Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Обобщение по разделу "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мордвинкова Анна Викторовна

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_sostav_slova.docx45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Технологическая карта урока

ФИО: Мордвинкова Анна Викторовна 

УМК: Школа России 

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: «Состав слова»

 

Тип: обобщение (рефлексия)

Цели урока: создать условия для обобщения знаний по теме «Состав слова», мотивировать у учащихся внутреннюю потребность к контролю и самоконтролю результата собственной деятельности; формировать у учащихся потребность к выявлению причин учебных затруднений в деятельности и готовность к поиску путей преодоления затруднений.  

Планируемые результаты

 

Предметные:

находить в слове изученные морфемы: корень, окончание, основу, приставку и суффикс; подбирать однокоренные слова;  изменять форму слова;  различать однокоренные слова и формы одного слова; выполнять разбор слов по морфемному составу.

Метапредметные:  

понимать и сохранять в памяти учебную задачу; проводить самооценку своих знаний и умений по выбранным критериям; оценивать достаточность или недостаточность знаний по итогам самопроверки и самооценки;  оценивать степень готовности к предъявлению знаний на проверочной работе; вносить корректировку в свою учебную деятельность в зависимости от полученных результатов, находить выход из проблемной ситуации.

Личностные:

осознавать значимость изучения русского языка;  осознавать ответственность за полученные знания;  выявлять причины успешности или не успешности в учебной деятельности.

Ресурсы урока: компьютер, интерактивная презентация к уроку. Карточки для работы в парах, сигнальные карточки, части слова.

Ход урока

 

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

 

 Организую проверку готовности к уроку
- Проверьте, всё ли необходимое для урока лежит на партах: дневник, учебник, тетрадь, пенал, карточки, сигнальные карточки.

Проверяют готовность к уроку

Актуализация необходимых знаний

Организую постановку цели и темы урока:
– Какую тему мы изучали на предыдущих  уроках русского языка? (Состав слова.) (Слайд № 3)

– Для чего мы изучили эту тему? (Чтобы научиться разбирать слова по составу).
- Какой цифрой обозначается разбор по составу? (2).

 – Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Повторять раздел)
-  А какой будет тема нашего урока? (Обобщение (повторение) по разделу «Состав слова»).

– Какую цель вы поставите перед собой? (Обобщить, повторить знания по разделу  «Состав слова».)

– Давайте посмотрим на план нашей работы на уроке?
(Слайд  № 5)
План работы на уроке

1. Повторим изученный материал (по теме урока).

2. Выполним тренировочные задания.  

3. Найдем и исправим ошибки.

4. Оценим свою работу.
5. Выполним тест на оценку.

- Итак, обратимся к первому пункту плана. (Слайд № 6)
- Вспомним то, что нам уже известно по этой теме.
-
Подготовьте сигнальные карточки. Я выбираю одного из вас и приглашаю к доске ответить на вопросы. Все остальные проверяют ответы одноклассника с помощью сигнальных карточек.
(на слайдах появляются правила о частях слова) (Слайды № 7- 16). (Учащиеся узнают понятие, называют его классу, класс соглашается или нет с помощью сигнальных карточек) +
прошу учащихся выбрать графический образ частей слова  и уточняю, как находится эта часть в слове).
–  
Какого помощника я вам выдала на прошлом уроке, чтобы правильно разбирать слова по составу? (Памятка «Разбор слова по составу».)

 – Напомните мне её. (Игровой момент) Вызываются 4 учащихся (без основы). Они должны расставить части слова в соответствии с их расположением в слове. Все остальные проверяют с помощью сигнальных карточек. Какой части слова нет? (основы). Приглашаю ещё одного участника
- А теперь расставьте части слова так, как их нужно находить в слове при разборе?

- Класс, сигнальные карточки вверх!
-Давайте сверимся с памяткой.
(На доске появляется памятка «Разбор слова по составу» ). (Слайд № 17)

-Ребята, что вы заметили? (отсутствует первый пункт).
- Какой первый пункт в памятке должен быть? (1. Определи у слова часть речи.)
- Зачем этот пункт? (Чтобы правильно найти окончание)

Формулируют тему урока и цель.
Тема:  «Обобщение по разделу «Состав слова»

Цель: обобщить, повторить знания по

разделу «Состав слова»

Разбор слова по составу

2. Найди окончание слова.

3. Найди основу слова.

4. Подбери однокоренные слова и выдели корень слова.

5. Найди приставку слова.

6. Найди суффикс слова.

Основная часть

- Возьмите листы самооценки. (Слайд № 19). Рассмотрите их. Если вы знаете, как выполнить задание поставьте знак «+», если не уверены в своих знаниях – знак «?». Поднимите зелёные карточки, если поставили плюс, красную, если вопрос (и так по каждому пункту).
- Что у вас получилось? Кто поставил одни плюсы, встаньте, пожалуйста. У кого есть знаки вопроса? Что нужно сделать, чтобы ? превратился в +? (подучить правила, потренироваться). Сейчас мы этим и займёмся.  
- Второй пункт плана. (Слайд №  20)

-Выполнять работу будете в парах, кроме 1-ого задания. Возьмите  карточки с заданиями. Подпишите в тетрадях число, классная работа. Посередине поставьте № 1.

Какие личностные качества вы будете сейчас формировать? (Самостоятельность)
Выполните 1-е задание. Готовность покажите.
- А теперь давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд № 22)

Выполните 2-е задание в парах. Ведь не зря говорится «Одна голова хорошо, а две лучше».
–Какие личностные качества вы будете  формировать сейчас?

 ( Умение работать в паре, терпение, сотрудничество, способность принимать другую точку зрения)

-Готовность покажите руками.
- А теперь давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд № 25)

Выполните 3-е задание. Готовность покажите руками.
- А теперь давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд № 27)
Выполните 4-е задание. Готовность покажите руками.
- А теперь давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд № 29)
- Подведём итог – оценим работу. Встаньте те пары, которые выполнили все задания без ошибок! Поставьте себе 5. Встаньте те пары, которые получили 2 +, а остальные !. Это 4. Если 3 ! и один _, то это тоже 4. Остальное – это 3.

Тренировочные задания
Графический диктант.

а) Изменяемая часть слова – это …

б) Часть слова без окончания– это …

в) Общая часть однокоренных слов – это …

г) Значимая часть слова, стоящая перед корнем, – это …

д) Значимая часть слова, стоящая после корня, – это …

Ответы: ____________________________________________
2. Найдите и выпишите в тетрадь формы одного и того же слова: цари, царевич, царь, царица, царя, царевна ___________________________________

3. Разберите слова по составу.

Посадка, лебедушка, срез.

4. Образуйте и запишите новые слова:

новое слово

расход

сказка

извозчик

улов

- Теперь, ребята, приготовьтесь показать свой личный результат? (Слайд № 32). Вам необходимо выполнить тест на оценку. В нём 9 заданий разного уровня: от простого к сложному. (Можно провести после итога урока).

Рефлексия деятельности

Организую подведение итога урока:
(Слайд № 34)

- Назовите тему нашего урока.

- Какую цель ставили?

- Справились ли с поставленной целью?
-Оцените свою работу на уроке: (Слайд № 35)

1.Я доволен работой на уроке, знаю как разобрать слово по составу.
2. Я работал хорошо, но допускал ошибки при разборе.
3. Мне было трудно, я плохо знаю правила о частях слова, мне нужно тренироваться.

Домашнее задание (Слайд № 37): стр. 100 задания 1, 2, 3 (устно),
4, 5,6,7 письменно.

Участвуют в беседе.

Оценивают себя, рисуют соответствующий кружочек:


Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку 2 класс "Корень слова"

Цель урока: умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.Задачи  урока:...

открытый урок по русскому языку 2 класс "Корень слова"

Тема урока: Корень слова.Цель урока: умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.Задачи  урока:...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ПО ОС "ШКОЛА 2100" СУФФИКС И ЕГО РОЛЬ В СЛОВЕ.

Открытый урок по русскому языку "Суффикс и его роль в слове" 3 класс. Урок построен по технологии проблемного диалога с презинтацией...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Открытый урок по русскому языку 2 класс по программе ПНШ "Родственные слова.Корень слова"

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе ПНШ "Родственные слова.Корень слова"...

Открытый урок по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" тема "Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление"

Урок по русскому языку во 2-м классеТема урока:«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»Закрепление знании по теме «Синонимы, антонимы», ...

открытый урок по русскому языку 3 класс "Корень слова.Однокоренные слова

Открытый урок 3 класс с целью обмена опытом и распространения методики обучения ( мастер - класс)...