Урок на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 3 класс программа Бунеева
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Открытый урок проведенный на региональном конкурсе молодых учителей "Новый учитель- новой школе" г. Новокубанск Краснодарский край Интересный изапоминающийся,который был проведен на незнакомом классе, но с большим успехом. Понравилось всем!!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odushevlennye_neodushevlennye_sushchestvitelnye_3_klass.pptx | 1.84 МБ |
odushevlennye_neodushevlennye_sushchestvitelnye_3_klass.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новый год , маленькие, праздник, дети, любят
Маленькие дети любят праздник Новый год.
Имена существительные
Тема урока: Имена существительные Неодушевленные -В большинстве м. и ж. р. Ср. р. очень мало ( дитя, животное, Во мн.ч. Совпадает с формой Род. Падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе): В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч. Ср.: мать — вижу ежа (мн.ч. В.п.), нет ежа (мн.ч. Р.п.); дед— вижу дедов (мн.ч. В.п.), нет дедов (мн.ч. Р.п.); вижу деда (ед.ч. В.п.), нет деда (ед.ч. Р.п.); Во мн. ч. Вин. П. совпадает с формой Им. П. (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. Ср.: страна — вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень — вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.). Одушевленные
Неодушевленные Одушевленные Неодушевленные
Лесная сказка
Жила – была чудесная пушистая и зеленая ________. Она росла в волшебном______ .А когда пришла ______ маленький____ и его друг________ стали часто водить вокруг нее_____ . Как- то раз звери услышали необычные шаги. Большой и сильный _____и маленький _____шли прямо к елочке . ____предложил срубить лесную____ . Но как только он занес ______малыш расстроился и они оставили елочку на _____. А потом каждый год приезжали её навещать и украшали разными_______ .
Одушевленные Неодушевленные зайчик елочка медвежонок Лесу папа зима сынок хоровод топор полянке игрушками
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Тип урока: урок обобщение
Цели для учителя: создать условия обобщения понятия одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе ,давать самооценку учебной деятельности.
Цели для ученика: обобщить знания по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» развивать умении задавать вопросы к имени существительному как части речи; развивать внимание, наблюдательность, воспитывать любовь к своему народу, его традициям, к родному языку.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
- развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам.
Регулятивные УУД:
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные результаты:
- контроль, коррекция, оценка действия партнера;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Планируемые предметные результаты:
Понимать суть одушевленных и неодушевленных имен существительных, знать их отличие, уметь правильно задавать вопросы к ним.
Технологии, используемые на уроке – проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий
Ресурсы для урока:
1. Презентация к уроку.
2.Учебник «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, 2 часть, «Баласс»,2012.
3. Раздаточный материал
4. Ноутбук, проектор,интерактивная доска
5.Методическое пособие для учителя «Русский язык» ,«Баласс»,2012
Ход урока
1 Орг. Момент
- Звучит отрывок из песни «Кабы не было зимы» (Дети рассаживаются по местам)
- Доброе утро ребята! Сегодня мы с вами проведем необычной урок, который должен принести нам огромное удовольствие! Попробуем?!
- Скажите, а к какому празднику подходит эта песня?
- Новый год
2.Постановка цели урока
- А какие слова приходят вам на ум при словосочетании «Новый год?»
- (Кидаю снежок ребенку, он называет слова)
- Мандарины, елка, гости, подарки, семья, Дед мороз, Снегурочка, праздник….
- (Заготовленные слова вывешиваю на доску сосульками.)
- А к какой части речи можно отнести названные вами слова?
- Имена существительные
- Отлично, а раз вы это знаете, может быть разделим эти слова на две группы. Какие бы вы предложили?
- Одушевленные и неодушевленные
- Правильно, так какая тема нашего урока?
- Одушевленные и неодушевленные имена существительные
- Раз уж мы заговорили про Новый год, мне кажется кого- то мы позабыли?
- Дед мороз и Снегурочка
- Конечно, Но урок, то у нас необычный и поэтому, сегодня к вам пришли Дед мороз и Санта Клаус, который решил посетить нас, и вместе с братом помочь вам разобраться в этой сложной теме!
Чистописание
- В начале урока прозвучала их любимая песня. А какую её часть вы запомнили лучше всего?
- Ла-Ла-Ла-
- Конечно, так иногда передают мотив песенки без слов, а мы используем эти слоги для чистописания
- (Прописывание)
Словарная работа
- Вместе с дедушкой морозом к вам в гости пришел символ уходящего, года
- -Какой?
- Лошадь
- Она подготовила задание для повторения пройденного вами материала
- Какое словарное слово подходит для нашего урока сегодня?
- Новый год
- Правильно, но Лошадь быстрое животное- по пути к нам она перепутала слова из предложения и просит вашей помощи
- На доске слова Новый год , маленькие, праздник, дети, любят
- Как же правильно записать:
- Маленькие дети любят праздник Новый год.
- Надпишите, пожалуйста, в этом предложении части речи и подчеркните главные члены предложения.
- Правильно. Спасибо лошадка, на смену тебе бежит символ нового года- овечка, что же приготовила она?
Работа над темой урока
- Скажите, а кто повторит правило по теме нашего урока
- Молодец- заслуженная снежинка и оценка
- У вас у каждого на столе снежинка и сейчас мы проверим, как вы усвоили данное правило. На снежинке две колонки, в которые мы впишем одушевленные и неодушевленные существительные, которые связаны с Новым годом
Одушевленные | Неодушевленные |
- Отлично, не забывайте следить за посадкой и положением вашей руки, ну и, конечно же, зарабатывать снежинки.
Физминутка
- А сейчас давайте немного потанцуем с дедушкой морозом
Закрепление
- Ну а следующее задание нам на карточках и на доску принесли Деде мороз и Санта Клаус, но они тоже торопились и текст карточек оказался залеплен. Вам нужно подобрать слова и переписать текст. Эти же слова есть на шариках для елочек наших гостей. И как только вы их угадаете, мы украсим своих лесных красавиц.
Жила – была чудесная пушистая и зеленая ________. Она росла в волшебном______ .А когда пришла ______ маленький____ и его друг________ стали часто водить вокруг нее_____.
Как- то раз звери услышали необычные шаги. Большой и сильный _____и маленький _____шли прямо к елочке . ____предложил срубить лесную____. Но как только он занес ______малыш расстроился и они оставили елочку на _____.
А потом каждый год приезжали её навещать и украшали разными_______.
Одушевленные | Неодушевленные |
зайчик | елочка |
ежик | Лесу |
папа | зима |
сынок | хоровод |
топор | |
полянке | |
игрушками |
(Дети из вставленных слов наряжают две елочки)
Итог урока
Ребята, скажите, так какую тему мы закрепили на нашем уроке?
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Какие группы предметов мы можем отнести к этим понятиям?
К одушевленным- людей, животных
К неодушевленным- все остальные предметы
Вы отлично потрудились и теперь я вам раскрою маленький секрет- в конце урока мы с вами отпустим Санта Клауса к нему на родину- в Лапландию. И дадим ему поручения выполнить ваши заветные желания, которые и сложим в его волшебный мешочек. Возьмите листочки для желаний и и красиво напишите свое пожелание.
Теперь давайте посчитаем заработанные вами снежинки. Самых активных я попрошу привязать шары к корзине Санта Клауса.
Скажите ребята вам понравился наш урок? Чем он вам запомнился?
Мне тоже он очень понравился и на память о нашей встрече я хочу вам подарить Нашего дедушку мороза, чтобы он у вас в классе исполнял ваши желания и заботился о вас
А Санта Клауса пришла пора отправить домой
Дети выпускают в окно корзину, подвешенную к связке шаров с пожеланиями и Санта Клаусом.
- одушевлённые существительные, которые называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: отец, мать, соловей, кошка, муха, червяк;
- неодушевлённые существительные, которые называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: страна, камень, смех, снег, окно.
Примечание. Иногда бывает трудно разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.
1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище).
2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:
- у одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе): В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.
Ср.: мать — вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец — вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);
- у неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.
Ср.: страна — вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень — вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).
3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк — здесь есть полк). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб. С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб — здесь есть микроб). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу мертвеца — нет мертвеца), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп — здесь есть труп).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...
Конспект урока с презентацией. Тема: «Трёхзначные числа»_3 класс_программа "Школа 2100".
Тема: "Трёхзначные числа".Цель: научиться читать и записывать трёхзначные числа, в которых отсутствует один из разрядов.Задачи: формирование УУД....
Урок по развитию логического мышления в 1 классе (программа Л. В. Занков) Тема : Упражнения на развитие зрительной памяти.
Форма: Упражнения на развитие логического мышления.Цель: тренировать зрительную памятьЗадачи:1)образовательная : познакомить с разными видами упражнений на тренировку зрительной памяти. ...
Конспект урока по ИЗО. Тема урока: рисунок на тему "Первый снег", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.
Цель урока: формирование у обучающихся навыков создания композиции. Задачи: выявить степень заинтересованности обучающихся к искусству и природе; создать условия для эмоционального воспроизведения кар...
Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...
Презентация к уроку математики по теме "Признаки предметов" 1 класс, программа 2100, урок №5
Презентация составлена по материалам учебника "Математика 1 класс" программа 2100. Дети на уроке повторяют ранее изученные признаки предметов и выводят новые: вкус, материал, назначение....
Технологическая карта урока. Тема "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка. 3 класс. УМК "Школа России"...