? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое имя существительное?Цели урока:•  формировать понятие об имени существительном;•  раз­вивать наблюдательность, речь;•  развивать орфог...

Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя:            Формиров...