Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имен существительных», 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гиматова Надия Анировна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.

Задачи урока:

Дидактические:

1) Формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2) знать особенности  именительного падежа;

Развивающие:

1) Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;

2) развивать умение строить устные высказывания, приводить сравнение и обобщение

Воспитательные:

1) Воспитывать интерес к изучению русского языка;

2) воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе;

3) воспитывать самостоятельность у учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 22.02.2022

Школа: МАОУ «МЛ №148 г.Челябинска»

Класс: 3 «з»

Урок: 5

Время: 11:30- 12:10     Кабинет: 112____________________

Студент: Гиматова Надия

Группа: 36

Учитель: Ляпина О.В.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Именительный падеж имен существительных»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  2. знать особенности  именительного падежа;

Развивающие:

  1. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
  2. развивать умение строить устные высказывания, приводить сравнение и обобщение

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению русского языка;
  2. воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе;
  3. воспитывать самостоятельность у учащихся

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

(ф), словесный: слово учителя

 1.Создает эмоциональное поле.

2.Приветствует учащихся.

3. Проверяет готовность учащихся к уроку.

- Здравствуйте, меня зовут Надия Анировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

- На партах у вас лежат карточки. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настрою. Отлично! Теперь мы можем начинать наш урок.

- Запишите в тетрадь число и классная работа. Не забудьте подчеркнуть все орфограммы.

1. Показывают готовность к уроку

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Слайд 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

(Ф), Словесный: учебный диалог

1.Проводит минутку чистописания

2.Проводит проверку домашнего задания

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв

- На экране вы видите заглавную и строчную букву Зз. Запишите две строки сочетания заглавной буквы З и строчной буквы з. На это задание у вас 3 минуты.

- Обменяйтесь тетрадями со своим соседом и подчеркните карандашом самые красивые буквы.

- Вашим домашним заданием было просклонять слово «ручка». Нужно выйти к доске и написать, как у вас получилось.

- Поднимите руку, кто написал так же.

- Отлично.

- Посмотрите на экран, здесь вы видите предложения.

Дедушкой пошел в магазин.

Дедушка пошел в магазин.

- Что произошло в этих предложениях? Что изменилось?

- Чтобы узнать в какой форме употреблено существительное необходимо отгадать загадку

- Он – начинающий падеж,

Вопросы – КТО? и ЧТО?

В нём – мама, папа, слон, манеж,

И школа, и пальто. (Именительный падеж)

Отвечают на вопросы

- Употребили слова в другой форме

Предметные: актуализировать имеющиеся знания.

Метапредметные:

П: анализ

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Слайд 2

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

(Ф), Словесный: учебный диалог

- Значит какая тема нашего урока?

- Поставим цель и задачи урока по опорным словам.

ЦЕЛЬ: научиться…

ЗАДАЧИ: - узнать и запомнить ..

- выполнить..

- оценить..

- подвести..

С помощью учителя формулируют тему и цель урока

- Именительный падеж имен существительных

- определять имена существительные в именительном падеже

- особенности существительных в И. падеже

- упражнения

- свою работу

- итоги

Метапредметн

ые:

П: анализ.

К: достижение

договоренносте

й и

согласование

общего

решения.

Р:целеполагани

е.

Личностные:

осознание

ответственности за общее

дело.

Слайд 3,4

Слайд 5,6

Слайд 7-14

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

(Ф), Словесный: учебный диалог

- Как вы думаете, почему именительный падеж так называется?

- Именительному падежу было присвоено подобное название потому что он называет «имя» лиц и предметов

-  Послушайте стихотворение про Именительный падеж

Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд,

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы-кто? И что?

Ни с кем не спутает никто!

- Что вы узнали об именительном падеже?

- Для того, чтобы выделить новые знания об именах существительных в именительном падеже, нам предстоит выполнить упражнение 74 на странице 42.

- Внимательно прочитайте задание. Какой алгоритм работы над упражнением?

- Выполните упражнение в тетради. На выполнение задания у вас 4 минуты.

- Проверим, выполненное вами упражнение у доски. К доске выйдут …

- (имя ребенка),запиши первые два предложения.

- (имя ребенка) запиши третье предложение

Отвечают на вопросы.

- В предложении является подлежащим, не имеет предлогов, отвечает на вопросы кто? что?

- Прочитать, списать, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть имя существительное. Определить каким членом предложения оно является. Найти синонимы

- Ночью был буран.

Предметные:

умение самостоятельно

добывать

новые знания.

Метапредметн

ые:

П:структуриро

вание знаний:

анализ;

обобщение;

выполнение

действий по

алгоритму

К: умение

излагать

мысли;

Р: способность

к волевому

усилию и

преодолеванию

трудностей.

Личностные:

проявление

активности в

работе

Слайд 15

- (имя ребенка) запиши четвертое предложение.

- Какую пропущенную букву ты поставил?

-Какое существительное в именительном падеже ты поставил? Каким членом предложения оно является?

- (имя ребенка), прочитай второе предложение.

- Какую пропущенную букву ты поставил? Почему?

-Какое существительное в именительном падеже ты поставил? Каким членом предложения оно является?

- (имя ребенка), прочитай третье предложение

- Какие пропущенные буквы ты поставил? Почему?

- Написал ь, потому что разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И, поэтому мы пишем мягкий знак

Буран- им.п. В предложении является подлежащим.

- Ветер гудел в трубе

- Пропущена буква Е, так как слово «ветер» является словарным словом

- Ветер – им.п. В предложении является подлежащим

- Жёсткий снег взволновался вихрем.

- В слове «жёсткий» пропущена буква Т, потому что можно подобрать проверочное слово «жесток»

В слове «снег» пропущена буква Г, потому что можно подобрать проверочное слова «снега»

В слове «взволновался» пропущена буква О,

- Какое существительное в именительном падеже ты поставил? Каким членом предложения оно является?

- (имя ребенка), прочитай четвертое предложение

- Пропущенных букв нет.

Какое существительное в именительном падеже ты поставил? Каким членом предложения оно является?

- (имя ребенка), прочитай пятое предложение

- Какую пропущенную букву ты поставил? Почему? - Какое существительное в именительном падеже ты поставил? Каким членом предложения оно является?

- Какие синонимы вы нашли в предложении?

Динамическая пауза

- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Выполним с вами пальчиковую гимнастику

потому что можно подобрать проверочное слово «вОлны»

Снег – им.п. В предложении является подлежащим

- Утром Таня подошла к окну.

- Таня – им.п. В предложении является подлежащим

- Белая вьюга кружила над деревней.

- В слове «Вьюга» пропущена буква ь, потому что это существительное, в слове нет приставки. Ь пишется внутри слова перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И

В слове «кружила» пропущена буква И, потому что образована от слова «кружИть»

- Синонимами являются слова: буран, ветер, вихрь, вьюга

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

(Г) Практический: выполнение упражнения

Объявляет групповую работу

- Выполним с вами работу в группах.

Но, прежде чем приступить к работе вспомним правила работы в группах. (слушать друг друга, выбрать ответственного, распределить работу, быть вежливым)

- У вас в конвертах есть предложения, в которых необходимо подчеркнуть подлежащее и сказуемое

1) Листья берез пожелтели.

Небо на западе порозовело.

2) Зима пришла неожиданно для жителей деревни.

Мы катались на аттракционах

3) Я уехал к бабушке на каникулы

Папа пошел на работу.

4) Заяц скачет по лужайке.

К вечеру дождь закончился.

- Закончили работу. Сядьте на места. Сейчас прошу выйти к доске по одному представителю от каждой группа и назвать подлежащее и сказуемое предложений.

Выполняют работу в группах

- Листья пожелтели

Небо порозовело

2) Зима пришла

Мы катались

3) Я уехал

Папа пошел

4) Заяц скачет

Дождь закончился

Метапредметные:

П: анализ

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающихся.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

(И) Практический: выполнение упражнения

- Упражнение 75 на странице 42. Внимательно прочитайте задание.

- Вам необходимо выполнить это задание самостоятельно в тетради. 1-ый вариант работает с 1 и 2 предложениями, 2-ой вариант работает с предложениями 3 и 4.

На выполнение задания у вас 5 минут.

- Закончили работу. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На экране вы видите выполнение упражнения. Если есть ошибки ставьте «-»

А теперь поставьте отметку в соответствии с критериями. Критерии вы видите на экране.

0 - - отметка «5»

1 - - отметка «4»

2-3 – отметка «3»

4 и более - – отметка «2»

Выполняют задание

Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Слайд 16

Слайд 17

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

(Ф,И), Словесный: учебный диалог Практический:

отвечают на вопросы

- Выполним с вами упражнение 76.

- (имя ребенка), прочитай первую часть задания.

- Самостоятельно прочитайте четверостишие.

- Поднимите руку. Прочитайте первое четверостишие.

- Поднимите руку. Прочитайте второе четверостишие?

- Какие слова выделены?

- Какой падеж у этих существительных?

- Как вы определили?

- (имя ребенка), прочитай вторую часть задания

- Вспомним с вами алгоритм письма по памяти.

- Внимательно прочитайте первое четверостишие, скажите, есть ли слова, которые, вам непонятны?

-О чем говорится в четверостишии?

- Какие орфограммы вы нашли в словах? Как их проверить?

- Обратите своё внимание на знаки препинания и расположение строк в стихотворении.

- Несколько раз прочитайте первое четверостишие

- Закройте учебник и запишите его по памяти

- Откройте учебник, прочитайте написанное по слогам и сравните с исходным четверостишием.

- Поднимите руку, кто написал все правильно. Отлично.

- Денёк, цветок-огонек, лепестки, огоньки

- Именительный падеж

Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Слайд 18

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

(Ф), Словесный: учебный диалог Практический:

отвечают на вопросы

  1. Подводит итоги урока.

- Наше с вами занятие подходит к концу.

- О чем мы с вами говорили на уроке?

- Расскажите об имени существительном по схеме.

- Верна ли схема? Почему?

А теперь дополните предложения.

- На сегодняшнем уроке я узнал . . .

- До урока я думал…

- А теперь я знаю …

-  На этом уроке я похвалил бы себя за . . .

- Отлично.

2.Выдает домашнее задание

- Запишите домашнее задание.

3.Оценивает работу учащихся на уроке.

- А теперь поднимите зелёную карточку, если вы со всем справились и всё поняли. Поднимите желтую карточку, если были трудности (какие?).

Поднимите красную карточку если было сложно и вы ничего не поняли.

- Хорошо.

- Сейчас я оглашу отметки, которые вы получили за урок

- Спасибо вам за работу!

Отвечают на вопросы

- Об имениетельном падеже имен существительных

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Слайд 19

Слайд 20


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже впредложении, развитие умения определять падеж существ...

Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имен существительных" ( 3 класс ) , УМК "Школа России"

Цель урока:  формирование навыка определения дательного падежа в котором употреблено имя существительно, по падежному вопросу и предлогу.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить со схемой «...

Технологическая карта урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" (УМК "Школа России", 4 класс 1 часть)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в дательном падежеЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить с правилом написания око...

Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имен существительных", 3 класс

Тема урока: Предложный падеж имен существительных Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка определения существительных в предложном падеже по вопросу, предлогам, ...

Технологическая карта урока русского языка "Творительный падеж имен существительных" (3 класс), УМК "Школа России"

Цель: формирование навыка определения существительных в творительном падеже по вопросу, предлогам, роли в предложении. Задачи: Дидактические: 1)  знать особенности творительно...

Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имени прилагательного" (4 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок "открытия" нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о дательном падеже имени прилагательного.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать у обучающихся ...