Определение рода имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Белюкова Анна Геннадьевна

Определение рода имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3g_rod_imen_sushchestvitelnyh.docx24.07 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_rod_imen_sushch.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык,  3Г  класс,   УМК   «Школа  России»

Тема урока:  «Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах».

Тип  урока:  урок  закрепления

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить знания о родах имен существительных;
  • развивать умения учащихся определять род имен существительных;
  • познакомить с алгоритмом определения рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах;
  • выявлять затруднение, причину его возникновения, находить пути выхода из проблемной ситуации;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • проявлять интерес к русскому языку;

Материалы к уроку:

Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » Канакина.В.П,   интерактивная доска, презентация к уроку.

Раздаточный материал: карточки  для индивидуальной работы, Тм «Хлопик».

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент.

II.Актуализация знаний.

III. Минутка чистописания.

IV.Сообщение темы и цели.

-Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть.  Тихонечко садитесь.

-Я желаю вам, чтобы вы на уроке были внимательны к себе и другим, активны, чтобы у вас все получилось.

-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

-Ребята, какой большой раздел мы сейчас изучаем?

-Что вы знаете об имени существительном?

-А что ребята с «Хлопиками» могут добавить?

-С каким новым признаком познакомились на прошлом уроке?

-Что узнали об этом признаке?

-В каком числе? Какая это форма имени существительного?

-Что вам помогло выполнить домашнее задание?

-Вспомните стихотворение.

Женский род запомню я
И скажу «она моя»,
И запомню род мужской,
И опять скажу «он мой».
Средний род - «оно моё»-
Это правило твоё.

Доска: Зол..то добывают (из) з..мли, а знания-(из) книги.

– Посмотрите на доску.

-Что записано? Прочитайте.

-Докажите.

-Как вы ее понимаете?

-Объясните пропущенные орфограммы.

-Обратите внимание на написание всех букв и их соединения. Запишите пословицу, соблюдая все правила каллиграфии.

Ноги под партой,
Руки у края, 
Тетрадь под наклоном, 
Спинка прямая.

-Найдите имена существительные, определите род, подпишите.

-Проверяем.

-В чем сложность?

-Почему не получилось?

-Сформулируйте тему урока.

-Какую цель поставим?

-Для чего нужно уметь определять род?

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Записывают.

-имя существительное.

-часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? и что?.

-Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, изменяются по числам.

-Род имени существительного.

-Имена существительные бывают м.р, ж.р., ср.рода.

-Единственном.

-Начальная.

-Слова-помощники: он мой, она моя, оно.

Рассказывают.

-Пословица.

-Содержит мудрость.

Отвечают.

1 ученик работает у доски.

Пишут

Работают в тетради.

Возникла сложность определения рода у некоторых слов.

Не во всех этих словах получилось определить род.

-Одно слово во множественном числе, другие 2-в другой форме.

-Определение рода имен существительных в начальной и другой форме.

-Научиться определять род имен существительных во множественном числе или другой форме.

-Чтобы грамотно говорить и употреблять слова в речи.

V. Работа по теме.

   1.Алгоритм.

-Так как же определить род у этих имен существительных? Ваши предположения.

-обратимся к правилу в учебнике на с.28.

-Прочитайте. Что нового узнали из правила?

-Что же нужно сделать, чтобы определить род имени существительного?

-Что значит начальная форма?

- Составим алгоритм рассуждения. (Слайд)

-Записываем (из) земли- земля

-Сверьте с алгоритмами на парте.

Аналогично выполняется работа с остальными словами. Проговаривается еще раз.

Высказываются.

Отвечают.

-Поставить в начальную форму

-Ед.ч., кто? или Что?

1.Нахожу имя существительное.

2.Ставлю его в начальную форму: ед.ч. что? - земля

3.Определяю род имени существительного при помощи личного местоимения – она – ж.р.

-Делаю вывод, значит сущ. (из) земли – ж.р.

   2. Работа по учебнику.

VI. Физминутка

VII.Продолжение работы. Разбор предложения.

VIII. Самостоятельная работа.

Выполним упражнение 46 на с.28. Прочитайте.

Разбираются орфограммы.

-Расскажите друг другу в паре, как будете определять род

Слайд.

-Запишем предложение под диктовку.

Рыжие лисички сидят под ёлкой.

-Разберите.

-Определите род имен существительных.

Дифференцированная работа. Сильные ученики выполняют задание на карточках, слабые с помощью Хлопиков разбирают 3 слова: (под) ёлкой-вместе, (в) лесу и шишки-самостоятельно.

Выполняют упражнение.

1 ученик пишет и разбирает.

2 ученик определяет род.

Таблицы сверяют с образцом на слайде.

IX.Итог.

X. Рефлексия.

Домашнее задание.

-Ребята, так как определить род имен существительных во множественном числе и косвенной форме.

-Оцените свои знания.

Учебник с. 28 упр. 45 Просмотрите. Все понятно? На выбор 2 любые пословицы. Или по силам-все упражнение.

-Спасибо за урок!!!

На доске зонтики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В НАЧАЛЬНОЙ И ДРУГИХ ФОРМАХ

Слайд 3

1. Найди имя существительное в предложении. 2 .Поставь существительное в начальную форму : Ед.ч. КТО? ЧТО? 3. Определи род имени существительного при помощи личного местоимения: ОН, мой – м.р. ОНА, моя – ж.р. ОНО, моё – ср.р. Алгоритм определения рода имени существительного

Слайд 5

Имя существительное Начальная форма Род Дождя Дождь М.р. В небо Небо Ср.р. Птицы Птица Ж.р. В полях Поле Ср.р. Инеем Иней М.р. Кровати Кровать Ж.р. К Ане Аня Ж.р.

Слайд 6

Тема понятна, затруднений нет. Тема понятна, но надо ещё потренироваться. Остались затруднения, нужна консультация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Определение рода имён существительных во множественном числе.

План-конспект и презентация открытого урока  по русскому языку в 3 классе....

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России» Тема: Упражнение в определении рода имён существительных

Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок-тренинг. Система Школа России...

3-4 кл. (2021 год) Интерактивный тренажёр по теме «Определение рода имён существительных».

Данная презентация представляет собой тренажер для уроков русского языка во 2-4 классах по теме "Род имен существительных". Тренажер состоит из 10 заданий, в каждом по 10 слов . При определе...

Тема урока: «Определение рода имён существительных»

Тема урока "Определение рода имен существительных"...