Тема урока: «Определение рода имён существительных»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Тема урока "Определение рода имен существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока Определение рода имен существительных | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 3 классе по теме
«Определение рода имён существительных».
УМК «Школа России».
Учитель начальных классов
Мухтарова Г.Р.
Тема урока: «Определение рода имён существительных»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число имён существительных и при возможности его изменять.
Задачи: формировать личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат;
-познавательные УУД: развивать умение структурировать знания, навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отнесения к известным понятиям, осознанно применять теоретические знания на практике;
-регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу и стремиться к её выполнению, прогнозируя и контролируя результат;
-коммуникативные УУД: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников и со взрослыми, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других.
Методы урока: деятельностный, проблемный, частично-поисковый
Формы организации деятельности на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, доска, мультимедийная установка, презентация, карточки для работы в парах; схема-алгоритм.
1. Самоопределение к деятельности
(Проверка готовности к уроку)
- Я желаю вам всем сегодня на уроке сделать много хороших дел!
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи и положительных оценок своему соседу.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Прочитайте слова:
На доске:
Облако, день, сова, орел, животное, Лена, мыши, площадь.
- Что можете сказать о этих словах? (Являются именами существительными)
- Что такое имя существительное?
ПРИЕМ «КЛАСТЕР»
-Давайте расскажем, что мы уже знаем об имени существительном?
Д. Имя существительное - это часть речи.
- Отвечает на вопросы кто? и что?
- Обозначает предмет.
- Бывают собственными и нарицательными.
- Бывают одушевленными и неодушевленными.
- Изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.
Выполняют задания, тренирующие способность выбирать необходимые знания и умения для данного урока, мыслительные операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы блиц-опроса.
- Какое из данных слов можно исключить? (Лена - собственное имя сущ.)
-Какое еще можно слово исключить? (Мыши – мн. ч.)
- На какие две группы можно разделить, оставшиеся имена сущ.? (одушевл. и неодушевл.)
К доске вызываются два ученика.
- Разделите эти имена существительные на две группы.
- По какому признаку вы разделили слова? (одушевл. и неодушевл.)
- Назовите только неодушевленные имена сущ.
Облако, день, площадь.
3. Самоопределение к деятельности. Проблемный вопрос.
- Теперь разделите эти существительные на три группы.
- Вы смогли сделать задание?
- Почему? В чём затруднение?
- В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача – раскрыть еще одну «тайну».
- В помощь вам давайте посмотрим видео.
- А вы, ребята, поняли, как открыть секрет определения рода имени существительного?
4. «Открытие» детьми нового знания
- Какая тема урока?
-Чтобы раскрыть тему, какие задачи на уроке мы должны поставить?
- узнать (какого рода бывают имена существительные)
- составить (алгоритм определения рода имён существительных)
- научиться (классифицировать имена существительные по родам)
- применить (новое знание в работе)
- Ставят цели, формулируют и уточняют тему урока.
- Как определить род имени сущ.?
Правило определения рода имени существительного
- Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.
- Определяем род имени существительного.
- Если сложно, обращаемся к словарю.
Запомните!
Имя существительное имеет род:
- мужской
- женский
- средний
5. Первичное закрепление.
- Теперь сможем разбить слова на три столбика?
- Как?
- По какому признаку вы смогли разделить слова? (по роду)
Устная проверка.
- Что нового узнали об имени сущ.?
- Чтобы легче было научиться определять род,
я открою вам секрет:
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
Повторное чтение хором. ФИЗМИНУТКА
Работаем в парах.
- У вас на столах лежат карточки. Возьмите, пожалуйста, карточку.
КАРТОЧКА
1) спелая, м…лина, красная, сладкая
2) шумный, городской, новый, тр…мвай
3) зелёное, ябл…ко, вкусное, кислое
4) жёлтый, п...сок, тёплый, мелкий
5) весёлая, маленькая, дев…чка, озорная
6) п…льто, новое, зимнее, меховое
7) белое, топлёное, м…л…ко, свежее
- Перед вами карточка, в которой 7 строчек, в каждой строчке по 4 слова. Ваша задача найти в каждой строке лишнее слово, обвести его и вставить в слова пропущенные буквы. Задание всем понятно? Приступайте к его выполнению.
-Ребята, помогите оценить своего товарища.
Взаимопроверка: малина, трамвай, яблоко, песок, девочка, пальто, молоко.
-Внимание на доску, дан правильный ответ.
- Какая орфограмма пропущена в словах?
(Непроверяемая безударная гласная в корне слова)
- Запишите выделенные слова себе в тетрадь в три столбика, распределяя по родам. Допишите в каждый столбик еще по одному слову.
Проверка.Проблемный вопрос:
- Как вы думаете, если слово девочка женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверьте. Что получилось? Нет.
Запомните!
По родам существительные не изменяются. Род- это постоянный грамматический признак. Имя существительное бывает либо мужского, либо женского, либо среднего рода.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Напиши существительные в три столбика по родам.
Лиса, снег, облако, салат, дерево, мох, земля, окно, тополь, конфета, синица, жара.
Проверка.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
– Давайте, проверим: смогли ли мы достичь поставленных задач?
- Что вы сегодня нового узнали на уроке?
- Кто или что вам помогало справиться с заданиями?
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто доволен своей работой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Знакомство с родом имён существительных".
Урок русского языка с презентацией и приложением по теме: "Род имён существиетльных". Первый урок по данной теме - знакомство с каегорией рода имён существительных по системе Л.В.Занкова....
Определение рода имён существительных во множественном числе.
План-конспект и презентация открытого урока по русскому языку в 3 классе....
Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России» Тема: Упражнение в определении рода имён существительных
Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок-тренинг. Система Школа России...
Урок русского языка по теме: "Род имён существительных. Определение рода имён существительных".
Первый урок по теме....
Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...
Определение рода имён существительных.
Определение рода имён существительных....
3-4 кл. (2021 год) Интерактивный тренажёр по теме «Определение рода имён существительных».
Данная презентация представляет собой тренажер для уроков русского языка во 2-4 классах по теме "Род имен существительных". Тренажер состоит из 10 заданий, в каждом по 10 слов . При определе...