Урок на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 3 класс программа Бунеева
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Михайлюта Наталья Мансуровна

Открытый урок проведенный на региональном конкурсе молодых учителей "Новый учитель- новой школе" г. Новокубанск Краснодарский край Интересный изапоминающийся,который был проведен на незнакомом классе, но с большим успехом. Понравилось всем!!!!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Новый год , маленькие, праздник, дети, любят

Слайд 4

Маленькие дети любят праздник Новый год.

Слайд 6

Имена существительные

Слайд 7

Тема урока: Имена существительные Неодушевленные -В большинстве м. и ж. р. Ср. р. очень мало ( дитя, животное, Во мн.ч. Совпадает с формой Род. Падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе): В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч. Ср.: мать — вижу ежа (мн.ч. В.п.), нет ежа (мн.ч. Р.п.); дед— вижу дедов (мн.ч. В.п.), нет дедов (мн.ч. Р.п.); вижу деда (ед.ч. В.п.), нет деда (ед.ч. Р.п.); Во мн. ч. Вин. П. совпадает с формой Им. П. (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. Ср.: страна — вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень — вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.). Одушевленные

Слайд 8

Неодушевленные Одушевленные Неодушевленные

Слайд 9

Лесная сказка

Слайд 10

Жила – была чудесная пушистая и зеленая ________. Она росла в волшебном______ .А когда пришла ______ маленький____ и его друг________ стали часто водить вокруг нее_____ . Как- то раз звери услышали необычные шаги. Большой и сильный _____и маленький _____шли прямо к елочке . ____предложил срубить лесную____ . Но как только он занес ______малыш расстроился и они оставили елочку на _____. А потом каждый год приезжали её навещать и украшали разными_______ .

Слайд 11

Одушевленные Неодушевленные зайчик елочка медвежонок Лесу папа зима сынок хоровод топор полянке игрушками



Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Тип урока: урок обобщение

Цели для учителя: создать условия обобщения понятия одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе ,давать самооценку учебной деятельности.

Цели для ученика: обобщить знания по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» развивать умении задавать вопросы к имени существительному как части речи; развивать внимание, наблюдательность, воспитывать любовь к своему народу, его традициям, к родному языку.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

- развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам.

Регулятивные УУД:

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты:

- контроль, коррекция, оценка действия партнера;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Планируемые предметные результаты:

Понимать суть одушевленных и неодушевленных имен существительных, знать их отличие, уметь правильно задавать вопросы к ним.

Технологии, используемые на уроке – проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий

Ресурсы для урока:

1. Презентация к уроку.

2.Учебник «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, 2 часть, «Баласс»,2012.

3. Раздаточный материал

4. Ноутбук, проектор,интерактивная доска

5.Методическое пособие для учителя «Русский язык» ,«Баласс»,2012

Ход урока

1 Орг. Момент

  • Звучит отрывок из песни «Кабы не было зимы» (Дети рассаживаются по местам)
  • Доброе утро ребята! Сегодня мы с вами проведем необычной урок, который должен принести нам огромное удовольствие! Попробуем?!
  • Скажите, а к какому празднику подходит эта песня?
  • Новый год

2.Постановка цели урока

  • А какие слова приходят вам на ум при  словосочетании «Новый год?»
  • (Кидаю снежок ребенку, он называет слова)
  • Мандарины, елка, гости, подарки, семья, Дед мороз, Снегурочка, праздник….
  • (Заготовленные слова вывешиваю на доску сосульками.)
  • А к какой части речи можно отнести названные вами слова?
  • Имена существительные
  • Отлично, а раз вы это знаете, может быть разделим эти слова на две группы. Какие бы вы предложили?
  • Одушевленные и неодушевленные
  • Правильно, так какая тема нашего урока?
  • Одушевленные и неодушевленные имена существительные
  • Раз уж мы заговорили про Новый год, мне кажется кого- то мы позабыли?
  • Дед мороз и Снегурочка
  • Конечно, Но урок, то у нас необычный и поэтому, сегодня к вам пришли Дед мороз и Санта Клаус, который решил посетить нас, и вместе с братом помочь вам разобраться в этой сложной теме!

Чистописание

  • В начале урока прозвучала их любимая песня. А какую её часть вы запомнили лучше всего?
  • Ла-Ла-Ла-
  • Конечно, так иногда передают мотив песенки без слов, а мы используем эти слоги для чистописания
  • (Прописывание)

Словарная работа

  • Вместе с дедушкой морозом к вам в гости пришел символ уходящего, года
  • -Какой?
  • Лошадь
  • Она подготовила задание для повторения пройденного вами материала
  • Какое словарное слово подходит для нашего урока сегодня?
  • Новый год
  • Правильно, но Лошадь быстрое животное- по пути к нам она перепутала слова из предложения и просит вашей помощи
  • На доске слова Новый год , маленькие, праздник,  дети, любят
  • Как же правильно записать:
  • Маленькие дети любят праздник Новый год.
  • Надпишите, пожалуйста, в этом предложении части речи и подчеркните главные члены предложения.
  • Правильно. Спасибо лошадка, на смену тебе бежит символ нового года- овечка, что же приготовила она?

Работа над темой урока

  • Скажите, а кто повторит правило по теме нашего урока
  • Молодец- заслуженная снежинка и оценка
  • У вас у каждого на столе снежинка и сейчас мы проверим, как вы усвоили данное правило.  На снежинке две колонки, в которые мы впишем одушевленные и неодушевленные существительные, которые связаны с Новым годом

Одушевленные

Неодушевленные

  • Отлично, не забывайте следить за посадкой и положением вашей руки, ну и, конечно же, зарабатывать снежинки.

Физминутка

  • А сейчас давайте немного потанцуем с дедушкой морозом

Закрепление

  • Ну а следующее задание нам на карточках и на доску принесли Деде мороз и Санта Клаус, но они тоже торопились и текст карточек оказался залеплен. Вам нужно подобрать слова и переписать текст. Эти же слова есть на шариках для елочек наших гостей. И как только вы их угадаете, мы украсим своих лесных красавиц.

Жила – была чудесная пушистая и зеленая ________. Она росла в волшебном______ .А когда пришла ______ маленький____ и его друг________ стали часто водить вокруг нее_____.

Как- то раз звери услышали необычные шаги. Большой и сильный _____и маленький _____шли прямо  к елочке . ____предложил срубить лесную____. Но как только он занес ______малыш расстроился и они оставили елочку  на _____.

А потом каждый год приезжали её навещать и украшали разными_______.

 

Одушевленные

Неодушевленные

зайчик

елочка

ежик

Лесу

папа

зима

сынок

хоровод

топор

полянке

игрушками

(Дети из вставленных слов наряжают две елочки)

Итог урока

Ребята, скажите, так какую тему мы закрепили на нашем уроке?

 Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Какие группы предметов мы можем отнести к этим понятиям?

К одушевленным- людей, животных

К неодушевленным- все остальные предметы

Вы отлично потрудились и теперь я вам раскрою маленький секрет- в конце урока мы с вами отпустим Санта Клауса к нему на родину- в Лапландию. И дадим ему поручения выполнить ваши заветные желания, которые и сложим в его волшебный мешочек. Возьмите листочки для желаний и и красиво напишите свое пожелание.

 Теперь давайте посчитаем заработанные вами снежинки. Самых активных я попрошу  привязать шары к корзине Санта Клауса.

Скажите ребята вам понравился наш урок? Чем он вам запомнился?

Мне тоже он очень понравился и на память о нашей встрече я хочу вам подарить Нашего дедушку мороза, чтобы он у вас в классе исполнял ваши желания и заботился о вас

 А Санта Клауса пришла пора отправить домой

 Дети выпускают в окно корзину, подвешенную к связке шаров с пожеланиями и Санта Клаусом.

 

  • одушевлённые существительные, которые   называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: отец, мать, соловей, кошка, муха, червяк;
  • неодушевлённые существительные, которые называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: страна, камень, смех, снег, окно.

Примечание. Иногда бывает трудно разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (
дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище).

 

2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:

  • у одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе): В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч. 

Ср.: мать — вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец — вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);

  • у неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

Ср.: страна — вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень — вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).

 

3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк  — здесь есть полк). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб. С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб  — здесь есть микроб). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу мертвеца — нет мертвеца), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп  — здесь есть труп).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

Конспект урока с презентацией. Тема: «Трёхзначные числа»_3 класс_программа "Школа 2100".

Тема: "Трёхзначные числа".Цель: научиться читать и записывать трёхзначные числа, в которых отсутствует один из разрядов.Задачи: формирование УУД....

Урок по развитию логического мышления в 1 классе (программа Л. В. Занков) Тема : Упражнения на развитие зрительной памяти.

Форма: Упражнения на развитие логического мышления.Цель: тренировать зрительную памятьЗадачи:1)образовательная : познакомить с разными видами упражнений на тренировку зрительной памяти.    ...

Конспект урока по ИЗО. Тема урока: рисунок на тему "Первый снег", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель урока: формирование у обучающихся навыков создания композиции. Задачи: выявить степень заинтересованности обучающихся к искусству и природе; создать условия для эмоционального воспроизведения кар...

Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...

Презентация к уроку математики по теме "Признаки предметов" 1 класс, программа 2100, урок №5

Презентация составлена по материалам учебника "Математика 1 класс" программа 2100. Дети на уроке повторяют ранее изученные признаки предметов и выводят новые: вкус, материал, назначение....