Этап | Образовательная цель урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Ф Словесный: беседа | Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой на уроке. - Здравствуйте ребята. Меня зовут Марина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверяет готовность к уроку. - Внимательно посмотрите на свои парты. На них должны лежать тетрадь, учебник и пенал. - Откройте свои рабочие тетради, запишите число … и классная работа.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский ) - Как вы понимаете это высказывание? - Правильная речь человека, свидетельствует об его образованности - Из урока в урок мы познаем русский язык.
|
Приветствуют учителя
Отвечают на вопрос.
| Р: включение в учебную деятельность Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося. |
Презентация
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Ф Словесный: беседа Наглядный презентация
| - Ребята, что же вы изучали на прошлых уроках? - Верно. Словарная работа. - Сейчас мы проверим ваши знания. Я буду читать вам утверждения, а ваша задача в таблице под номером утверждения, поставить +, если оно верное и -, если нет.
- 1. Глагол обозначает действие предмета?
- 2. Глагол отвечает на вопросы кто? и что?
- 3. В предложении глагол является главным членом предложения?
- 4. Изменяется глагол по числам?
- 5. Глагол имеет 4 временные формы?
- 6. Если глагол отвечает на вопросы что делает? что делают?, то он в форме настоящего времени?
- 7. Глагол прошедшего времени отвечает на вопросы что делал? что делали?
- 8. Глагол пробежала является глаголом в будущем времени?
- 9. Глаголы прошедшего времени изменяются по падежам?
- 10. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам?
- Проверим! - Молодцы, ребята! Все справились.
- Ребята посмотрите, на доске записаны слова: стол, зима, любил, писал, класс, веселый. - Назовите слова, которые являются глаголами. - Придайте словам отрицательный смысл. - Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? - Ребята, маленькое слово не называется частицей. - Какую роль в речи играет частица НЕ? - Как написать частицу НЕ с глаголом? - Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами?
- Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило - правописание частицы НЕ с глаголами? - Ребята, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся. | - Глагол
Слушают учителя.
Выполняют задание в полоске ответов.
- Любил, писал. - Не любил, не писал. -Слово «не». - Придаёт слова отрицательный смысл.
- Да. | Предметные: З: что такое глагол, его виды, на какие вопросы отвечает и т.д. У: работать с полоской ответов, воспринимать на слух утверждения. Метапредметные: К: выражение своих мыслей с полнотой и точностью. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднени |
Презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Ф Словесный: беседа Наглядныйпрезентация
| Формулирует тему и цель урока вместе с детьми. - Какова тема нашего урока? - Какие цели вы поставите для себя на уроке? Чему вы должны научиться? 1) познакомиться … 2) узнать… 3) научиться…
-Молодцы. | - Правописание частицы НЕ с глаголами. 1) познакомиться с правописанием НЕ с глаголами; 2) узнать правило правописания; 3) научиться применять полученные знания на практике. | Предметные: У: определять тему и цель урока. Метапредметные: П: анализ. К: достижение договоренностей и согласование общего решения. Р:целеполагание. Личностные: осознание ответственности за общее дело. |
Презентация
|
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Ф Словесный: беседа
Наглядныйпрезентация
Словесный: объяснение
П Словесный: Пересказ правила
| Работа с пословицами в парах. - Ребята посмотрите у вас на парта лежат пословицы, я их случайно рассыпала, помогите мне их собрать. Кто не работает, | не дружит. | С ложью правда | и рыбку из пруда. | Без труда не вытащишь | не делает. | Лень добра | тот не ест. |
- Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? – Верно! - Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь. К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием. Проверка. - Какие глаголы вы выписали?
- Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами? - Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике. Сравнение с правилом в учебнике на с. 150 (внизу). - Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали? - Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей НЕ? Хоровое говорение.
-Какое правило, мы можем с вами сформулировать? Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Работа над сказкой. -Послушайте сказку, ответьте на вопрос, какие глаголы с НЕ запомнили? Итак, слушаем внимательно. СИЛА ЛЮБВИ Сказка Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может. - Какие глаголы с НЕ запомнили?
- Что вы заметили? - Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? - А почему? Можете ли вы предположить? - Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать. - Я говорю так, я вас годую? Или навижу? - Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю. - Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями, также являются словами исключениями слова неволить, недоумевать.
|
Кто не работает, тот не ест. С ложью правда не дружит. Лень добра не делает. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Раздельно.
- Не дружит, не вытащишь, не работает, не делает, не ест. - Раздельно.
- Не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать. - Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно. - Не имеют смысла без НЕ. - Нет.
| Предметные: З: правописание частицы не с глаголами; пословицы. У: анализировать написание частицы не с глаголами. Метапредметные: К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения. Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей. Личностные: проявление активности в общей работе. |
Презентация
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий |
Ф Словесный: беседа
| Закрепление с детьми полученных знаний. Работа в учебнике Упражнение 224 (стр. 124)
- Посмотрите на упражнение и прочитайте выражения. 1. Не шути с огнем: обожжешься. –Как вы понимаете это выражение?
- А что если мы уберем частицу не?
2. Соловья баснями не кормят. Что оно означает?
- А что если мы уберем частицу не?
3. Не спеши языком. Что оно означает?
- А что если мы уберем частицу не? - Какое значение вносит частица не?
-Молодцы!
Упражнение 225 (стр. 125)
- Давайте с вами прочитаем, как нужно говорить правильно. Прочитаем первый ряд слов, выделяя ударение, повторяя за мной.
Теперь второй ряд слов.
И третий.
- Какое значение вносит частица не? - Запомните произношение данных глаголов с частицей не. - Прочитаем с вами, что написано под упражнением.
| Выполняют задание.
Огонь опасен и не нужно играть рядом с ним или относиться к нему беззаботно.
- Говорится перед тем, как пригласить кого-либо к столу (обычно после затянувшихся разговоров), или (реже) тогда, когда важны (нужны) не пустые разговоры, а конкретные дела.
- Это значит прежде чем что-то сказать нужно подумать и сделать, а потом только говорить об этом.
- Отрицание.
- Был – не был, не была, не было, не были. - Жил – не жил, не жила, не жило, не жили. - Дал – не дал, не дала, не дало, не дали. - Отрицание
- Частица не при глаголе придает высказыванию отрицательный смысл: повторил – не повторил, звонил – не звонил. | Предметные: З: правописание частицы не с глаголами У: анализировать значение частицы не; объяснять смысл выражений. Метапредметные: К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения. Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей. |
Презентация
|
Динамическая пауза |
| Ф Практический: физминутка | Организация проведения динамической паузы. - Встаньте, немного отдохнем. |
| Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни | Видео
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Словесный: инструктаж Практический: самостоятельная работа | - Теперь, поработаем самостоятельно на листочках. - Посмотрите на экран. Спишите, раскройте скобки. Подчеркните частицу не перед глаголами. 1) Москва, что гранит: никто Москву (не)победит. 2) Кто в Москве (не)бывал, красоты (не)видал. 3) Кто (не)сеет, тот (не)жнёт. 4) Кто сегодня обманет, тому и завтра (не)поверят. 5) Смелого да умелого и страх (не)возьмёт, и враг (не)побьёт. 6) Торопливость делу (не)помогает. - Как пишется частица не перед глаголами? (Раздельно) - Какое значение придает частица не? Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга (0 ошибок – 5; 1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; 3-4 ошибки – 2.) | Самостоятельно работают.
1) Москва, что гранит: никто Москву не победит. 2) Кто в Москве не бывал, красоты не видал. 3) Кто не сеет, тот не жнёт. 4) Кто сегодня обманет, тому и завтра не поверят. 5) Смелого да умелого и страх не возьмёт, и враг не побьёт. 6) Торопливость делу не помогает.
| Предметные: З: правописание частицы НЕ с глаголами. У: выбирать правильный вариант Раскрывать скобки. Метапредметные: П: извлечение из текста необходимой информаци, выполнение действий по алгоритму. | Раздаточный материал Презентация
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Ф Словесный: инструктаж Наглядный презентация Практический: упражнение
| - Сейчас мы с вами узнаем как вы запомнили всю информацию по правописанию частицы НЕ с глаголами. - Задание. Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не. У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее. Аня (не)навидит помидоры. - Проверим! - Ребята, поднимите руку, кто не согласен. Раз таких нет, значит все выполнили работу верно. Молодцы! |
У нас не было времени пойти в кино. В этом городе я раньше не жила. Сергей и Валя не были на экскурсии в музее. Аня ненавидит помидоры.
| Предметные: З: правописание частицы не с глаголами, слова исключения. У: анализировать правописание частицы не с глаголами. Метапредметные: Р: коррекция К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания; |
Раздаточный материал Презентация
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа Наглядныйпрезентация
| -Какая была тема нашего урока? - Какая была цель нашего урока? - Поднимите руку, кто считает, что мы достигли поставленной цели.
Домашнее задание - упражнение 229 страница 126. - За урок я поставила оценки.
Самооценивание. -Поднимите весёлый смайлик, если вам понравилось как вы работали на уроке, а если же нет, то поднимите грустный. -Спасибо за урок, досвидания. | - Правописание частицы НЕ с глаголами. 1) познакомиться с правописанием НЕ с глаголами; 2) узнать правило правописания; 3) научиться применять полученные знания на практике. | Метапредметные: Р: оценка. К: использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
|
Презентация
|