План-конспект урока по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хомушку Светлана Сергеевна

Предлагаю план-конспект урока по русскому языку для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по русскому языку по теме:

«Собственные и нарицательные имена существительные.»

Цели урока:

1)Образовательные: обобщить и активизировать полученные  знания учащихся об имени существительном; закреплять умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; писать заглавные буквы в именах собственных.

2)Развивающие:  продолжить работу по развитию речи (устной, письменной, расширение словарного запаса); памяти, мышления и внимания.

.

3)Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку,  активность, умение работать в коллективе,

доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки, смайлики, учебник «Русский язык. 3 класс. Часть 2.)

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Давайте, дети, наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. А теперь улыбнемся друг другу. Садитесь, пожалуйста.

-Желаю вам с удовольствием поработать на уроке. Сегодня , дети, мы отправимся в необычное путешествие, а именно в Королевство имени существительного.

2. Постановка цели и задачи урока.

На нашем пути появился домик, в котором живет сказочный герой. Догадайтесь, кто это?

Толстяк живет на крыше

Летает всех он выше.(Карлсон.)

-Карлсон просит ответить на вопросы.

(Работа в парах. Отметьте верные высказывания знаком «+», неверные – знаком « - «.

  • Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?
  • Имена существительные обозначают действие предмета.
  • Слова, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевленными.
  •  Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?
  • Имена собственные пишутся с большой буквы.

(-Сколько неправильных ответов? Самооценка.)

-Какую тему мы изучаем, дети?

-Сформулируйте тему урока. Определите цели урока.

-Сегодня, дети, мы повторяем тему «Собственные и нарицательные имена собственные». Мы повторим и закрепим полученные наши знания по этой теме.

1)Минута чистописания.

1.Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде

Дома и на улице

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

2.Письмо буквы Сс

На доске записаны слова: поэт, река, Пушкин, Россия, город, страна, Енисей, Кызыл(Словарная работа : поэт-это писатель, который сочиняет стихи).

– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?

-Назовите одушевлённые имена существительные?

-Назовите слова, которые написаны с большой буквы?

-Объясните их написание.

-Сформулируйте тему урока. Определите цели урока.

-Сегодня, дети, мы повторяем тему «Собственные и нарицательные имена собственные».

-А мы продолжаем наше путешествие. Угадайте, кто в нем живет?

Папа Карло удивлен:

Стукнул по полено он-

и сучок стал носом длинным.

Так родился …(Буратино.) Буратино просит выполнить задание:

« Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.»

(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).

– По какому принципу вы распределяли данные слова?

-Когда мы пишем большую букву?

– Давайте дополним каждую колонку своими примерами. (2 ученика у доски)

-Составьте, пожалуйста, предложение. Запишите его.

-Почему слова Пушкин, Россия, Енисей, Кызыл пишутся с большой буквы?

-А теперь потренируем наши язычки.

Физминутка «Буратино»

4. Обобщение и систематизация знаний и умений.

(Чистоговорка). Рассказываем чистоговорку.

СА-са-са -в лесу живёт лиса

Сы-сы-сы -хвост пушистый у лисы

Се-се-се -знаем сказку о лисе

Работа по учебнику.

Упражнение 22, стр.15.

-Прочитайте. Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение.

-Назовите нарицательные имена существительные. Как вы это определили?

-Почему имена существительные получили название собственные?

–  Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.

-Итак, на какие две группы делятся имена существительные? Давайте обратимся к памятке и посмотрим, какие существительные относятся к собственным.

Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. К ним относятся:

  • Имена, отчества, фамилии людей.
  • Клички животных.
  • Географические названия(стран, городов, рек, озер, морей).
  • Названия улиц, площадей.
  • Названия художественных произведений.

-Вот домик в королевстве. Угадайте, кто в нем живет?

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун, болтун, зазнайка?

Знают все, малыш…(Незнайка). Незнайка просит выполнить задания.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации. (Работа в группах.)

Задание 1 группе.

Даны названия городов России. Найдите и подчеркните  только города Республики Тыва.

Москва, Абакан, Кызыл, Красноярск, Туран, Ак-Довурак, Омск, Шагонар, Чадан.

Задание 2  группе.

Образуйте от неодушевленных имен существительных одушевленные имена существительные.

Спорт-__________________________________

Музыка-________________________________

Космос-________________________________

Баян-__________________

Школа-______________________________

Задание 3 группе.

Узнайте имена двух сказочных героев. Напишите их.

ДЮЙЛЁНУШКА-_______________________________________

БУРАЛУШКА-________________________________________

СНЕГУЛЬВИНА_______________________________________

Игра с мячом.(Выходят по 1 представителю из каждой группы).

«Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать словечко».

-Столица России-…

-Мальчик-луковка…

-Умывальников начальников….

-Наша планета…..

-Девочка из цветка….

-Наш кожуун….

-Кличка собаки….

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Как пишутся собственные  имена существительные?

  • Буратино сказал: «Собственные имена существительные пишутся с большой буквы».
  • Мальвина сказала: «Собственные имена существительные пишутся одинаково».
  • Незнайка сказал: «Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы».

-На какие вопросы отвечают имена существительные?

  • Буратино сказал: «Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?».
  • Мальвина сказала: «Существительные отвечают на вопросы что делает? Что

делают?».

-Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

  • Буратино сказал: «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными.»
  • Мальвина сказала: «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются неодушевлёнными.
  • Незнайка сказал: « Никакие.»

-Чей ответ правильный?

 

7.  Рефлексия.

-Чем занимались  на уроке?

-Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли их?

-Какое задание вам понравилось?

-Что было трудным?

-Кто хорошо работал на уроке?

На доске прикреплен круг от солнышка.- Лучики нужно прикрепить к солнышку. –

Жёлтого цвета -мне очень понравилось занятие, много полезной информации..

Голубого цвета- занятие не понравилось, не было никакой полезной информации.

Домашнее задание.  

1)  Написать 5 собственных имен существительных, 5 нарицательных имен существительных.

2) Подготовить сообщение «Тайна моего имени».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательные имена существительные" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать у...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...

План-конспект урока русского языка во 2 «Г» классе Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

План-конспект урока русского языка  во 2 «Г» классе  Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»....