«Правописание суффиксов -ик; -ек» Системно-деятельностный подход на уроке русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цели урока:
1. Способствовать овладению способом правописания слов с суффиксами -ик; -ек.
2. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 522.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пижемская средняя школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Пижемская СОШ
____________М.А.Каргапольцева
РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: «Правописание суффиксов -ик; -ек»
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка
(УМК «Школа России», 3 класс)
Выполнила:
Смирнова
Екатерина Сергеевна,
учитель начальных классов
Пижма, 2021
Тема: «Правописание суффиксов -ик; -ек»
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка
(УМК «Школа России», 3 класс)
Тема урока: Правописание суффиксов -ик ; -ек .
Цели урока:
1. Способствовать овладению способом правописания слов с суффиксами -ик; -ек.
2. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Ход урока
I. Орг.момент
- Давайте улыбнёмся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на нашем уроке. А наша дружная работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей. Вы готовы? Значит, начинаем!
II. Актуализация знаний, умений, формулирование проблемы
Задание на доске:
- Прочитать, определить, в какой части слова пропущена буква.
- Вставить пропущенную букву и объяснить её написание.
горд . сть, стар . нький, тарел . чка, замоч и/е к, ключ и/е к
- Что мы знаем о правописании суффиксов? (знаем о правописании. Суффиксы пишутся по правилу)
- Какое правило нам поможет, чтобы написать слова? (в слове гордость суффикс –ость, т.к. нет суффикса –асть и т.д)
- Можно ли воспользоваться этим правилом для написания слов замочек, ключик? (нет)
- Чего мы не знаем, чтобы справиться с заданием? (не знаем правила и способа проверки таких слов)
III. Постановка учебной задачи
- Если мы не знаем правила и способа проверки слов с суффиксами –ик; -ек, какую учебную задачу перед собой поставим?
Учебная задача: какой способ существует в русском языке для определения написания суффиксов -ик; -ек.
IV. Открытие нового знания
Работа в паре.
Правила работы в паре
1.Говорим вежливо, называя собеседника по имени.
2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
3.Внимательно слушаем.
4.Четко высказываем свое мнение.
5.Уважаем мнение собеседника.
Задание:
На карточках - Прочитать слова, разделить их на группы, выделить суффиксы.
лист.к, пенёч.к, мячики, кармаш.к, пенёчки, мяч . к, кармашки, листики
Проверка:
- На какие группы разделили слова? (ед.ч., мн.ч.)
ед.ч. мн.ч.
лист . к листики
пенёч. к пенёчки
мяч . к мячики
кармаш . к кармашки
- Посмотрите на суффиксы слов первого столбика.
- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс?
- Для этого проанализируйте слова второго столбика.
- Что заметили? (при изменении формы слова гласная суффикса или остаётся в нём, или исчезает)
- Попробуйте самостоятельно записать слова, применяя правило о правописании суффиксов -ик,-ек.
Выводы и представление результатов.
ед.ч. мн.ч.
листик листики
пенёчек пенёчки
мячик мячики
кармашек кармашки
Сличение написания с образцом (эталоном).
- Объясните, докажите ваш выбор.
Чтение правила (Уч., С.125, правило).
- А чтобы легче было запомнить правило, поможет вам сказка.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них школа, где они учились. Суффикс -Ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -Ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее К всегда оставалась на месте, а Е умудрялась улизнуть. Один раз, когда Е опять убежала, учитель решил считать её беглой гласной в суффиксе -Ек.
- Кто запомнил, когда пишется -ек, а когда -ик ?
Выводы: Алгоритм.
- Необходимо изменить форму слова.
- Посмотреть на гласную. (Убегает?)
- «Да» – -ек.
- «Нет» – -ик.
V. Физ.минутка
VI. Включение нового знания в систему знаний (первичное закрепление)
Самостоятельная работа
Задание: объяснить написание слов (С.125, упр.242); сформулировать, какие действия надо выполнять, чтобы выбрать нужный суффикс.
Проверка результатов написания
Групповая работа.
на снежинке слова:
1группа - уголоч . к, денёч . к, молоточ . к, грибоч . к.
2группа - дом . к, журавл . к, хвост . к, мост . к.
3группа - веноч . к, сад . к, садоч . к, букет . к.
4 группа – кот . к, стол . к, дубоч . к, клубоч . к.
Задание: вставить орфограмму, разложить снежинки по конвертам (1-ик, 2-ек), дать команду учителю о выполненной работе.
Проверка.
Одна группа комментирует, остальные в роли «контролёров».
- Все ли снежинки вы положили в конверт? Почему? (Нет, есть -ик, - ек)
- Поднимите руки те, кто справился с заданием. Что вам помогло выполнить задание правильно?
- Кто допустил ошибки? Почему так произошло? Что нужно делать, чтобы в следующий раз не допускать ошибок?
VII. Контроль.
Самостоятельная работа (дифференцированная)
1 уровень
Гвозд.к, цветоч.к, дожд.к, луч.к, билет.к, пакет.к, кусоч.к .
2 уровень
- Составить и записать 2 предложения, используя данные слова.
Во время работы учитель проходит и проверяет.
Поднимите руку, кто выполнял 1 уровень, 2-ой?
Фронтальная проверка.
VIII. Итог урока
- Какую учебную задачу перед собой ставили? (какой способ существует в русском языке для определения написания суффиксов -ик; -ек.)
- Теперь мы можем вставить пропущенную орфограмму в словах замоч и/е к, ключ и/е к?
- Обоснуйте свой выбор.
Рефлексия
Закончи предложение
-Теперь я знаю, что………
-Теперь я умею…….
-Теперь я смогу…….
- Оцените свою работу на уроке.
- Поднимите зелёный карандаш, если вы всё знаете и можете объяснить товарищу;
жёлтый – знаете, но вам нужна помощь;
красный – испытываете затруднение.
- Мне сегодня было очень приятно работать с вами на уроке. Я увидела любознательных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали новое, значит стали умнее.
- Мне хотелось бы закончить наш урок такими словами.
Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на пять!
С ошибкой писать – тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить!
Писать без ошибок – основа основы!
Давайте же будем язык свой любить!
IX. Домашнее задание
Стр.126, упр.243; Стр.126, учить правило.
Заключение
Урок русского языка «Правописание суффиксов -ик; -ек» - первый урок по теме «Правописание суффиксов -ик; -ек». Он имеет большое значение в общей системе уроков обучения русскому языку. В содержание урока включены элементы системно – деятельностного подхода, учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска нужной информации и соответствует их жизненному опыту.
Работая в группах, с целью «открытия нового знания», ребята делают выводы, ищут пути решения учебной задачи.
На этапе рефлексии (подведения итогов) формируется умение выделять усвоенный материал – как результат урока (присвоенные новые знания) и проводится самооценивание своей деятельности.
Формирование положительного отношения к учению составляет комплекс личностных результатов.
Организация урока с учетом системно – деятельностного подхода способствует развитию учебной деятельности – умения учиться, как основной задачи на этапе обучения в школе первой ступени.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"
Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"
Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка в 4 классе (по УМК "Перспектива")
Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка позволяет ориентировать педагога на достижения личностных и метопредметных результатов обучения младших школьников. Целью современ...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах.
Презентация на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах"....
Пути реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения
Часто мы слышим фразу: «Дети – наше будущее». Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику. Человек XXI века - это творческая личност...
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка".
Тема. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Цель: формировать представление о синонимах, расширять словарный запас учащихся. ...