Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России» Тема: Упражнение в определении рода имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок-тренинг. Система Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fgos_russk_3_kl.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России»
Тема: Упражнение в определении рода имён существительных
Тип урока: обобщение изученного материала.
Форма урока: урок-тренинг
Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по формированию умений определять род имен существительных.
Задачи: Предметные – содействовать совершенствованию умения изменять существительные по числам, распознавать род; способствовать совершенствованию графического навыка и каллиграфического почерка; продолжать работу по развитию орфографической зоркости учащихся.
Метапредметные-
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД: учить определять род имён существительных, находить неизменяющееся слова по числам, развивать творческое мышление.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха»
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.
2. Актуализация знаний. Запись числа.
-Откройте тетради и запишите число.
Подумайте, какую букву нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ.
З…ма – ? Сн…гирь- п с…сна- д за…ц – з
(Снегирь – это птица, поэтому стоит буква п, сосна – это дерево , поэтому стоит буква д, заяц- это зверь, поэтому стоит буква з, а зима – это время года- поэтому вместо знака вопроса должна стоять буква в)
-Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)
-Напишите слова, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.
Проверка
-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?
Проверь! Зима- зимы, зимний; снегирь – снег, заяц; сосна- сосны.
-Какая орфограмма встречается во всех этих словах? (безударная гласная в корне слова)
-Какое слово лишнее? Почему? (заяц- словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)
-Чем похожи все слова? (это имена существительные)
3.Физкультминутка. Игра «Да – нет»
-Теперь посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»
-Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.
-Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.
Имя существительное – это часть речи? (да)
Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)
Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)
Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)
Имена существительные обозначают предмет? ( да)
-Придумайте свой вопрос к игре.
4.Сообщение темы урока.
- Прочитайте слова. Яблоко, слива, персик, груши.
— Назовите эти понятия одним словом. (Фрукты.)
— Определите род имён существительных. У какого слова вы не смогли определить род? (Груши.)
— Почему? (Оно стоит во множественном числе.)
- Предложите свои способы определения рода этого имени существительного.
- Сформулируйте тему урока.(Имя существительное. Род имён существительных.)
Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род.
2.Работа по теме урока.
Игра «Ассоциации»
-Ребята, вы сказали, что зима это время года. Правда, это замечательное время года уже подходит к концу. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?
(дети называют)
-Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки …
-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.
Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика.
1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую.( снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,
2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую.(метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,
3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (солнце, небо, облако,
Проверка.
-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда? (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, )
-Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда? (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,)
-Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда? солнце, небо, облако, веселье. волшебство)
-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!
6. Зрительная физминутка.
Зрительная физминутка «Снеговик»
-Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за передвижением объектов на экране.
Обобщение.
-Какого же рода бывают имена существительные? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)
-Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.
если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.
если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.
-А как определить род имён существительных во множественном числе? ( нужно поставить его в единственное число)
Упр. 45 стр.27. Прочитайте и объясните а паре когда так говорят. Спишите, укажите род имен существительных.
Взаимопроверка. Вывод: Как определить род?
Ответы детей. Сверимся с совой. Стр. 28 прочитаем правило хором.
3.Физминутка «Как живёшь?»
4.Игра «Снежки»
. Игра «Брось снежок»
-Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!
- «Бросьте» снежок в слово с ошибкой.
-Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола.
-Спишите слова в строчку через запятую, исправив ошибки. Место, куда попадёт снежок, выделите зелёным цветом.
На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.
Проверка
-Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку ( учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой)
Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата
-В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, аллея, обед)
-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)
-Устно определите род у них ( по цепочке)
-Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? ( пальто)
5.Игра на внимание.
Слово пальто.
–Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, трёхсложное, словарное)
Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.
Игра на внимание «Пальто».
-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!
Всегда, всегда, всегда «пальто»
Оканчивается на «о».
Но вас сегодня, так и быть,
Я постараюсь с толку сбить.
Все гости разошлись. Но кто
Оставил в комнате….?
Пурга на улице люта,
Замёрзнуть можно без …
И всё ж ни сразу, ни потом
Гость не вернулся за …
С тревогой к вешалке иду,
Иду к забытому…
Ну, кто его оставил, кто?
Ах, это же моё…!
6. Работа с текстом.
Найдите упр. 46. Прочитайте, озаглавьте его. Дайте совет другу, как определить род имен существительного.
7. Упражнение в употреблении имён существительных
- Подберите к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные и запишите получившиеся словосочетания. Укажите род имён существительных.
Тёплое ..., душистая..., звёздное ..., футбольный..., жаркий ..., дружная ..., хрустальная ..., огромный ..., топлёное ..., интересная ..., высокое ....
VIII. Рефлексия- Подберите к данным существительным пару женского рода.
Отец, мужчина, дедушка, сосед, волк, козёл, внук, баран, сын, бык, кот, брат.
- Прочитайте слова.Книги, яблоки, деревья, дома, окна, столбы.
- Чем похожи эти слова? (Стоят во множественном числе.)
- Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе? (Поставить его в начальную форму.)
- Определите род имён существительных, записанных на доске.
- Оцените свою работу на уроке.
8. Подведение итогов урока
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.
9. Рефлексия.
-У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку.
Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных, обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности- средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок.
-Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.
-Урок окончен, спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике 1 класс по программе "Школа России" Тема "Образование чисел второго десятка"
Данный урок знакомит учащихся с образованием чисел второго десятка, их названием, порядком следования при счете и составом данных чисел. Построен в занимательной форме "В гостях у героев Простоквашино...
Конспект урока математики в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: Число и цифра 2.
Это конспект урока по математике для 1 класса по программе "Школа России". Он может помочь учителю при подготовке к уроку. В данном конспекте есть интересный материал при проведении устного счёта на у...
Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Это удивительное имя существительное»
Данный урок является заключительным в изучаемой теме "Имя существительное" и подводит итог всему изученному на предыдущих урокаж. Урок планировался так, чтобы активизировать познавательную активность ...
Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"
Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....
Проблемный урок математики во 2 классе по программе «Школа России». Тема: «Единицы длины. Метр».
Урок математики...
Урок русского языка во 2 классе, по программе «Школа России». Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным".
Целью урока является закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным....
Урок русского языка 4 класс по программе "Школа России" по теме "Глагол. Роль глаголов в языке"
Урок разработан по теме «Глагол. Роль глаголов в языке» для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" К уроку подготовлен наглядный материал в презентации на слайдах...