Урок русского языка по теме "Слово и его значение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: «Слово и его значение»
Тема: «Слово и его значение»
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Цель: ознакомление со словом и его значением, показ на примере о необходимости пополнения словарного запаса.
Задачи:
- Образовательная: ознакомить учащихся с представлением о значении слова; актуализировать знания о толковом словаре
- Развивающие: обогащать словарный запас учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
- Воспитательные: воспитать интерес к предмету и любовь к родному языку.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник русского языка, карточки с заданием.
Предметные:
1) разъяснять значение слов
2) развитие орфографической зоркости;
3) пополнять словарный запас.
Метапредметные:
1) формирование умения делать выводы, обобщения;
2) развитие умения рассуждать, анализировать, принимать правильные решения;
3) формирование умения принимать и сохранять учебную задачу в течение урока;
4) формирование умения слушать и слышать одноклассников.
5) развитие мышления, речь, память, внимания;
6) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
7) развивать умение работать в парах.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех сегодня видеть! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. | Присаживаются на свои места. | Личностные: У обучающихся сформирована учебная мотивация |
Актуализация знаний | Ребята, сейчас мы с вами проведем орфографическую минутку. Ваша задача - записать слова с выделением непроверяемых орфограмм: праздник, шофёр, библиотека, прекрасный, рисунок, север, месяц, горизонт, багаж, каникулы, жёлтый. Обменяйтесь тетрадями для самопроверки. Работают две пары, остальные проверяют. -Хорошо! | Записывают слова, выделяют непроверяемые слова. Самопроверка | Познавательные: умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог |
Самоопределение к деятельности | Сейчас поиграем в игру « Угадай слово» Я вам загадываю слово, а ваша задача с помощью мимики и жестов изобразить его. 1 слово: крокодил 2 слово: машина 3 слово: мяч -Отлично! -Ребята, легко ли вам было изображать слова? -Какое средство общения вы использовали? -Скажите, а что является главным средством общения людей? - Для чего используется слово? Как оно устроено? -Хорошо, откройте учебник на с.81 и определите тему нашего урока. -Сформулируйте задачи урока | Выборочно выходят к доске, показывают слова с помощью мимики и жестов. Да Жесты и мимику Слово и речь Используется для составления предложений. Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку. Открывают учебник. Тема: «Слово и его значение» Вспомнить, как устроено слово, какую роль играет в общении, как узнать значение слова. | Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме. |
Реализация построенного проекта | - Обратите внимание на упражнение 129 на с.81. Прочитайте высказывания о слове ученого Т. Шмелевой и писателя К. Паустовского. - В чем смысл этих высказываний? -Выберете высказывание о слове, которое вам больше всего понравилось, и запишите его в тетрадь, укажите автора. -Как вы думаете, сколько слов русского языка вы знаете? -А все ли значения слов вы уже можете объяснить? Давайте проверим, достаточно ли ваших знаний, чтобы понимать разные тексты. -Прочитайте отрывок из сказки на с.81упр 130. -Ребята, как поступить, если значение слова вам неизвестно? -Верно! В каком словаре можно прочитать, что обозначает слово? -Вам известно, кто автор толкового словаря? -Верно! Прочитайте выдержку из толкового словаря о значении слова грош на с. 82 -Сколько значений имеет это слово? -Как называются такие слова в языке? Вспомним, какие толковые словари мы знаем. (Показываю толковые словари В.И.Даля и С.И. Ожегова) -Как вы думаете, одинаковым ли количеством слов(словарным запасом) пользуются разные люди? -Прочитайте ответ на этот вопрос в высказывании Совенка на с.82 | Читают Записывают в тетрадь понравившееся высказывание. Очень много знаем. Нет Посмотреть в словаре. В толковом словаре. Ожегов Сергей Иванович. Читают Два значения Многозначные слова Предполагают | Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог. |
Динамическая пауза | Игра «Гномы и великаны» | Выполняют динамическую паузу. | |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Работа в парах. Обратите внимание на упр 131. Ваша задача - составить диалог из восьми-девяти предложений на одну из данных тем так, чтобы использовать не более десяти слов. -Ребята, какую речь называют точной? - Какой смысл имеют данные фразеологические обороты? Открываю доску 1) Вертится на языке 2) Плести языком 3) Язык как помело 4) Язык хорошо подвешен - О каком человеке говорят, что у него язык хорошо подвешен? -Верно! -Как вы считаете, хорошо ли у вас подвешен язык? - А что для этого нужно сделать? | Работают в парах, составляют диалог. Вербальная речь- с помощью слов. Точность речи - это соответствие слов содержанию.
Это говорится о человеке, который умеет договориться и хорошо говорит. Нет; Нужно больше читать | Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме |
Подведение итогов, рефлексия. | -Ребята, какой раздел мы начали изучать? -Как вы считаете, должен ли человек пополнять свой словарный запас? С какой целью? - Ребята, как вы считаете, все ли задачи мы с вами сегодня выполнили? Оцените свою работу на уроке. Выберете одно из этих предложений: 1)Мне было легче всего… 2)Я столкнулся с проблемой… 3)У меня сегодня получилось… Ответьте каждый. Всем спасибо за урок! С вами было очень приятно работать! | Отвечают на вопросы Слово и его значение Да, чтобы знать больше и быть умнее. Да, мы выполнили все задачи на уроке. | Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Слово и его лексическое значение"
Данный урок составлен с использованием технологии развития критического мышления. (РКМ). В основе технологии РКМ лежит базовая модель состоящая из трех фраз: стадия вызова, стадия осмысления, ре...
Урок русского языка в 4 классе "Лексическое значение слова"
Урок русского языка в 4 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)...
Урок русского языка по темеСлова, отвечающие на заданные вопросы. Сочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
Урок составлен по УМК "Школа 21 века! с учетом ФГОС....
Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" . УМК "Планета знаний"...
Урок русского языка "Слова, которые имеют сходное значение, но звучат и пишутся по-разному"
Урок русского языка "Слова, которые имеют сходное значение, но звучат и пишутся по-разному" посвещен понятию "Синонимы". Урок разработан по пронрамме "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.
Данную разработку можно использовать на уроке русского языка в 3 классе....