Урок русского языка "Слова, которые имеют сходное значение, но звучат и пишутся по-разному"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Семёнова Ирина Николаевна

Урок русского языка  "Слова, которые имеют сходное значение, но звучат и пишутся по-разному" посвещен понятию "Синонимы". Урок разработан по пронрамме "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka._sinonimy.docx28.31 КБ
Файл sinonimy.pptx774.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Учитель Семёнова Ирина Николаевна

Название   предмета: Русский язык

Класс 2

УМК «Перспективная начальная школа

Урок №  48  Дата по плану14.11.2013г.

Тема:  Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся

ЦЕЛИ

1. познакомить детей с синонимами, показать их роль  и значение в нашей речи; формировать умение находить слова со сходными значениями, подбирать синонимы .

2. Развивать наблюдательность, устную речь обучающихся, расширять словарный запас детей,  их творческие и познавательные способности.

3. Воспитывать любовь к родному  языку и слову, чувство прекрасного.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Вид урока:  урок – презентация.

Методы урока:  частично – поисковый,  наглядный,  словесный, практический.

Формы работы: коллективная, фронтальная, групповая, парная.

Основные термины и понятия: синонимы

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение

Оборудование: учебники, тетради, словари, компьютер, проектор, презентация, карточки с текстом.

Формируемые УУД на уроке

Познавательные УУД: умение работать со словарями, общеучебные — формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД: наблюдать и делать выводы, развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение оформлять мыс-

ли в устной форме с достаточной полнотой

Личностные УУД:

умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

II. Мотивация учебной деятельности

Слова – строительный материал русского языка и составляют его богатство, они делают наш родной язык выразительным, метким, ярким, музыкальным, с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения. Я шла на работу и думала об этом. Вот, например, в русском языке есть слова, которые состоят их 100 букв. Может быть вы такие знаете? Отгадайте ребусы. 100н, 100л, 100й – слайд 1

III.Актуализация знаний.

Есть и другие интересные слова. Вот рассказ двух детей. Дети по ролям читают рассказ Н.Сладкова «Овсянка»  с карточек (овсянка – птица и овсянка – каша)

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка. Люблю я овсянку!

- И я люблю!  Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная! Особенно зимой да с молоком!

- Как это вкусная? Как с молоком?

- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку! 

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? 

- Про ту, что в нашем саду летом жила и песни пела.

- Каша песни пела?!

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

(слайд 2)

Какое слово в рассказе имеет разный смысл¸ но слышится и пишется одинаково?- Как в русском языке называют такие слова? Почему?(Слайд 3)

ОМОНИМАМИ

IV. Формулирование темы урока, постановка цели

 Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты слов русского языка. Слайд 4

Рассмотрите картинки, скажите, какие слова к ним подходят по смыслу. Соедините картинки и слова (на слайде используется функция «перо»)

Чем отличаются эти слова, чем похожи.

Как вы думаете, с какими словами мы сегодня будем работать на уроке?

 - Со словами похожими по смыслу, но разными по звучанию и написанию 

На уроке узнаем как они называются, зачем нужны в нашей речи.

V. Изучение нового

- Откройте учебник русского языка (1 часть) на странице 115 и прочитайте отрывок из стихотворения Якова Акима.

- Найдите слова сходные по значению (близкие по смыслу).

- Сколько таких разных слов вы нашли, которые означают одно и то же (близкие по значению, сходные по смыслу)? Назовите их?

(вьюга, метель, пурга)

VI.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

Прочитайте текст на странице 116.

- К какому словарю предлагают обратиться Миша и Маша?

Найдите в Толковом словаре (учебник русского языка, часть2) слово «АЗБУКА».

Прочитайте словарную статью о нём.

- Что мы можем сказать о слове «АЗБУКА»? (слово «АЗБУКА» многозначное).

- Докажите.

- Найдите в статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и азбука-книга (слово со сходным значением, близкое по смыслу).

- Продолжите работу с Толковым словарём по командам (по рядам).

Найдите словарную статью в Толковом словаре: 1 команда  - слово «боец», 2 команда – слово»страж», 3 команда – слово «смелый» и подберите ему пару – слово близкое по смыслу, со сходным значением. Слайд 4

 (взаимопроверка)

VII.Динамическая минутка.

Покажите мне то. Что я буду называть.

Дело, работа, труд, занятие (4 слова)

Большой, громадный, огромный, гигантский, крупный (5 слов)

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться (5 слов)

Умный, неглупый, толковый, разумный, смышлёный, мудрый, сообразительный, смекалистый (8 слов)

Волшебник, кудесник, колдун, маг, чародей, фокусник (6слов)

Красивый, прекрасный, великолепный, восхитительный, божественный, пленительный, роскошный (7слов)

Почему вы показывали одинаково, хотя я называла разные слова

Прочитайте в учебнике на стр. 118 подсказку Летучей мыши (правило в учебнике стр. 118)

 и вы узнаете, как называются слова в русском языке близкие по смыслу?

С И Н О Н И М Ы

- Какие слова называют синонимами?

VIII. Закрепление  нового

Упражнение 86, стр.117

В упражнении дан замечательный отрывок из стихотворения русского поэта Ивана Сурикова «Детство».

- Прочитайте его.  Все ли слова понятны?

- Подберите к выделенным словам синонимы. Запишите их парами.(Слайд 5)

Хохочут –смеются

Перезябнешь – замёрзнешь

Бредёшь – идёшь

Ветхую – старую

Скинешь – снимешь

Заберёшься – залезешь

- Почему поэт употребил именно эти слова?

- Назовите слова – названия действий.

- Назовите слова – названия признаков.

IX.Обобщение, проверка усвоения материала- Рассмотрите картину, какое настроение вызывает у вас этот пейзаж. Прочитайте строки под иллюстрацией. Как вы можете их назвать? (ХОККУ) (Слайд 6)

Подберите слова синонимы, с помощью которых можно описать этот дивный сад и эту картину?

Запишите получившееся предложение в тетрадь, используя 2,3 синонима. Подчеркните слова – признаки волнистой линией. Проверьте в парах правильность написания и выполнения задания.

X. Рефлексия.

Какими словами можно описать вашу работу на уроке, а ваше настроение?. Подберите несколько слов схожих по смыслу. Как называются эти слова? (СИНОНИМЫ)- Зачем нужны слова – синонимы в нашей речи?

- Какие задания были интересны вам?- Что вызвало затруднение?

Спасибо за работу на уроке умным, талантливым, сообразительным, умелым ребятам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

100 л 100 п

Слайд 2

овсянка омонимы

Слайд 3

испуг ужас страх

Слайд 4

Азбука* Боец* Страж* Смелый*

Слайд 5

Хохочут - Перезябнешь - Бредёшь - Ветхую - Скинешь - Заберёшься - смеются замёрзнешь идёшь старую снимешь залезешь СИНОНИМЫ

Слайд 6

О, сколько их на полях! Но каждый цветет по-своему- В этом высший подвиг цветка! (Басё) Чужих меж нами нет Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету. ( Исса )

Слайд 7

Мне нравится этот……….сад! Я любуюсь …………….. картиной! красивый бесподобный , благолепный , великолепный , восхитительный , дивный , живописный, нарядный , обворожительный , очаровательныйпрекрасный , прелестный, пышный , распрекрасный, роскошный, симпатичный, хороший ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с презентацией «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы» 1 класс "Школа2100"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа 2100". Тема урока " «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному:  с большой буквы и с маленькой буквы». Урок р...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному?"

Разработка урока во 2 классе из раздела "Алфавит. Написание большой буквы в словах". Составлен в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект урока по русском языку "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся".

Технологическая карта к уроку русского языка для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок по русскому языку. Слова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся.

Конспект по русскому языкуСлова со сходным значением, которые по разному звучат и пишутся...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»...