Урок русского языка "Слово и его лексическое значение"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Данный урок составлен с использованием технологии развития критического мышления. (РКМ). В основе технологии РКМ лежит базовая модель состоящая из трех фраз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.rar | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
2 класс
«Программа «Начальная школа XXI века »»
Учитель высшей категории
МОБУ «СОШ №1» пгт Пойковский
Гусак Ирина Викторовна
Тема: «Слово и его лексическое значение (с использованием технологии развития критического мышления и ИКТ)».
Цели урока:
• актуализировать и упорядочить знания учащихся о разделах языкознания, дать представление о разделе науки о языке «Лексика»; познакомить с понятием лексическое значение слова; сформировать навык толкования лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов;
• развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;
• создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Приемы ТРКМ: дерево предсказаний, инсерт, кластер.
Методический комментарий.
В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фраз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.
Первая стадия: позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о …?»). Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.
Вторая стадия: осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?).
Третья стадия: рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
Что же принципиально новое несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
Ребята! Я рада видеть вас снова на уроке. Думала, что сегодняшнее наше общение принесет нам радость.
- Стадия вызова.
- Словарная работа.
Учитель:
Будем распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. Я называю слова, а вы записываете те, в которых безударную гласную нельзя проверить: автобус, лесной, деревня, картина, лететь, снежок, народ, березовый.
- Самопроверка с опорой на слайд № 2.
Учитель:
На какие группы еще можно разделить эти слова? (Имена существительные, имена прилагательные) слайд №3 (Группировка слов).
- Сообщение темы урока.
Учитель: Мы продолжаем изучать разделы науки о языке. Давайте вспомним изученные нами разделы и что изучается в каждом из них. (ответы детей о фонетике, орфографии) – опора на слайд №4.
Учитель:
Сегодня мы исследуем еще один раздел языкознания – «Лексика» (запись темы). Мы часто употребляем понятие «слово». Изучая в фонетике звуки, мы говорили, что они нужны для построения и различия слов.
- Для чего же слово нужно в языке?
Прием «Дерево предсказаний».
Для чего слово нужно в языке?
Вариант №1
Вариант №3
Вариант № 2
Вариант № 4
Учитель просит учащихся озвучить идеи и предложения. Все версии (правильные и не правильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: согласны ли вы с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
- Различные между словом и предметом, роль слова в языке.
Слайд №5
Рассмотрите рисунки различных предметов: стул, береза, глобус, мяч, шахматная фигура, стол. Что вы видите на рисунке? А теперь прочитайте, что написано на доске? (Слово заранее записано и закрыто). Проводится сопоставление предмета и слова, которое должно «развести» их в сознании учащихся и раскрыть функцию слова в языке. Рассматривая рисунки, мы видели предметы, которые нас окружают. Чем же является слово по отношению к предмету? (Его названием). Возвращаемся к первоначальным версиям, обращаем внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске, убираем с доски неверную информацию.
Вывод: «слова служат в языке для названия всего того, что нас окружает».
Учитель: Итак, есть предметы и есть слова, которыми мы называем эти предметы, есть признаки предметов и есть слова, называющие их, есть действия предметов, есть слова, называющие их.
Окружающий нас мир многообразен, каждая его «частичка» имеет свое название, свое слово. Слов в русском языке великое множество.
- Стадия осмысления.
- Чтение и осмысление текста.
Слайд № 6
«Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «столько, сколько звезд на небе!» Это очень неверный ответ: видимых простым глазом звезд на небе ни так уж много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше».
Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.
Сколько же все-таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского языка» более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, и все вместе они составляют словарный состав языка, или его лексику.
- Лексическое значение слова.
Учитель: Наша задача – расширять свой словарный запас. А что значит узнавать новые слова?
Каждое слово что-то обозначает, то есть имеет лексическое значение. Смысл слова и есть его лексическое значение. Значит, узнать новое слово – значит узнать, понять его лексическое значение.
А как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова?
- Прием «Инсерт» . Слайд №7
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
\/ - эту информацию я знаю;
+ - это новая для меня информация;
? – эта информация для меня не понятна.
Текст из учебника страница 25 «Третьяковская галерея »
- Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.
- Большинство слов имеет лексическое значение, то есть тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.
- Существует несколько способов объяснения лексического значения слов.
- краткое толкование чаще всего используется в толковых словарях: ущелье – узкая и глубокая расщелина в горах. Горное ущелье.
- Подбор синонимов (близких по лексическому значению слов) тоже помогает уточнить значение слова, вспомнить и другие слова с таким же значением:
ущелье – теснина, каньон.
- Подбор однокоренных слов помогает понять, почему именно так назван предмет: ущелье – щель, щелочка, расщелина.
- Рисунок объясняет лексическое значение слова. Такой прием знакомства с новым словом часто используется в книжках, адресованных маленьким детям, а также в книгах, где разъясняются значения редко употребляющихся слов.
После чтения текста беседа:
- Какая информация вам была знакома?
- Какие новые сведения вы для себя отметили?
- Все ли понятно? Какие появились вопросы?
- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?
- Первичное закрепление.
а) Работа с толковым словарем.
Выпишите из этого текста выделенные слова и уточни по толковому словарю их значение. Запиши в тетрадь лексическое значение этих слов.
Знакомство со словарной статьей толкового словаря, с видами словарей.
б) Составление учащимися статьи о словах: весна, береза, сугроб, дорога. Работа ведется в группах. (подбор однокоренных слов)
- Самостоятельная работа.
а) Творческий диктант.
Узнать слово по толкованию его лексического значения.
Сосуд для содержания и разведения водяных животных и растений; печатное издание небольшого объема, безмоторный, летательный аппарат, прибор для определения температуры воздуха.
IV Стадия рефлексии.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что изучает «Лексика?»
- Что такое лексическое значение слова?
- Как можно объяснить лексическое значение.
Составление кластера. Слайд №8
Лексика как раздел языкознания
Лексическое значение
толковый словарь
подбор синонимов
Подбор однокоренных слов
рисунок
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Все ли вам понятно?
V. Домашнее задание.
Упражнение 1 странице 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.
Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...
Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов.
Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов. Программа "Школа 21 век"....
урок русского языка 2 класс "Лексическое значение слова"
урок русского языка во 2 классе "Лексическое значение слова"...
Конспект урока русского языка на тему: "Лексическое значение имени существительного"
Цели деятельности учителя: 1. создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением. 2. воспитывать интерес к русскому языку, ...
Урок русского языка «Что такое лексическое значение слова»
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».Задачи урока: - способствовать формированию лексического запас...
Конспект урока русского языка по теме "Лексическое значение слова" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «лексическое значение слова», формирование умения определять лексическое значение слова; умения находить в толковом словаре определен...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА"Имя прилагательное. Лексическое значение.", 3 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное. Лексическое значение.Цели деятельности учителя: повторение знаний об имени прилагательном.Планируемые результаты: Предметные:Знать: определени...