Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: открытие «нового знания»
Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже в
предложении, развитие умения определять падеж существительного по вопросам.
Задачи урока
Дидактические:
· Изучить особенности именительного падежа;
· Формировать у обучающаяся умения определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
Развивающие:
· развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
· развивать внимание при выполнении учебных заданий;
· развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
· воспитывать аккуратность и внимательность;
· воспитывать бережное отношение к учебнику;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkiy_yazyk.doc | 105.5 КБ |
dopolnitelnyy_material.docx | 13.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 09.03.2021 Школа: №148 Класс: 3 «М» Урок: 2 урок Время: _08:55-09:35_ Кабинет: 224 | Студент: Симакова Вероника Группа: 36 Учитель: Залялова Нейля Анатольевна Методист: Кондратьева Ирина Ивановна |
Тема урока «Именительный падеж имени существительного»
Тип урока: открытие «нового знания»
Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже в
предложении, развитие умения определять падеж существительного по вопросам.
Задачи урока
Дидактические:
- Изучить особенности именительного падежа;
- Формировать у обучающаяся умения определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
Развивающие:
- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- развивать внимание при выполнении учебных заданий;
- развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимательность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику;
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П М Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа | Проверяет готовность к уроку Создание эмоционального настроя Приветствует детей. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Анатольевна, и сегодня я проведу у Вас урок русского языка. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. | Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | Проводит минутку чистописания, объясняет задание, задаёт наводящие вопросы - Ребята, в начале урока мы с вами проведем минутку чистописания. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Сегодня 9 марта. - Внимательно посмотрите на слайд и прочитайте. слова. Кто хочет прочитать слова? - Что в них необычного? - Молодцы, всё верно! Ваша задача красиво и правильно записать их в свою тетрадь и подчеркнуть те буквы, которые мы не можем проверить ударением. Проверяет выполненную работу - Итак, давайте с вами внимательно посмотрим, что же у нас получилось. Проводит проверку изученного материала, подводит к теме урока, задаёт наводящие вопросы - Посмотрите внимательно на слайд. Кто хочет прочитать это предложение? - Като может назвать основу этого предложении? - Точно. Каким членом предложения является слово «играет»? - Верно, а слово «котёнок»? - Молодец! «Котёнок» - это слово какой части речи? - На какой вопрос отвечает это слово? - А в каком падеже стоит слово «котёнок»? - А всё ли вам известно об этом падеже? - Тогда как вы считаете, чем мы займёмся на нашем занятии? - Всё верно. | Записывают число классная работа Желающий читает слова со слайда - …рбуз, в…р…бей, к…р…ндаш, л…мон, меб…ль. - Это словарные слова. Выполняют упражнение в тетрадях - Арбуз, воробей, карандаш, лимон, мебель. Выполняют задания учителя, отвечают на вопросы - Котёнок играет с клубком ниток. - Котёнок играет. - Сказуемым.
- Подлежащим. - Имя существительное. - На вопрос: «Кто?» - В именительном падеже. - Ещё нет. - Ближе познакомимся с именительным падежом. | М: личностное включение в учебную деятельность | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа | Подводит к теме и цели урока, задаёт наводящие вопросы - Как вы думаете какая тема у нашего сегодняшнего урока? - Какую цель мы можем поставить перед собой? - Совершенно верно! Давайте составим план нашего урока. Какие задачи мы можем поставить перед собой? - Вы абсолютно правы! Нас с вами сегодня ожидает очень много интересной и серьёзной работы, а потому будьте внимательны и ничего не упускайте! | Отвечают на вопросы, формируют тему, цель и задачи - Именительный падеж имён существительных. - Узнать роль имён существительных в именительном падеже. - Узнать, что такое именительный падеж. - Научиться определять именительный падеж у имён существительных. - Выполнить упражнения на закрепление полученных знаний. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); М: планирование (П) | Учебная презентация |
«Открытие» нового знания | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Метод: Словесный: диалог, беседа Фронтальная форма работы Наглядный слайд | Объясняет новый материал, проводит работу со слайдами, задаёт наводящие вопросы - Кто может мне сказать, какую большую роль играют падежи в нашей речи. Для чего они нужны? - Точно! Прочитайте предложение на слайде. - Как вы думаете верно ли построено это предложение? Как будет правильно? - Верно. Правильно строить предложения нам помогают падежи. И сегодня мы будем ближе знакомиться с именительным падежом. - Кто может мне сказать, от какого слова произошло название этого падежа. - Совершенно верно! Всё дело в том, что именительный падеж называет объект по имени. Например, «кошка», «карандаш» или даже «человек». - Посмотрите ещё раз на эти слова и предположите, на какие вопросы отвечает этот падеж. - Да, вы совершенно правы. В предложениях существительные в форме И.п. отвечают на вопросы «кто?» и «что?» и являются подлежащими. - А как вы думаете, ребята, то, что подлежащее выражено существительным в И.п. - это случайность, просто совпадение? - Сейчас я предлагаю вам заняться настоящим исследованием, чтобы узнать верный ответ на этот вопрос. Для того чтобы осуществить задуманное, я предлагаю вам объединиться в пары. | Выполняют задания учителя, желающие отвечают на вопросы - Для того, чтобы речь была связной и красивой. - Собака играет ребёнок. - Нет. Собака играет с ребёнком или ребёнок играет с собакой. - От слова имя. - Этот падеж отвечает на вопросы «кто?» и «что?». - Да/Нет. | М: Понимание и выражение в речи цели задания (Л); Принятие учебной задачи к исполнению (Р); Принятие и освоение социальной роли обучающегося (Л); Знание хода работы (П) | Учебная презентация Карточки с парной работой |
- Но прежде давайте с вами вспомним о правилах работы в парах. Кто может их перечислить? Раздаёт карточки с заданием - Обратите внимание на слайд, здесь представлены задания, которые вам следует выполнить, работая с карточками. Кто хочет прочитать? - Молодец! Всё верно! Можете приступать к заданию. На работу у вас 5 минут. - Давайте проверим, что у вас получилось. Какое правило вы смогли вывести? - Молодцы! - Итак, сколько же признаков И.п мы с вами назвали? | Желающий называет правила работы в парах Желающий читает задание со слайда 1.Прочитать текст. 2.В предложениях найти и подчеркнуть все подлежащие. 3.Над подлежащими подписать часть речи. 4.Задачи к подлежащим вопросы и определить их падеж. 5. Вывести правило. Выполняют парную работу с карточками - Все подлежащие, выраженные существительным, стоят в именительном падеже. - Два признака. Отвечает на вопросы «кто?», «что?», и в предложении является подлежащим. | |||||
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Практические: выполнение физических упражнений | Проводит динамическую паузу | Выполняют задания динамической паузы | М: умение соотносить свои действия с действиями учителя(Р) | Учебная презентация |
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Ф, П Практические: выполнение заданий Словесные: беседа, учебный диалог | Проводит работу с учебником - А теперь давайте с вами откроем учебники на странице 75 и внимательно посмотрим на номер 61. Что нам требуется сделать в этом номере? - Большое спасибо. Два человека будут работать у доски на оценку, остальные работают в тетрадях. Проверяет задание - Итак, давайте проверим, как вы выполнили это задание. Прочитайте ответы, которые у вас получились. | - Нам необходимо списать стихотворение и вставить пропущенные буквы, затем подчеркнуть основу в предложении, а у выделенных существительных определить число и падеж. Читают получившиеся ответы - Слон - И.п., ед.ч.; лев - И.п., ед.ч.; пёс - И.п., ед.ч.; | П: уметь работать с картой; М: уметь работать в парах | Учебная презентация Учебник Тетрадь на печатной основе |
- Как вы определили, что эти слова стоят в И.п.? - Верно ли получилось выполнить упражнение? - Молодцы! Проводит работу с тетрадью на печатной основе - Откройте, пожалуйста, свои тетради на странице 45. И внимательно посмотрите на задание 42. Кто может просчитать, что требуется сделать в этом задании? . - Итак, какое новое слово появилось в этом упражнении? - Кто может назвать основу первого предложения? - Назовите подлежащие и его падеж. - Кто назовёт основу второго предложения? - Назовите подлежащие и его падеж. - Совершенно верно. Вы большие молодцы! | - Отвечают на вопрос «кто?», в предложении являются подлежавшими. - Да, верно. Желающий читает задание - Необходимо вписать новое словарное слово, поработать над ним. Подчеркнуть основу в каждом предложении и определить падеж подлежащего. - Слово троллейбус. - Троллейбус катался. - Троллейбус – и. п. - Троллейбус измотался. - Троллейбус – и. п. | |||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Методы: словесный: беседа Наглядный: слайд, наглядный материал для работы | Проводит самостоятельную работу с карточками - Перед вами на партах лежат карточки с тестом. Возьмите их и напишите свою фамилию и имя в правом верхнем углу. - Есть ли какие-то вопросы по выполнению? Объясняет задания тем, у кого возникли трудности - Можете приступать к заданию. Тест 1. В каких словосочетаниях имена существительные стоят в именительном падеже? (Выберите несколько из 5 вариантов ответа) 1) вкусный пирог 2) зелёную травку 3) солнечный день 4) тонким пёрышком 5) в быстрой реке 2. Прочитай предложение. Найди в нём имя существительное в именительном падеже и запиши его. (Запишите слово в свободную нижнюю строку) | Работают с карточками, пишут фамилию и имя, читают вопросы - Да/Нет. Выполняют самостоятельную работу - 1, 3. | М: владение общим приемом решения учебных задач | Учебная презентация Карточка с тестом |
Ярко светит солнце в небе голубом. __________________________________________ 3. Каким членом предложения чаще всего является имя существительное в именительном падеже? (Выберите один из 4 вариантов ответа) 1) второстепенным членом предложения 2) не является членом предложения 3) подлежащим 4) сказуемым 4. Среди разных форм слова выбери ту, которая стоит в именительном падеже. (Выберите один из 5 вариантов ответа) 1) молотком 2) молотку 3) на молотке 4) молоток 5) молотка 5. С каким предлогом может употребляться имя существительное в именительном падеже? (Выберите один из 5 вариантов ответа) 1) у 2) с 3) на 4) в 5) ни с каким 6.На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? (Поставь около верных вопросов «+», а около неверных «-») __ почему? __ когда? __ кому? __ кто? __ что? Проводит взаимопроверку - Обменяйтесь пожалуйста работами с вашим соседом. На слайде представлены ответы. Поставьте «+» рядом с верными ответами и «-» рядом с неверными. Передайте работы на первую парту, я их соберу на проверку. | - Солнце. - 3. - 4. - 5. - «-». - «-». - «-». - «+». - «+». Выполняют взаимопроверку Передают карточки на первую парту | |||||
Включение в систему знаний, повторение | Проводит работу с рабочей тетрадью - А сейчас, ребята, давайте с вами выполним упражнением под номером 43. - Кто хочет прочитать задание? - Что требуется сделать в этом упражнении? | Желающий читает задание - Требуется вставить пропущенные буквы, а в скобках написать проверочные слова. | П: знать страны и их столицы М: контроль, коррекция, оценка (Р) | Учебная презентация Тетрадь на печатной основе | ||
Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные: учебный диалог Практический: упражнении | Объясняет выполнение упражнения - Всё верно, но я хочу вам предложить необычный способ работы над этим упражнением. Ребята, которые сидят на первом варианте, работают с предложениями под цифрами 1-5, а ребята, которые сидят на втором варианте, работают с предложениями под цифрами 6-11. - Можете приступать к выполнению задания. - Посмотрите внимательно на слайд. Сверьте ответы на слайде с ответами в своей тетради. | Выполняют упражнение Выполняют проверку упражнения | |||
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа, диалог Наглядный: критерии, работы учеников | Организует предметную рефлексию, задаёт вопросы - Наш урок подходит к концу. - Давайте вспомним, тему нашего урока? - Какая была цель нашего урока? - Достигли мы этой цели? -Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное в именительном падеже? - Сколько признаков у имени существительного? Назовите их? - Как определить именительный падеж у имени существительного? - Верно. Вы большие молодцы, хорошо поработали на уроке. Организует эмоциональную рефлексию -Оцените свою работу на уроке. Поставьте себя на одну из ступенек: - «Не понял(а) тему» - «Понял(а), но не до конца» - «Всё понял» Наш урок закончен, всем спасибо. | Проводят предметную рефлексию, отвечают на вопросы - Именительный падеж имён существительных. - Узнать роль имён существительных в именительном падеже. - Да. - «Кто» и «что». - Два. Отвечает на вопросы «кто?», «что?», и в предложении является подлежащим. - Определить роль в предложении и задать падежные вопросы. Проводят эмоциональную рефлексию | М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка | Учебная презентация |
Предварительный просмотр:
Тест
1. В каких словосочетаниях имена существительные стоят в именительном падеже? (Выберите несколько из 5 вариантов ответа)
1) вкусный пирог
2) зелёную травку
3) солнечный день
4) тонким пёрышком
5) в быстрой реке
2. Прочитай предложение. Найди в нём имя существительное в именительном падеже и запиши его. (Запишите слово в свободную нижнюю строку)
Ярко светит солнце в небе голубом.
__________________________________________
3. Каким членом предложения чаще всего является имя существительное в именительном падеже? (Выберите один из 4 вариантов ответа)
1) второстепенным членом предложения
2) не является членом предложения
3) подлежащим
4) сказуемым
4. Среди разных форм слова выбери ту, которая стоит в именительном падеже. (Выберите один из 5 вариантов ответа)
1) молотком
2) молотку
3) на молотке
4) молоток
5) молотка
5. С каким предлогом может употребляться имя существительное в именительном падеже? (Выберите один из 5 вариантов ответа)
1) у
2) с
3) на
4) в
5) ни с каким
5.На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? (Поставь около верных вопросов «+», а около неверных «-»)
__ почему?
__ когда?
__ кому?
__ кто?
__ что?
Тест
1. В каких словосочетаниях имена существительные стоят в именительном падеже? (Выберите несколько из 5 вариантов ответа)
1) вкусный пирог
2) зелёную травку
3) солнечный день
4) тонким пёрышком
5) в быстрой реке
2. Прочитай предложение. Найди в нём имя существительное в именительном падеже и запиши его. (Запишите слово в свободную нижнюю строку)
Ярко светит солнце в небе голубом.
__________________________________________
3. Каким членом предложения чаще всего является имя существительное в именительном падеже? (Выберите один из 4 вариантов ответа)
1) второстепенным членом предложения
2) не является членом предложения
3) подлежащим
4) сказуемым
4. Среди разных форм слова выбери ту, которая стоит в именительном падеже. (Выберите один из 5 вариантов ответа)
1) молотком
2) молотку
3) на молотке
4) молоток
5) молотка
5. С каким предлогом может употребляться имя существительное в именительном падеже? (Выберите один из 5 вариантов ответа)
1) у
2) с
3) на
4) в
5) ни с каким
5.На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? (Поставь около верных вопросов «+», а около неверных «-»)
__ почему?
__ когда?
__ кому?
__ кто?
__ что?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Как пишутся приставки» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о правописании приставок, оканчивающихся на -З, -С;Задачи урокаДидактические:&midd...
Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Неопределенная форма глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлени...
Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения находить глагол неопределённой формы.Задачи урокаДидактические:узнать что такое неопределённая форма глагола;научить определять по вопро...
Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имен существительных" ( 3 класс ) , УМК "Школа России"
Цель урока: формирование навыка определения дательного падежа в котором употреблено имя существительно, по падежному вопросу и предлогу.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить со схемой «...
Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имен существительных», 3 класс, УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.Задачи урока:Дидактические:1) Формировать умение осознанно...
Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имен существительных", 3 класс
Тема урока: Предложный падеж имен существительных Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка определения существительных в предложном падеже по вопросу, предлогам, ...
Технологическая карта урока русского языка "Творительный падеж имен существительных" (3 класс), УМК "Школа России"
Цель: формирование навыка определения существительных в творительном падеже по вопросу, предлогам, роли в предложении. Задачи: Дидактические: 1) знать особенности творительно...