План-конспект урока по русскому языку (3 класс) Тема урока: «ОМОНИМЫ».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бадалян Светлана Тиграновна

План-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока: «ОМОНИМЫ».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с омонимами.

Задачи:

Предметные: содействовать изучению новой темы, формированию у учащихся лексических умений; знать: какие слова называются омонимами, находить омонимы в тексте, уметь: различать омонимы;

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, развивать мелкую моторику рук;  способность к самооценке; формировать условия для выработки учебно-познавательной мотивации.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.

в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, в группе, договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, презентация, плакат, елка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc453 КБ
Office presentation icon urok.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока: «ОМОНИМЫ».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с омонимами.

Задачи:

Предметные: содействовать изучению новой темы, формированию у учащихся лексических умений; знать: какие слова называются омонимами, находить омонимы в тексте, уметь: различать омонимы;

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, развивать мелкую моторику рук;  способность к самооценке; формировать условия для выработки учебно-познавательной мотивации.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.

в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, в группе, договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, презентация, плакат, елка.

Ход урока

Этапы урока

Время

Содержание деятельности на уроке

Формы и приемы деятельности

1.Организационный момент

2-3 мин.

1)Проверка готовности учащихся к уроку.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Светлана Тиграновна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Добрый день!

Ну, а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит день принесет и удачу,

И здоровье, и радость нам всем!

Словами «добрый день» мы друг другу желаем только хорошее. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. И я хочу всем вам пожелать, чтобы не только этот день, но и все дни в вашей жизни были добрыми. Сегодня на уроке вас ждет большая и интересная работа, желаю вам всем успеха. Начинаем наш урок. Проверьте порядок на рабочем месте и садитесь. (Слайд 1)

.

2) Повторение правил посадки (Слайд 2 – плакат «Правила посадки»)

- Прочитайте правило и выполните условия.

2. Актуализация опорных знаний

3 мин.

- Ребята, как вы думаете для чего нужны слова?

Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, шутим, поем.

-  Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно.

- Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваш словарный запас пополняется двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами.

- На уроках русского языка, вы узнали, что есть особенные лексические группы слов. Какие это группы?  

- Отгадайте загадки (Слайд 3):

Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся...

Как называются? Кто догадался? (синонимы)

- Давайте вспомним, какие слова называются синонимами? (Близкие по значению слова) (Слайд 4)

- Приведите примеры синонимов?

- Следующая загадка (Слайд 5):

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость».

Ответ: Антонимы

-  Какие слова называются антонимами? (Слайд 6)

- Приведите примеры антонимов?

- Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы?

- Молодцы, мы вспомнили с вами изученный материал.

Фронтальная работа

Взаимопроверка

3.Каллиграфическая работа

5 мин.

- А теперь проведем минутку чистописания. Запишите число и классную работу. (Слайд 7)

1. Работа с загадкой.

- То как синий поясок
Пробиваюсь сквозь песок.
То лечу автомашину,
Ей откручиваю шину.
То на пять певучих рук
Усадил я каждый звук.
То звенящею походкой
Открываю дверь бородкой.
Работящ, хитёр, певуч!
Отгадали? это 
(Ключ.) (Слайд 8)

- Какую букву будем писать? (к)

2. Выполнение учебных действий в тетрадях:

Кк Кк Кк (Слайд 9)

- Пропишите букву «К», пользуясь первым правилом чистописания.

- Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эти слова? (Слайд 10)

Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости.

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем в жизни.

- Красиво и аккуратно спишите пословицу.

- Оцени свою работу. На полях нарисуйте шкалу самооценки.

Все буквы должны быть одинаковой высоты – первое правило чистописания.

5.Определение и формулирование темы урока

3 мин.

- А сейчас проведем с вами словарную работу. (Слайд 11)

- Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.

Словарная работа: Орех, мороз, овес, ноябрь, спасибо, молоко, быстро.

- Поменяйтесь тетрадями, возьмите зеленую ручку и проверьте правильность выполнения задания, если найдете ошибки – исправьте (Слайд 12).

Выпиши:

Из первого слова - первую букву,

Из второго слова - первую букву,

Из третьего слова - первую букву,

Из четвертого слова - первую букву,

Из пятого слова - ударную  букву,

Из шестого слова - первую букву.

Из седьмого слова - вторую букву.

- Какое название имеет новая группа слов?

ОМОНОМЫ

- Какая тема нашего урока? (Слайд 13) «Что такое омонимы»

- Какие цели мы поставим?

Фронтальный опрос. Беседа

 

6.Первичное усвоение новых знаний.

15 мин.

1.  Работа по группам.

- Вы узнаете, что такое омонимы, если выполните задание. Давайте разделимся на 5 групп.

(Учитель раздает карточки с заданиями)

- Ваша задача выписать повторяющиеся слова и определить их лексическое значение.

1 группа. Брат купил новый гаечный ключ. На опушке течёт ледяной прозрачный ключ. В нотной тетради пишем басо´вый ключ. Мама достала из кармана ключ от двери.

2 группа. У Яны длинная русая коса. В углу сарая стоит старая коса, которая позеленела от травы. Далеко в море виднеется песчаная коса.

3 группа. На тарелке лежала крупная кисть винограда. Девочка достала альбом, краски и беличью кисть. Кисть правой руки была сломана.

4 группа. У меня есть новая красивая ручка. Нам в школе на входной двери поставили новую дверную ручку. Девочка на прощание помахала своей маленькой ручкой.

5 группа. В старину люди стреляли из лука. Я не люблю чистить лук, потому что я от него плачу.

(Каждая группа по очереди отвечает, называет выписанное слово и дает лексические значения, на слайде открываются ответы) (Слайд 14)

- Какой вы можете сделать вывод? Кто сможет рассказать, что такое омонимы? (Слайд 15)

- Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя". А мы называем их ОМОНИМЫ.

- Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня  мы посмотрим на ОМОНИМЫ с разных сторон. И узнаем много интересного о них.

- Оцените свою работу в листе самооценки.

2. Работа в паре.

- А сейчас мы с вами поработаем в паре. Я вам раздам стихотворения. Ваша задача: списать текст, подчеркнуть в нем омонимы, определить лексическое значение омонимов.

Наш Ванюша во бору

Накосил косой траву.

А своей косой Танюша

Полюбилася Андрюше.

***

Нам работа нипочем,

Отворили дверь ключом.

Во дворе родник проснулся,

Из под камня бьет ключом.

***

Папа краном управляет,

Носит груз подъемный кран.

Папа чинит в ванной кран.

А придя домой с работы,

***

Отрываясь от Земли

На большой ракете,

Взяли горсточкуземли

На память о планете (Лаптева Е.С.)

Любопытный суслик.

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

-Где вы были?

Лисички!

-Что вы ели там?

-Лисички! (Я. Козловский).

С Филею мы ездили в Орёл.

Там живёт родня. Моя и Филина.

Нам в Орле не встретился орёл.

Но зато мы повстречали филина!..

 ***

Мой знакомый дядя Яков

В санки запрягает яков.

А у нашего у Сани

Сами с горки едут сани!..

 ***

На реке таёжной Лене

Побывать случилось Лене.

А вот брату Лены Сене

Не пришлось, увы, на Сене

- Оцените свою работу в листе самооценки.

3. Физкультминутка.

- А сейчас поиграем с вами в игру «Верно-неверно». Все встаем. Я буду читать разные утверждения. Если утверждение верное – хлопаем в ладоши, если неверное – топаем ножками. Итак, начали…

  1. Синонимы – это слова, которые одинаково произносятся (-).
  2. Антонимы нужны для того, чтобы речь была красивой, выразительной, живой (+).
  3. Антонимы – это слова с противоположным значением (+).
  4. Синонимы – это слова, близкие по значению, на разные по звучанию и написанию (+).
  5. Омонимы – это слова, которые по-разному произносятся, но имеют одинаковое значение (-).
  6. Синонимы – это слова, противоположные по лексическому значению (-).
  7. Омонимы – это слова, которые одинаково произносятся, но обозначают различные, никак не связанные между собой понятия (+).
  8. Синонимы помогают избежать повторов (+)
  9. Антонимы – это слова, одинаковые по звучанию или написанию, но разные по лексическому значению (-).

- Молодцы, справились с заданием.

Работа по карточкам

7.Первичное закрепление новых знаний.

5 мин.

- А сейчас мы с вами выполним небольшой проект. Разделимся на группы по рядам. (На доске таблица с пустыми колонками, учитель раздает конверты)

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Что это такое?

Примеры

1 группа – синонимы

2 группа – антонимы

3 группа – омонимы

- Ваша задача заполнить таблицу. Нужно выбрать правильное определение вашей лексической группы и подобрать правильные примеры.

(учащиеся подбирают правильные карточки и приклеивают на плакат)

- Оцените свою работу в листе самооценки.

Работа по рядам

8.Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 мин.

- Какую цель мы сегодня ставили на уроке?

- Достигли мы ее?

- Что такое омонимы?

- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

- Какой праздник приближается? (Новый год)

- Отгадайте загадку:

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная,

на Новый год я – главная. (ёлка)

( на доску вывешивается елка)

- Давайте сделаем так, если на уроке было интересно и все понятно, то повесьте синий шарик на елку, если были затруднения, то повесьте желтый шарик, если было не интересно и вам это не нужно – приклейте красный шарик.

Фронтальный опрос

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 мин.

- Задание в карточке.

Спиши текст, подчеркни омонимы.

  В одной далекой стране на горе стоял замок, в котором жил трусливый король. На воротах замка висел большой замок. Однажды король решил поохотиться и ускакал в лес.  Гуляя по лесу, он увидел горный ключ, наклонился к нему напиться и выронил ключ от замка. Увидев вдруг рысь, король вскочил на коня, конь помчался галопом, а затем перешёл на рысь. Прискакав к замку, он велел сменить замок.

10.Итог урока

1) Оценка работы класса.

2) Оценивание работы отдельных учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Слова означают одно и то же, Но между собою они не похожи. По-разному пишутся и говорятся... Как называются? Кто догадался? Синонимы

Слайд 5

Слова одной и той же части речи. Но разное значение у них. Скажу я «трусость», Ты ответишь — «храбрость», Скажу я «грусть», А ты в ответ мне — «радость». Антонимы

Слайд 7

Двадцатое декабря Классная работа

Слайд 10

Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости.

Слайд 11

Словарная работа: ..рех, м..роз, ..вес, н..ябрь, спасиб.., м..локо, быстр.. .

Слайд 12

Словарная работа: орех, мороз, овес, ноябрь, спасибо, молоко, быстро. Омонимы

Слайд 13

Тема: «Что такое омонимы»

Слайд 14

Ответы: 1 группа – ключ 2 группа – коса 3 группа – кисть 4 группа – ручка 5 группа – лук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План-конспект урока по русскому языку 1 класса Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ

Цели урока: Создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ЖИ-ШИ    Задачи: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развивать орфографические навыки.- РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. развивать внимание;2...

Урок по русскому языку 2 класс Тема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»

Урок по русскому языку    2 классТема урока:  Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»Цель: 1. Повторить постоянные и непостоянные мор...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

План конспект урока по русскому языку 2 класс тема: Части речи.

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс тема Части речи....

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ»

Урок русского языка по теме:«Правописание слов с буквами Ь и Ъ».Цели:Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова...

План-конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Семья слов».

Универсальные учебные действия: Познавательны: Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования, группировать однокоренные слова (с общ...