Технологическая карта урока русского языка "Правописание личных окончаний глагола в слове "гнать" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Орлова Анна Андреевна

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».

Задачи урока

Дидактические:

  • формирование умения определять спряжение глаголов., в том числе у глаголов-исключений;
  • способствовать формированию знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».

Развивающие:

  • развивать внимание при выполнении учебных задач;
  • развивать речь;
  • развивать умение работать в коллективе.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;
  • воспитывать любовь к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_16.03_ispravlennyy.docx436.28 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 16.03.2021

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс: 3 б

Урок: 4

Время: 10:40-11:20

Кабинет: 221

Студент: Орлова Анна

Группа: 36

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Кондратьева Ирина Ивановна

Тема урока: «Правописание личных окончаний глагола в слове «гнать»»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».

Задачи урока

Дидактические:

  • формирование умения определять спряжение глаголов., в том числе у глаголов-исключений;
  • способствовать формированию знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».

Развивающие:

  • развивать внимание при выполнении учебных задач;
  • развивать речь;
  • развивать умение работать в коллективе.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;
  • воспитывать любовь к учебе.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Настроить учеников на работу.

- Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Андреевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь. Надеюсь, наш урок принесёт нам радость общения и открытия новых знаний.

 -Но сначала, давайте подарим друг другу хорошее настроение, а для этого улыбнитесь сначала мне, а потом друг другу.

Проверка готовности к уроку.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

-Откройте ваши тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя.

Записывают число и классную работу.

П:

М:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Л:

 проявлять мотивы к учебной деятельности, осознавать личностный смысл учения.

Слайд 1

Слайд 2

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

П, Ф

Словесный метод: повторение теории

Метод языкового анализа: орфографический анализ

Повторение

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Вам нужно вставить пропущенную букву и определить спряжение глагола. У вас есть 3 минуты.

Карточка 1

Суш_т, полза_т, боле_т, корм_шь, лет_м, пил_шь, красне_шь, кос_т.

Проверка задания

- Как вы определяли спряжение глаголов?

- На что оканчиваются глаголы 2 спряжения?

- Все верно. Ко 2 спряжению относятся глаголы с усекаемой формой инфинитива на -еть, -ить, - ать, после шипящих. (На слайде схема)

Работают в парах.

-Сушит (2 спр.), ползает (1 спр.), болеет (1 спр.), кормишь (2 спр.), пилишь (2 спр.), краснеешь (1 спр.), косит (2 спр.).

- Ко 2 спряжению относятся глаголы с усекаемой формой инфинитива, все остальные глаголы относятся к 1 спр..

- На -еть, -ить, -ать, после шипящих.

П:

Уметь определять спряжение глагола ;

М:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

 К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Л:

 принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

Карточка 1

Слайд

Подведение к теме урока

- На утренней заре пастух

Не гонит уж коров из хлева....

Выделите окончание и определите спряжение глагола «гонит».

- Но почему тогда написано гонит, а не гонет?

- Окончание -ит, начальная форма глагола - «гнать». Заканчивается на -ать, значит глагол относится к 1 спр..

- Не знаем.

со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный метод: формулирующий диалог.

Составление плана работы.

Формулировка темы и цели урока.

- Подумайте, какая проблема нашего урока?

- Какую цель мы с вами поставим на урок?

Составление плана работы.

- Давайте составим план нашей работы.

1. Выяснить, какие личные окончания пишутся в глаголе гнать и почему.

2. Потренироваться.

Формулируют тему и цель урока.

- «Правописание личных окончаний глагола в слове «гнать»».

- Выяснить, почему в слове «гонит» пишется И.

П:

Уметь формулировать тему и цели.

М:

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой.

Л:

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности

Слайд

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Наглядный метод: презентация.

Словесный метод: беседа, учебный диалог

- Посмотрите на схему, она правильная?

- Тогда почему глагол «гнать» не подходит к данной схеме? Может, у нас неправильная схема?

- Нет, схема у нас правильная. Дело в том, что гнать – это единственное слово 2 спр., у которого перед -ать не шипящий звук. Поэтому оно и не попало в нашу схему. Но именно она и помогла вам обнаружить это-слово исключение. Не будь её, вы бы его просто не заметили. Но в эту схему нужно внести уточнение. Как мы это можем сделать?

- Да.

- Возможно.

Предлагают свои варианты

П:

Уметь формулировать правило.

М:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план .

 К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Л:

проявлять мотивы к учебной деятельности, осознавать личностный смысл учения.

Слайд

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

И

Практический метод: списывание

Работа с упр.258

- Откройте учебники на стр.112, упр. 258. Прочитайте задание про себя.

- Прочитайте задание после стихотворения.

Вам нужно списать стихотворение, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и подписать над глаголами спряжение. Работаете самостоятельно, затем я спрошу одного человека на оценку.

Заунывный ветер гон_т

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стон_т,

Глухо шепч_т тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,

За листком летит листок.

И струёй, сухой и острой,

Набега_т холодок.

Проверка упражнения

Проведение динамической паузы

Выполняют упражнение

Один ученик работает вслух.

- Гонит (искл.,2 спр.), стонет (1 спр.), шепчет (1 спр.), набегает (1 спр.).

П:

Знать спряжение глаголов; уметь определять спряжение глаголов.

М:

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Л:

проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практический метод: самостоятельная работа

Проведение самостоятельной работы

- Сейчас вам нужно будет вставить букву, выделить окончание и определить спряжение глагола. Работаем самостоятельно. У вас 5 минут на выполнение.

Карточка 1 вариант

Ветер ве…т, он гон…т облака; он пропуст...т мяч; пада…т с дуба жёлудь; он ищ_т работу.

Карточка 2 вариант

Бабушка вяж…т шарф; прогон…т тоску; сосед кле…т обои; гон_т пастух стадо овец; она дополн_т ответ.

Проверка задания.

- Время вышло, обменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте друг друга и поставьте оценку в соответствии с критериями.

Выполняют самостоятельную работу

1 Вариант

Веет (1спр.), гонит (2 спр.), пропустит (2 спр.), падает (1 спр.), ищет (1 спр.).

2 вариант

Вяжет (1 скл.), прогонит (2 спр.), клеит (2 спр.), гонит (2 спр.), дополнит  (2 спр.).

Взаимопроверка

П:

Знать спряжение глаголов; уметь определять спряжение глаголов.

М:

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Р: оценка, контроль.

Л:

навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.

Слайд

Карточка

Критерии

0 ош. – «5»

1 ош. – «4»

2 ош. – «3»

3 и > ош. – «2»

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г

Практический метод: списывание с грамматическим разделением.

Домашнее задание

- Запишите домашнее задание. Упр.257.

Работа в группах

- Сейчас вам нужно из стихотворения выписать глаголы в два столбика, вставить пропущенные буквы, выделить окончание. Вы будете работать в группах. Давайте повторим правила работы в группе.

Карточка

Выпиши глаголы в два столбика, укажи спряжение, вставь пропущенную букву, выдели окончание.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что дела_т, расскаж_т.

Черт_т, пиш_т, иль поёт,

Вышива_т, или паш_т,

Или забива_т гол,

Вар_т, жар_т,мо_т, чист_т –

Всё расскаж_т нам глагол.

Проверка задания

- Сейчас вам нужно будет найти ошибки в тексте и исправить их.

Карточка

Зимой солнце светет, но не греет. Мама свяжит тебе теплый свитер. Легкий ветерок кружет и вертет в воздухе последние снежинки. Весной солнышко пригреит жарче, растопит снега, согреит землю, разбудит все живое. Мы часто ходем в наш парк, гуляим по липовым аллеям, бродем по извилистым дорожкам.

Проверка задания

Записывают домашнее задание

- Говорить шепотом, не перебивать, работать дружно, уважать мнение всех членов группы.

- 1 спр.: делает, расскажет, пишет, поёт, вышивает, пашет, забивает, моет, расскажет.

2 спр.; чертит, варит, жарит, чистит.

- Светит (2 скл.), свяжет (1 скл.), кружит (2 спр.), вертит (2 скл.), пригреет (1 скл.), согреет (1 скл.), ходим (2 скл.), гуляем (1 скл.), бродим (2 скл.).

П:

Уметь правильно произносить звуки

М:

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями;

Р: планирование.

Л:

проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Карточка

Слайд

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

И, Ф

Словесный метод: рефлексивные вопросы.

Организация предметной рефлексии

- Какая тема урока?

- Какую цель ставили?

- Как определяем спряжение глаголов?

- В чём особенность слова гнать?

Организация эмоциональной рефлексии

-А теперь я предлагаю вам ответить на несколько вопросов. У вас на партах лежат анкеты, заполните их.

Анкета

1.На уроке я работал активно/пассивно.

 2 Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

 3. Урок для меня показался коротким/длинным.

4.За урок я не устал/устал.

5. Мое настроение стало лучше/хуже. 6.Материал урока мне был понятен/ не понятен.

 -Всем спасибо за урок!

Отвечают на вопросы

- «Правописание личных окончаний глагола в слове «гнать»».

- Выяснить, почему в слове «гонит» пишется И.

-  Ко 2 спряжению относятся глаголы с усекаемой формой инфинитива, все остальные глаголы относятся к 1 спр..

- Глагол «гнать» единственный глагол 2 спр., у которого перед -ать не шипящий звук. Поэтому глагол «гнать» является исключением, его нужно запомнить.

Проводят рефлексию своей деятельности на уроке

П:

Уметь проводить самооценку; знать правило.

М:

Р: самооценивание.

Л:

проявлять мотивы к учебной деятельности.

Слайд

Слайд

Карточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов"4 класс

Отрабатывание навыков определения спряжения...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Конспект урока по русскому языку "Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения" 4 класс

Конспект урока по русскому языку  "Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения" 4 класс...

Конспект урока русского языка «Личные окончания глаголов I и II спряжения» (4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.Планируемые результатыПредметные:знать:...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...

Технологическая карта урока русского языка. "Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени." (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени.Цели деятельности учителя: знакомство с правописанием безудар...