Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Симакова Вероника Анатольевна

Тип урока: открытие «нового знания»

Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже в

предложении, развитие умения определять падеж существительного по вопросам.

Задачи урока

Дидактические:

· Изучить особенности именительного падежа;

· Формировать у обучающаяся умения определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;

Развивающие:

· развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

· развивать внимание при выполнении учебных заданий;

· развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

· воспитывать аккуратность и внимательность;

· воспитывать бережное отношение к учебнику;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkiy_yazyk.doc105.5 КБ
Файл dopolnitelnyy_material.docx13.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 09.03.2021

Школа: №148

Класс: 3 «М»

Урок: 2 урок

Время: _08:55-09:35_   Кабинет: 224

Студент: Симакова Вероника

Группа: 36

Учитель: Залялова Нейля Анатольевна

Методист: Кондратьева Ирина Ивановна

Тема урока «Именительный падеж имени существительного»

Тип урока: открытие «нового знания»

Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже в

предложении, развитие умения определять падеж существительного по вопросам.

Задачи урока

Дидактические:

  • Изучить особенности именительного падежа;
  • Формировать у обучающаяся умения определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;

Развивающие:

  • развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий;
  • развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П М  Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Проверяет готовность к уроку

Создание эмоционального настроя

Приветствует детей.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Анатольевна, и сегодня я проведу у Вас урок русского языка. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.

Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

М: личностное

включение в учебную

деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

Проводит минутку чистописания, объясняет задание, задаёт наводящие вопросы

- Ребята, в начале урока мы с вами проведем минутку чистописания. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Сегодня 9 марта.

- Внимательно посмотрите на слайд и прочитайте.

слова. Кто хочет прочитать слова?

- Что в них необычного?

- Молодцы, всё верно! Ваша задача красиво и правильно записать их в свою тетрадь и подчеркнуть те буквы, которые мы не можем проверить ударением.

Проверяет выполненную работу

- Итак, давайте с вами внимательно посмотрим, что же

у нас получилось.

Проводит проверку изученного материала, подводит к теме урока, задаёт наводящие вопросы

- Посмотрите внимательно на слайд. Кто хочет прочитать это предложение?

- Като может назвать основу этого предложении?

- Точно. Каким членом предложения является слово

«играет»?

- Верно, а слово «котёнок»?

- Молодец! «Котёнок» - это слово какой части речи?

- На какой вопрос отвечает это слово?

- А в каком падеже стоит слово «котёнок»?

- А всё ли вам известно об этом падеже?

- Тогда как вы считаете, чем мы займёмся на нашем

занятии?

- Всё верно.

Записывают число классная работа

Желающий читает слова со слайда

- …рбуз, в…р…бей, к…р…ндаш,

л…мон, меб…ль.

- Это словарные слова.

Выполняют упражнение в тетрадях

- Арбуз, воробей, карандаш, лимон,

мебель.

Выполняют задания учителя, отвечают на вопросы

- Котёнок играет с клубком ниток.

- Котёнок играет.

- Сказуемым.

 

- Подлежащим.

- Имя существительное.

- На вопрос: «Кто?»

- В именительном падеже.

- Ещё нет.

- Ближе познакомимся с именительным падежом.

М:

личностное

включение в учебную

деятельность

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

беседа

Подводит к теме и цели урока, задаёт наводящие вопросы

- Как вы думаете какая тема у нашего сегодняшнего урока?

- Какую цель мы можем поставить перед собой?

- Совершенно верно! Давайте составим план нашего урока. Какие задачи мы можем поставить перед собой?

- Вы абсолютно правы! Нас с вами сегодня ожидает очень много интересной и серьёзной работы, а потому будьте внимательны и ничего не упускайте!

Отвечают на вопросы, формируют тему, цель и задачи

- Именительный падеж имён существительных.

- Узнать роль имён существительных в именительном падеже.

- Узнать, что такое именительный падеж.

- Научиться определять именительный падеж у имён существительных.

- Выполнить упражнения на закрепление полученных знаний.

М: самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели

(П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Метод: Словесный: диалог, беседа

Фронтальная форма работы

Наглядный слайд

Объясняет новый материал, проводит работу со слайдами, задаёт наводящие вопросы

- Кто может мне сказать, какую большую роль играют падежи в нашей речи. Для чего они нужны?

- Точно! Прочитайте предложение на слайде.

- Как вы думаете верно ли построено это предложение? Как будет правильно?

- Верно. Правильно строить предложения нам помогают падежи. И сегодня мы будем ближе знакомиться с именительным падежом.

- Кто может мне сказать, от какого слова произошло название этого падежа.

- Совершенно верно! Всё дело в том, что именительный падеж называет объект по имени. Например, «кошка», «карандаш» или даже «человек».

- Посмотрите ещё раз на эти слова и предположите, на какие вопросы отвечает этот падеж.

- Да, вы совершенно правы. В предложениях существительные в форме И.п. отвечают на вопросы «кто?» и «что?» и являются подлежащими.

- А как вы думаете, ребята, то, что подлежащее выражено существительным в И.п. - это случайность, просто совпадение?

- Сейчас я предлагаю вам заняться настоящим исследованием, чтобы узнать верный ответ на этот вопрос. Для того чтобы осуществить задуманное, я предлагаю вам объединиться в пары.

Выполняют задания учителя, желающие отвечают на вопросы

- Для того, чтобы речь была связной и красивой.

- Собака играет ребёнок.

- Нет. Собака играет с ребёнком или ребёнок играет с собакой.

- От слова имя.

- Этот падеж отвечает на вопросы «кто?» и «что?».

- Да/Нет.

М:

Понимание и выражение в речи цели задания (Л);

Принятие учебной задачи к исполнению (Р);

Принятие и освоение социальной роли обучающегося (Л);

Знание хода работы (П)

Учебная презентация

Карточки с парной работой

- Но прежде давайте с вами вспомним о правилах работы в парах. Кто может их перечислить?

Раздаёт карточки с заданием

- Обратите внимание на слайд, здесь представлены задания, которые вам следует выполнить, работая с карточками. Кто хочет прочитать?

- Молодец! Всё верно! Можете приступать к заданию. На работу у вас 5 минут.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Какое правило вы смогли вывести?

- Молодцы!

- Итак, сколько же признаков И.п мы с вами назвали?

Желающий называет правила работы в парах

Желающий читает задание со слайда

1.Прочитать текст.

2.В предложениях найти и подчеркнуть

все подлежащие.

3.Над подлежащими подписать часть

речи.

4.Задачи к подлежащим вопросы и

определить их падеж.

5. Вывести правило.

Выполняют парную работу с карточками

- Все подлежащие, выраженные существительным, стоят в

именительном падеже.

- Два признака. Отвечает на вопросы «кто?», «что?», и в предложении является подлежащим.

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практические: выполнение физических упражнений

Проводит динамическую паузу

Выполняют задания динамической паузы

М: умение соотносить свои действия с действиями учителя(Р)

Учебная презентация

Первичное

закрепление

во внешней

речи

Усвоение нового способа действий

Ф, П Практические: выполнение заданий Словесные: беседа, учебный диалог

Проводит работу с учебником

- А теперь давайте с вами откроем учебники на странице 75 и внимательно посмотрим на номер 61. Что нам требуется сделать в этом номере?

- Большое спасибо. Два человека будут работать у доски на оценку, остальные работают в тетрадях.

Проверяет задание

- Итак, давайте проверим, как вы выполнили это задание. Прочитайте ответы, которые у вас получились.

- Нам необходимо списать

стихотворение и вставить пропущенные буквы, затем подчеркнуть основу в предложении, а у выделенных существительных определить число и падеж.

Читают получившиеся ответы

- Слон - И.п., ед.ч.; лев - И.п., ед.ч.; пёс - И.п., ед.ч.;

П: уметь работать с картой;

М: уметь работать в парах

Учебная презентация

Учебник

Тетрадь на печатной основе

- Как вы определили, что эти слова стоят в И.п.?

- Верно ли получилось выполнить упражнение?

- Молодцы!

Проводит работу с тетрадью на печатной основе

- Откройте, пожалуйста, свои тетради на странице 45. И внимательно посмотрите на задание 42. Кто может просчитать, что требуется сделать в этом задании?

.

- Итак, какое новое слово появилось в этом упражнении?

- Кто может назвать основу первого предложения?

- Назовите подлежащие и его падеж.

- Кто назовёт основу второго предложения?

- Назовите подлежащие и его падеж.

- Совершенно верно. Вы большие молодцы!

- Отвечают на вопрос «кто?», в предложении являются подлежавшими.

- Да, верно.

Желающий читает задание

- Необходимо вписать новое словарное слово, поработать над ним. Подчеркнуть основу в каждом предложении и определить падеж подлежащего.

- Слово троллейбус.

- Троллейбус катался.

- Троллейбус – и. п.

- Троллейбус измотался.

- Троллейбус – и. п.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

Методы: словесный: беседа

Наглядный: слайд, наглядный материал для работы

Проводит самостоятельную работу с карточками

- Перед вами на партах лежат карточки с тестом. Возьмите их и напишите свою фамилию и имя в правом верхнем углу.

- Есть ли какие-то вопросы по выполнению?

Объясняет задания тем, у кого возникли трудности

- Можете приступать к заданию.

Тест

1. В каких словосочетаниях имена существительные стоят в именительном падеже? (Выберите несколько из 5 вариантов ответа)

1) вкусный пирог

2) зелёную травку

3) солнечный день

4) тонким пёрышком

5) в быстрой реке

2. Прочитай предложение. Найди в нём имя существительное в именительном падеже и запиши его. (Запишите слово в свободную нижнюю строку)

Работают с карточками, пишут фамилию и имя, читают вопросы

- Да/Нет.

Выполняют самостоятельную работу

- 1, 3.

М: владение общим приемом решения учебных задач

Учебная презентация

Карточка с тестом

Ярко светит солнце в небе голубом.

__________________________________________

3. Каким членом предложения чаще всего является имя существительное в именительном падеже? (Выберите один из 4 вариантов ответа)

1) второстепенным членом предложения

2) не является членом предложения

3) подлежащим

4) сказуемым

4. Среди разных форм слова выбери ту, которая стоит в именительном падеже. (Выберите один из 5 вариантов ответа)

1) молотком

2) молотку

3) на молотке

4) молоток

5) молотка

5. С каким предлогом может употребляться имя существительное в именительном падеже? (Выберите один из 5 вариантов ответа)

1) у

2) с

3) на

4) в

5) ни с каким

6.На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? (Поставь около верных вопросов «+», а около неверных «-»)

__ почему?

__ когда?

__ кому?

__ кто?

__ что?

Проводит взаимопроверку

- Обменяйтесь пожалуйста работами с вашим соседом. На слайде представлены ответы. Поставьте «+» рядом с верными ответами и «-» рядом с неверными. Передайте работы на первую парту, я их соберу на проверку.

- Солнце.

- 3.

- 4.

- 5.

- «-».

- «-».

- «-».

- «+».

- «+».

Выполняют взаимопроверку

Передают карточки на первую парту

Включение

в систему

знаний,

повторение

Проводит работу с рабочей тетрадью

- А сейчас, ребята, давайте с вами выполним упражнением под номером 43.

- Кто хочет прочитать задание?

- Что требуется сделать в этом упражнении?

Желающий читает задание

- Требуется вставить пропущенные буквы, а в скобках написать проверочные слова.

П: знать страны и их столицы

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

Учебная презентация

Тетрадь на печатной основе

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог Практический: упражнении

Объясняет выполнение упражнения

- Всё верно, но я хочу вам предложить необычный способ работы над этим упражнением. Ребята, которые сидят на первом варианте, работают с предложениями под цифрами 1-5, а ребята, которые сидят на втором варианте, работают с предложениями под цифрами 6-11.

- Можете приступать к выполнению задания.

- Посмотрите внимательно на слайд. Сверьте ответы на слайде с ответами в своей тетради.

Выполняют упражнение

Выполняют проверку упражнения

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа, диалог

Наглядный: критерии, работы учеников

Организует предметную рефлексию, задаёт вопросы

- Наш урок подходит к концу.

- Давайте вспомним, тему нашего урока?

- Какая была цель нашего урока?

- Достигли мы этой цели?

-Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное в именительном падеже?

- Сколько признаков у имени существительного? Назовите их? 

- Как определить именительный падеж у имени существительного?

- Верно. Вы большие молодцы, хорошо поработали на уроке.

Организует эмоциональную рефлексию

-Оцените свою работу на уроке.

Поставьте себя на одну из ступенек:

- «Не понял(а) тему»

- «Понял(а), но не до конца»

 - «Всё понял»

 Наш урок закончен, всем спасибо.

Проводят предметную рефлексию, отвечают на вопросы

- Именительный падеж имён существительных.

- Узнать роль имён существительных в именительном падеже.

- Да.

- «Кто» и «что».

- Два. Отвечает на вопросы

«кто?», «что?», и в предложении является подлежащим.

- Определить роль в предложении и задать падежные вопросы.

Проводят эмоциональную рефлексию

М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка

Учебная презентация



Предварительный просмотр:

Тест

1. В каких словосочетаниях имена существительные стоят в именительном падеже? (Выберите несколько из 5 вариантов ответа)

1) вкусный пирог

2) зелёную травку

3) солнечный день

4) тонким пёрышком

5) в быстрой реке

2. Прочитай предложение. Найди в нём имя существительное в именительном падеже и запиши его. (Запишите слово в свободную нижнюю строку)

Ярко светит солнце в небе голубом.

__________________________________________

3. Каким членом предложения чаще всего является имя существительное в именительном падеже? (Выберите один из 4 вариантов ответа)

1) второстепенным членом предложения

2) не является членом предложения

3) подлежащим

4) сказуемым

4. Среди разных форм слова выбери ту, которая стоит в именительном падеже. (Выберите один из 5 вариантов ответа)

1) молотком

2) молотку

3) на молотке

4) молоток

5) молотка

5. С каким предлогом может употребляться имя существительное в именительном падеже? (Выберите один из 5 вариантов ответа)

1) у

2) с

3) на

4) в

5) ни с каким

5.На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? (Поставь около верных вопросов «+», а около неверных «-»)

__ почему?

__ когда?

__ кому?

__ кто?

__ что?

Тест

1. В каких словосочетаниях имена существительные стоят в именительном падеже? (Выберите несколько из 5 вариантов ответа)

1) вкусный пирог

2) зелёную травку

3) солнечный день

4) тонким пёрышком

5) в быстрой реке

2. Прочитай предложение. Найди в нём имя существительное в именительном падеже и запиши его. (Запишите слово в свободную нижнюю строку)

Ярко светит солнце в небе голубом.

__________________________________________

3. Каким членом предложения чаще всего является имя существительное в именительном падеже? (Выберите один из 4 вариантов ответа)

1) второстепенным членом предложения

2) не является членом предложения

3) подлежащим

4) сказуемым

4. Среди разных форм слова выбери ту, которая стоит в именительном падеже. (Выберите один из 5 вариантов ответа)

1) молотком

2) молотку

3) на молотке

4) молоток

5) молотка

5. С каким предлогом может употребляться имя существительное в именительном падеже? (Выберите один из 5 вариантов ответа)

1) у

2) с

3) на

4) в

5) ни с каким

5.На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? (Поставь около верных вопросов «+», а около неверных «-»)

__ почему?

__ когда?

__ кому?

__ кто?

__ что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Как пишутся приставки» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о правописании приставок, оканчивающихся на -З, -С;Задачи урокаДидактические:&midd...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Неопределенная форма глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлени...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения находить глагол неопределённой формы.Задачи урокаДидактические:узнать что такое неопределённая форма глагола;научить определять по вопро...

Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имен существительных" ( 3 класс ) , УМК "Школа России"

Цель урока:  формирование навыка определения дательного падежа в котором употреблено имя существительно, по падежному вопросу и предлогу.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить со схемой «...

Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имен существительных», 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.Задачи урока:Дидактические:1) Формировать умение осознанно...

Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имен существительных", 3 класс

Тема урока: Предложный падеж имен существительных Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка определения существительных в предложном падеже по вопросу, предлогам, ...

Технологическая карта урока русского языка "Творительный падеж имен существительных" (3 класс), УМК "Школа России"

Цель: формирование навыка определения существительных в творительном падеже по вопросу, предлогам, роли в предложении. Задачи: Дидактические: 1)  знать особенности творительно...