«Правописание суффиксов -ик; -ек» Системно-деятельностный подход на уроке русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Смирнова Екатерина Сергеевна

Цели урока:

1. Способствовать овладению способом правописания слов с суффиксами -ик; -ек.

2. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx522.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пижемская средняя школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Пижемская СОШ

            ____________М.А.Каргапольцева

    РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: «Правописание суффиксов -ик; -ек»

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка

(УМК «Школа России», 3 класс)

              Выполнила:  

Смирнова

 Екатерина Сергеевна,

учитель начальных классов

 

Пижма, 2021

Тема: «Правописание суффиксов -ик; -ек»

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка

(УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока: Правописание суффиксов -ик ; -ек .

Цели урока:

1. Способствовать овладению способом правописания слов с суффиксами -ик; -ек.

2. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Ход урока

I. Орг.момент

- Давайте улыбнёмся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на нашем уроке. А наша дружная работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей. Вы готовы? Значит, начинаем!

II. Актуализация знаний, умений, формулирование проблемы

Задание на доске:

  1. Прочитать, определить, в какой части слова пропущена буква.
  2. Вставить пропущенную букву и объяснить её написание.

горд . сть, стар . нький, тарел . чка, замоч и/е к, ключ и/е к

- Что мы знаем о правописании суффиксов? (знаем о правописании. Суффиксы пишутся по правилу)

- Какое правило нам поможет, чтобы написать слова? (в слове гордость суффикс –ость, т.к. нет суффикса –асть и т.д)

- Можно ли воспользоваться этим правилом для написания слов замочек, ключик? (нет)

- Чего мы не знаем, чтобы справиться с заданием? (не знаем правила и способа проверки таких слов)

III. Постановка учебной задачи

Если мы не знаем правила и способа проверки слов с суффиксами –ик; -ек, какую учебную задачу перед собой поставим?

Учебная задача: какой способ существует в русском языке для определения написания суффиксов -ик; -ек.

IV. Открытие нового знания

Работа в паре.

Правила работы в паре

1.Говорим вежливо, называя собеседника по имени.

2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3.Внимательно слушаем.

4.Четко высказываем свое мнение.

5.Уважаем мнение собеседника.

Задание:

На карточках - Прочитать слова, разделить их на группы, выделить суффиксы.

лист.к, пенёч.к, мячики, кармаш.к, пенёчки, мяч . к, кармашки, листики

Проверка:

- На какие группы разделили слова? (ед.ч., мн.ч.)

ед.ч. мн.ч.

лист . к листики

пенёч. к пенёчки

мяч . к мячики

кармаш . к кармашки

- Посмотрите на суффиксы слов первого столбика.

- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс?

- Для этого проанализируйте слова второго столбика.

- Что заметили? (при изменении формы слова гласная суффикса или остаётся в нём, или исчезает)

- Попробуйте самостоятельно записать слова, применяя правило о правописании суффиксов -ик,-ек.

Выводы и представление результатов.

ед.ч. мн.ч.

листик листики

пенёчек пенёчки

мячик мячики

кармашек кармашки

Сличение написания с образцом (эталоном).

- Объясните, докажите ваш выбор.

Чтение правила (Уч., С.125, правило).

- А чтобы легче было запомнить правило, поможет вам сказка.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них школа, где они учились. Суффикс -Ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -Ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее К всегда оставалась на месте, а Е умудрялась улизнуть. Один раз, когда Е опять убежала, учитель решил считать её беглой гласной в суффиксе -Ек.

- Кто запомнил, когда пишется -ек, а когда -ик ?

ВыводыАлгоритм.

  1. Необходимо изменить форму слова.
  2. Посмотреть на гласную. (Убегает?)
  3. «Да» – -ек.
  4. «Нет» – -ик.

V. Физ.минутка

VI. Включение нового знания в систему знаний (первичное закрепление)

Самостоятельная работа

Задание: объяснить написание слов (С.125, упр.242); сформулировать, какие действия надо выполнять, чтобы выбрать нужный суффикс.

Проверка результатов написания

Групповая работа.

на снежинке слова:

1группа - уголоч . к, денёч . к, молоточ . к, грибоч . к.

2группа - дом . к, журавл . к, хвост . к, мост . к.

3группа - веноч . к, сад . к, садоч . к, букет . к.

4 группа – кот . к, стол . к, дубоч . к, клубоч . к.

Задание: вставить орфограмму, разложить снежинки по конвертам (1-ик, 2-ек), дать команду учителю о выполненной работе.

Проверка.

Одна группа комментирует, остальные в роли «контролёров».

- Все ли снежинки вы положили в конверт? Почему? (Нет, есть -ик, - ек)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием. Что вам помогло выполнить задание правильно?

- Кто допустил ошибки? Почему так произошло? Что нужно делать, чтобы в следующий раз не допускать ошибок?

VII. Контроль.

Самостоятельная работа (дифференцированная)

1 уровень

Гвозд.к, цветоч.к, дожд.к, луч.к, билет.к, пакет.к, кусоч.к .

2 уровень

- Составить и записать 2 предложения, используя данные слова.

Во время работы учитель проходит и проверяет.

Поднимите руку, кто выполнял 1 уровень, 2-ой?

Фронтальная проверка.

VIII. Итог урока

Какую учебную задачу перед собой ставили? (какой способ существует в русском языке для определения написания суффиксов -ик; -ек.)

- Теперь мы можем вставить пропущенную орфограмму в словах замоч и/е к, ключ и/е к?

- Обоснуйте свой выбор.

Рефлексия

Закончи предложение

-Теперь я знаю, что………

-Теперь я умею…….

-Теперь я смогу…….

- Оцените свою работу на уроке.

- Поднимите зелёный карандаш, если вы всё знаете и можете объяснить товарищу;

жёлтый – знаете, но вам нужна помощь;

красный – испытываете затруднение.

- Мне сегодня было очень приятно работать с вами на уроке. Я увидела любознательных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали новое, значит стали умнее.

- Мне хотелось бы закончить наш урок такими словами.

Давайте стараться не делать ошибок!

Давайте себя и других уважать,

Чтоб не были правила нами забыты,

Учитесь на совесть и только на пять!

С ошибкой писать – тратить время другого!

Себя вы насмешкой не дайте травить!

Писать без ошибок – основа основы!

Давайте же будем язык свой любить!

IX. Домашнее задание

Стр.126, упр.243; Стр.126, учить правило.

Заключение

Урок русского языка «Правописание суффиксов -ик; -ек» - первый урок по теме «Правописание суффиксов -ик; -ек». Он имеет большое значение в общей системе уроков обучения русскому языку. В содержание урока включены элементы системно – деятельностного подхода, учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска нужной информации и соответствует их жизненному опыту.

Работая в группах, с целью «открытия нового знания», ребята делают выводы, ищут пути решения учебной задачи.

На этапе рефлексии (подведения итогов) формируется умение выделять усвоенный материал – как результат урока (присвоенные новые знания) и проводится самооценивание своей деятельности.

Формирование положительного отношения к учению составляет комплекс личностных результатов.

Организация урока с учетом системно – деятельностного подхода способствует развитию учебной деятельности – умения учиться, как основной задачи на этапе обучения в школе первой ступени.

Приложение

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/29/s_58db517921510/599596_1.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/29/s_58db517921510/599596_2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка в 4 классе (по УМК "Перспектива")

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка позволяет ориентировать педагога на достижения личностных и метопредметных результатов обучения младших школьников.  Целью современ...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах.

Презентация на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах"....

Пути реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения

Часто мы слышим фразу: «Дети – наше будущее». Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику. Человек XXI века - это творческая личност...

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка".

Тема. Слова  со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Цель: формировать  представление о синонимах, расширять словарный запас учащихся.        ...