урок по русскому языку в 3 классе
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Формировать умение определять число имени существительного, а также уметь изменять их по числам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.docx | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. УМК «Школа России»
Учитель: Иванова Л.Г.
Тема урока. Число имен существительных.
Учебник: «Русский язык» /В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»)
Педагогическая цель | Формировать умение определять число имени существительного, а также уметь изменять их по числам. |
Тип, вид урока | усвоение новых знаний и способов действий. |
Планируемые результаты (предметные) | - находить в тексте имена существительные; - определять грамматические признаки имён существительных – единственное и множественное число; - видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания; |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные: формирование положительного отношения к учению; воспитание культуры речи; ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Метапредметные. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; распределять объекты в группу по общему признаку; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять, вносить необходимые коррективы в свои действия. Познавательные: пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности) |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная Методы: словесный, наглядный, практический, частично - поисковый |
Основное содержание темы, понятия и термины | Единственное и множественное числа имени существительного |
Образовательные ресурсы | Текст учебника, презентация, карточки |
Ход урока.
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||||
I. Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку. | Слайд 1 Начинается урок, Он пойдет, конечно, впрок, Если будете внимательны, Все поймете обязательно – Проверим готовность к урок Слайд 2 Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». На минутке чистописания сегодня будете писать | Приветствие учителя. Проверяют готовность рабочего места. Записывают число, Классная работа. Пишут предложенные учителем буквы в соединении элементами от букв | Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам | Наблюдение | ||
II.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности | Фронтальная беседа Работа в парах | Слайд 3 - Начнём знакомство с темой урока с загадки. Во дворе замёрзли лужи, Целый день позёмка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла …. (зима) - Найдите в загадке существительные. Назовите их. (Во дворе, лужи, день, позёмка, дома, зима) - Имена существительные запишите в тетрадь в два столбика, разделив их на две группы, работая в паре. (1) Лужи, дома. 2) Во дворе, день, позёмка, зима.) - По какому признаку вы разделили слова на группы? (В одной группе имена существительные обозначают один предмет, а в другой группе – несколько предметов) - В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? (В единственном числе) - В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предмет? (Во множественном числе) - Сформулируйте тему урока. Слайд 4. - Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом зима? (снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей, санки и т.п.) - Молодцы! Вы назвали много ассоциаций со словом зима. А давайте посмотрим, какие слова нам приготовила Зима. - Давайте прочитаем слова: снежинка, морозить, сковать, сосулька, снег, сугроб, коньки, вьюга. - Найдите лишние слова. ( Морозить, сковать.) - Почему? (Все имена существительные, а морозить и сковать, – глаголы.) - Запишите имена существительные к себе в тетрадь. - Что ещё вы можете сказать об именах существительных? (Все записанные имена существительные неодущ., нариц.) | Учащиеся называют имена существительные из загадки. Учащиеся записывают в два столбика имена существительные к себе в тетрадь, работая в паре. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся называют слова Учащиеся читают по цепочке; отвечают на вопросы учителя | Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы Учатся фантазировать, развивают образное мышление Обогащается словарный запас учащихся | Наблюдение. Вопросы и ответы Учителя Наблюдение. Вопросы и ответы | |
III. Работа по теме урока | Фронтальная работа Самостоятельная работа | Слайд 5. Игра «А у вас?» (Цель игры: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе. Ход игры: - У меня карандаш? (показываю карандаш) - А у вас? (У нас карандаши) (Показываю яблоко, конфету, тетради, картину, книги)) - Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет. Слайд 6. Работа по учебнику - с. 20, упр.28 - Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре? Пчела – пчёлы Учитель – учителя Озеро – озёра Деревня – деревни - Как определить в каком числе употребляется каждое имя существительное? - Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам? - Спишите имена существительные 1 столбика. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания. С. 20, рубрика «Вспомните» Слайд 7. С. 21, упражнение 29. (Самостоятельное выполнение. Самопроверка) - Какие изменения произошли со словами? - Прочитайте распространённое предложение, которое вы написали. | Учащиеся называют слова и объясняют. Учащиеся читают слова, записанные в столбики Рассуждения детей - одни и те же предметы, один корень. Обозначают разное количество предметов, имеют разные окончания Запись на доске по цепочке и записи в тетради с указанием числа у имён существительных, выделение окончаний. Читает 1 учащийся, остальные следят по учебнику. Обсуждение прочитанного. Учащиеся выполняют самостоятельно. После выполнения осуществляют самопроверку. Читают составленное предложения 3-4 учащихся | Вырабатывается умение определять на слух ед. и мн. числа Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы | Наблюдение учителя Наблюдение. Вопросы и ответы | |
IV. Физминутка. | - Я буду называть сущ. ед. числа и мн. ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки. - Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики. ( Слова: шарф, шарфы страна, страны, улицы, улица, снеговик, снеговики, загадки, загадка, земля, горы, сугробы, метели.) | Обогащается словарный запас учащихся Вырабатывается умение определять на слух ед. и мн. числа | ||||
V. Закрепление изученного материала. 1. Работа с текстом. Дополнение текста им. сущ. 2. Работа с орфографическим словарём. | Фронтальная работа Работа в паре Самостоятельная работа | Слайд 8 - А что такое текст? (Это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить.) -Сейчас вам предстоит работать в паре. - Возьмите карточку. - Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок. Над вставленными именами существительными напишите число. «Земля укрыта огромным белоснежным ______. Сосны и _____накинули снежные_____, а тоненькие березы укутали свои ________ серебристым пледом. Тихо вокруг. Не слышно ни _________. Только на полянке видны _________ редких прохожих. (Слова для справок: покрывалом, ели, шубы, веточки, звука, следы)» - Проверяем выполненное задание. Оцените свою работу. Работа по учебнику - с. 21, упр. 31 (Самостоятельное выполнение. Проверка) | Ответы учащихся Учащиеся берут карточку и начинают работать в паре Учащиеся оценивают свои работы (самооценка) 2-3 учащихся зачитывают записанные слова, обсуждение и оценивание работ учащихся учителем | Формируются умения вставлять по смыслу имена существительные в тексте ед.ч и мн.ч Вырабатывается умение определять ед. и мн. числа | Наблюдение учителя | |
VI. Рефлексия | Фронтальная работа | Слайд 9 - Прочитайте строки из стихотворения «Тараканище» К. И. Чуковского. Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки На хромой собаке. Волки на кобыле. Львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле. - Выпишите в два столбика: 1 - имена существительные, которые употреблены в единственном числе; 2 - имена существительные, которые употреблены во множественном числе. Выделите окончания - Как изменяются имена существительные? (по числам) - Что изменяется у имени существительного при изменении по числам? (Окончание). | Учащиеся записывают слова на доске (по цепочке), также ведётся запись в тетрадях. Учащиеся высказывают свое мнение. Формулируют полные ответы на вопросы. | Вырабатывается умение определять ед. и мн. числа | ||
VII. Подведение итогов урока | - Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имён существительных во множественном числе? Слайд 9 А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Если вам урок понравился, работалось на уроке легко, вы правильно и быстро выполняли все задания и не испытывали никаких трудностей – прикрепите на веточку белую снежинку. А если вам что - то не понравилось, или вы испытывали трудности на уроке – прикрепите голубую снежинку. - Посмотрите, какая красивая веточка у нас получилась. Надеюсь, она оставит у вас приятное воспоминание о нашем уроке. Мне очень понравилось с вами работать. | Учащиеся высказывают свое мнение. Формулируют полные ответы на вопросы. | Диалог | |||
VIII.Домашнее задание. | с. 21, Упр. 32 | Записывают в дневники домашнее задание | Планируют выполнение задания | Даёт развернутое объяснение |
Золотухина Людмила Вениаминовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....